Программа воспитания "Красота спасет мир"
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа воспитания "Красота спасет мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_krasota_spaset_mir.doc | 477 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО классных руководителей Протокол №1 от 28 августа 2015 года | СОГЛАСОВАНО ________Синицына Г.М., Зам. директора по ВР | «УТВЕРЖДАЮ» ______Гостеева Т.В., Директор МБОУ СОШ №3 Приказ№_________от |
Программа воспитания
«Красота спасет мир…»
Разработчик программы:
Классный руководитель Н.А.Кузнецова
Программа воспитания «Красота спасет мир…»
«...что есть красота
и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
или огонь, мерцающий в сосуде?»
Н.Заболоцкий
Содержание.
1.Пояснительная записка …………………….стр.3
2.Паспорт программы ……………...................стр. 4-6
3.Актуальность программы…………………...стр. 7
4.Принципы воспитательной программы……стр.8-10
5.Концепция программы……………………...стр. 11
6.Этапы реализации программы……………...стр. 12
7.Методы и формы реализации программы…стр. 13-16
8.Содержание воспитательной деятельности...стр.17-34
9.Индивидуальная работа с обучающимися…..стр.35-36
10.Список используемой литературы. ………….стр. 37
Пояснительная записка.
Современный мир быстро меняется. Сегодня педагогу нельзя быть авторитарным. Необходимо в соответствии с новыми государственными программами осуществлять образование не «над ребенком», а «рядом с ним». Информационно – коммуникационные технологии и средства массовой информации предоставляют большие возможности для развития детей. Простая речь учителя часто скучна и не воспринимается как источник ценной информации. Вместе с тем многочисленные исследования показывают, что на протяжении многих веков остается незыблемым понятие «красота». Если задать вопрос: «А что такое красота?», то каждый человек независимо от возраста ответит на него по- своему. В этой неоднозначности и заключается притягательная сила этого понятия. Каждый человек с рождения учится отличать красивое от некрасивого. В нас заложен некий инстинкт любования чем-то. На протяжении всей жизни человек пытается достичь красоты. На этом стремлении можно, с моей точки зрения, построить воспитательную работу. Опираясь на личный опыт детей, педагог может показать им, что есть красота: образованность, доброта, патриотизм, сохранение семейных традиций, гражданский долг, законопослушность, здоровье, внешний вид и другие стороны развитой и гармонической личности. Считаю, что самое главное – это вовлечь в активный поиск красоты самих детей, а не сделать их сторонними наблюдателями. Мне помогают в работе использование элементов личностно – ориентированного и деятельностного подхода в обучении и воспитании, опора на самостоятельность детей в соответствии с новым федеральным стандартом, положение об ученическом самоуправлении школы. К подготовке и проведению мероприятий обязательно привлекаю учеников. Данная программа должна обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности учащихся.
Паспорт программы.
1 | Наименование программы | «Красота спасет мир…» |
2 | Основание для разработки | Организация воспитательной работы с учащимися 5 – 9 класса |
3 | Основные разработчики программы | Классный руководитель Кузнецова Н.А. |
4 | Цель и задачи программы | Цель: Создание воспитательного процесса в классе, при котором социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превращаются во внутренние стимулы развития личности каждого ребѐнка и воспитываются такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, милосердие, формируются первоначальные эстетические представления.
Задачи: Через приобщение к прекрасному: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. воспитывать ценностное отношение к своему национальномy языку и культуре; формировать осознанное и уважительное отношение к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать другим людям, формировать ценностное отношение к семье как основе российского общества; здоровью и здоровому образу жизни. |
5 | Условия достижения цели и задач программы | Поддержка администрации школы, наличие научно-методического, ресурсного обеспечения. Наличие предыдущего положительного опыта. Совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, психологом. |
6 | Основные направления программы | «Родина – душа моя…» Духовно-нравственное развитие. «Здоровый человек – красивый человек» Художественно-эстетическое воспитание. Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний» Экологическое и трудовое - «Я и моя планета» |
7 | Сроки реализации | Сентябрь 2015 – июнь 2020 |
8 | Исполнители основных мероприятий программы | Классный руководитель, органы самоуправления класса, родители, ученики, педагоги. |
9 | Ожидаемые результаты | Воспитание личности, способной к успешной самореализации, обладающей арсеналом методов личного развития, опирающегося на духовно – нравственные ценности. |
10 | Система контроля | Текущий и итоговый контроль в форме тестов, анкетирования, опросов детей, родителей, использование методики мониторинга. |
Актуальность программы.
