Классный час "День народного единства"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Скворцова Татьяна Александровна

На мероприятии учащиеся познакомятся с историей праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобаковская специальная (коррекционная)

школа-интернат VIII вида»

Нижегородская область

р.п. Красные Баки

 «День народного единства»

Скворцова Татьяна Александровна,

 учитель биологии

2015 год

«День народного единства»

Форма проведения: Классный час.

 Цель: ознакомление учащихся с государственным праздником – Днём народного единства.

Задачи:

- ознакомить учащихся с историческими корнями праздника, посвященного дню   народного единства;

- способствовать формированию  чувств патриотизма, единства, сплоченности, согласия, уважения к истории своей страны.

- формировать чувства сопричастности к истории своей страны, ощущения себя частицей всего народа.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

У: День наро́дного еди́нства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. (Слайд)

Один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного.

Автор памятника Минину и Пожарскому И. П. Мартос.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

У: В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О внесении  поправок  в статью 1 Федерального закона  «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявляется Днем народного единства. Впервые в России этот всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

Центром празднования стал город Нижний Новгород.   (Слайд)  Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

В открытии участвовал Патриарх Алексий II.  (Слайд) Праздник был учрежден в память о знаменательном событии 1612 г.– отряды Первого и Второго ополчения освободили Москву от иноземных захватчиков. Патриарх Алексий заявил: «Событие, которое мы вспоминаем сегодня, является поворотным моментом в истории государства Российского, ибо тогда решалось его будущее. Ныне мы обращаемся к началу семнадцатого столетия, ко временам преодоления Великой смуты, явившим в нашем народе примеры гражданского сознания, высочайшего патриотизма и самоотверженного служения Отечеству.».

У: Всем известен памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, установленный в Москве на Красной площади, у Храма Василия Блаженного. Однако мало кому известно, что в Нижнем Новгороде находится его точная, но немного уменьшенная копия. (слайд). 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.

У: Ребята, как вы думаете, кто такие были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

Д: Варианты ответов.

У: Кузьма́ (Козьма́) Ми́нин (полное имя Кузьма́ Ми́нич Заха́рьев Сухору́кий; конец XVI века – 21 мая 1616)  русский национальный герой, организатор и один из руководителей  Земского ополчения 1611-1612 годов   в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание (не позднее первой половины XIX века), что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны.

Посадский человек Кузьма Минин, торговец мясом и рыбой из Нижнего Новгорода, был особенно уважаем рядовыми гражданами своей округи за честность и «мудрый смысл». Достоверные биографические сведения о нем относятся к началу сентября 1611 г., когда по призыву патриарха Гермогена избранный земским старостой Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом к всенародному восстанию против польских феодалов, хозяйничавших в ту пору на русской земле. Кузьма Минин подал своим согражданам пример, пожертвовав на дело ополчения все свои сбережения. Человек волевой и энергичный, он сумел собрать на цели ополчения весьма значительные средства. Военным вождем ополчения по совету Кузьмы Минина был выбран князь Д. М. Пожарский.

В начале весны 1612 г. Нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским выступило по направлению к верховьям Волги, к Ярославлю.  Балахна, Юрьевец, Кинешма — ополчения этих городов одно за другим присоединились к нижегородскому, казна его пополнялась, войско укреплялось, патриотический подъем нарастал. Летом того же года ополченцы завязали бои с основными силами интервентов. Патриотизм, всесторонне продуманная организация сил ополчения, создание в Ярославле переходного правительства — «Совета всей земли», в которое вошли и бояре, и служилые люди, и представители народа, — все это способствовало тому, что к концу октября 1612 г. силами ополчения Москва была полностью освобождена.

