Памятники героям
классный час (8 класс) на тему

Классный час посвященный 9 мая

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pamyatniki_geroyam_vov.zip2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Стоят монументы. Стихами и в прозе…

История создания памятника-ансамбля на Мамаевом кургане

На самом Мамаевом кургане битва длилась 135 дней и ночей. Его вершина была важным звеном в системе обороны города, так как с нее прекрасно просматривался не только сам Сталинград, но и Волга, переправы, заволжье. Вся земля на холме была буквально перепахана снарядами, минами, бомбами - до 1000 осколков и пуль на каждый квадратный метр. Весной 1943-го там даже не взошла трава. В тот год высота 102.0 (ставшее легендарным обозначение Мамаева кургана на военных картах) стала настоящим курганом - на его склонах хоронили погибших со всего города.

В начале 1943 г. Сталинград лежал в руинах и был практически мертвым - в городе осталось всего полторы тысячи человек. Но как только фронт отодвинулся от города - туда стали возвращаться жители; и уже к маю количество населения превысило сто тысяч человек.

Родина высоко оценила исторический подвиг Сталинграда. Страна желала видеть Город-герой возрожденным, и не просто городом для жителей, а городом-памятником, в камне и бронзе, с назидательным уроком возмездия врагу, городом вечной памяти павшим его защитникам. Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве был объявлен почти сразу после окончания войны. Обугленный, искалеченный Мамаев курган простоял таким до 1959 г., когда по проекту Евгения Вучетича была начато сооружение грандиозного памятника-ансамбля.

Строительство продолжалось 8 лет, скульптура Родины-матери возводилась 4 года; 200 ступеней - по числу дней и ночей Сталинградской битвы - отделяют вершину кургана от подножия, а всесоюзного значения торжественное открытие мемориала состоялось 15 октября 1967 г.

Авторы ансамбля стремилиcь передать несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине

На площади "Стоявших насмерть" из водной глади поднимается образ советского воина-богатыря. На статуе, высотой в 16,5 метров, символизирующей самый трудный период Сталинградской битвы, начертаны надписи, которые лежали в нравственной основе всех совершаемых подвигов: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «За Волгой для нас Земли нет", "Не посрамим священной памяти».

Площадь Скорби. Над Озером слёз стоит скульптура "Скорбь матери", печаль которой лучше всего передает стихотворение Виктора Бокова:

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.

Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: "Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"

Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждет,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.

Скорбящая мать на Мамаевом кургане - собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне. На Площади также расположены могила Дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, бывшего командарма 62-й Армии В.И. Чуйкова и могила Неизвестного солдата.

Брестская крепость

“Гранитные крепости, крепости в скалах,
В кольце из воды, как в спасательном круге,
Их, стен непреступных, я видел немало.
Но есть ли прочнее, чем крепость на Буге?”

– писал о брестской крепости Петрусь Бровка белорусский народный поэт.

Когда говорят о мужестве, вспоминают Брест, когда говорят об испытаниях, вспоминают Брест, когда говорят о жизнях, отданных за нашу землю, вспоминают Брест. Поэтому мы и хотим рассказать об этой героической и удивительной странице нашей истории.

 Каждое историческое место по-своему уникально. Но Брестская крепость – особый свидетель. Ее почти двухвековая биография – это постоянное приготовление к битвам. Крепость запечатлела в себе самые драматические периоды истории. Она всегда стояла между миром и войной – на самой грани. Люди не раз переступали эту грань. И сегодня на континенте найдется не так много мест, где на небольшом пространстве были бы так тесно переплетены трагедии и подвиги.

Самое знаменитое сражение Брестская крепость приняла почти через сто лет, со дня закладки ее первого камня – 22 июня 1941 года.

 Вероломное вторжение фашистских войск на территорию Советского Союза знаменовало новую стадию Второй мировой войны. Началась беспримерная по размаху и жестокости битва с фашизмом, которую в СССР справедливо назвали Великой Отечественной войной.

Гарнизон крепости первым вступил в неравную схватку с врагом. Советские воины продемонстрировали поразительное мужество, отвагу и стойкость. Подвиг защитников сделал Брестскую крепость легендой.