В последнее время учителям трудно противостоять мощным источникам средств массовой информации, которые не всегда благоприятно влияют на развитие детей. Данная программа направлена на формирование внутреннего фильтра у обучаемых, с помощью которого они могли бы отличать плохое от хорошего, доброе от злого, могли бы увидеть красоту окружающего мира, не отходя от своих «любимых» экранов телефонов, компьютеров. При подготовке школьных мероприятий дети активно используют технические средства. Задача педагога – направить в нужное русло поток любознательности подрастающего поколения. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал:
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Принципы воспитательной программы:
-принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех структур воспитания по духовно-нравственному воспитанию;
-принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации - это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности, занимая центральное место в системе детерминации ее поведения. Они определяют направленность и характер мировоззрения личности. Новый принцип, делающий человека человеком, не сводит к естественной эволюции жизни, а включает в себя и понятие разума, и мышления в идеях, и созерцание, и такие эмоциональные волевые акты, как доброту, любовь, раскаяние;
-принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной группой. Он указывает на разноуровневую включенность в духовно-нравственное воспитание таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда;
-принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения учащихся и их ценностных установок. Принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды, в волевых качествах, обучении;
-принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие. Принцип включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти. Историческая память является базой, фундаментом для формирования духовно-нравственной личности. Соблюдение этого принципа будет способствовать становлению исторического самосознания учащихся, которое, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально-активной личности, способной усваивать знания истории, осмысливать исторический опыт, его уроки, осуществлять социальный прогноз, исходя из понимания сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего; осознавать историческую ответственность за свою деятельность;
-краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности. Особое значение краеведческого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет), воспитания рачительного хозяина своей земли, в целом становления духовно-нравственной культуры. Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах;
- принцип воспитания на традициях. Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п. Несомненно, что российский народ сумел сохранить богатые традиции в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на коренные преобразования в жизни нашей страны, во многих сферах сознания и деятельности, продолжают сохраняться следующие традиции: культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевые (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат); трудовые . Очевидно, что процесс реформирования повлечет за собой и формирование новых традиций на основе нового наработанного опыта духовно-нравственного возрождения России;
-лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа. Язык нации - это литературный язык нации, народности, сложившийся на широкой общенародной основе, в устно-разговорной и письменной формах с постепенно вырабатывающимися нормами. Язык нации является одним из обязательных признаков какой-либо нации или народности, средством их общения или развития. Перемены в стране негативно отразились и на состоянии русского языка. Ненормативное использование русского языка наблюдается почти повсеместно: в рекламе, в сфере торговли, в официальной речи и т.п. В связи с этим сегодня возникла настоятельная необходимость в очищении русского языка от всего чуждого ему, в защите от разрушения, растворения в других межнациональных языках;
-принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья.
Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств.
Концепция программы.
Современный мир характеризуется быстрыми изменениями, нестабильностью политической и экономических ситуаций, конфликтами. Стремительный жизненный поток настоящего времени накладывает отпечаток и на развитие и воспитание современного поколения в школе. Как помочь ребенку научиться отличать хорошее от плохого? Как обеспечить гармоничное развитие личности, способной управлять своей жизнью, воспитывать в себе элементы самоконтроля, уметь сочувствовать и не делать зла другому человеку? В своей программе я использую термин «красота». Считаю, что в любой сфере воспитательного процесса можно найти совокупность добрых начал, которые я называю «красивыми». Гражданско – патриотическое воспитание сформирует любовь к родине, правильное отношение к стране и своему народу, физкультурно – оздоровительное позволит увидеть «красоту» здорового человека, духовно – нравственное воспитание привьет любовь к традициям, обычаям, культуре. Увидеть и найти прекрасное можно в любой ситуации. В названии своей программы «Красота спасет мир…» я вижу высокую цель воспитания гармонично развитой личности.
