Проект "Формирование межэтнической солидарности учащихся через обрядовую культуру"
проект на тему
Материалы проекта "Формирование межэтнической солидарности учащихся через обрядовую культуру"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_mezhetnicheskoy.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«ФОРМИРОВАНИЕ
МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОБРЯДОВУЮ КУЛЬТУРУ»
Организация: ГОУ СОШ № 959 с этно-
культурным татарским компонентом
образования
Автор проекта: Рыскина О. С.
Руководитель проекта: Тимофеева С.Н.
Исполнители проекта: учащиеся 6 «А»,
7 «А» и 9 «А» классов
Москва 2007 год
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой, работающей над темой «Воспитание межэтнической солидарности учащихся через систему образования». Для реализации задач эксперимента способом организации воспитательного процесса был выбран метод проектов. Тема нашей проектной работы «Формирование межэтнической солидарности учащихся через обрядовую культуру».
В своем историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт прошлых поколений. В наше время утрата веры в идеалы привела к дефициту духовности и чувства национального самосознания. Поэтому сегодня необходимо приобщение подрастающего поколения к пониманию ценностей народной культуры.
Обычаи, обряды, образ жизни являются сегодня не только историческим прошлым, которое составляет значительную часть национальной истории и культуры каждого народа. В загадочном и интересном мире обрядовой культуры коренится наше мировоззрение. Многовековые традиции национальной культуры дают возможность воспитывать активных, творческих людей, понимающих и сохраняющих культуру своего народа и уважающего культуру других народов. История развития цивилизации свидетельствует, что народные праздники внесли весомый вклад в сокровищницу мировой культуры.
Если общество забывает свои традиции, оно разрушается, праздник – богатейший источник духовности, в нем отражены многие пласты народной культуры, поэтому народные эстетические идеалы оказывают большое влияние на становление личности ребенка.
Взаимосвязь традиционной обрядности и эстетического самосознания существовала всегда. Для представителей различных народов, проживающих в России, обращение к своим корням, к своим праздникам, обрядам, традициям – проявление национально – этнической самобытности. Важно, чтобы этнические праздники были открытыми – это способ и возможность лучше узнать друг друга, что невероятно важно в условиях, когда рядом проживают люди разных национальностей. Человек не любит то, что он не умеет или не знает. Даже поверхностное изучение и знакомство с традициями быта и культуры того или иного народа делают людей более терпимыми к другим религиям, языкам, нравам, потому что через познание и общение они становятся ближе друг другу.
Формирование в обществе терпимости к каждой национальной культуре – залог сохранения мира, достижения взаимопонимания и взаимоуважения между народами. Роль традиционной обрядности и праздников здесь просто огромна.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
воспитание уважения к культурной самобытности народов России.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- приобщение школьников к духовно-нравственным народным традициям;
- формирование позитивного восприятия школьниками исторического прошлого
народа;
- формирование национального самосознания детей средствами фольклора;
- развитие творческих, познавательных способностей;
- формирование нравственно-эстетических потребностей;
- знакомство учащихся с образцами обрядового фольклора.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Работа над проектом велась в течение всего учебного года, в ней принимали участие школьники 6 «А», 7 «А», 9 «А» классов.
На уроках литературы (программа под редакцией В.Я. Коровиной) «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор», «Календарно-обрядовые песни» учащиеся 6-го класса познакомились с образцами обрядового фольклора, вели наблюдения над художественными особенностями календарно-обрядовых песен. Эти уроки позволили заинтересовать ребят старинной русской обрядовой поэзией.
В целях поддержания этого интереса и приобщения к духовным ценностям и историческому прошлому народа была организована экскурсия в музей-заповедник «Коломенское», где учащиеся познакомились с бытом и жизнью Руси времен Ивана Грозного и участвовали в театрализованном представлении праздника Рождества.
Следующим этапом работы над проектом стало внеклассное мероприятие «Рождественские посиделки». Прежде чем провести его, учащиеся собирали материал по празднованию Рождества, рецепты рождественских блюд, тексты колядок, народные игры, святочные гадания, изучали стихотворения русских классиков, посвященных этому празднику.
В конце четверти был проведен Рождественский вечер на английском языке.