…Часы идут. Душная ночь. Вдоль реки, в бесформенных черных массивах кустов сжалась смертельная пружина. Германские офицеры следят за стрелками часов 45-я пехотная дивизия вермахта готова к броску на Брест. Впереди – тускло отражающая звездное небо лента Буга, за ней старая русская крепость. В крепости крепким сном спят люди. Завтра – воскресенье.

Стрелки часов сошлись. 3 час 15 минут, 22 июня 1941 года. Час «X». Предрассветное небо раскололось на куски. Залпы орудий и минометов слились в неистовый рык. Фашистская германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз.

До конца не пробудившимся, ошеломленным людям казалось, что разразилась сильная гроза. Но звон вылетавших от ударной волны стекол, огонь, дым, и страшные крики раненых убеждали – это не гроза. Это – ад.

Спотыкаются и падают ничком солдаты в серо-зеленых мундирах. Первые потери новой, едва начавшейся войны. Кто-то ранен и стонет в высокой траве, кому-то уже ничто не поможет. Тут и там завязывается ожесточенная перестрелка. В ней уже слышны пулеметы. В цепях фашистов вмиг исчезает самоуверенность – русские не только не уничтожены, они удивительно быстро пришли в себя!

Брестская крепость должна была пасть в первые часы войны. Такой был план, и у тех, кто его готовил, не было сомнений, что так и будет. Но крепость приняла бой. И стояла день за днем.

Из «Боевого донесения о занятии Брест-Литовска»: «Сюда нельзя было подступиться, имея только пехотные средства, так как превосходно организованный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и подковообразного двора скашивал каждого приближающего. Оставалось одно: голодом и жаждой вынудить русским сдаться в плен, с этой целью следовало прибегнуть ко всем средствам ускоряющим их изнурение…»

В числе защитников Брестской крепости были советские люди более тридцати наций и народностей.

Высокого ясноглазого блондина, немца по происхождению, старшину Вячеслава Мейера знал весь 84-й полк. Он был добрым товарищем, никогда не унывающим весельчаком, одаренным художником, чьи остроумные карикатуры в боевых листках или стенгазете неизменно собирали толпу хохочущих бойцов.

В боях он показал себя храбрецом, а вот когда наступали моменты затишья, он по-прежнему шутил, смеялся и был неистощим на разные выдумки, стараясь развеселить своих товарищей.

На второй, или третий день войны немецкий самолет разбросал над Центральным островом кучу листовок, призывающих гарнизон сдаваться в плен. Мейер с несколькими друзьями, ползая в развалинах собрал кучу этих бумажек. На каждой из них он нарисовал свиную морду и внизу по-немецки написал крупными буквами: «Не бывать фашистской свинье в нашем огороде!»

Потом они попросили разрешения у Фомина сходить за «языком». Комиссар отпустил их, и через два часа ребята вернулись, ведя с собой испуганного и озирающегося немецкого ефрейтора.

Его допросили, а затем под хохот собравшихся вокруг бойцов Мейер с помощью клея, добытого в штабной канцелярии принялся обклеивать фашиста с ног до головы листовками со свиным рылом. В таком виде, похожий на густо оклеенную афишную тумбу, гитлеровец с поднятыми руками был отправлен назад, к своим. Крепость его провожала громким хохотом, и он уходил, недоуменно и опасливо озираясь, явно не понимая, почему его оставили в живых, и еще не веря своему счастью. Потом он скрылся за валом в расположении противника, и спустя несколько минут оттуда беспорядочно застрочили по нашей обороне пулеметы, и немецкие мины стали рваться в развалинах казарм. Было ясно, что послание Вячеслава Мейера дошло по назначению и гитлеровцы «обиделись».

Он погиб, этот веселый старшина, в самом конце июня, когда группа Фомина доживала последние дни. И погиб он славной, благородной смертью, без колебаний отдав свою жизнь во имя спасения товарищей.