Добрые сказки, давние русские традиции, семейный теплый очаг, красивая природа, дизайнерское оформление беседки или качелей во дворе дома, спасение человека или животного, теплые дружеские отношения – залог успешного «красивого» мира без войн, конфликтов, насилия. Задача классного руководителя и школы –воспитать гармоничную личность, которое сможет успешно развиваться и видеть свое дальнейшее будущее во всем многообразии красок современного мира, личность, которая будет
строить свои жизненные принципы на основе добрых начал, не будет иметь агрессивных устремлений, которые могут навредить другому человеку.
Этапы реализации программы
Этапы | Сроки | класс | Задачи этапа |
1 этап | 2015-2016 | 5 | I этап – подготовительный Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. |
2 этап | 2016– 2017 2017 - 2018 | 6, 7 | II этап – практический Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. |
3 этап | 2018- 2019 2019 - 2020 | 8, 9 | III этап – обобщающий Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы. |
Методы воспитательной работы.
Метод убеждения. Убеждать, значит так воздействовать на сознание и поведение человека, чтобы у него формировались способности поиска истинности миропонимания. В процессе убеждения идеи и нормы, выработанные обществом, превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, в руководство к действию.
Средства убеждения: учебная работа, беседы, диспуты, встречи, сборы, собрания.
Метод примера. Воспитательная сила примера основана на стремлении людей к подражанию социальным нормам и ролям. Дети стремятся копировать в своем поведении те действия и поступки, которые, с их точки зрения, кажутся значительными и укрепляют их достоинство. Большое воспитательное значение на учащихся оказывает педагог.
На практике воспитания используются личные примеры, из жизни и деятельности других людей, из природы, художественного творчества.
Метод упражнения – равномерно организованное выполнение воспитанниками практических действий и дел с целью накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности. В процессе многократных повторений должны выполняться не только действия и поступки, но и внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.
Упражнение – основной метод умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания. Типы упражнений: упражнения в деятельности (трудовые, в общественной деятельности, спортивные); режимные упражнения; специальные (в этикете, культуре поведения, речи).
Метод приучения – начальная стадия метода упражнения и его составная часть. Основа метода – требование. Составные части: формулировка правила, разъяснение, демонстрация норм и формирование положительного отношения к правилам, многократное повторение.
Метод требования. Содействует возникновению полезных навыков и привычек, формирует черту характера и нравственные идеалы. Требование должно быть гуманным, разумным, подготовленным, системным, рациональным, должно предполагать наращивание трудностей.
Приемы требований: советом, мимикой, жестом, паузой, в игровом оформлении, выражением доверия (недоверия), просьбой (намеком), одобрением (осуждением), угрозой (наказанием). В случае одностороннего увлечения учащегося деятельностью, которая может способствовать формированию негативного поведения, наиболее действенным методов преодоления является переключение учащегося с одного вида деятельности на другой и постепенное формирование нового стереотипа поведения.
Метод поощрения (одобрения) представляет собой совокупность морального и материального стимулирования, признание, положительную оценку поведения или качеств учащегося. Средства: одобрение взглядом, похвала, благодарность, похвала в присутствии товарищей, награждение.
Неуместная похвала теряет воспитательную силу. Воспитанники к ней привыкают и перестают реагировать. Лучший способ – хвалить не самого человека, а выполненное им задание. Он должен быть приучен испытывать чувство удовлетворения не ради поощрения, а во имя результатов труда, в том числе и спортивного.
Метод осуждение (наказания). Осуждение проявляется в неодобрении, отрицательной оценке действий и поступков личности. Наказание – это мера и способ воздействия против человека, совершившего проступок (преступление).
Наказание должно побуждать к обдумыванию своего поведения и требовательно относиться к себе. Наказание только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива.
