К городскому семинару заместителей директоров по ВР
методическая разработка на тему
Представляется материал выступления, раздаточный материал по теме круглого стола
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Фоном звучит спокойная музыка (очень тихо, еле слышно). Парты расставлены в следующем порядке: 3 пары столов сдвинуты (на столах – «эмблема команды» – лист определённого цвета), остальные – рядами, на первом столе 2 ряда – кафедра, справа – компьютерный стол. Входящие «выбирают» листочки разного цвета и рассаживаются за свободные места. (Вам предложены небольшие листочки с таблицами. Заполните их синим цветом, пожалуйста).
I. Вступление.
Добрый день, уважаемые гости и коллеги!
В нашей школе регулярно проводятся встречи классных руководителей в форме семинаров и совещаний. 14 декабря 2009 года в школе прошёл педагогический совет по теме «Педагогика творчества и развития. Работа с одаренными детьми».
№ 1. Основываясь на решении последнего педагогического совета, мы выбрали тему для сегодняшнего семинара: «Роль классного руководителя в создании условий для работы с одарёнными детьми». В соответствии с целью и задачами, мероприятие пройдёт в форме семинара-практикума.
№ 2. Мне хотелось бы предложить Вам такой диалог. Ваши реплики отмечены синим цветом. Давайте попробуем разыграть его:
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- О чём-то знаешь ты.
- А что-то вам известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
Несомненно, не имеет смысла начинать семинар, не имея однозначной трактовки понятий, то есть без единого понятийного аппарата. Поэтому напомним основные необходимые понятия.
II. Понятие одарённости.
№3. Итак, определения взяты из «Рабочей концепции одарённости», разработка и издание которой осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети».
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок ~ это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Толковый словарь- русского языка Ожегова к слову «одаренный» дает пояснение – то же, что «талантливый». А «талантливый» определяется как «обладающий талантом», «талант» в свою очередь – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» - природная одаренность. В словаре иностранных слов подчеркивается, что «талант» - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.
№4. Для поведения одаренного ребенка характерно новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности. Он способен в сложном видеть простое, а в простом – сложное. Также большинство психологов рассматривают как один из важнейших факторов одаренности креативность (способность к творчеству). Американский психолог Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. И тогда – поиск и определение проблемы, выдвижение и проверка гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет латеральное мышление (lateral thinking) – это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности.
- Виды одаренности.
№5. Одаренность делится на виды. Систематизация видов одаренности
определяется критерием, положенным в основу классификации. Хотелось бы рассказать об одной из классификаций.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей деятельности.
Специальная одаренность в свою очередь делится на следующие виды:
- интеллектуальная и академическая одаренность
Дети с общей интеллектуальной одаренностью легко овладевают основополагающими понятиями, быстро запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения в математике, или иностранном языке, или физике, или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
- художественно-эстетическая одаренность
Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в литературе, музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
- спортивная одаренность
Она предполагает высокие достижения в каком-либо одном или в нескольких видах спорта.
- лидерская (социальная) одаренность
Исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, организовывать окружающих и вести за собой.
-практическая одаренность (технологическая)
По-другому ее называют «одаренность в ремеслах».
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.
№6. Когда основные понятия были освежены в памяти, стало интересно: а есть ли вообще в нашей школе одарённые дети. Тогда психолог нашей школы, Афанасьева Ольга Александровна, провела ряд психологических исследований на базе 4 «Б» класса. Были получены следующие результаты:
№7 - 10
№11. ТАКИМ ОБРАЗОМ, есть определённый процент одарённых в той или иной степени детей. И, естественно, возникает вопрос: «А учителя нашей школы готовы к продуктивному сотрудничеству с одарёнными детьми?». Быть может, все готовы на 100% или, наоборот, всем можно работать только с обычными детьми? Тогда мы решили провести тестирование учителей школы на предмет выявления склонностей к работе с одарёнными детьми. Были получены следующие результаты:
№12. 15% учителей имеют оптимальный уровень развития склонностей к работе с одарёнными детьми.
75% учителей имеют достаточный уровень.
10% учителей находятся на критическом уровне развития склонностей к работе с одарёнными детьми.
Нас порадовало то, что 15% полностью готовы к работе с одарёнными детьми, способны стимулировать творческую активность и поддерживать различные виды творческой активности детей.
К сожалению, есть и 10% учителей с критическим уровнем развития склонностей. Но это лишь говорит о своевременности и уместности сегодняшнего семинара.
Обратим внимание на большую часть опрошенных учителей. Их потенциальные возможности в работе с одарёнными детьми очень большие. Осталось лишь исправить несколько позиций, чтобы подтянуть их к группе учителей с оптимальным уровнем. Какие же это позиции?
№13.
- Дополнительные желания и ресурсы для организации работы;
- Активное самоурегулирование в творческом и интеллектуальном процессе;
- Правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
№14. Таким образом, целью данного семинара-практикума является определение роли классного руководителя в создании условий для работы с одарёнными детьми средством влияния на его творческие способности.
