Воспитательный процесс как средство формирования личности подростка
статья по теме
Данная статья раскрывает концепцию воспитания как целенаправленного управления процессом формирования и развития личности. Проанализированы 4 основные компонента воспитательного процесса, в центре которого стоит личность. Охарактеризованы направления воспитательной деятельности, предложены пути повышения эффективности воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_protsess_kak_sredstvo_formirovaniya_lichnosti_podrostka.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зам. директора по учебно-воспитательной работе Иванова И.Н.
Доклад на педагогическом совете, 2012 г.
Воспитательный процесс как средство формирования личности подростка
Говоря о становлении личности подростка, хочется напомнить, что педагогика – это наука о воспитании. Воспитание же эффективно, если оно системно. То есть создание воспитательной системы является условием целостного и гармоничного развития подростка.
В этой связи, тесно переплетаются основная цель и задачи воспитательного процесса – с одной стороны - это создание условий для разностороннего развития личности, с другой - воспитание учащихся через формирование развитой личности.
В свою очередь «подходы», являясь фактически способами, методами, приемами педагогической деятельности, отвечают на вопрос «как сделать»? Причем, ни один учебник не подскажет нам, как именно нужно поступить в той или иной ситуации. А методология предполагает не одно единственное решение, а возможность выбора подходов, исходя из новой концепции воспитания, как целенаправленного управления процессом формирования и развития личности.
При этом психологи выделяют 3 этапа становления личности:
1. Самопознание- понимание себя и своей роли в социуме (общее эмоциональное, социальное и интеллектуальное созревание).
2. Самоопределение- когда происходит не просто интерес к престижным профессиям, а адекватная оценка своих возможностей и выбор соответствующей профессии.
3. Самореализация- которая позволяет не только реализовать себя на рынке труда, но и сформировать жизненную философию и позицию, а также поведение, основанное на чувстве долга.
Ставя личность в центр воспитательного процесса, мы понимаем, что основа воспитания – это прежде всего семья, не последнюю роль играет социум – общественные организации, правоохранительные органы, СМИ и, наконец учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.
Этот процесс состоит из 4-х основных компонентов:
1. Целевой (цели и задачи воспитания)
2. Содержательный (направления воспитательной деятельности)
3. Деятельностный (приемы, методы, средства воспитания)
4. Аналитико-результативный (результат воспитательной деятельности и его анализ, как руководство к дальнейшим действиям)
Соединяясь вместе они реализуются в 8-ми основных направлениях воспитательной деятельности, так или иначе влияя на личность.
И к этой личности в сегодняшнем обществе предъявляются новые требования – сегодня, чтобы быть конкурентоспособным, нужно не просто обладать набором профессиональных компетенций - необходимо стать профессионально-мобильным, т.е. постоянно и самостоятельно развиваться, изучать и осваивать что-то новое, словом, нужно быть личностью творческой, целеустремленной, социализированной, ведущей здоровый образ жизни.
В идеале предполагается, что данный набор требований формируется через реализацию и сочетание нескольких направлений воспитательной деятельности.
1-й блок деятельности – управленческий.
Мы все управляем учащимися, административный аппарат координирует деятельность всего образовательного учреждения. Воспитание происходит в процессе педагогического общения. И необходимо, чтобы требования, предъявляемые к подростку или педагогу были разумно аргументированы.
Бывают ситуации, когда сложно грамотно сочетать стили педагогического общения. Здесь важно, чтобы административный стиль не перешел в авторитарно-устрашающий, а демократический - в попустительский и заигрывающий. На самом деле, трудно требовать от подростка быть вежливым, если мы сами позволяем себе грубость. Трудно агитировать за здоровый образ жизни, если мы сами курим. Сейчас принято критиковать стиль воспитания Макаренко, мне лично очень импонирует его высказывание «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему».
2-й блок деятельности – психолого-педагогический.
Все у кого педагогическое образование, имеют основы знаний по психологии, но мы все понимаем как нам их не хватает. А, порой, в воспитательной работе, особенно с учащимися «группы риска», решающую роль играет умение создать доверительные отношения с подростком, увидеть своеобразие его внутреннего мира, понять мотивы отношений и поведения, вовремя скорректировать их. В особенно сложных ситуациях необходимо обращаться к психологу Литвиненко Е.А.