Метод соревнования (игры). Один из методов мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению деятельности. Соревнование обозначает стремление людей не отставать друг от друга, добиваться лучших результатов. Источник педагогической силы метода в настроении людей играть, резвиться, находиться в деятельном, возбужденном состоянии, т.е. в их мотивах, которые заключены не в результатах, а в самом процессе. Соревнование (игра) – это метод воспитания, обучение, развития и психологической подготовки к решению жизненных задач.
- научно-исследовательский метод;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения района (школы, музей, библиотеки, спортивная школа, школа искусств, ДДТ)
Формы воспитательной работы:
- классные часы, классные собрания, воспитательные часы, беседы, обсуждения
- конкурсы, викторины, игры, праздники, экскурсии, походы (туристические, культурологические), соревнования
- индивидуальные занятия, беседы, консультации
- секции, кружки
- проекты, исследовательские проекты
- дебаты, дискуссии, обсуждения, круглые столы, конференции
- встречи с интересными людьми, клубы по интересам
- родительские собрания, посещения семьи ребенка
Содержание воспитательной деятельности.
1.«Родина – душа моя…»
Цель: воспитание нравственных основ гражданина –патриота, формирование национального самосознания, гражданственности, уважения законности и правопорядка, внутренней свободы и чувства собственного достоинства.
Прогнозируемые результаты :
-знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;
-уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;
-знает свои права и обязанности;
-чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию, и готов изменить ее;
-способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в этой ситуации и нести ответственность за полученный результат;
-осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;
Примерная тематика классных часов и ктд
5 класс
1 «Люди мира, на минуту встаньте!» классный час с презентацией
2 «У войны — не женское лицо». классный час
3 «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа
4 «Аты - баты! Стань солдатом!» классный вечер
5 Мы составляем наш автопортрет. анкетирование
6 "История Отечества - история школы". единый урок
7 Болхов – город церквей
8 "Я ребенок – я гражданин". классный час: ролевая игра
9 "Символы государства". классный час
10. 460 лет городу Болхову «Любимый город»
Проект «Альманах «Любимому городу посвящается»»
6 класс
1.«Знаменательные события, известные люди в истории ». беседа
2. "Защитник Отечества — каков он?" открытый урок: ролевая игра
3.Проект «Знаменитые люди города Болхова»
7 класс
1"Горжусь тобой, моя Россия". классный час
2 «Болхов - жемчужина России». урок гражданственности и патриотизма (с презентацией)
3 «Всему начало - отчий дом». классный час
4 «Семейная летопись». классный час
5.Проект «Город Болхов и моя семья»
8 класс
1 "Я имею право на…” дискуссия
2 "Великая Отечественная война классный час с презентацией
3Сборники материалов «Великая отечественная война и город Болхов»
9 класс
1 «О любви и войне».
литературно-музыкальная композиция
2 «Через века, через года помните…» урок мужества, посвященный освобождению россии от немецко-фашистских захватчиков
3 «Знай и люби свой край». классный час с презентацией
4 «Именем святой Екатерины». игра «Колесо истории»
5Мы – русские, мы – россияне». классный час
6 Фотоальбом «Родной город. Школа. Родной класс»
2. Духовно-нравственное развитие.
Цель: формирование потребностей учащихся к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп.
Прогнозируемые результаты :
-понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;
-уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
-умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
-готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому
-знает основы коммуникативной культуры личности;
-владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;
- ценит чувство товарищества и взаимовыручки;
-участвует в акциях милосердия;
-коммуникабелен, умеет работать в коллективе.
Примерная тематика классных часов
5 класс
Конкурс сочинений ко дню пожилого человека
Дорогие мои, старики
час общения, посвященный Дню матери
час общения «Доброта и милосердие в нашей жизни»
6 класс
1 «Мои духовные ценности». "Уроки нравственности”. Диагностика духовных ценностей учащихся.
2 "Нет уз святее товарищества”. "Уроки нравственности”. Практикум
3 "Человек среди людей”. "Уроки нравственности”.
