Классный час "Жизнь-это..."
классный час (11 класс) на тему
Вставал вопрос в любые времена –
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали
У звёзд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале –
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К извечно не решаемой задаче.
И суть в другом аспекте изложить –
Раз есть она, то как её прожить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_seminar.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый классный час «Жизнь-это…»
Цель: помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном, многообразном мире людей; пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания, помочь сформировать активную жизненную позицию.
Задачи:
образовательные
- познакомить обучающихся с основными этапами становления личности;
- на наглядном примере через практическую работу с предметами показать влияние положительных и отрицательных факторов на формирование личности человека;
воспитательные
- содействовать духовно-нравственному становлению личности;
- воспитывать гражданскую позицию "От меня зависит будущее ...";
развивающие
- развивать конкретное и абстрактное мышление;
- содействовать коммуникативному развитию, развитию навыков коллективной, групповой, индивидуальной деятельности;
- Оборудование: компьютер, презентация, губки (по количеству учеников), нитка, ножницы (по количеству учеников), поднос, 4 чашки: 1-ая с чистой водой, 2-ая пустая, 3-тья с подкрашенной жёлтой и приклеенной надписью "ДОБРО", 4-ая с чёрной подкрашенной водой и табличкой "ЗЛО" , силуэт человечка из белой бумаги, камень: прямо пойдешь – себя узнаешь, налево пойдешь – клад найдешь, направо пойдешь - себя потеряешь, гитара, кораблики, весы, корзинки с птичками.
Ход мероприятия
Эпиграф:
Недостаточно родиться человеком.
Надо ещё им стать.
Вся жизнь может уйти на это …
М. Танич.
(ночь, луна, молодёжь, песни под гитару:
Детство, детство, ты куда спешишь…)
звучит тихая музыка, на её фоне слышны голоса:
1.Ребята, скоро закончим школу, разъедемся, кто куда.
2. Я раньше мечтала: скорее бы выпуской, а теперь как подумаю, что начался обратный отсчёт, страшно становится.
3.Да скоро начнётся взрослая жизнь, а какая она будет?
4.А что такое жизнь и зачем она нам дана, вы не задумывались, ребята?
(все прощаются, уходят, занимают места за партами)
5: Зачем я живу на земле?
Ответь мне, луна.
И светом своим мне путь озари,
Когда я слепа.
6: Зачем я живу на Земле?
Скажите мне, звезды!
Зачем я живу на Земле?
Ведь это совсем уж непросто.
7: Зачем я живу на Земле?
Скажите мне, люди?
Зачем я живу на Земле?
И что со мной будет.
Зажигается свет
Классный руководитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
Вставал вопрос в любые времена –
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали
У звёзд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале –
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К извечно не решаемой задаче.
И суть в другом аспекте изложить –
Раз есть она, то как её прожить?
Один молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».
Может быть смысл в том, чтобы просто жить, просыпаться каждый день, что-то делать, куда-то идти, к чему-то стремиться?
А может быть смысл жизни в том, чтобы просто учиться? Учиться быть счастливым, учиться радоваться и любить? А может быть…?
Слайд 1 Эти философские вопросы волнуют не только детей и подростков, но и родителей, и нас, учителей, и ученых, и писателей, и я думаю всех неравнодушных людей. Вот об этом и поговорим сегодня на нашем классном часе, который так и называется «Жизнь – это…»
Очень хорошо, что сегодня у нас гости. Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь. И, я думаю, что они нам сегодня помогут ответить на этот очень непростой вопрос.
Слайд 2 Человеку в этом мире нелегко. Перед ним всегда стоит выбор, а порой бывает и не один. И, конечно, по пути, который выбирает человек можно судить о его дальнейшей жизни.
(появляется камень)
Мы с вами оказались на распутье. Перед нами 3 дороги:
1.прямо пойдешь – себя узнаешь
- налево пойдешь – клад найдешь
- направо пойдешь - себя потеряешь
Какую дорогу выберем?