Князь Дми́трий Миха́йлович Пожа́рский (1 ноября 1578 года — 30 апреля 1642 года) — русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов. (слайд)

Дмитрий Пожарский является потомком Василия Андреевича, первого из князей Пожарских, выходцев из Стародубских князей суздальской земли. Стародубские князья, в свою очередь, являются потомками великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого,  основателя Москвы.  Согласно распространённой легенде, центр его небольших владений — село Радогость — было опустошено пожаром, и после восстановления стало прозываться Погаром, откуда и произошло название удела.

К  Пожарскому явились послы Минина с просьбой возглавить Нижегородское ополчение. Встав во главе ополчения, объединившего патриотические силы на завершающем этапе борьбы с интервентами, Пожарский в своем лице тогда совместил всю верховную власть России. Сам Пожарский в 1613 г. получает чин боярина.

У: Ребята сегодня мы с вами совершим экскурсию в историю этого праздника.

(Слайд) «И было тогда такое лютое время Божия гнева, что люди не чаяли впредь спасения себе; чуть не вся земля Русская опустела; и прозвали старики наши это лютое время – лихолетье, потому что тогда была на Русскую землю  такая беда, какой не бывало от начала мира...» Из сказания того времени.

Смутное время – это период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного (Слайд)  и до 1613 года,  было эпохой глубокого кризиса Московского государства. По подсчетам историков, за годы Смуты в России объявилось 17 самозванцев.

Народным недовольством попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. права на российский престол предъявил бывший монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. (слайд)

Глубочайший кризис, причиной которого стали внутренние неурядицы, поразил все сферы жизни страны. Осенью 1611 года посадский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин, обратившись к русскому народу.

Д: читают стихи «Обращение Кузьмы Минина к народу» из стихотворения В. Чуфарина «Минин и Пожарский», 1897 г.

1 чтец: Мир православный! – начал он –
Страдает Родина Святая,
Повсюду горе, вопли, стон,
Ручьями льется кровь людская.

2 Чтец: Иноплеменники гурьбой
Отчизну нашу разоряют,
Владеют Русскою Землей
И нас себе порабощают.
Тиранят жен и дочерей
Враги пред нашими глазами,
И ставят в храмы лошадей,
Смеясь над верой и над нами.

3 Чтец: Москва в плену, в стенах Кремля
Враги скопляются толпами;
Страдает Русь, ее земля
Кишит враждебными войсками.
Царя на русском троне нет,
Москвою враг повелевает,
И весь народ в годину бед
Врагу невольно присягает.

4 Чтец: Один бесстрашный Гермоген
В священном сане патриарха
Не признает позорный плен
И иноземного монарха.
Соборам русским и церквам
Он посылает повеленья:
«Не отдавайте Русь врагам,
К Москве ведите ополченья!»

5 чтец: Мир православный! Иль у нас
Нет чувств и вялы мы сердцами?
Восстанем, дорог каждый час!
Восстанем, все пойдут за нами!
Освободим страну родную,
Или за Родину Святую
Все до единого умрем!»

6 чтец: Велик ты русский наш народ!
Когда ты Родину спасешь –
Ты богатырь, от всех забот
Для ней себя освобождаешь!

7 чтец: Ты слаб, пока отвага спит,
Но если духом ты проснешься,
То бурей в битву понесешься,
Тебя никто не победит!

У: Князю Д. М. Пожарскому предложили возглавить ополчение. Военное ядро Второго ополчения составляло хорошо организованное и вооруженное мелкое дворянство, большую роль играли посадские люди, со временем вливались казаки, а затем и крестьяне.

Весной и летом 1612 г. ополчение из Нижнего Новгорода  (слайд) двинулось к Ярославлю, завершив свою миссию ожесточенными сражениями в Москве, особенно в районе Кремля и Китай-города. К 26 октября 1612 г. столица стала свободной. С освобождением Москвы народным ополчением, возглавляемым Пожарским и Мининым, были созданы условия для полного восстановления в стране государственной власти; эта акция послужила могучим стимулом к развертыванию массового народного освободительного движения против польских интервентов. На Москву решили идти через Ярославль. Ярославцы встретили Пожарского с образами и предложили все имущество на общее дело. В Ярославле было создано временное правительство России  «Совет всея земли» – государственный орган, подобный Земскому собору.