4 «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» беседа
5 «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». беседа
6 «Дом без одиночества». классный час с презентацией
7 «Весенний калейдоскоп». праздник, посвящённый 8 марта
8 «Мои права и обязанности». классный час
7 класс
1 "Что такое культурный человек?” "Уроки нравственности”
2 "Что такое интеллигентность?” "Уроки нравственности”
3 "Сам себя воспитать должен”. "Уроки нравственности”
4 "Сладкая жизнь." КВН, посвящённый 8 марта
5 «Как научиться управлять собой». классный час
6 «Я и учитель». диспут
7 «Мы составляем наш автопортрет». беседа
8 День памяти воинской славы. классный час
8 класс
1 "Внешний облик – внутренний мир”. диспут
2 "Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”. "Уроки нравственности”
3 "Человек и его судьба”. "Уроки нравственности”
4 «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». "Уроки нравственности”
5 «Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия
6 «Умеем ли мы общаться?» деловая игра
7 "Весеннее настроение". праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки"
8 «Поощрение и наказание в семье». беседа
9 класс
1 "Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”. "Уроки нравственности”
2 "Десять Заповедей – основа нравственности человечества”. "Уроки нравственности”
3 "В чём смысл жизни?” дискуссия
4 "Как стать счастливым?” дискуссия
5 «И в шутку и всерьез». вечер, посвящённый 8 марта.
6 «Будем милосердны к старости!» "Уроки нравственности”
7 «Карманные деньги» дискуссия
8 «Соборы и храмы Болхова» классный час
3 «Здоровый человек – красивый человек»
Цель: формирование стойкой мотивации у учащихся на ведение здорового образа жизни и физической культуры личности.
Прогнозируемые результаты :
-работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
-принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;
-понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;
-знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
-умение управлять своим здоровьем;
-соблюдает нормы личной гигиены;
-владеет простыми туристическими навыками;
-систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.
Примерная тематика классных часов
5 класс
1 «Здоровье – бесценное богатство». анкетирование
2 «О вкусной и здоровой пище». беседа
3 «В здоровом теле…». с презентацией
4 «Папа, мама, я – спортивная семья». спортивная игра
5 «Правила дорожные знать каждому положено». цикл бесед
6 Соблюдение правил техники безопасности. цикл бесед
7 «Урок здоровья». классный час
8 «Умелые пожарные». классный час
9.Строим дом своего здоровья
6 класс
1 «Я выбираю здоровье». беседа
2 «Вино вину творит». классный час с презентацией
3 «Путешествие в Египет» спортивное мероприятие
4 "Урок здоровья". ролевая игра
5 «Формула здоровья». дискуссия
6 «Суд над сигаретой». ролевая игра
7 «Не сломай судьбу свою» классный час с презентацией
8 «Большие гонки». соревнование
9 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед
7 класс
1 "Спортивное казино". игровая программа
2 "Берегите жизнь". спектакль "
3 «Причины суицида среди подростков» беседа
4 «Человек и наркотики». классный час с презентацией
5 «Вместе мы сильнее наркомании». диспут
6 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед
7 «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника
8 «Биологические добавки». классный час с презентацией
«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную». театрализованное представление.
8 класс
1 «Мутагены. Их влияние на природу и человека». классный час с презентацией
2 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». классный час с презентацией
3 «Не пей, Митя». театрализованное представление.
4 Проблема наркомании.
5 Стресс в нашей жизни. тренинги
6 «Спид – болезнь 21 века». беседа
7 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед Цикл бесед
8 «Коктейль здоровья». классный час
9 класс
1 День борьбы со СПИДом. классный час с приглашением медработника
2 «Наследственные болезни». классный час с презентацией
3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед
4 «Дорожные приключения».
классный час
5 «Быть здоровым – жить в радости». классный час
6 «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад
7 «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека). классный час
8 «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить». классный час
4. Художественно-эстетическое воспитание.
Цель: формирование эстетических ценностей и вкуса учащихся , стремление к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества; развитие их творческого потенциала.
