Трудности адаптации обучения в 5 классе.
консультация (5 класс) на тему
Родительское собрание в 5 классе по трудностям обучения в адаптационный период. Содержит тесты для учеников и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_adaptatsii_obucheniya_v_5_klasse.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности адаптации обучения в 5 классе.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби.
Цель: познакомить родителей с особенностями адаптационного периода; предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Ход собрания
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, привыкания к новым условиям, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача – разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проводятся в разных кабинетах.
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими, или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Факторы, затрудняющие адаптацию:
1. Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их все учитывать и выполнять.
2. На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребенку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.
3. В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда – неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей – других. Важно понять, что все это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их жизни.
Давайте посмотрим, как меняется отношение школьника к окружающему миру, людям, какой вид деятельности вносит наибольший вклад в его развитие, какие физиологические изменения происходят в организме.
Младший школьный возраст (7-11 лет) | Подростковый возраст (11-15 лет) |
Особенности социальной ситуации (отношения ребенка к окружающему миру) | |
Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых. | Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых. |
Ведущая деятельность (деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие) | |
Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством. | Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому. |
Особенности системы ценностей | |
Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам. | Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п. |
Физиологические способности | |
Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга. | Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме. |
Вы должны знать признаки, свидетельствующие о дезадаптации , т. е. о том, что ребёнок еще не привык к новым условиям школьной жизни. Вот эти признаки:
- Усталый, утомлённый вид ребёнка.
- Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашнее задание.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный ночной сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Выступление школьного психолога с результатами мониторинга степени адаптации обучающихся класса.
Тестирование родителей.
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”. Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-” .
- Моему ребенку нравится учиться в школе.
- Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
- Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
- К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
- В классе у него много друзей.
- В школе мало учителей, которые нравятся.
- Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
- Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
- Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
- Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Анализ результатов анкет, проведенных среди обучающихся класса.
Анкета «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (разработана доцентом А.А.Андреевым)
Инструкция: Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале: 4- совершенно согласен, 3- согласен, 2- трудно сказать, 1- не согласен, 0- совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью
2. В школе у меня обычно хорошее настроение
3. У нас учителя хорошие
4. У меня есть любимые школьные предметы
5. Я привык к новым учителям
6. В начальной школе было лучше
7. На летних каникулах я скучал по школе
8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)
Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам»
Инструкция.
Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.
- Утром я просыпаюсь с мыслью:
а) «ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»
б) «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, русском…)» в) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе...)».
2. Я прихожу в школу для того, чтобы...
а) узнать что-то новое, интересное;
б) заниматься такими интересными предметами, как...
в) встретиться с такими хорошими учителями, как...
г) пообщаться с друзьями;
д) весело провести время;
е) не огорчать родителей.
3. Домашнее задание я делаю так:
а) совершенно самостоятельно;
б) обращаюсь за помощью к взрослым;
в) под контролем родителей;
г) от случая к случаю;
д) не делаю никогда.
4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...
а) иметь интерес к предмету;
б) иметь способности к предмету;
в) хорошо работать на уроке;
г) иметь хорошие отношения с педагогом;
д) уметь списывать.
5. Когда я получаю плохую отметку, то...
а) стараюсь тут же ее исправить;
б) стараюсь исправить ее на следующем уроке;
в) стараюсь исправить в ближайшее время;
г) ничего не пытаюсь делать.
Обработка результатов. Подсчитывается количество каждого варианта ответа. Делается качественный анализ ответов учащихся.
Итог родительского собрания.
1. Классный руководитель анализирует результаты собрания, составляет план мероприятий адаптационного периода в 5 классе.
2. Психолог проводит занятия с детьми, показавшими высокий уровень тревожности.
3. Члены родительского комитета намечают план внеклассных мероприятий по сплочению детского коллектива.
В заключение нашего разговора хочется лишь напомнить родителям об их главном таланте и обязанности: родителям нельзя лениться. Родители должны уметь наблюдать, уметь чувствовать. Как ребёнок спит? Как ест? Почему пропал аппетит? Не испытывает ли он чрезмерной нагрузки? Только благодаря этому таланту, терпению и любви все трудности непременно окажутся преодолимыми.
И ещё: правильно относитесь к неприятностям, всё-таки случающимся в жизни. Будьте оптимистами и научите этому своего ребёнка.
Памятка для родителей.
1. Каждый день спрашивайте сына или дочку «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
2. Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнения.
3. Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что он должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
4. Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравятся физические контакты с родителями (объятия, поцелуи). Но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребёнком.
5. Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда это ему необходимо.
6. Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год.
7. Сделайте всё, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям и в сомнительные компании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...
Родительское собрание "Трудности адаптации учащихся 5 классов"
В данном родительском собрании представлен материал по адаптации учащихся 5 классов....
Родительское собрание на тему: «Трудности адаптации в 5 классе»
Родительское собрание на тему: «Трудности адаптации в 5 классе»Цель: рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники.Задачи:- выявить позицию всех участников воспитат...
Рекомендации по преодолению трудностей адаптации обучающихся 1 классов
Рекомендации по преодолению трудностей адаптации обучающихся1 классов...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов шко...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница
Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница ...