Конкурс как он есть...
статья на тему

Дударева Марина Федоровна

В статье представлен методический анализ районного конкурсного движения в номинации "Классный руководитель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_kak_on_est.docx152.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дударева Марина Федоровна,

методист, ответственный за работу

с классными руководителями

ГБОУ ДОД

ДДЮТ «На Ленской»

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конкурс как он есть…

Воспитание – это введение ребенка

в контекст современной ему культуры

благодаря организуемой активной деятельности.

Н.Е. Щуркова

Именно таким эпиграфом хочется начать статью о конкурсе классных руководителей.

Конкурс посвящен не просто учителю, а одной из основных фигур в воспитании школьников – классному руководителю – этому универсалу, который организует всю внеклассную работу своих учеников. Сегодня в школах трудятся и педагоги-организаторы, и психологи, и социальные педагоги, но важность и значимость классного руководителя нисколько не утратили силу.

В Красногвардейском районе Санкт-Петербурга уже много лет проводится районный конкурс педагогических достижений в различных номинациях. Одна из них – «Классный руководитель». «Конкурс направлен на выявление творчески работающих педагогов, выполняющих функцию классного руководителя, имеющих высокий профессиональный рейтинг в образовательных учреждениях, среди учащихся, родителей, общественности и распространение передового педагогического опыта. Целью конкурса является развитие мотивации профессионального роста, повышение престижа педагогической деятельности». Так сказано в Положении о районном конкурсе.

В разные годы количество участников конкурса бывает разным (см. Приложение рис. 1). Ради справедливости, надо заметить, что не все конкурсанты идут на конкурс по велению души, бывает, что и по велению администрации образовательной организации. Но как бы там ни было, принимая решение на участие в конкурсе, педагоги втягиваются в соревнование, проявляют интерес и творческую активность. Не зря говорят, что классное руководство – это не должность и даже не должностное поручение, а состояние души. Каждый классный руководитель по-своему подходит к «раскрытию своей души», к раскрытию своей педагогической идеи, идеи воспитания конкретного классного коллектива и личности каждого ребенка в нем. Соответственно, и темы конкурсных мероприятий очень отличаются. Наиболее часто встречающиеся направления деятельности, которые классные руководители представляют на суд жюри, отображены в диаграмме (см. Приложение рис. 2).

Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда выстраивает свою деятельность в соответствии с проблемами и особенностями данного класса, умениями и индивидуальными потребностями отдельно взятого ученика, учитывая и свои собственные возможности. Нельзя требовать от детей того, что ты сам не делаешь. Иногда бывает, что показанные мероприятия носят единичный характер, отсутствует или мало выражена система работы классного руководителя. Но чаще встречается планомерная, четкая, системная работа по созданию условий для формирования классного коллектива и отдельной личности каждого ученика. Педагоги выбирают те воспитательные технологии, методы и формы, которые дают учащимся возможность активной деятельности. Деятельностный подход позволяет формировать и развивать у школьников универсальные учебные действия.

Современные нормативные документы (в частности городская «Программа по созданию условий для воспитания школьников на 2011 -2015 год», которая будет продолжена и в последующие годы с корректировкой на Стратегию развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года) акцентируют внимание всех педагогов, и в первую очередь классных руководителей, на работу по пяти основным направлениям: «Познаю мир», «Я-Петербуржец», «Мой мир», «Мое здоровье – мое будущее», «Семья – моя главная опора». Если еще раз обратиться к рис. 2, то из диаграммы видно, что реализуются все направления. Принимая во внимание, что каждый год появляются новые нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений, школьная политика в сфере воспитания должна настраивать педагогов на осознание своих возможностей, стилей, методов и технологий, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства.

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:

  • приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
  • создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
  • оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
  • социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.

Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:

  • его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
  • его технологические умения как умения реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий;
  • его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников.

В конечном итоге, по словам Надежды Егоровны Щурковой: «Воспитывать личность, способную строить жизнь, достойную человека».

Анализируя представленные конкурсные мероприятия, опыт публичного выступления классных руководителей, можно предположить наличие четырёх основных вариантов стилей деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Говоря о достоинствах конкурсантов, нельзя обойти стороной и те недочеты и ошибки, которые встречаются в работе классного руководителя. Большой проблемой для многих педагогов является, что называется «чистота жанра», в определении форм проведения конкурсных мероприятий. Бывает, что заявлена «ролевая игра», а по факту проходит занятие, где ребята частично примеряют на себя чьи-либо роли. Конкурсант задумал форму проведения мероприятия в виде «путешествие», но путешествие для детей, виртуальное путешествие, заканчивается там, где и начиналось, определяется способ путешествия, остановки и так далее, а на самом деле проходит игра по станциям. Такие формы дискуссионного характера как круглый стол, диспут, дискуссия часто бывают только обозначены, так как в ходе мероприятия ребята отвечают на поставленные вопросы педагога, и что уж совсем бывает печально, когда учащиеся старших классов зачитывают со слайдов презентации текст. Да, читать к 9-10-11 классу научились, а говорить? Отстаивать свою позицию? Представлять свою собственную работу? Это большой вопрос.

Возникают сложности и в перестройке сознания некоторых классных руководителей, что классный час – это не урок. Вся внеурочная деятельность, как говорят нам Федеральные государственные стандарты, проходит в формах отличных от урока. Здесь, взрослый, скорее всего, не учитель, стоящий выше и всегда в позиции правого, а наставник, который «рядом и чуть впереди» с таким же правом на ошибку. Где ученики принимаются такими, какие они есть, с их сомнениями, тревогами, отрицательными эмоциями. Важна «живая» работа классного руководителя. Как он общается с детьми, как реагирует на сложившуюся ситуацию, видит ли он своих воспитанников, владеет ли темой классного часа, или тоже читает по бумажке. Но сколько не пересаживают такие педагоги детей по группам, а формат все равно остается урочным. От: «положите руки на парту», «поднимите руку», строгий взгляд: «Кто это там заговорил?», до совсем невероятного «выйди из класса, чтобы я не нервничала».

Улучшить качество своей воспитательной работы может любой классный руководитель, если будет совершенствовать то, что наработано положительного, не останавливаться на достигнутом, преодолевать свои недостатки; избегать ошибок. Чтобы уметь предупреждать ошибки, следует повышать компетентности классных руководителей через:

  • чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;
  • методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • применение в своей деятельности опыта школьных коллег;
  • проведение мониторинговых исследований;
  • анализ воспитательной деятельности.

Конкурс – это хороший опыт, который каждый набирает сам.

Закончить статью хочется словами Константина Дмитриевича Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».



Приложение

Рис. 1

Рис. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ? (Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ?(Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)   Цель: формировать у учащихся умение выделять наиболее важные качества в чело...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...

Школьный конкурс методических материалов "Есть идея"

Материал содержит методическую разработку  и презентацию к школьному конкурсу методических материалов "Есть идея". Разработка материала по физической культуре по теме "Тимбилдинг"....

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые…» (Конспект урока на конкурс педагогического мастерства "Есть в памяти слово "Победа").

Данный конспект урока и мультимедийная презентация были разработаны для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства "Есть в памяти слово "Победа". Темой этого урока является тема Велик...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....