Первые шаги к выбору профессии
статья (9 класс) на тему
В Ямальской школе-интернате села Яр-Сале большинство учащихся - это представители коренных малочисленных народов Севера - ненцы, ханты и др. Именно здесь, на Ямале созранены и традиционный образ жизни коренных народов, их язык и культура.
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Первые шаги к выбору профессии (из опыта работы классного руководителя) | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
классный руководитель МБОУ «Ямальская школа-интернат,
с. Яр-Сале Ямальского района Тюменской обл., ЯНАО.
Класс: 9.
Тема: «Первые шаги к выбору профессии»
(из опыта работы)
В Ямальской школе-интернате села Яр-Сале большинство учащихся - это представители коренных малочисленных народов Севера – ненцы, ханты и др. Именно здесь, на Ямале, сохранены и традиционный образ жизни коренных народов, их язык и культура.
Задача классного руководителя подготовить к жизни такого воспитанника, который стал бы достойной сменой и продолжателем традиций своего народа. Многие выпускники школы-интерната стремятся получить образование, выезжают на учебу в города округа и даже за его пределы. Отрадно, что после окончания учебных заведений в округ возвращаются уже грамотные специалисты, способные не только продолжать традиционные виды деятельности своего народа, но и трудиться на предприятиях, работать в школах, больницах и в органах власти.
Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Моя задача, как классного руководителя, была помочь моим ученикам сделать первые шаги к выбору профессии. Я старалась подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке помочь рассмотреть проблемы профессионального самоопределения. В этом очень большую помощь оказывает учебно - профориентационное пособие «»Азбука профориентации XXI века», выпущенное под общей редакцией кандидата педагогических наук Богайцевой М.В., Салехард - 2010. Пособие состоит из учебника и рабочей тетради.
Проводились классные часы в игровой и проектной форме, в форме лекций и бесед, тренингов, были организованы экскурсии на предприятия и встречи с интересными людьми, работающими в разных отраслях. Поскольку школа находится на отдаленной северной территории со сложной транспортной схемой, экскурсии и встречи происходили как в реальной, так и виртуальной форме.
Классные часы проводились в два этапа.
Первый этап: «Что я знаю о себе?».
Мы остановились на понятиях: личность, индивид, индивидуальность, обратились к таким понятиям, как эмоции, темперамент, познакомились с этапами самоопределения и заполнили карту самопознания. (приложение Карта самопознания). Данная карта помогает подростку понять, что он есть, что он может (его способности и дарования) и сформулировать для себя, чего он хочет.
Заполнение карты самопознания позволяет подвести итог достижений на определенном этапе и приблизиться к формированию планов на будущее.
Второй этап: «Что я знаю о профессиях?»
На данном этапе ребята познакомились с понятием «профессия», с классификацией профессий по предмету труда:
- Профессии типа «человек – человек».
Предметом труда в них является человек – его лечение, обучение, воспитание, обслуживание. Оказалось, что со многими специалистами данного типа можно встретиться, находясь в школе и в интернате, что мы и сделали.
Все многообразие данных профессий может быть разделено на следующие направления:
- воспитание и обучение;
- здравоохранение;
- организация и управление;
- правовая защита;
- торгово-сервисное обслуживание;
- культурно-просветительская работа.
Ребята узнали, что разработанные учеными классификации профессий помогут определиться, в какой именно сфере они могли бы найти себя.
- Профессии типа «человек – знак».
На данном этапе подростки познакомились с профессиями, в которых люди работают с информацией. Условно можно разделить работу со знаковыми системами на несколько групп:
- работа со словами, текстами, книгами;
- работа с числами, формулами, знаками;
- работа с изображениями, схемами, картами;
- работа с компьютерами, информационными системами, Интернетом. Данная классификация профессий помогает определиться не только с типом профессии, но и более точно понять, с какой именно системой знаков готовы работать подростки.
- Профессии типа «человек – художественный образ».
Истоки этих профессий лежат в глубокой древности. В трудовом процессе формировался человек, его сознание, развивались социальные отношения, и однажды человек взял в руку кусочек угля и нарисовал на стене пещеры первое изображение.
Свою направленность на профессии данного типа можно реализовать в музыкальном, литературном, изобразительном, сценическом, декоративно-прикладном или экранных видах искусства.
- Профессии типа «Человек – техника».
Этот тип профессий – самый многочисленный по количеству специальностей. Предметом труда представителей профессий данного типа являются механизмы, оборудование, технические системы, энергия, различные материалы и вещества. Данные профессии в основном интересуют мальчиков.
- Профессии типа «человек – природа».
Ребята узнали, что ведущим предметом труда в профессиях данного типа это природа: почва, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.
- Профессии типа «человек – бизнес».
Профессии данного типа оказались самыми интересными для учеников. И это понятно так, как профессии связанные с бизнесом обладают устойчивым спросом на рынке труда, также высок уровень престижа данных специальностей.
После знакомства с типологиями профессий ребята организовали защиту проектов о профессиях и была проведена костюмированная игра совместно с воспитателями.
В течение учебного года ребята ухаживали за классным кабинетом: поливали цветы, оказывали помощь в ремонте школьного оборудования, а также совершили «трудовой десант».
Таким образом, подобная работа позволила моим 9-классникам сделать осознанный выбор в дальнейшем обучении: продолжили обучение в 10 классе – 9 учеников из 16, два ученика служат в рядах вооруженных сил, пятеро продолжают обучение в г. Салехарде, получают профессии социального педагога – 1, учителя начальных классов -2, бухгалтера- 1, будет обучать пению и танцам – 1 ученица.
Я верю, что моя работа, как классного руководителя, направленная на формирование профессионального самоопределения, окажется эффективной и «первые шаги к выбору профессии» помогут сделать правильный выбор в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»
Есть три профессии от Бога:Лечить, учить, судить!«Работа – это лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал известный немец Кант. Моё наслаждение начинается с утра.Сквозь тьму проглядывают первые л...
Выбор профессии: первые шаги. Россия антитеррор.
Формула выбора профессии Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения,...
Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»
Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»...
Мои первые шаги в профессии, или профессия, которуя я выбрала
Эссе к конкурсу Педагогический дебют"...
Урок английского языка в 10 классе по теме "Первые шаги в выборе профессии".
Урок разработан на основе УМК "Spotlight 10" , соответствует требованиям ФГОС ООО....
Родительское собрание «Первые шаги в выборе профессии»
Формирование у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профориентации детей...
Памятка для учащихся "Простые шаги по выбору профессии"
Вашему внимаю представленна памятка для учащихся "Простые шаги по выбору профессии"....