Слайд 3 1.Прямо пойдешь – себя узнаешь
(звучит греческая музыка, появляется изображение греческого храма и надпись «Познай себя!»)
У: В древности в греческом городе Дельфы был храм, в который приезжали люди, чтобы услышать от прорицателя свою судьбу. Над дверью этого храма на камнях была выбита надпись: «Прежде, чем ты войдешь в двери этого храма, о путник, познай самого себя!»
- Посмотрите, что я принесла на наше занятие. (показываю губки разных размеров)
- Вижу, вы удивлены!
Что это? (-Губки.)
- Как вы думаете, зачем я их взяла? (Высказывают свои предположения.)
Сейчас вы проверите свои предположения. Возьмите каждый по губке, кому какая нравится.
(дети берут губки)
- Давайте их рассмотрим. Какие они?( маленькие, большие, разноцветные)
- Откуда они появились? Их создала природа или сделал человек?( Они сделаны руками человека из синтетических материалов.
- А какое главное свойство есть у губки? (Она может впитывать воду)
- Что ещё может губка?( Губка может отдать воду)
- Проверьте, так ли это? (даю пустую чашку)
- А все ли губки одинаково? Если надо, давайте проверим.
(- Губка может впитывать воду. Чем больше губка, чем больше воды она впитает. Чем меньше губка, тем меньше она впитала воды. Губка может отдавать воду: чем больше губка, тем больше воды она отдаст и наоборот. После отжимания на губке остаётся немного воды, но в маленькой губке меньше, в большой - больше.)
- Сделайте вывод.( Губка сделана человеком из синтетических материалов, бывает большая и маленькая, может впитывать воду: большая губка впитает много, а маленькая меньше. Может отдавать воду.)
- Ребята, а на кого может быть похожа губка?
(если будут затрудняться, сказать : Внимательно послушайте мой вопрос "На кого похожа губка?"
(Губка похожа на человека, т.к. люди бывают большие (это взрослые) и маленькие (это дети).
- Раз так, давайте сделаем из наших губок человечков. Возьмите нитки и ножницы.
1 шаг: Сначала сделаем голову - перевяжите верхнюю часть губки ниткой. Округлите ножницами голову.
2 шаг: Надрежем слева и справа, примерно начиная от половины к центру вверх к голове губки ручки.
3 шаг: Снизу посередине сделаем надрез - ножки.
4 шаг: отрежем лишнее под ручками.
Почему человека можно сравнить с губкой? Что он может впитывать и что отдавать?
-давайте проведём небольшой эксперимент
- Пожалуйста, подойдите ко мне 2 -ое ребят со своими губками-человечками
1-й опустите своего человечка-губку в эту чашку.
2-й, а Вы опустите вот в эту чашку.
- Расскажите, что произошло?( - Моя губка впитала воду и стала красной (чёрной).
- А теперь давайте посмотрим во что "вляпались"губки, что они в себя впитали.
! (поворачиваю чашки надписями "ДОБРО" и "ЗЛО" к ребятам)
- Как вы понимаете, что скрывается под понятиями "ДОБРО" и "ЗЛО"?
- Вы правильно понимаете. Под понятиями "Добро" и "ЗЛО" скрываются положительные (+) и отрицательные (-) факторы.
- Перенесите данное явление на личность человека.
- Каким станет человек, который в себя впитал "ЗЛО, ПЛОХОЕ"?
- А "ДОБРО, ХОРОШЕЕ"?
- Человек, подобно губке впитывает в себя позитив и негатив и становится либо хорошим , либо плохим (приобретает хорошие или плохие качества)
- А что человек может отдавать? Вот вы, например, что давали, ну, скажем, своему (ей) другу?(подруге)
Давайте проведём опыт №2.
- Попробуем дать ответ на вопрос ЧТО МОЖЕТ ОТДАТЬ , как губка ЧЕЛОВЕК?
Перед вами 2 чашки
(стоят 2 чашки с цветной водой с надписи "ДОБРО" и "ЗЛО")
-Обмокните наших подопытных в купели с "Добром" и со "ЗЛОМ". Отожмите, чтобы не текло.
