Проект«Памятники героям сказок Г.Х.Андерсена».
проект по литературе (5 класс) на тему
Тип проекта:
- информационный,
- групповой
Проблема:
- современные школьники практически не читают книги и поэтому не знают, что существуют памятники литературным героям.
Цель проекта:
- обобщить информацию о памятниках сказочным героям Г.Х.Андерсена.
Задачи проекта:
- узнать, каким литературным героям Г.Х. Андерсена установлены памятники и где они находятся;
- прочитать произведения с этими героями;
- найти, по возможности, сведения об авторах, истории создания этих памятников.
Объект исследования:
- памятники героев сказочных персонажей Г.Х.Андерсена.
Предмет исследования:
- привитие интереса к сказкам Г.Х.Андерсена через памятники его героям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya.docx | 36.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Московское областное отделение общероссийского движения творческих педагогов
«Исследователь (МОО ОДИ)
Комитет по образованию Талдомского муниципального района
МОУ СОШ №3 г. Талдома
Пятая открытая региональная научно – практическая конференция
творческих работ учащихся Московской области
«Исследователь 21 века»
Тема проекта: «Памятники героям сказок Г.Х.Андерсена».
Автор(ы): Зорина Алина, Синюшкина Мария
Класс: 5
МОУ ЗСОШ №2
Руководитель:
Журавлёва Е.И.
22 апреля 2016 года.
http:// mooodi.ucos.ru
Тема проекта: «Памятники сказочным героям Г.Х. Андерсена»
Тип проекта:
- информационный,
- групповой
Проблема:
- современные школьники практически не читают книги и поэтому не знают, что существуют памятники литературным героям.
Цель проекта:
- обобщить информацию о памятниках сказочным героям Г.Х.Андерсена.
Задачи проекта:
- узнать, каким литературным героям Г.Х. Андерсена установлены памятники и где они находятся;
- прочитать произведения с этими героями;
- найти, по возможности, сведения об авторах, истории создания этих памятников.
Объект исследования:
- памятники героев сказочных персонажей Г.Х.Андерсена.
Предмет исследования:
- привитие интереса к сказкам Г.Х.Андерсена через памятники его героям.
Этапы работы:
1. Этап - Сбор информации о памятниках героям сказок Г.Х.Андерсена.
2. Этап - Совместная работа над проектом. Обобщение и представление результатов исследования.
3.Этап – Подведение итогов. Презентация
Перспективы работы.
1. Знакомство с памятниками литературных героев русских и зарубежных писателей.
2. Создание брошюры «Памятники героям Г.Х.Андерсена.
3. Публикация в газете «Школьная радуга».
Основные методы исследования:
- работа литературой, с Интернет-ресурсами.
- классификация и обобщение данных.
- Введение.
- Памятники Г.Х. Андерсену.
- Памятники героям сказок Андерсена.
- Заключение.
- Использованная литература.
- Приложение.
- Введение.
На уроках литературы мы познакомились с произведением Г.Х.Андерсена «Снежная королева». На заключительном уроке учительница рассказала нам о том, что в Дании, на родине Г.Х.Андерсена, есть памятники не только самому сказочнику, но и его героям.
Нам стало интересно, каким героям сказок Андерсена поставлены памятники и есть ли такие памятники в России, в других странах?
- Гипотеза: если ребёнок интересуется и изучает памятники культуры, это вызывает у него интерес к литературе, истории своей страны и других государств.
Мы узнали, что человечество с незапамятных времен создает памятники. Одни из них посвящены каким-либо событиям, другие - людям или животным.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова читаем: «Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь..»
Памятник в широком смысле – объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и показывают, что же ценит в своём прошлом сегодняшний человек, что считает важным в своей истории и культуре.
Памятники могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, памятники истории, памятники архитектуры и монументального искусства.
Большой популярностью среди взрослых и детей пользуются памятники особенным персонажам. Это памятники людям и даже куклам, которых никогда не было в действительности. Это памятники литературным героям — плодам писательской фантазии.
Существуя лишь в вымышленном мире художественного произведения, литературные персонажи обладают порой силой воздействия на умы и сердца живых людей, заставляют нас плакать или смеяться, восхищаться или негодовать, думать о них и о нашей жизни.
Иногда такие памятники становятся гораздо более известными, чем авторы литературных произведений, подарившие им жизнь и бессмертие.
В мире существует немало интересных памятников сказочным персонажам. Эти герои известны благодаря находчивости или смелости, оптимизму или необычным поступкам, чувству юмора или глупости.