Учащиеся 6-го класса на уроках английского языка познакомились с традициями празднования католического Рождества. Перед праздником дети учили стихи, песни, украшали кабинет, готовили подарки и открытки. На представление были приглашены родители. Вечер получился ярким и интересным.
А в зимние каникулы учащиеся 6-9 классов побывали в Великом Устюге, древнейшем городе Русского Севера. Кроме резиденции Деда Мороза,
дети посмотрели вертепное представление «Звезды Рождественской сияние» в церкви Богоявления 17 века, посетили выставку «Рождественская и новогодняя игрушка». Ребята познакомились с творчеством фольклорного ансамбля «Красавушка», участвовали в рождественских встречах «На святочных посиделках» с ансамблем «Веретенце». Дети принимали участие в колядовании и святочных гаданиях, с соблюдением правил и традиций, существующих на Руси. Ребята также познакомились с процессом художественной обработки бересты и получили мастер-класс «Берестяное чудо».
В третьей четверти школьники занимались изучением еще одного широко празднуемого в России обрядового праздника Масленицы. В Московском Доме национальностей во время празднования широкой Масленицы наши учащиеся имели возможность услышать русские народные песни, взять мастер-класс по изготовлению чучела Масленицы, жаворонков, солнца – символов этого обрядового праздника, поучаствовали в русских народных играх и забавах.
Затем на базе нашего школьного музея «Диалог культур» был организован праздник « Здравствуй, боярыня Масленица!», где учащиеся познакомились с традицией проведения Масленицы на Руси, которая активно возрождается в наше время, а также соревновались в изготовлении чучела Масленицы, отгадывании загадок, знании пословиц и на лучшее исполнение частушек.
Параллельно с праздником Масленицы был организован и проведен татарский народный праздник Нардуган, в обычаях которого учащиеся наблюдали много общего с русской Масленицей.
В апреле учащиеся посмотрели театрализованное представление «Пасха» в музее «Палаты в Зарядье»(«Дом Бояр Романовых»). Они услышали рассказ о традициях, обрядах, связанных с праздником, посмотрели слайды. Дети узнали о подготовке к празднику Пасхи в
боярских палатах, традициях приема гостей, странников. Ребята приняли участие в игре «Катание пасхальных яиц с горок».
В конце праздника детей угощали чаем с куличом и подарили всем пасхальные яйца.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Ожидаемым результатом проектной работы является решение поставленных задач и достижение намеченной цели.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
- Разработка уроков литературы « Устное народное творчество. Обрядовый фольклор», «Календарно-обрядовые песни».
- Внеклассное мероприятие на английском языке «Merry Christmas».
- Сценарий мероприятия «Рождественские посиделки».
- Сценарий праздника «Здравствуй, боярыня Масленица!»
- Сценарий праздника Нардуган.
- Фотоматериалы по реализации проекта.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
ЗАЛ УКРАШЕН ГИРЛЯНДАМИ, ЗВЕЗДАМИ, НА ОКНЕ СТОИТ КРАСНАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СВЕЧА, ЕЛКА УКРАШЕНА БЕЛЫМИ И СИНИМИ ШАРАМИ. ЗВУЧИТ «AVE MARIA» Ф.ШУБЕРТА.
1-ый ведущий.
Праздник Рождества Христова - самый светлый и радостный день для многих людей.
Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос. Рождество отмечается ровно через 9 месяцев после Благовещения (7 апреля), когда ангел явился Деве Марии и возвестил благую весть, что родит она Сына Божия.
2-ый ведущий
Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. Традиционно на Руси на конец декабря приходились языческие праздники. Чтобы отвратить христиан от них церковь приняла решение праздновать Рождество 25 декабря. Но всем известно, что Россия – это страна, где возможно соединение несоединимого. И до сих пор на Рождество у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы и маски.
3-ый ведущий
Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком помогали бедным.
4-ый ведущий
В канун Рождества – Сочельник – пищу принимать не разрешалось до появления первой звезды. С ее появлением все спешили за стол, на котором должно лежать немного сена или соломы. До полуночи за столом обычно употребляли постное, а уж после – скоромное, начинался великий Мясоед.
5-ый ведущий
На праздник одевались во все новое, да еще переодевались по нескольку раз, чтобы были обновы. С 8 января начинаются Святки. В эти дни новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары. Святки сопровождались гулянием, колядованием и гаданием. Святки являлись временем отдыха, игр.