- Перед вами младенец (даю чистый белый лист бумаги по форме человека).
Ведь говорят: "Человек рождается чистым, как лист" .
- Дотроньтесь Вы к нему своей губкой.
- Теперь Вы.
- Что произошло?
- А с подростком или со взрослым человеком такое может произойти? Приведите пример из жизни.
- Сделаем вывод. Какие факторы могут влиять на личность? Как они влияют на её развитие.
- Ребята, а как вы думаете, маленький наш человечек станет плохим или хорошим?
От чего это зависит?
(если не скажут, что зависит от человека, то обратиться к гостям)
- Совершенно правы те из вас, которые считают, что многое, все- таки, зависит от личности и от того какие качества в ней заложены с детства, ведь детство это очень важный период становления личности человека. Это зависит и от того, насколько человек поддаётся чужому влиянию.
Вы, наверняка, смотрите телевизор и в психологических фильмах часто причины личностных проблем людей скрыты именно в ДЕТСТВЕ. Возьмите маньяков. Они ненавидят женщин, убивают их, потому что их мама в детстве не любила, обижала, унижала, предала.
Сильная личность может противостоять злу, побеждать его, а слабая - подчинится.
Приведите свои примеры.
Сделаем вывод: скажите пожалуйста, что определяет правильное формирование личности?
(- Воспитание, образование, пример родителей, социум (общество)
- Скажите, а так ли важно каждому человеку что-то брать, что-то отдавать? и Почему? Может, можно каждому прожить, не беря и никому ничего не отдавая? Как часто мы слышим такую фразу: "Я никому ничего не должен и не обязан!" Возможно ли такое?
( - Нет, потому что люди связаны друг с другом, мы живём в обществе. Мы берём у других людей то, что не умеем, не знаем сами.)
5. Игра «Клубочек».
- Сейчас мы с вами поиграем в «Клубочек».
(Учитель, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, передает клубок ученику на основании внешних или внутренних сходств между ними. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, передает клубок другому ученику,называя общий между ними признак. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.)
-Посмотрите как все запутано, как сложны человеческие отношения. Потяните ниточки…конечно, их можно их разорвать .Но стоит ли это делать? Конечно, не стоит! Не только радость, но и сложности приносит нам человеческие взаимоотношения, несмотря на это, не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу. Поэтому, не будем рвать нити, а аккуратно снимем их с пальца.
- Ребята. можно ли человеку узнать самого себя за один раз?
Вывод – наблюдать за собой и изучать себя всегда
Перед каждым из вас лежат три следа, один из которого вы можете прикрепить на любое из высказываний мудрых людей, если посчитаете, что оно вам близко по духу
|
- Перед вами символическая капелька, пусть каждый из вас напишите на ней то, что "впитал", подобно губке, из состоявшегося разговора.
- Остановка -налево пойдешь – клад найдешь
Классный руководитель: Ребята, кто из вас желает пройти испытание?
(выходит один ученик, за его спиной встают «Мысль - змея» и «Совесть»)
Ситуация: Мимо ученика идет прохожий и теряет 100 рублей
«Мысль - змея» О, тебе так повезло. Бери быстрее деньги, они твои
«Совесть» Отдай деньги тому, кто их потерял
(ученик делает выбор, обсуждение с классом)
Зонтик откровений - Что происходило внутри тебя во время испытания?
Часто ли тебя посещает мысль- змея? Нашептывает ли она «возьми, возьми, сделай, сделай!»
Что ты отвечаешь ей? Говоришь ли решительно: «Пошла прочь!» Или прикидываешь в уме, как бы взять чужую вещь, чтобы никто не заметил?
Вопросы
- Ребята, как вы думаете, что скрывается под этой надписью на указателе?
- Действительно нужно идти по этой дороге?
- Чем опасно данная дорога?
Те ребята, которые решили оставить на ней следы, в первую очередь, должны задуматься куда их эта дорога приведет.
Видео-притча «Что такое жизнь»
Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.
СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».
ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?».
СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь...».
Нам осталось пройти по третьей дороге. Кто не боится идти вперед?
3 Остановка направо пойдешь - себя потеряешь
Учитель достает весы. На одной чаше весов написано: «Жизнь для других», на другой - «Жизнь для себя».
Перед вами «весы жизни», назовем их так условно. Ребята, выберите вашу жизненную позицию. Какая позиция наиболее приемлема для вас?(ученики кладут на одну из чаш свои шарики, у каждого в руках только один шарик).
Весы послужили прекрасной наглядностью.
Людям свойственно совершать поступки, именно они определяют, по какой позиции живет человек. И теперь мы попробуем обвинить или защитить поступок, который характеризует человека, живущего для себя. Для этого выберем обвиняемого, он садится в центр стола, далее следует рассказ о его проступке.
В нашем классе произошло несчастье, одноклассница попала в автомобильную катастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый из вас без промедления откликнулись на эту просьбу, но нужная группа крови только у обвиняемого, а он категорически отказывается сдавать.
Все остальные разбиваются на две группы. Первая группа – обвинители, вторая группа – защитники.
Функции сторон: защитникам нужно найти положительное в этом поступке и начать свое выступление со слов : я считаю…
А обвинителям – доказать вину обвиняемого (а мне кажется…)
После того как обвиняемый прослушает обе стороны, он должен высказать свое отношение к ситуации.
Классный руководитель: Смыслом жизни людей другой позиции является «жизнь для других». Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в истории было немало. Среди них философы, художники, поэты, врачи - люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперед. Можете ли вы назвать именно таких людей, плодами жизни которых мы пользуемся до сих пор, несмотря на то, что их давно нет?
Ученики приводят примеры: 3. Фрейд, А. Нобель, Ньютон, И. Христос.
А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни. Островский писал: «жизнь – это самое дорогое, что есть у человека». Однако почему же иногда люди не задумываясь, отдают ее по собственному желанию.
Примеры: …
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пороку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
А сейчас еще раз посмотрите на «весы жизни». Переменил ли кто из вас свое мнение о двух жизненных позициях? Ребята, у вас есть возможность еще раз определить место своей позиции
Классный руководитель: Почему эта дорога называется – «себя потеряешь?»
Классный руководитель: Человек, как большой корабль, плывёт по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль? Грузом каких дел? Посмотрим на себя.
(Учитель раздаёт нарисованные кораблики, на основании или на мачте которых предлагается записать свой ответ).
Классный руководитель: А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни. Маяком в этом нелёгком плавании пусть будет голос нашей совести.
(Кораблики прикрепляются к листу ватмана)
Кл. руководитель. Вступающим в мир
Говорю наперёд:
Железо кузнец, а не молот куёт,
Птицу сбивает не дробь, а стрелок,
Хлеб выпекает не печь – хлебопёк…
Так было и будет; в атомный век
Не атом владычит, а человек!
И сколько бы не рассуждали мудрые философы о смысле жизни, мы уверены, что жизнь сама по себе радость, большое счастье, бесценный дар. Наверное, ни у одного человека жизнь не бывает простой и лёгкой. Недаром народная мудрость гласит: «Жизнь прожить – не поле перейти».
Классный руководитель: сказка «Загадай желание-исполнится»
Классный руководитель: слово гостям, родителям
Итак, наш классный час подходит к концу. Но не заканчивается наш путь к себе, к Человеку. И путеводной звездой на этом пути пусть будет сознание того, что главное украшение Земли – человек: умный, порядочный, добрый, целеустремлённый, трудолюбивый, мужественный, нравственный.
Помните:
Человек, как звезда, рождается,
Чтобы светлее стала Вселенная.
Старайтесь быть людьми с большой буквы, а мне остаётся пожелать вам удачи на экзаменах и счастливого пути в нелёгкую, но интересную жизнь. Безусловно, каждому предопределена своя судьба, своя дорога, но бесспорно остаётся одно – нужно быть на земле человеком!
песня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...