IV. Практическая часть работы.
№ 15. Часть 1. Теперь пришло время поработать в составе сложившихся команд. Вашему вниманию предлагается несколько фрагментов информации по проблеме семинара. В вашем распоряжении будет 10 минут, чтобы просмотреть информацию, выявить главное и представить её в виде схем, тезисов, плана – так, как сможет ваша команда. Внимание – задача данного этапа – это чёткое, краткое и ёмкое изложение рассмотренного вопроса. Время ответа будет ограничено 1 минутой.
(командам раздаются раскрытые вопросы «Возрастные особенности одарённости», «Проблемы одарённых детей», «Методики работы с одарёнными детьми»)
Подготовившись, команды выступают по очереди.
№16. Ну, а теперь вспомним фрагмент программы «Новости» и озаглавим это выступление «КОРОТКО О ГЛАВНОМ».
(включается «секундомер», через минуту ответ прекращается)
Итак, все команды получили возможность выступить, и теперь время перейти ко второй части работы.
Часть 2. Вторая часть работы будет носить дифференцированный характер. 2 команды получат листочки с приведёнными на них способами развития составляющих одарённости.
№17. Одной из этих команд следует отобрать 5-6 самых значимых форм работы с одарёнными детьми, уместных для классного руководителя и аргументировать свой выбор (указываю на команду № 1).
Другой команде нужно будет попытаться проранжировать все приведённые способы развития составляющих одарённости по степени значимости от наиболее важных к наименее важным, по их мнению (указываю на команду № 2).
Третья команда попробует представить собственные формы работы с одарёнными детьми, опираясь на свой личный опыт. Причём эта команды изначально не получает листочка с подсказками (указываю на команду № 3).
Представители команд отвечают за свои команды.
Итак, мы только что применили имеющиеся знания на практике, а также прослушали собственные формы работы с одарёнными детьми. Как видите, есть определённые «пересечения» этих форм, хотя 3 команда и не получала такого листочка.
VI. Рефлексия.
Пожалуйста, ещё раз обратите внимание на листочки с таблицами. Заполните их повторно, только уже красным цветом.
Теперь я знаю… | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
Определение понятия одарённости | ||||
Особенности одарённых детей | ||||
Проблемы одарённых детей | ||||
Принципы работы с одарёнными детьми | ||||
Формы работы классного руководителя с одарёнными детьми |
Выводы попробуйте сделать сами: если ответы, обозначенные синим и красным цветом, совпали, наверное, сегодняшний семинар ничего вам не дал, но если Ваши ответы начали передвигаться в направлении к первой колонке, то есть определённые положительные моменты. Эти листочки передайте, пожалуйста.
VII. Подведение итогов.
№18. Итак, ГЁТЕ утверждал, что гений - "это 1% таланта и 99% пота". Современные исследования показывают, что гениальность максимум на 20-30% зависит от воспитания и личных трудов. 80% - это врожденное! Иными словами, родить гения трудно, воспитать - невозможно.
№19. Но, на наш взгляд, при правильной организации внеклассной работы, при соблюдении перечисленных выше принципов взаимодействия с одарёнными детьми, при учёте особенностей одарённых детей, а также при грамотном отборе форм работы с такими детьми можно попытаться и качественно использовать эти 20-30%, полученных от воспитания. И тогда на пути от творческого учителя к одарённому ученику не будет преград, а детей, которых мы отнесём к числу одарённых, быть может, станет больше.
VIII. Релаксация.
№20. Большое спасибо за внимание. С наступающим Вас Новым Годом!
А для того, чтобы зрительно представить результаты сегодняшней работы, проведём напоследок мини-игру «Ёлочка успеха».
№21. Красный шар – полезно, было приятно участвовать в его работе. Желтый шар – некоторые идеи возьму на заметку, но можно было сделать лучше. Синий шар – не понравилось, зря потратил (а) время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/26/picture-40515-1682461848.jpg)
Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе "Словом можно убить"
Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе"Словом можно убить"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/17/picture-78682.jpg)
Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Тема: «Богач за неделю - грязные деньги"
Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние на нашу личность, формирует наши привычки, складывает характер. Нередко нам кажется, что для достижения хороших целей можно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-141617-1352576620.jpg)
программа семинара заместителей директоров по воспитательной работе
Программа проведения семинара заместителей директоров по ВР....
Открытый урок математики в 5 классе (на городском семинаре заместителей директоров по УВР по теме «Здоровьесберегающие технологии – основа современного урока»)
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики....
Программа городского семинара заместителей директоров школ
В данном материале показана структура проведения городского семинара заместителей директоров школ и руководителей школьных методических объединений учителей начальных классов...
Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"
Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/11/picture-801836-1468228901.jpg)
Разработка семинара заместителей директоров на тему "Развитие ученического самоуправления через проектную деятельность в условиях сельской школы"
В разработке :1. Доклад заместителя директора по ВР2. Визитная карточка музея школы3. Визитная карточка ШУС "Земляне"4. Проектная деятельность в начальной школе...