6-ый ведущий
В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели песни, желали счастья хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет - приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча…
ВЕДУЩИЙ ЗАЖИГАЕТ НА ОКНЕ СВЕЧУ. РАЗДАЕТСЯ СТУК В ДВЕРЬ. ПОЯВЛЯЕТСЯ СОЛОХА.
Солоха.
Здравствуйте, гости дорогие! Я пришла к вам на рождественские посиделки. Хочу поздравить вас с праздником! Пусть исполнятся ваши желания! Вы ведь знаете, что в Рождество могут происходить чудеса.
СТУК В ДВЕРЬ. ВХОДИТ МАЛЬЧИК С МЕШКОМ ОВСА.
Мальчик.
Сею, вею, посеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
Уродись, пшеничка, горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами.
Сею, вею, посеваю.
Овсом, рожью,
Милостью божьей!
Солоха.
Ну что же, первый гость зашел на огонек. Кстати, зерно, которое вы собрали, нужно сохранить, оно принесет в ваш дом счастье.
СЛЫШНЫ ГОЛОСА: «Пришла Коляда – открывай ворота».
Солоха.
А вот и гости с колядками пожаловали. Заходите, гости дорогие!
ВСЕ ВЫХОДЯТ В ЦЕНТР КОМНАТЫ, ПОЮТ КОЛЯДКУ.
Коляда пришла-
Рождество принесла!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьминка,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна-пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством!
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
Хором
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
Хоть блина, хоть сала клин,
Хоть печенья, хоть варенья.
Нам на угощенье!
Солоха.
Да, попели вы на славу,
На потеху, на забаву.
Мехоноша, где мешок?
Получай-ка пирожок!
И бараночки, и конфеточки,
И гривенник на прянички.
СОЛОХА ОДАРИВАЕТ РЯЖЕНЫХ, ПРИГЛАШАЕТ НА ПОСИДЕЛКИ.
1-ый ведущий.
Непременным условием Рождества было ряжение в маски и маскарадные костюмы. Эта традиция также очень древняя. Церковь этого не поощряла, и любителям маскарада приходилось «очищаться от скверны» путем купания в проруби на Крещение.
2-ый ведущий.
А еще на Рождество устраивали представления, игры.
ПРОВОДЯТСЯ ИГРЫ.
3-ый ведущий.
В ночь перед Рождеством, а также в Святки девушки обычно гадали. Слово «гадание» происходит от имени древней богини счастья Оас. Кто из вас знает, какие существовали способы гадания?
ГОСТИ РАССКАЗЫВАЮТ О ТОМ, КА ГАДАЛИ В СТАРИНУ.
4-ый ведущий.
Много примет помнит народная память. Считалось, что все сны, увиденные в святочную неделю, обязательно сбудутся.
5-ый ведущий.
Чтобы избежать разных неприятностей, запрещалось в Сочельник и первый день Рождества подметать пол, выбрасывать мусор, нельзя шить, а то уродится слепой, а лапти плести – уродится кривой. Считалось плохой приметой, если 7 января в дом первой войдет женщина – значит, круглый год женщины этого дома будут болеть.
6-ый ведущий.
Ставить елку – это рождественский обычай. Ее принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять на все святки. Ее украшали белыми и синими шарами.
1-ый ведущий.
Какое Рождество без подарков? Обычай дарить подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Как известно, золото, ладан и мирру. Чаще на Рождество дарят фигурки ангелочков, открытки, книги.
ВСЕМ ПРИСУТСТВУЮЩИМ ВРУЧАЮТСЯ НЕБОЛЬШИЕ ПОДАРКИ.
2-ый ведущий.
Ну вот и заканчиваются наши посиделки. Мы говорим вам до свидания мир тому, кто в этом дому. До новых встреч.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ГАДАНИЯ.
Гадание на имя.
Напишите на бумаге имена интересующих вас людей, положите листочки кругом. В середину круга опустите иголку с ниткой. Держите иголку за нитку так, чтобы свободно стояла на столе. В сторону какого имени качнется игла и остановится – ваша судьба.
Гадание на кофейной гуще.
Выпив кофе, накройте чашечку блюдцем и три раза опрокиньте ее вверх-вниз. Гуща расползется по дну, образуя фигуры. По ним и надо гадать.