В последние годы на площадях и улицах, в парках и скверах и зарубежных, и российских городов появилось много памятников выдающимся (иначе не скажешь) героям литературы. Они увековечены в металле и камне, граните и бронзе. Но мы бы хотели остановиться только на памятниках героям сказок Г.Х.Андерсена.
Главное - не на какой земле родился герой, а где его полюбили всей душой.
Встречи с памятниками литературным персонажам вызывают у людей положительные эмоции. Особенно эти встречи актуальны для детей, так как через знакомство с памятниками у них появляется интерес к литературным произведениям и их авторам. Интерес к памятникам способствует воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к историческим и культурным ценностям своей страны.
Опрос учащихся 5-х классов школы показал, что большинство детей не знают о таких памятниках, но для них эта тема очень интересна.
Таким образом, выбранная тема работы достаточно актуальна и практически не исследована.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что появление таких памятников связано, прежде всего, с популярностью того или иного персонажа. Узнали, что иногда одному и тому же литературному герою установлено несколько памятников в разных городах и разных странах, таких памятников много, точных подсчётов никто не вёл.
Так как тема достаточно большая, мы решили исследовать памятники героям сказок Г.Х.Андерсена.
Приглашаем Вас в заочное путешествие по миру, где стоят памятники сказочным героям.
Сегодня без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. В разных городах мира установлены памятники Г.Х. Андерсену и героям его сказок.
Андерсен родился в Дании, в городке Оденсе. В Дании большое количество интересныхи памятных мест, а так как страна очень маленькая, то создается впечатление, что она – одна большая сказка главного сказочника страны – Ганса Христиана Андерсена.
В Оденсе, где родился сказочник, на улицах стоят памятники Андерсену и героям его сказок, а в парке по речушке плавает бумажный кораблик.
- Памятник Г.Х.Андерсену.
В настоящее время в Копенгагене установлено два памятника великому сказочнику. Один бронзовый Ганс Христиан восседает на пьедестале в саду королевского дворца Розенборг.
Говорят, Андерсен любил приходить в этот сад, сидел на скамейке, кормил хлебом уток и лебедей, плавающих в пруду — бывшем крепостном рву. Проект памятника был создан скульптором Аугустом Собю еще при жизни писателя: Андерсена предполагалось изобразить с книгой в руках, в окружении детей. Однако пожилой Андерсен забраковал проект. «Я никогда не мог читать вслух, когда кто-то сидел около меня»,— говорил он. Но больше всего ему не понравилась идея с детьми: видеть своими поклонниками лишь юных читателей он не желал. Андерсен считал себя «взрослым» писателем, поэтом и драматургом. Памятник этот был поставлен лишь в 1880 году — пять лет спустя после смерти Андерсена. Сказочник глядит поверх голов, книга в левой руке, а правая с распростертыми пальцами протянута, словно для благословения или успокоения
Второй памятник, тоже сидячий, был выполнен скульптором Хенри Луков-Нильсеном и установлен в 1961 году у здания ратуши на Ратушной площади; здесь Андерсен обращен лицом к увеселительному парку Тиволи.
У него нет высокого пьедестала, как у первого, так что на колени сказочнику может залезть (и залезает) любой ребенок. По этой причине ноги изваяния начищены сильнее остальных частей бронзового тела. Благодаря детям и правильному задумке скульптора этот памятник едва ли не самый фотографируемый в Копенгагене. Каждый может к нему подойти, потрогать трость, которую он держит в одной руке, погладить книгу в другой, сфотографироваться с любимым писателем.
- Памятники героям сказок Андерсена.
Перед нами памятник «голому королю».
Боясь прослыть глупцом, никто, кроме мальчика, не осмелился сказать, что король действительно голый. В этой сказке, Андерсен показал пороки общества, его лицемерие, услужливость. Как важно иметь на все свое собственное суждение.
Здесь, в Оденсе, мы видим и Памятник Прекрасному лебедю.
Эта небольшая скульптурка отображает процесс превращения Гадкого утенка в Прекрасного лебедя. Еще вроде и изгиб шеи не совсем величественный, и фигура немного угловата, но все знают, что скоро, на удивление окружающих, перед всем и предстанет самый Прекрасный лебедь в мире. Этот памятник дает каждому человеку надежду на прекрасное будущее и учит не обращать внимания на трудности, как герой сказки Андерсена.
Наверное, поэтому перед этой скульптуркой так часто задерживаются прохожие.
И вот мы уже далеко за пределами города. А привлекает сюда отдыхающих не только прекрасный Кафедральный собор Святого Кнуда , но и свежесть реки, вдоль берега которой находится цветущий парк, а по речке «плывет» «бумажный» кораблик.