Помимо этого воспитательная работа школы ведётся в следующих направлениях:
- формирование экологической культуры, культуры семейных отношений;
- развитие ученического самоуправления и социализация учащихся;
- правовое воспитание и профилактика беспризорности, правонарушений среди подростков.
Прогнозируемые результаты :
-умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;
-имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;
-умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
-пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;
-готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.
Примерная тематика классных часов
5 класс
1 «Музыка и мы» беседа
2 «Красота внешнего облика. Мои жесты» беседа
3 «Юные дарования». конкурс
4 Культура чаепития. ролевая игра
5 «Голубые цветы Гжели» классный час с презентацией
6 Путешествие в страну "Чистых слов" классный час
7 «Лотерея вежливости». классный час
8 «Мы ищем Золушку». конкурсная программа
9 "Культура поведения в школе и школьный этикет" классный час
10. Человеческие ценности
6 класс
1 «О красоте и мужестве» беседа
2 «Музыкальная семья» классный час с презентацией
3 «Жостовский букет» классный час с презентацией
4 «Широкая масленица» праздник
5 «Вдохновенный певец России» (о творчестве Хворостовского) беседа
6 «Русские посиделки.». праздник
7 «Царица Осень». праздник
8 "Для чего нужна улыбка?" классный час
7 класс
1 «Золотая хохлома» классный час с презентацией
2 «Птица счастья» классный час
3 "Волк и семеро козлят на новый лад". музыкальная сказка
4 «Гость в доме – хозяину радость» ролевая игра
5 «Русская басня». (познавательно-развлекательное занятие
с элементами театрализации)
6 Русские традиции. Масленица. классный час с презентацией
7 «Отговорила роща золотая» классный час с презентацией
8 "Как стать интересным собеседником" классный час
8 класс
1 «Красота и труд вместе идут» классный час
2 Человек и творчество. Великие творения человечества. классный час с презентацией
3 "Секреты Золушки". конференция идей
4 Русские традиции. Рождество. классный час с презентацией
5 «Осенний бал» вечер
6 "Светский этикет" классный час
7 "Умею ли я слушать" классный час
8 "Язык, мимика, жесты как средства общения" беседа
9 класс
1 «Что такое духовное богатство человека» дискуссия
2 "Музыка и мы" дискуссия
3 "Сервировка праздничного стола" классный час с презентацией, ролевая игра
4 "Этикет и мы" брейн-ринг
5 История развития туристской песни в орловском крае . Лучшие авторы и исполнители. классный час
6 Туристско-экскурсионные возможности края классный час
7 «Наш друг – кино» устный журнал
8 «Игорь Тальков. Любимые песни» вечер
Акции «Спаси и сохрани», «Доброе сердечко»,
«Чужих детей не бывает», «Цветы ветерану» и т.д.
Конкурсы, игры, «Пасхальный сувенир», «Зажги свою звезду»,
фестивали «Мамино сердце»
«Поле чудес», «Красота.ru»
Концерты, выставки, Посещение художественных выставок, концертов
спектакли в музеях, школе искусств, ДК, театрах
Родительские собрания «Воспитать человека»
«Неформальные молодежные объединения»
«Духовные потребности юношества и их развитие»
«Роль эстетического воспитания в формировании
личности ребенка»
Работа с психологом Тестирование на выявление нравственных приорите-
тов, индивидуальные и групповые занятия, беседы
5. Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»
Цели:
- формировать эмоционально – положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;
- целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;
-создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;
- развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.
Прогнозируемые результаты :
-умеет развивать свои интеллектуальные способности;
-умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;
-владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала; -умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;
- владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;
-наблюдателен,умеет логически мыслить;
-владеет богатым словарным запасом;
- испытывает интерес к познавательной деятельности;
−способен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;
-использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.
Примерная тематика классных часов и КТД
Классные часы «Учись учиться»
«Подведем итоги»
« Великие имена ушедшего века»
«Загадки прошлого» и т.д.