Собака символизирует дружбу. Лес – богатство. Венок – слава. Утес – грусть. Тень человека – приятное свидание. Тень дома – символ изобилия. Олень – скорая дорога.
Гадание на полотенце.
Девушка вывешивает за окно белое полотенце со словами «Суженый-ряженый, приди и утрися». Если к утру полотенце будет влажным, значит девушка в этом году выйдет замуж.
Гадание на кольце, хлебе и крючке.
Кладут девушки на пол кольцо, крючок и хлеб, накрывают платком, кружатся вокруг себя раз, а затем быстро снимают платок и тащат, кому что достанется. Кому достался хлеб выйдет замуж за богатого, кому кольцо – за щеголя, а кому крючок - жить всю жизнь с бедняком.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
Игра «Золотые ворота».
Девочки встают в круг, взявшись за руки и подняв их, образуя «воротца». Мальчики брались за руки и шли за первым игроком через каждые «воротца». Девочки ловили мальчиков, опуская руки на последнем слове песни:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Игра «Кашу варить»
Пары встают по кругу лицом к центру. В паре берутся за руки и поднимают их, образуя «воротца».Одна пара под веселую музыку бежит под «воротца» любой пары. Развернувшись, первая пара становится «воротцами», а другая пара бежит через круг под другие « воротца». Внезапно музыка прерывается. Пара, оказавшаяся в кругу, выполняет задание, придуманное играющими.
Игру можно начать словами:
По кругу парами встаем,
Партнера за руку берем
И руки поднимаем-
«Воротца» получаем.
Играть всех приглашаем.
Через внеклассную работу учитель формирует у своих воспитанников знание об истории, культуре, реалиях и традициях народа изучаемых языков.
Главным в своей работе считаю развитие и поддержание интереса к своему предмету. Я стараюсь использовать различные приёмы, формы, методы, с помощью которых изучение английского языка становится интересным и увлекательным.
Проведение праздников, конкурсов вызывают огромный интерес у школьников. В декабре с учащимися 6 класса был проведен праздник Рождества.
Перед праздником дети готовили подарки, открытки, читали о празднике в газетах, журналах, книгах; знакомились с традициями проведения этого праздника в Англии и США; учили стихи, песни, украшали кабинет. На праздник пригласили родителей. Участники праздника получали фанты за каждый конкурс, а победители получили сладкие медали и рождественские сувениры.
MERRY CHRISTMAS!
Сценарий праздника-конкурса
Teacher: Dear children and guests! On the 25th of December people celebrate Christmas – a beautiful holiday, which is loved by children and adults; when everything is decorated with lights and toys; when we see Christmas trees everywhere; when people buy presents and cook special food, send cards and have parties! And we’ll celebrate this holiday now!
Today we’ll have an English contest – all the tasks will be connected with Christmas. We’ll play games, sing songs, recite poems – so I hope that we’ll enjoy this holiday, and have a good time.
So I wish you good luck! Everyone will get a forfeit for the best result in each competition, and at the end we’ll see who is the 1st, 2nd, and 3rd places, which group is better, and of course you’ll get presents.
Let’s start!
We’ve learnt a song about Christmas. Let’s sing it!
Children sing a song “Merry Christmas, everyone!” by Shaken Steavens from the album “Enjoy listening and learning”.
Teacher: Christmas begins with cards. Some of you also have prepared Christmas cards. All of you, who drew them, got forfeits. We decided to give additional forfeits for the best cards.
The children prepared Christmas cards beforehand, they were displayed in the classroom on the walls and everybody saw them.
Contest 1:
I’ll show you groups of words. In each group there is a word which does not go with others. Find this word, please!
1. Turkey, goose, pudding, nuts, oranges, pears, eggs.
2. Sleigh, Santa Claus, snow-flake, winter, Christmas tree, butterfly.
3. Christmas, pudding, turkey, cracker, tinsel, sleigh, wreath, Easter.
4. Tinsel, bulb, stocking, mistletoe, gift, sleigh, holly, jelly, decorate.
Game 1:
“Pin the Tail on the Donkey.” Let’s play a little. Here is a Donkey, but it has no tail.
Everybody has a chance to pin the tail on the Donkey. It’s not so easy, because you cannot see – you have a scarf over your eyes. The person who puts the tail to the right place is the winner.