На этом бумажном кораблике отправился в своё путешествие герой сказки «Стойкий оловянный солдатик»
Он, прошедший множество испытаний, стал отражением человеческого достоинства и воли, идеалом самоотверженности. Один маленький мальчик подарил писателю одноногого оловянного солдатика, и эта игрушка стала символом преданной и грустной истории любви, которая побеждает даже смерть.
Памятник Русалочке
В Копенгагене есть памятник самому драматическому персонажу из сказок Андерсона - Русалочке. Памятник установлен в порту Копенгагена на гранитном постаменте. Статуя выполнена из чистой бронзы в 125 сантиметров высотой и весит 175 килограмм. Каждый с детства знает грустную историю русалочки - ей пришлось выбирать между своей жизнью и жизнью любимого. Сказка была написана в 1836 году, а спустя 73 года по ней был поставлен первый балет. Особое впечатление балет произвёл на Карла Якобсена, основателя компании Карлсберг. Карл заказал у лучшего датского скульптора Эдварда Эриксона бронзовую статую русалочки и впоследствии подарил её Копенгагену. Статуя Русалочки уже более 95 лет является одним из главных символов Дании. В Копенгаген со всего мира едут туристы, чтобы прикоснутся к молчаливой девушке и загадать заветное желание.
Уже 100 лет «Русалочка» — это не только всемирно известная достопримечательность Копенгагена, но и любимица самих датчан.
Русалочку окружают вниманием и заботой, ей поклоняются, ее любят, ею гордятся.
Случалось, что в холодные зимы, когда море в порту покрывалось льдом, и с камня, на котором сидит Русалочка, свисали сосульки, чьи-то бережные руки укутывали ее от мороза в шубу.
Памятников сказочной королеве эльфов Дюймовочке много.
Есть, и на родине сказочника в Оденсе, и на Украине в Донецке, и в России в Сочи.
Перед нами Памятник Дюймовочке в Оденсе. Эта скульптура изображает момент, когда Дюймовочку нашли в цветке. Маленькая фигурка девочки располагается в распускающемся соцветии. Это изображение всегда очень нравится малышам, посещающим парк.
Памятник Дюймовочке в Донецке (Украина) находится в парке кованых фигур и резных скульптур. Скульптурные композиции выкованы из металла. Открыт в августе 2001 года. Автор и руководитель проекта – заслуженный деятель искусств Украины Виктор Бурдук. Ежегодно в Донецке проходит Международный фестиваль кузнечного мастерства. Традиционно работы, изготовленные к фестивалю, остаются в парке как подарок городу. Сейчас в Парке кованых фигур более 210 композиций из металла.
В России в городе Сочи в 2006 году на центральной аллее парка был установлен памятник Дюймовочке. Скульпторы В. Звонов и А. Бутаев сделали этот памятник в смешанной технике. Милая Дюймовочка с крыльями, подаренными ей Эльфом, сразу полюбилась малышам, посещающим этот парк, и, конечно, взрослым, у которых появился повод заинтересовать своего ребенка сказкой.
Памятник Оле Лукойе.
В подмосковных Мытищах есть памятник Оле Лукойе — литературному персонажу Г.Х.Андерсена, основанному на народных сказках.
Сказка рассказывает о таинственном мистическом существе наподобие Песочного человека, который показывает детям сны. Некоторые элементы в истории об Оле Лукойе напоминают также о Морфее, греческом боге сна: например, Оле, как и Морфей, использует для усыпления детей специальную снотворную жидкость (у Оле это сладкое молоко).
Имя Оле Лукойе состоит из двух частей: Оле — датское мужское имя, Лукойепереводится как «Закрой глазки». Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям. Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками. Он помогает им видеть красивые приятные сны. Непослушным детям Оле Лукойе открывает зонт без картинок. Эти дети проводят ночь без сновидений.
В сказке Оле Лукойе посещает мальчика с именем Яльмар каждую ночь в течение недели и рассказывает ему сказки. По ходу сказки выясняется, что Оле на самом деле очень старый. В последний вечер, в воскресенье, ОлеЛукойе рассказывает мальчику о своём брате, которого зовут так же, но ещё у него есть второе имя — Смерть. Он приходит, чтобы закрыть глаза тех, кому пришла пора уйти из этого мира, и забрать их с собой.
Таким образом, образ Оле Лукойе распадается на два: подобно греческим Танатосу и Гипносу, богам смерти и сна, герои родственны и отличны друг от друга. Так «маленький смешной человечек оказывается проводником не только по царству сновидений, но и в царство смерти, в котором смутно угадываются образы Рая и Ада».
