Доклад "Формирование социально устойчивой личности"
материал на тему
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на тему: «Формирование социально устойчивой личности в условиях воспитательного, образовательного пространства ОУ».
Цель: способствовать формированию единого воспитательного пространства, главной целью которого является личность ребёнка, его успешность и социализация.
Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, общества социальной устойчивости – всё это непросто далось нашей стране. Открылся целый мир, а мы оказались к этому не совсем готовы. Серьёзные проблемы, встающие на пути современного воспитателя, идут не из школы, а в школу.
У современной молодёжи существует множество проблем, всё более отчётливо прослеживаются опасности XXI века:
- безработица
- Отчуждение детей и родителей
- Тиражирование и распространение культа силы, оружия, мгновенного успеха, потеря патриотических и культурных ценностей общества.
- Досуг и его формы, занятость подростков не отражают интересов и потребностей детей.
- Агрессивное телевидение, кинематограф, СМИ в целом.
- Проблемы здоровья подрастающего поколения
- Рост преступности, употребление подростками наркотиков, алкоголя, никотина.
Всё это общие проблемы молодёжи XXI века. Наша задача – спрогнозировать свои проблемы, исходя из общих и научить наших школьников адаптироваться в так называемой «школьной жизни»! В новом законе об образовании говорится, что воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В связи с этим задача школы заключается в предоставлении каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формировании потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации.
Что же такое модель выпускника школы? В моем понимании – это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям. Выпускник школы должен быть ориентирован на общечеловеческие ценности: трудолюбие, честность, доброжелательность, интеллектуально развит, нести ответственность за свои поступки и дела, самостоятелен в выборе решения, общественно активный, творческий, способный к креативному мышлению, ориентирован на успех. Могу ли я так сказать обо всех выпускниках 9 класса, конечно, нет. Не все учащиеся подходят под эту характеристику, значит не все мои задачи, как классного руководителя выполнились. Надо выяснить, почему?
Какие же факторы влияют на формирование личности? Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. Но наиболее значимыми факторами являются биологические и социальные. Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. И все же преобладающими факторами развития и формирования личности, являются социальные факторы.
Я рассмотрю более подробно влияние социальных факторов, одним из которых является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. К числу основных факторов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья, учебно-воспитательные заведения, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.
Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Именно неправильная воспитательная позиция родителей может нарушить процесс формирования личностных качеств ребенка. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько это может сделать семья. Например, известно, что по статистике в тех семьях, где курят взрослые, в 79-86% случаев начинают курить и дети. Кроме того, собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь – в семье. Положительная самооценка способностей благоприятствует более гармоничному развитию задатков и создает прочную основу для нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Чтобы этого не произошло, родители должны уделять достаточно внимания своему чаду, учить объективной оценке действительности и закладывать в ребенка общепринятые нормы. Так, по данным исследования, в семьях, где уделяется недостаточное внимание ребенку, в 25% случаев он не хочет быть похожим в будущем на своих родителей. Тем не менее, для 80% мнение родителей более значимо и 95% гордятся своими мамой и папой.
Школа является вторым по значимости после семьи социальным
институтом, участвующим в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и не редко противоречивые требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения.
Программа развития воспитательной системы школы определяет концептуальные положения воспитания и основы воспитательной политики школы. Приоритетные направления воспитания в школе являются:
• гражданско-патриотическое, правовое
• духовно-нравственное
• культура здорового образа жизни и профилактика асоциальных
явлений.
По этим направлениям в школе проводятся классные часы, школьные мероприятия, месячники по военно-патриотическому направлению. Для сплочения коллектива организуются поездки, экскурсии.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Для этого у девятиклассников есть элективные курсы по темам: «Я выбираю жизненный путь», «Проектируем будущее».
По итогам первого курса учащиеся подготовили проектные работы, в которых рассказали о своих будущих профессиях, плюсах и минусах этой работы.
Средства массовой информации также влияют на подрастающее поколение путем изменения его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует, отметить, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Например, проводя в школе психологическое тестирование по А.Н.Орлу, я обратила внимание, что на вопросы о жестокости дети отвечают положительно. Результаты тестирования таковы:
1.Шкалаустановки на социально желательные ответы:
Мальчики – 8, Девочки – 4
2.Шкала склонности к аддитивному поведению:
Мальчики – 1, Девочки – 0
3.Шкала склонности к агрессии и насилию:
Мальчики – 6, Девочки – 2
4.Шкала склонности к делинкветному поведению:
Мальчики – 3, Девочки – 0
Исходя, из всего сказанного можно сделать вывод, что личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Каким будет поколение детей через эти 10 лет? Какую политику будут вести наши нынешние выпускники, находясь через 10 лет у власти? Какие ценности будут у наших нынешних выпускников? И вообще, какие люди будут окружать нас, и как мы сможем "существовать" с современной молодёжью? И, наконец, может быть, кое-что придётся изменить в себе, измениться самому, шагая в ногу с новым поколением? Но надо работать так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы и уверены в том, что будущее у России есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.
Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...
Юнармейское движение как средство формирования социально активной личности
статья в сборнике "Наследники победы рапортуют"...
Статья "Формирование социально активной личности посредством развития её индивидуальности"
Результаты и эффективность воспитания в у словиях социального обновления общества определются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социально...
Доклад Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротеперапии в воспитательном процессе школы-интерната
Игра -самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться....
Доклад "Формирование качеств творческой личности школьника в процессе реализации программы воспитательной работы класса"
Представлен опыт работы классного руководителя 5 класса по формированию качеств творческой личности школьников в процессе реализации воспитательной программы. Рассматриваются основные направления восп...
Доклад «Развитие коррекционно-развивающей воспитывающей среды для формирования социально-интегрированной личности в свете организации комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса».
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды....
Доклад на тему: «Военно- патриотический отряд- как ресурс формирования социально –активной личности».
В МБОУ " СОШ 7" 23.08.2018 г. прошел семинар с участием педагогов школы7 и13....