Конкурсы, игры, викторины «Счастливый случай»
«Интеллектуальный хоккей»
«Золотое руно», «Русский медвежонок»,
«Кенгуру», «Робинзонада»
Научно-исследовательская Работа над исследовательскими проектами
деятельность учащихся
Выступления на научно-практических
конференциях, участие в конкурсах
Факультативы, кружки «Геометрия – царица наук», «Физика»,
«Практическая психология», участие в работе
элективных курсов, дополнительные занятия
Учебный эксперимент «Лист личных достижений» «Лист защиты»,
«Заслуженная пятерка»
Родительские собрания «Научить учиться»,
«Адаптация пятиклассников»,
«Как помочь своему ребенку?»
«Что такое мотивация в учебе и как ее отыскать»
Работа с психологом Тестирование, анкетирование, групповые и
индивидуальные тренинги, беседы и
консультирование родителей
«Малый педсовет» Определение форм , методов и приемов
личностно-ориентированного подхода в
обучении и внеурочной деятельности
6. Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»
«Отношение природы и человека—
это отношение двух культур,
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,
внимательным и очень осторожным собственником»
Д.С. Лихачёв
- привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
- изучение и охрана природы своей местности;
- воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;
- знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;
- формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Прогнозируемые результаты :
-знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;
-умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
-ведёт экологически грамотно в природе и в быту;
- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; -предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;
-выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;
-трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;
-имеет знания о производстве, трудовых умениях;
-готов к выбору профессии.
Примерная тематика классных часов
5 класс
1 «Как растения показывают погоду и время». классный час с презентацией
2 «Берегите эти земли, эти воды». классный час с презентацией
3 "Эти забавные животные”. беседа
4 «Охрана и использование животного мира». классный час с презентацией
5 "Природа нашего края”. беседа
6 «Мир вокруг нас». классный час
7 «Загадки осени». праздник
8 «Моё место в природе». беседа
6 класс
1 Конкурс знатоков природы. игровая программа
2 «Электрические станции на службе человека». классный час с презентацией
3 «Экология». классный час
4 «В защиту матери-земли». классный час
5 «Береги лес от пожаров». классный час
6 «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». КВН
7 «В мире животных». урок-путешествие
8 «День воды». внеклассное занятие
7 класс
1 «И я – природа» беседа
2 «Экологическая тропа». заочное путешествие по заповедникам
3 «Чернобыльская катастрофа». урок памяти
4 «Глобальный экологический кризис». классный час с презентацией
5 «Цветы в жизни человека». классный час
6 «Планета заболела». конкурс плакатов
7 «Знаешь ли ты деревья?». игра-лото
8 «Осень в лесу». праздник
8 класс
1 «Робинзонада с растениями». классный час с презентацией
2 «Зелёная жемчужина». беседа
3 «Птичьи разговоры». КВН
4 «Тайна старого леса». классный час
5 История возникновения и развития экологии. беседа
6 "Оранжерея на окне». классный час
7 "Жизнь под угрозой" внеклассное мероприятие
8 "Колобок на новый лад" игровая экологическая программа
9 "Цветы в легендах и преданиях" классный час с презентацией
9 класс
1 «Нет дерева сердцу милее» классный час с презентацией
2 Экскурсия в природу. классный час
3 «Что? Где? Когда?» игра-турнир по экологии
4 Цивилизация - начало борьбы с природой. беседа
5 "Этот пестрый, волшебный, загадочный мир” классный час, (Экологическая пьеса о лесе)
6 Внимание: бытовые отходы классный час
7 "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…" деловая игра
8 "Берегите землю, берегите" классный час с презентацией
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
5 класс
1 "Слава рукам золотым!" устный журнал
2 «Мой дом – наведу порядок в нём»
классный час
3 «Без труда ничего не даётся» классный час с презентацией
4 «Мои обязанности в семье» беседа
5 "Мамина помощница” праздник
6 "О лени и лентяях”. классный час
7 "Книжкин праздник” десант в школьную библиотеку
6 класс
1 беседа
2 Беседы о профессиях. классный час с презентацией
3 «Волшебный узелок» Выставка
4 «Берегите нашу Землю». Субботник
5 "Об аккуратности” беседа
6 Картофельный банкет праздник
7 "В поисках будущей профессий» классный час
8 "Дежурный по школе» классный час
7 класс
1 Беседы о профессиях. Строительные специальности. Классный час с презентацией
2 "Труд в нашей жизни” беседа
3 Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" классный час
4 Участие в субботниках.
5 «Его величество – Хлеб» классный час
6 "Подарок для мамы» мастерская
7 "Я в мире профессий" классный час
8 «Подари книге вторую жизнь» акция
8 класс
1 «Мир профессий и твоё место в нём». классный час
2 "Разделение труда. Классификация профессий". классный час
3 «День Земли». участие в субботниках
4 "Путешествие в Город мастеров". классный час с презентацией
5 "Сто дорог — одна твоя". классный час
6 Трудовые десанты.
9 класс
1 «Влияние темперамента на выбор профессии» классный час
2 «Профессии. Которые мы выбираем» классный час
3 «Чем пахнут ремёсла» классный час с презентацией
4 "Я в водители пошел..." классный час
5 "Новое время — новые профессии" классный час с презентацией
6 "Профессия моих родителей" классный час
7 Трудовые десанты
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно
- Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
- Организация питания учащихся.
- Организация дежурства в классном кабинете.
- Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
- Проверка дневников учащихся.
- 2.Проведение мероприятий в классе (по плану).
- Работа с родителями (по ситуации).
- Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
- Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.
Ежемесячно
- Посещение уроков в своем классе.
- Консультации у школьного психолога.
- Сбор денег на питание
- Встреча с родительским активом.
Один раз в четверть
- Оформление классного журнала по итогам четверти.
- Семинар (учеба) классных руководителей.
- Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной
- работы на новую четверть.
- Проведение родительского собрания.
Один раз в год
- Проведение открытого мероприятия.
- Оформление личных дел учащихся.
- Анализ и составление плана работы класса.
- Статистические данные класса (1 сентября).
Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- организация участия детей в школьных олимпиадах;
- мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
- организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
- организация индивидуальной творческой деятельности;
- создание условий для самовыражения;
- включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом;
- наблюдение и особое внимание, коррекция;
- организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом;
- контроль социального педагога;
- контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
- вовлечение в творческую деятельность;
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- наблюдение и коррекция поведения.
5. Работа с частоболеющими детьми:
. собеседование с учителями – предметниками
. особое внимание, помощь в подготовке домашних заданий
собеседование с родителями.
Список используемой литературы.
1. | Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2 |
2. | Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г |
4. | Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г. |
5. | Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 |
6.. | Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001 г. |
7. | Конвенция ООН о правах ребенка. |
8. | Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995 |
9. | Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г. |
10. | Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе", "Классный руководитель". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная программа :Что спасет мир?"
Это концертная программа о человеческих ценностях: любви, верности, доброте....
Сценарий праздника 8 марта Юмористическая шоу-программа «Красота спасет мир»
Сценарий праздника 8 мартаЮмористическая шоу-программа «Красота спасет мир»Учитель музыки Веселова Г.И.2013 год(Подарок девочкам на 8 марта, участники концерта - мальчики)...
Рабочая программа "Красота спасет мир", 2015
Программа по нравственному воспитанию для 5 -11 классов «Красота спасёт мир».Программа содержит разделы:1. Актуальность2. Мой взгляд на воспитание3. Программа воспитательной работы с...
Рецензия на программу воспитания "Красота спасет мир"
Рецензия на программу воспитания "Красота спасет мир"...
Программа воспитательной работы "Дружба спасет мир!"
Проблема формирования толерантного сознания особенно актуальна для современной России, где в последнее время участились акты терроризма, нетерпимости, обострились межрелигиозные, межнациональные и дру...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР СПАСЕТ КРАСОТА»
Из опыта работы по театрализованной деятельности с классом...
Сценарий игровой программы ко дню инвалидов «Доброта спасет мир»
Игровая программа ко дню инвалидов "Доброта спасет мир"....