Классный час на тему "Дееспособность несовершеннолетних" (правовая беседа-диалог).
классный час (5 класс) на тему

Грибан Виктор Алексеевич

Классный час на тему «Дееспособность несовершеннолетних» (правовая беседа-диалог).

 

Цели и задачи классного часа:

•   воспитание этических норм поведения в обществен­ных местах;

•   привитие навыков хорошего тона;

•   воспитание правовой культуры младших подрост­ков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._deesposobnost_nesovershennoletnih.docx57.42 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе

«Дееспособность несовершеннолетних»

(Правовая беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа:

  • воспитание этических норм поведения в общественных местах;
  • привитие навыков хорошего тона;
  • воспитание правовой культуры младших подростков.

Ход классного часа

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим на очень интересную тему. Вы частенько заглядываетесь на взрослых людей или старшеклассников нашей школы (лицея, гимназии). Вам тоже хочется скорее вырасти и совершать поступки взрослых. Будьте осторожны! Слепое подражание взрослым не всегда правомерно для несовершеннолетних подростков. Естественно, вы, как граждане Российской Федерации, обладаете определенными правами, но кроме прав на вас возлагается и ответственность. Вот об этих нюансах правовых и этических норм поведения несовершеннолетних подростков мне и хотелось бы с вами поговорить.

Что такое дееспособность?

Учитель: Ребята, пока вы несовершеннолетние, на многие действия пока вы не имеете права. Почему? Потому что вы пока недееспособные. Что означает слово «дееспособность»?

Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-лет-цего возраста (ст. 21 ГК РФ).

В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, т.е. достигшими 18-летнего возраста. Допускается два изъятия из этого правила: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения восемнадцатилетнего возраста в случаях, во-первых, вступления в брак лицом, не достигшим 18 лет, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст, во-вторых, эмансипации (ст. 27 ГК РФ).

Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным. Указанные действия служат достаточным доказательством того, что несовершеннолетний в состоянии самостоятельно принимать решения по имущественным и иным гражданско-правовым вопросам, т.е. достиг уровня зрелости, обычно наступаемого по достижении совершеннолетия. Эмансипация устанавливается по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей, либо суда, если родители или один из них на то не согласны. Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса.

Закон предусматривает определенные возрастные этапы, с наступлением которых несовершеннолетнему предоставляются более широкие элементы дееспособности. Проявляется это в двух главных областях дееспособности: возможности совершения сделок и самостоятельной имущественной ответственности.

Несовершеннолетние, не достигшие четырнадцатилетнего возраста (малолетние), по общему правилу недееспособны, все сделки от их имени совершают только их родители, усыновители или опекуны. Однако законом предусмотрена возможность совершения малолетними определенных сделок.

От 6 до 14 лет — первый возрастной промежуток, с которым закон связывает определенный этап взросления. В этом возрасте малолетние вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные, на безвозмездное получение выгоды, не требующие но-^ тариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предостав-; ленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК).

Мелкие бытовые сделки — это сделки, которые направлены на удовлетворение обычных, каждодневных, потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме. Покупка хлеба, молока, других продуктов питания, которые приобретаются практически постоянно, тетрадей и других предметов, необходимых малолетнему каждый день, совершение некоторых других сделок имеют обычный для любого ребенка потребительский характер. Более сложен второй критерий — незначительность суммы сделки. Является ли та или иная сделка значительной или незначительной по сумме? Здесь вступают в силу этические нормы или правовые нормы, определяемые судом в каждом конкретном случае. Проще говоря, пятиклассник может совершать незначительные сделки — вступать в правовые взаимоотношения, не противоречащие закону.

Малолетние, несмотря на обладание возможностью совершения определенных сделок, не несут самостоятельной ответственности, являясь недееспособными. Ответственность за их действия, включая сделки, которые они вправе совершать самостоятельно, несут их родители,, усыновители или опекуны в полном объеме, они же отвечают и за вред, причиненный малолетними. В целом, хотя ст. 28 Гражданского кодекса РФ и названа «дееспособность малолетних», граждане, не достигшие 14 лет, являются недееспособными. Предоставленные несовершеннолетним подросткам законом возможности совершения отдельных сделок носят строго исчерпывающий характер и являются исключением из общего правила.