В Ленинградской области, где в городе Сосновый бор в 1980 году в честь 175-летия со дня рождения писателя был открыт целый детский городок Андерсенград, стилизованный под средневековый замок с настоящими башенками, крепостной стеной, туннелями, мостами, театром под открытым небом.
На территории Андерсенграда расположены различные строения, так или иначе связанные со сказками Андерсена: памятник сказочнику, Ратушная башня, башня Оловянного солдатика, дом Оле Лукойе.
- Заключение.
Тема данного исследования показалась интересной, потому что она отразила связь литературы с таким видом искусства, как скульптура. Выбранная тема актуальна, практически не исследована.
Объектом изучения стали памятники героям детских книг, с которыми мы успели познакомиться. Подсчитать, сколько их всего установлено, невозможно. Не обо всех памятниках литературным персонажам удалось найти полные сведения. А сколько ещё замечательных памятников существует, и нам о них практически ничего неизвестно. История каждого памятника уникальна и заслуживает того, чтобы продолжить исследование. А впереди нас ждёт знакомство с другими литературными героями и памятниками, установленными в их честь.
Сотни литературных героев из камня, бронзы и стали находятся в разных уголках мира, каждый литературный герой – это история, которой, возможно, никогда не было, но их знают и любят, помнят и берегут. Для литературных героев поистине не существует границ ни во времени, ни в пространстве.
По количеству таких памятников наша страна лидирует. Это герои наших любимых книг, которые достойны подражания, достойны памяти.
Своих одноклассников мы познакомили с памятниками сказочным героям и провели небольшой опрос:
1)Кто твой любимый сказочный герой?
2)Из какой он книги?
3)Что ты знаешь о своём герое?
4)Где бы ты поставил ему памятник?
Когда-то наша страна считалась самой читающей в мире. Может эти памятники обратят на себя внимание и позовут к себе, может, глядя на них, захочется прочитать и саму книгу.
18 апреля всё человечество отмечает Международный день охраны памятников истории и культуры, бережного отношения к историческим и культурным ценностям своего народа страны. Будем бережно относиться к историческим и культурным ценностям своей страны.
- Использованная литература:
- Денисов А. Из книги – на пьедестал / А.Денисов // Детская литература.-1983.-№7.-С.36-37.
- Гаврилова Р. Со страниц любимых книг – в бронзу и гранит: путешествие для детей 7-10 лет / Р.Гаврилова, Н. Волкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.-2004.-№7.-С.52-55.
- Герои на все времена // Эскиз.-2005.-№5.-С.7-8.
- Зябликова Л. Муму и другие / Л.Зябликова // Библиотека в школе.-2005.-№24.-С.19.
- Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах /Сост. А.М.Гордин.- М.:Просвещение,1966.-348с.:ил.
- Литературные герои обзавелись памятниками // Нижегородский рабочий.- 2006.-№50.-С.4.
- Сказки старого города // Лиза.-2005.- №44.-С.110.- (Моя страна).
- Улюмджиева Е. Степью до Нью-Васюков / Е. Улюмджиева // Вокруг света.-2005.-№10.-С82-92.-(Большое путешествие).
- Юрьев В. Памятники ставят не только великим людям /В.Юрьев // А почему?-2000.-№9.-С.22-24.
- Интернет: http://stupeni.vsp.ru/archive.php ; http:www.rosbalt.ru ; http:www.skazka.com.ru/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире сказок Х.К.Андерсена
Тема урока: В мире сказок Х.К. АндерсенаМесто урока в системе уроков: заключительныйЦели урока:- закрепить и обобщить полученные знания учащихся по сказкам Х.К.Андерсена;Задачи: ...
Сценарий мероприятия «Герои сказок Андерсена»
Сценарий может использоваться при изучении сказок Г.Х Андерсена. Инсценировки развивают творческие способности учащихся, а также спсобствуют положительной мотивации при изучении лите...
Презентация к проекту "Памятники литературным героям"
Проект "Памятники литературным героям" разрабатывался учащимися 5 класса в течение одного учебного года. В рамках проекта осуществлялась интеграция нескольких предметов: литературы, изобразительного и...
Игра-викторина "Герои сказок Г.Х.Андерсена"
Игра-викторина "Герои сказок Г.Х.Андерсена"...
Презентация проекта "Памятники литературным героям"
Современные школьники практически не читают книги, и поэтому не все знают, что существуют памятники литературным героям. Данную презентацию можно использовать как на уроках литературы, так и во внеуро...