Нахимовское военно-морское училище - кузница «Питонов». Откуда пошло название «Питон» и «Питония».
классный час по истории (11 класс)
Нахимовское военно-морское училище на протяжении 75 лет является кузницей кадров будущих офицеров военно-морского флта. В данной публикации изложен материал о создании НВМУ и зарождения традиций в Нахимовской среде. В частности акцентированно внимание на зарождение питонского братства среди выпускников НВМУ от первого выпуска до наших дней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нахимовское военно-морское училище - кузница «Питонов» | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Нахимовское военно-морское училище - кузница «Питонов».
Откуда пошло название «Питон» и «Питония».
Нахимовские военно-морские училища, как средние учебные заведения закрытого типа, были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ от 21 августа 1943 года и были предназначены для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-морском флоте в качестве офицеров. Наименование «Нахимовские» они получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, героя Крымской войны 1853-1856 гг. Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков.
Училища создавались с 1943 г. в Тбилиси, в 1944 г. – в Ленинграде и в 1945 г. – в Риге.
Первым, приказом Народного комиссара Военно-морского флота Н.Г. Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище.
Затем, на основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 года № 745, приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня1944 года № 280 было создано Ленинградское, а в 1945 г. Рижское Нахимовские военно-морские училища. С 1955 г. действует одно Нахимовское военно-морское училище - в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербурге).
18 сентября 1944 г. состоялось первое зачисление в Ленинградское Нахимовское училище. Кандидаты переходили в ранг воспитанников.
Воспитанник — первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами (официально звание «нахимовец» воспитанникам присвоили лишь в 1951-м). Сами воспитанники именовали себя «воспитоны» (флот, как известно, без своеобразного морского жаргона немыслим), затем это название трансформировали в «питонов».
Практически с первого (1944-го) года своего существования Нахимовское училище в параллель «системе» (так назывались на морском жаргоне высшие военно-морские училища) получило неофициальное, почти географическое, вызывающее уважение название — «Питония» или "Нахимония". Оно, несмотря на все перипетии, пережило десятилетия.
Звание "питон" считалось в то время очень почетным. В последующем посвящение нахимовцев в «питоны» после первого года обучения узаконили.
Впервые сочетание слов «воспитанники — воспитоны — питоны» зафиксировано в стихотворении А. Генкина «Мы уважаем флотские погоны», написанном в 1947 г.
Меня спросила умная семья,
Что у меня за взгляды, за несходства.
Где им девиз наш понимать, друзья!
Цинизм и смелость, гордость, благородство!
Нас не пугает тяжкий, грязный труд.
Мы уважаем флотские погоны
Как знамя над собой везде несут
Понятие о чести, мы - Питоны!
Мы ненавидим мягкие сердца,
Мы презираем трудности и стоны.
По воле нас создавшего творца
Мы - смелые и злые воспитоны!
История названия «Питоны» имеет несколько версий, каждая из которых по своему верна.
Изначально в ряды Нахимовского училища набирались дети - сироты, оставшиеся, без кормильца (не было одного из родителей или обоих сразу). Их поначалу звали питомцами. От этого слова, по мнению одного из ветеранов училища, и появились «питомцы – питонцы – питоны».
По версии В. Солуянова, друга поэта А. Генкина, это прозвище появилось по созвучию фамилии Валентина Воспитанного, зачисленного в старшую (1-ю) роту в 1944 г.
Но главной версией по воспоминаниям первых выпускников Нахимовского училища считается рождение названия "Питония" и «питоны» от слова «воспитанник».
Есть в «Питонии» и интересная традиция - драить нос бронзовому бюсту Петра Первого. По воспоминаниям ветеранов-выпускников, большой бюст Петра Первого был помещен прямо под окнами училища. Кто-то во время уборки предложил почистить бюст мелом, так как медь окислилась и придавала бюсту вид неухоженности. При этом грязь с бюста была снята, но нос самодержца стал очень блестеть, на что обратил внимание начальник училища, прогуливаясь в это время по набережной. Как всегда, при сложившейся у нас круговой поруке, виновных не нашли. Случай забылся, но, как оказалось, впоследствии данное действо вошло в традицию и новые поколения “питонов” драили нос Петру с помощью швабры и мела.
За последние десятилетия претерпела ряд преобразований система как военного, так и среднего специального образования с военно-морской направленностью, но традиции «Питонии» остались. Это заслуга начальников, педагогов, воспитателей, и конечно самих «питонов».
В настоящее время в Санкт-Петербургском Нахимовском военно-морском училище посвящаются в «питоны» нахимовцы 5-го курса. Этот театрализованный обряд посвящения проводится в июне в лагере НВМУ на Нахимовском озере. Перед посвящением нахимовцы проходят спортивные испытания: бег по пересеченной местности (кросс 5 км.) и гребля на ялах, затем торжественное принятие клятвы.
Посвящение проводит ветеран «Питонии» Константин Павлович Державин, почетный «питон» 1-го выпуска Ленинградского НВМУ 1948 года, капитан дальнего плавания, в настоящее время вставить должность.
Текст клятвы вставить по необходимости
Посвящения в «питоны» проводятся и в филиалах НВМУ - Севастополе, Владивостоке и Мурманске.
В училище всегда существовал негласный кодекс чести «питона», процветал дух товарищества, взаимопомощи и выручки.
За годы существования нахимовских училищ не одно поколение «питонов» прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все они воспитаны в духе верности воинскому долгу, отечеству, славным боевым традициям Российского Военно-морского флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь выпускников-нахимовцев, они останутся до конца своих дней верными флотскому, нахимовскому братству.
Куда бы нас не бросила судьбина,
Где б ни болтало нас с утра до утра,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Синий Дом Петра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Откуда пошли названия улиц родной станицы"
"Откуда пошли названия улиц родной станицы"...
К вопросу особенностей военно-патриотического воспитания в Нахимовском военно-морском училище
В Нахимовское военно-морское училище дети поступают после окончания начальной школы в возрасте 10-11-ти лет. Здесь реализуются образовательные программы основного общего и...
Классный час "Ленинградское Нахимовское военно-морское училище"
Классный час для ознакомления воспитанников пятого класса с историей Ленинградского Нахимовского военно-морского училища....
Модель профессиональной ориентации воспитанников Нахимовского военно-морского училища.
Профориентация – это «научно-обоснованная система подготовка молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные способности каждой личности, так и необх...
Педагогическая концепция Лесгафта и ее применение в Нахимовском военно-морском училище.
В педагогической науке существует представление о человеке, которое заключает в себе ряд педагогических преобразований, в которых важную роль играет воспитательная функция, что позволяет говорить о че...
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч
I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...
Реализация программы по адаптации воспитанников Санкт-Петербургского Нахимовского военно-морского училища.
Изучение проблемы адаптации пятиклассников к условиям обучения в Нахимовском ВМУ продиктована необходимостью организации воспитательной работы и психолого-педагогического сопровождения нахимовцев в пр...