Это произошло среди бела дня. Не выдержав стонов раненного товарища, который в бреду просил пить, Мейер схватил котелок, валявшийся на полу, и бросился к окну. Прежде, чем его успели остановить, старшина выпрыгнул наружу, стремглав сбежав по откосу  к воде, зачерпнул котелком и, бережно,  неся его в обеих руках, уже медленнее, чтобы не расплескать драгоценную воду взобрался снова наверх.

Видимо немецкие пулеметчики на этот раз зазевались, или их ошеломила дерзость внезапной вылазки, но Мейер успел добежать до окна и протянуть котелок товарищам.

Опершись руками на подоконник, он хотел впрыгнуть внутрь, и в этот самый момент с берега раздалась очередь. Руки Мейера словно подломились, и он упал на грудь. Его втащили в помещение, и товарищи склонились над ним. Пуля попала ему в затылок, но еще был в сознании.

- Воду… раненым…- успел сказать он, и голубые, веселые глаза молодого старшины стали мутно-стеклянными. Мейер был мертв.

Пламя Вечного огня озаряет руины древней крепости. Люди с непреходящим уважением и благодарностью склоняют перед ним  головы.

Восстал ты из руин и пепла,
Поднялся, гордый и живой.
И небо,что в дыму ослепло,
Опять прозрело над тобой.

Ты испытал, встав по тревоге,
Всю силу вражеских атак.
Ты вырос первым на пороге,
Когда в наш дом вломился враг.
Еще предутренние росы
Июнь не высеял в траву,
А ты, как юноша Матросов,
Собою заслонил Москву.
Врага ты смело грудью встретил.
Споткнулся на пороге враг...
Над крепостью бессмертной ветер
Победный развевает стяг.
Ты не щадил в сраженье жизни,
За край родимый встал горой —
Солдат и сын своей
Отчизны, Ее заступник и герой.

. Памятник Героям Панфиловцам

Панфиловцы — бойцы 316-й стрелковой дивизии (впоследствии 8-я гвардейская) под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, участвовавшей в 1941 году в обороне Москвы.

Среди воинов дивизии наибольшую известность получили 28 человек (герои-панфиловцы или 28 героев-панфиловцев) из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка.. 16 ноября, когда началось новое наступление противника на Москву, бойцы 4-й роты во главе с политруком В. Г. Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Почти все 28 героев погибли.

Бой под Дубосеково вошёл в историю как подвиг 28 панфиловцев, всем его участникам в 1942 году было присвоено звание Героя Советского Союза. Останки погибших героев-панфиловцев весной 1942 года с воинскими почестями похоронены в деревне Нелидово.

В 1975 году на месте боя воздвигнут мемориальный ансамбль "Подвигу 28" (гранит, скульпторы. Н.С.Любимов, А.Г.Постол, В.А.Фёдоров, арх. В.Е.Датюк, Ю.Г.Кривущенко, И.И.Степанов, инж. С.П.Хаджибаронов), состоящий из 6 монументальных фигур, олицетворяющих воинов шести национальностей, сражавшихся в рядах 28 панфиловцев. Мемориальный ансамбль расположен на холмистой возвышенности (возможно, созданной искуственным путем), что привлекает внимание издалека и поражает своим величием. Неподалеку от фигур можно увидеть окопы, немного отреставрированные в наше время: в окопы теперь ведут бетонные лесенки.

Пискаревское мемориальное кладбище

Бережно хранит Ленинград память о героях его обороны.Эта благодарная память увековечена в названиях улиц и площадей, в надписях на стенах домов, в монументах

Пискаревское мемориальное кладбище самое большое кладбище жертв Второй Мировой войны. В 186 братских могилах покоятся 420 тысяч жителей города, погибших от голода, бомбежек, обстрелов и 70 тысяч воинов - защитников Ленинграда. Сразу же после окончания Великой Отечественной войны, в победном 1945 - м году, в Ленинграде был проведен творческий конкурс на увековечение памяти защитников города. В том числе - на лучший проект ансамбля Пискаревского некрополя. Этот величественный ансамбль был создан в течение пятнадцати лет архитекторами А. В. Васильевым, Е. А. Левинсоном, скульпторами В. В. Исаевой и Р.К. Тауритом.

 Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 1960 года, в годовщину Победы над фашистской Германией. В этот день здесь вспыхнуло пламя Вечного огня, доставленного с Марсова поля, в центре кладбища был открыт величественный монумент - гранитная траурная стела с горельефами, над которой возвышается шестиметровая бронзовая скульптура "Родина-Мать"

На мраморных фризах пропилеев, выстроенных из доломита, вырублены памятные тексты (автор М.А. Дудин):

"Вам беззаветным защитникам нашим
Память о вас навсегда сохранит Ленинград благодарный
Жизнью своею потомки обязаны вам
Бессмертная слава героев умножится в славе потомков
Жертвам блокады великой войны
Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих
Гордым героям бессмертная слава
Жизнью своею равненье на павших героев держи".

За барельефами - мраморный бассейн, на дне которого изображен горящий факел, обведенный траурной рамкой. В западной части кладбища есть участки индивидуальных гражданских захоронений, а также захоронений воинов, погибших во время советско-финской войны 1939-1940 гг.

Пискаревское мемориальное кладбище - самое большое в мире кладбище, созданное в годы войны. Занесено в Книгу Гиннесса. 

А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил...
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.

Берлинский Трептов-парк, монумент советскому воину-освободителю. Описание.

Всемирно известный мемориальный комплекс в Трептов-парке, где похоронены около пяти тысяч советских воинов — это фигура советского солдата, в одной руке которого — меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой — спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка.

Фигуру воина-освободителя изготовили в Ленинграде и доставили в Берлин водным путем. Авторский коллектив возглавляли архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич. С учетом высоты холма и цоколя основания общая высота монумента равняется примерно 30 метрам (бронзовая статуя воина-освободителя около 13 метров).

По свидетельству маршала Василия Чуйкова, прототипом статуи воина-освободителя стал знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов. 26 апреля 1945 года в ходе боев в центре Берлина Масалов вынес трехлетнюю немецкую девочку из зоны обстрела. В то же время не исключено, что скульптор Вучетич не знал о подобном эпизоде военной истории. Для памятника ему позировал бывший в то время командиром стрелкового взвода Виктор Гуназа.

Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля.

Мемориал возводился в течение трех лет и был официально открыт 8 мая 1949 года.

Памятник Алеше

Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них – величественный Холм освободителей. Его венчает восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма. Открыт он был в 1957 году, в канун 40-летия Великого Октября. Автор его — болгарский скульптор Васил Радослов. К постаменту ведут сто широких ступеней. Прототипом памятника Алеша считается рядовой роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов. Бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка из-за тяжёлого ранения был переведен в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, который согласно легенде передал его фотографию скульптору Василу Родославову, на основании которой создан памятник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники героям Отечественной войны 1812 года

Материал содержит текстовой и иллюстративный материал о памятниках, посвященных Отечественной войне 1812 года. Может быть использован в качестве дополнительного материала на уроке по истории России в ...

Памятник героям Великой Отечественной войны

Варианты памятников героям Великой Отечественной воны. История появления памятника Победы в городе Пенза....

Проект«Памятники героям сказок Г.Х.Андерсена».

Тип проекта:- информационный,-  групповойПроблема:- современные школьники практически не читают книги и поэтому не знают, что существуют памятники литературным героям.Цель проекта:- обобщить инфо...

Памятник героям-ополченцам и активистам, защитникам Ленинграда

Статья, посвященная разработке проекта памятника простым жителям - защитникам Ленинграда. Работа проводилась в рамках акции по созданию памятного места, посвященного героической защите Ленинграда...

Презентация с дополнительным материалом к Уроку Мужества "Памятники героям лётчикам"

Данный материал можно использовать при подготовке к мероприятиям патриотического направления...

Викторина «Памятники героям Великой войны в Самаре»

Познавательная викторина,посвященная 75-годовщине в Великой отечественной войне,рассказывающая и показывающая обучающимся о земляках-волжанах ,участниках этой войны,их трудовых и боевых  подвигах...