Game 2:
“The Field of Wonders.” I’ll give you one verb – I’ll write it on the blackboard. You must make up sentences with this verb in the right tense form – insert it in the empty squares.
Here are the squares on the blackboard and each of you will get a piece of paper with such a field. Who wants to play this game – take a “field” (a piece of paper), please!
Game 3:
“Pass the Parcel”: here is something wrapped in a lot of the papers. You’ll stand in a circle and pass the parcel to the person next to you. There is music playing. When the music stops, you take off one of the papers. Then music starts again. The person who takes the last piece off wins the prize.
Children play the game “Pass the Parcel”.
Contest 2:
Now I’ll give you one word. You must in a minute’s time write as many words as possible with the letters of this word. Take pieces of paper! Take pens, pencils. Be ready. Look at this word – “Poinsettia”! Start, please!
Game 4:
You know that children get presents from the socks or stockings. You must guess what presents are in them. If you are right then you’ll take the presents, who wants to play?
We have presents – apples, pears, candies, nuts etc. – in three socks hanging over the “fire-place”.
Teacher: here are a lot of poems about Christmas. I know that some of you have learnt them. If you want to recite it – do, please!
Children recite poems about Christmas.
You know that Christmas is connected with presents. The pupils of the 6 form prepared you a present too – the play about Santa Claus. Please, my dears, act!
Contest 3:
It is a tradition with English children to have the following contest. That is why I’ll give you one word – “Christmas”, and you are to speak for a minute about it without a break. If you stop, you’ll loose this contest. Who wants to begin?
Children speak about Christmas one after another for one minute only.
Game 5:
Here are apples and water. You must catch the apple without using hands in a bowl of water.
Сontest 4:
Now you’ll listen to the descriptions of some holidays recorded on the tape. I’ll give you pieces of paper and the names of the holidays. You can see the squares near them. While listening write the number of each text.
Contest 5:
Let’s guess the riddles about Christmas!
Riddles:
1. It is a holiday which is celebrated on the 25th of December. (Christmas)
2. It is an old man who comes from the North Pole on his sledge and brings presents to everybody at Christmas. (Santa Claus)
3. It is decorated with lights, and toys, and tinsel, and it is in all the houses and in squares. (Green tree)
4. It is a thing which is very dear to children at Christmas, as they find presents in it in the morning. (Stocking)
5. It is a traditional meal which people cook for Christmas party. They think that if they all take part in mixing it, they will be happy. (Pudding)
6. It is a thing which people hang on the door of the house or a flat. (Wreath)
Teacher: So it’s time to finish our party! I want to tell you the results of our contest. (All the winners get presents – sweets, chocolate medals.)
Let me thank our guests. Merry Christmas, dears! I wish you good health, good luck! Here are small presents for everybody! Thank you!
Every participant gets a present.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА.
ОФОРМЛЕНИЕ : ПЛАКАТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА», ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЦЫ,
КОСТЕР, РИСУНОК СОЛНЦА, САМОВАР СО СВЯЗКОЙ
БАРАНОК, РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ, БЛИНЫ И АРОМАТНЫЙ
ЧАЙ.
ЗВУЧИТ ВСТУПЛЕНИЕ К ОПЕРЕ Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА». В КЛАСС ВХОДЯТ ВЕДУЩИЕ В БОЛЬШИХ ЯРКИХ ПЛАТКАХ.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:
Издавна на Руси веселыми гуляньями встречали весну – праздновали Масленицу. Ее
происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. По Масленице люди определяли, каким будет урожай: ненастье в воскресенье перед Масленицей - к урожаю грибов. Если идет снег на Масленицу, то будет урожай гречихи.
Праздник Масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы, с ездой на тройках, сжиганием чучела зимы и катанием на санках с гор и веселыми играми и затеями. Масленица – семейный праздник, и мы сейчас, ребята, собрались большой семьей, чтобы отметить этот праздник.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:
Масленица – проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал свое название: понедельник-«встреча», вторник-«заигрыш», среда-«лакомка», четверг-«широкий», пятница-«тещины вечерки», суббота-«золовкины посиделки», воскресенье-«прощеный день».
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:
Вторник - «заигрыш». В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, катались с ледяных горок. Развлечения сопровождались озорными частушками.