С достижением 14-летнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия его законных представителей. Согласие может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одобрением уже состоявшейся сделки. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок, совершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, стипендией или иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а также по достижении 16 лет быть членами кооперативов (ст. 26 ГК РФ). В данных случаях подросток приобретает частичную дееспособность.

Например, с 14 лет несовершеннолетние имеют право на временные работы. Следовательно, заработанные деньги подросток имеет полное право потратить по собственному желанию. Вместе с тем, возможна ситуация, когда несовершеннолетний неразумно расходует заработанные средства. В этом случае законные представители либо орган опеки и попечительства вправе вмешаться и ходатайствовать перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией.

Давайте рассмотрим некоторые права и ответственность несовершеннолетних или определим правовой статус несовершеннолетних с рождения и до 16 лет.

Правовой статус несовершеннолетних

Возраст

Права и ответственность

С рождения

•        Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка; ч. 1 ст. 20 Конституции РФ);

•        Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка; ст. 58 Конституции РФ);

•        Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка);

•        Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

•        Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

•        Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного законодательства (ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка; ст. 56, 57 СК РФ);

•        Право жить и воспитываться в семье;

•        Право на имущественные права (ст. 9,12 Конвенции ООН о правах ребенка; ст. 54, 57, 60 СК РФ);

•        Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка);

•        Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка);

•        Право на отдых и досуг;

•        Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка);

•        Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка);

•        Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка);

•        Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка);

•        Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка)

С 6 лет

•        Право на образование;

•        Обязанность получить основное общее образование (ст. 43 Конституции РФ);

•        Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ)

С 8 лет

• Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Этические и правовые нормы поведения

Учитель: Ребята, мы рассмотрели с вами только самые основные права и ответственность несовершеннолетних с позиции дееспособности, т.е. определенные законом случаи. Но в повседневной жизни, например, в общественных местах или на улицах города, несовершеннолетние подростки сталкиваются с различными ситуациями.

Слово «этикет» — французского происхождения. Etiquette в переводе означает «ярлык, этикетка и церемониал», то есть порядок проведения определенной церемонии. В русский язык это слово вошло в XVIII столетии, когда складывался придворный быт абсолютной монархии, устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.

Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении людей, а что — непринятым. В связи с этим наблюдается необычайная пестрота правил этикета у различных народов, определяемая особыми условиями их исторического развития. Бросить обглоданную кость другому человеку, с нашей точки зрения, — унизить его. Шведский путешественник Э. Лундквист рассказывает, что у папуасов Новой Гвинеи как раз наоборот. Поделиться таким образом своей едой считается у них высшим проявлением дружеских чувств. Если в нашем представлении плюнуть на кого-нибудь значит символически выразить презрение, то у американских индейцев плевок врача на пациента считается знаком благоволения. Поглаживание щеки в Италии означает, что беседа настолько затянулась, что начинает расти борода, но болтливый иностранец не поймет намека.

Таким образом, этикет есть форма общественного контроля за поведением каждого человека, и нарушение этикета вызывает те или иные санкции. Они могут быть различными: начиная от осуждающего изумления и кончая штрафом за нарушение общественного порядка.

Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините», благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.

Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.

Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.

Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство — это человеческая улыбка.

В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Учитель: Итак, вы — ученики пятого класса, часто находитесь в общественных местах. Как себя вести?

Давайте представим, что мы с вами собираемся в театр. И вот здесь самое время вспомнить об этических нормах поведения в театре. Естественно, что это не нормы права, а этика поведения или годами отработанные этические нормы поведения людей в театре.

Приходить в театр принято в нарядной одежде. Мальчики обычно надевают темный костюм, а девочки — выходное платье. Конечно, если вы придете в джинсах, контролер вас пропустит. Но помните, что дамам надевать в театр брюки считается не самым хорошим тоном.