20 августа ополчение подошло к Москве. Главное сражение состоялось в Замоскворечье. (слайд)

22 октября, в день Казанской иконы Божией Матери, казаки Трубецкого ударили по Китай-городу. Голодные поляки не в состоянии были защищаться и ушли в Кремль. Этот день считается днем освобождения Москвы от интервентов. (слайд)

В Китай-город торжественно внесли Казанскую икону Божией Матери (слайд)  и дали обет построить церковь, которая и была воздвигнута напротив Никольских ворот Кремля (слайд).

 В ноябре 1612 г. Земское правительство объявило о созыве Земского собора для избрания государя.

Вокруг кандидатуры будущего царя разгорелась борьба, в конечном итоге большинство было за 16-летнего Михаила Федоровича Романова, родственника первой жены Ивана Грозного. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова. С

этого времени начинается правление в России династии Романовых, которое продолжалось немногим более трехсот лет — до февраля 1917 г.

У: События многовековой давности стали ярким доказательством того, что сила государства – в единстве.  В Смутное время, когда в результате гражданской войны начался распад государства, патриоты-россияне, представители разных сословий и национальностей, сумели преодолеть междоусобную рознь и отстоять единство и независимость своей Отчизны.

Праздник народного единства будет всегда напоминать нам об ответственности за судьбу своей Родины, служить сплочению общества ради процветания Отчизны.

В боях за Москву Мининым были проявлены высокие качества военного организатора и личная храбрость. В 1613 году, с присвоением чина думного дворянина, он был введен в состав Боярской думы, где, впрочем, действовал недолго, так как три года спустя умер. Похоронили его в нижегородском Спасо-Преображенском соборе. (Слайд)

Дмитрий Пожарский похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. (слайд)

Над местом его погребения, куда приходят поклониться герою россияне, установлена гранитная плита и белокаменный крест.

У: (Слайд) Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова?
  2. Когда  в истории нашего государства народ демонстрировал свое единство против захватчиков?
  3. Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?
  4. Кто возглавил русское войско?
  5. Какими вам представились образы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского?
  6. Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?
  7. Какое ещё название имеет этот праздник?
  8. В чем проявляется современное единство России?

(Слайд) В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

(Слайд) Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

(Слайд) Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Литература:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%FC_%ED%E0%F0%EE%E4%ED%EE%E3%EE_%E5%E4%E8%ED%F1%F2%E2%E0 

http://library.ryazan.su/userfiles/pdf/denared.pdf 

Слова Патриарха Алексия II http://www.patriarchia.ru/db/text/55730.html 

Отрывок стихотворения В. Чуфарина «Минин и Пожарский», 1897 г. «Обращение Кузьмы Минина к народу»

http://www.bibliopskov.ru/400let.htm 

И. Крымова «Русь. Смута. Минин и Пожарский» http://www.stihi.ru/2009/10/21/4209 

Стихи Н. Майданик http://zanimatika.narod.ru/RF_4_noyabrya.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.

Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства. целевая аудитория - 3-5 классы....

Классный час "День народного единства"

Классный час даёт представление о новом празднике, его роли для сохранения единства народа...

разработка классного часа о дне народного единства

разработка классного часа к 400-летию освобождения Москвы в 8 классе....

Классный час на тему: «День народного единства».

Цели: • познакомить учащихся с историей праздника; • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Все проходит. ...

Классный час "День народного единства"

Классный час в форме беседы с проведением викторины. 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». В разработке кратко рассказано об и...

Классный час в 7-9 класс "4 ноября - День народного единства"

Материал разработан  по теме гражданско-патриотическое воспитание для привития детям любви, гордости и уважения к истории нашей Родины...