Хочешь победить подружку, спой веселую частушку. Итак, конкурс на лучшее исполнение частушки.
ДЕВОЧКА:
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
МАЛЬЧИК:
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку закатал.
ДЕВОЧКА:
Эх, топни нога!
Топни, правенькая!
Я плясать пошла,
Хоть и маленькая!
МАЛЬЧИК:
Купи, тятя, мне коня-
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
ДЕВОЧКА:
У меня четыре шали,
Пятая пуховая,
Не одна я боевая,
Все мы здесь бедовые.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:
С этого дня пекли блины. Масленица славилась блинами, их качеством и количеством. Сейчас посоревнуемся: кто вспомнит больше пословиц и поговорок со словами «блин» и «Масленица».
Не все коту масленица.
Блины брюхо не портят.
Не житье-бытье, а Масленица.
Масленица идет, блин да мед несет.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:
В некоторых местах, заботясь о подобающей встрече и должном проведении Масленицы, начинали заранее печь блины. Хозяйка посылала мальчика лет 8-10 «встречать Масленицу», давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал.
МАЛЬЧИК:
Прощай, зима сонливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону-
И пахать пойду!
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:
Масленицу открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и зазывали к себе Масленицу на горах покататься и блинов поесть.
Закрутились карусели, полетели дни недели. Понедельник – день встречи, в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одевают в девичий наряд. У нас в гостях большая Масленица. А сейчас предстоит изготовить маленькую фигурку. Начинаем первый конкурс. У вас на столах ткань, булавки, нитки. Пока звучит песня, вы должны изготовить куклу.
ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ, ДЕТИ ПРИСТУПАЮТ К РУКОДЕЛИЮ. ПО ОКОНЧАНИИ ПОДВОДЯТ ИТОГ, ЗАТЕМ КУКЛЫ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ РЯДОМ С БОЛЬШОЙ МАСЛЕНИЦЕЙ.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:
Чучело, наряженное в девичий наряд, возили по улицам. Обращались к нему ласково.
ДЕВОЧКА:
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Платок беленький,
Новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:
Приступаем ко второму конкурсу «Перевертыши». Перед вами разрезанные на предложения приветствия Масленицы. Пока звучит музыка необходимо составить свое приветствие.
ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:
Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.
МАЛЬЧИК:
У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И … блины-то все поели!
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:
В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами …
МАЛЬЧИК:
Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушки, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:
Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами…
МАЛЬЧИК:
Паршивые блины
По аршину длины!
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ:
Так шутили и посмеивались сами над собой.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:
Раньше, когда молодежь собиралась вечером в одной избе «на посиделки» - там царило веселье и обязательно загадывались загадки. Давайте и мы продолжим традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок.
Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).
Сидит царь - птица на золотых яичках. (Сковорода на углях).
Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, тесто, масло).
Несла бабка в корзине 100 яиц, одно упало. Сколько яиц осталось? ( Ни одного)
Какой в реке камень? (Мокрый).
Отчего гусь плавает? (От берега)
Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? (Один).
Каким гребешком никто не причесывается? ( Петушиным)
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:
В воскресенье – «прощеный день» - устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, затем вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.
ДЕТИ ПОДХОДЯТ К КОСТРУ И КЛАДУТ ЧУЧЕЛО.
ДЕВОЧКА:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
МАЛЬЧИК:
Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широка Масленица проходит.
Настает великий пост.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. НАГРАЖДАЮТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ В КОНКУРСАХ. ВСЕХ ПРИГЛАШАЮТ К СТОЛУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Карточки к конкурсу «Перевертыши».
№1
Душа ль ты моя, Масленица!
Перепелиные косточки,
Бумажное твое тельце,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
№ 2
Уж ты ль, моя Масленица!
Красная краса,
Русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Ты ж моя перепелочка!
Приезжай ко мне во тесовый дом
Душой потешиться,
Умом повеселиться,
Речью насладиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...
Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач обществ...
Развитие культуры речи учащихся через написание рефератов
Физика – очень интересная и увлекательная наука. Она открывает суть всего, что происходит вокруг нас, изучает закономерности процессов и явлений. Какое жизненное направление вы бы не выбрали, знания ф...
Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии
Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...
Формирование технологической культуры учащихся, через активизацию познавательной деятельности.
Из опыта работы...
Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"
Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...