Позаботьтесь, чтобы в руках у вас не было шуршащих пакетов или больших рюкзаков. Вас могут не пустить.

Зимой девочкам можно взять в театр туфли, оставляя сапоги в гардеробе, так как вечернее платье не очень хорошо смотрится с зимней обувью.

2.        Приезжайте в театр минут за 20—30. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть не спеша раздеться, поправить прическу, купить программку и занять свои
места.

3.        Еще раз посмотрите на билет и запомните свое место. Войдите в зрительный зал и зайдите ряд, указанный в билете. Если вам не знакомы слова (названия театральных мест в зале), обратитесь к смотрителю.  Как правило, они находятся при каждом входе в зрительный зал.

Чтобы пройти к своим местам, вам придется побеспокоить уже сидящих. Повернитесь к ним лицом, а спиной к сцене. Проходя по ряду, извинитесь тихим голосом или кивком головы за причиненное беспокойство. Если ваши места в середине ряда — приходите в зрительный зал пораньше.

Не стоит ждать 3-го звонка. Если же вы опоздали, нужно обратиться к смотрителю, он поможет занять до антракта свободные места.

4.        Если в зале вы увидели знакомых, не стоит махать руками, кричать или громко переговариваться через несколько рядов. Достаточно улыбки или кивка головы.

Заняв места, не следует занимать оба подлокотника. Ваш сосед имеет такое же право опереться, как и вы. Не стоит сидеть, прильнув друг к другу, поскольку нужно помнить о сидящих сзади. Они тоже хотят видеть сцену.

5.        Не рекомендуется приносить в зал шоколад, бутерброды, яблоки. Если вы не успели перекусить — в театре есть буфет.

6.        Соблюдение тишины во время спектакля — главное правило. Нельзя во время пектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла — вы  отвлекаете не только зрителей, но  и актеров.

 Перед началом действия отключите мобильные телефоны и пейджеры. Помните, что кашель и чихание очень мешают публике и артистам.

Если же вам внезапно стало нехорошо — постарайтесь выйти из зала как можно тише.

7.        В антракте можно обсудить увиденное, выйти в фойе, посетить буфет. Все ередвижения должны быть спокойными, бегать по помещениям воспрещается.

8.        По окончании спектакля не стоит сразу же бежать в гардероб, чтобы получить свою одежду. Помните, что артисты выходят на поклон. Поблагодарите их аплодисментами.

Если вам не понравился спектакль, тогда стоит покинуть зал в антракте, но не во время спектакля.

9.        В гардеробе соблюдайте очередь, не толкайтесь и не стремитесь первыми получить верхнюю одежду. Не забывайте, что вокруг вас люди разного возраста и
все хотят покинуть театр с хорошим настроением.

Учитель: А теперь я предлагаю вам составить подобные этические правила поведения в большом универмаге: как необходимо себя вести при входе в магазин, при совершении покупки, при расчете за приобретенный товар и при выходе из магазина.

Учащиеся по очереди предлагают свои правила поведения покупателя в магазине. Учитель обсуждает с ребятами каждое предложение.

По окончании беседы учитель уточняет, что существуют установленные законом права и обязанности граждан, в том числе и несовершеннолетних подростков, но, вместе с тем, существуют и этические нормы поведения людей в общественных местах.

Литература: Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – с. 52 – 62.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

Беседа - диалог "Как уберечь себя от наркотиков?"

Конспект классного часа в форме беседы-диалога с целью воспитания потребности в здоровом образе жизни...

Классный час на тему "Как избежать дорожно-транспортных происшествий" (беседа-диалог)

                         Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Как избежать дорожно-транспортных происше...

Беседа-диалог «Секреты профессий открываем»

Конспект классного часа по профессиональной ориентации....

Программа по правовому просвещению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Правовая Азбука"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Актуальность правового воспитания детей и подростков на современно...