Индивидуальная работа с детьми группы риска строится по следующей примерной схеме:
1. Беседа с учащимся мастера п/о и Кл. руководителя (объяснительная с учащегося).
2. Беседа на собрании группы (составление протокола).
3. Работа с семьей (посещение, контакт с родителями).
4. Беседа с педагогом-психологом.
5. Беседа с социальным педагогом.
6. Беседа с зам. директора по УВР.
7. Вызов на Совет профилактики правонарушений.
8. Взаимодействие с субъектами профилактики (инспектор ОДН, сотрудники ФСКН, ЦРБ и др.)
7. Беседа на уровне директора лицея.
8. Обсуждение на Совете лицея.
9. Приглашение с родителями на педагогический Совет.
Учащиеся не прощают педагогу, когда он не держит слово. Учащиеся не принимают нашей непоследовательности, когда мы каждый день меняем решение по одному и тому же вопросу. Результат – отсутствие системы в выполнении единых требований.
3-й блок деятельности – досуговый.
Организация внеклассной работы является одним из самых сложных, но действенных методов воспитания. Участие в спортивных мероприятиях и конкурсах худож. самодеятельности позволяет подросткам реализовать и утвердить себя в глазах сверстников, что для них важнее учебы. Нам же важно создавать ситуации успеха, исключая давление и жесткую критику. С точки зрения всестороннего развития личности, занятия, например, в секции настольного тенниса не менее важны, чем успеваемость по дисциплинам.
Функционируют кружки:
1. Волейбол
2. Футбол
3. Парикмахер-универсал
4. Педагог-организатор
5. Компьютерный мир
6. Духовность и семья
7. Православная культура
8. Автомастер
И, продолжая разговор о состоянии воспитательной работы в нашем лицее, хочется сказать, что система воспитательной работы у нас есть, со своими минусами, плюсами, но она присутствует. Присутствует, как результат наших совместных усилий, начиная от воспитательной работы внутри каждой учебной группы, до работы на уровне администрации образовательного учреждения и взаимодействующих общественных организаций.
На слайдах вы видите все направления воспитательной деятельности, которые реализуются в нашем лицее.
Направления воспитательной деятельности:
1. Духовно-нравственное воспитание-воспитание личности с высокими моральными качествами (в том числе воспитание с помощью православной культуры) – экскурсии в музеи, соборы, храмы Московской области (Кобылкина О.П.)
2. Трудовое воспитание – учебный труд, освоение профессии, общественно-полезный труд
3. Патриотическое воспитание – военно-патриотическое направление работы с допризывной молодежью, которое возглавляет Токарев Вяч. Алексеевич. Внеклассные мероприятия патриотического характера, встречи с ветеранами, создание музея и уголка боевой славы.
4. Культурно-просветительское воспитание – проведение предметных недель, творческих конкурсов и мероприятий.
5. Правовое воспитание – изучение права в рамках уроков истории, приглашение сотрудников ОМВД, ГИБДД, ФСКН. Главное право – право на жизнь (беседа с 1-м курсом инспектора ГИБДД, наш инспектор ОВД Левина Майя Павловна, представители ФСКН – беседы и дискуссии с видеоматериалами среди уч-ся 1-го, 2-го и 3-го курсов.)
6. Эстетическое воспитание – художественные и творческие конкурсы, воспитание худ. вкуса от интерьера учебного кабинета до одежды.
7. Физкультурно-оздоровительное воспитание – огромный блок работы под рук. Котова В.И. (Спартакиада – 9 видов спорта, дни здоровья, олимпийский урок, пропаганда здорового образа жизни – акция «День без сигарет», антинаркотическая акция «Мы выбираем жизнь» и др. )
8. Экологическое воспитание – посадка саженцев, озеленение п. Новое Моховое, областная акция «Студенческий лес», районная акция «Больше кислорода».
Все перечисленное является неотъемлемой частью огромной воспитательной работы с учащимися, которая стала по сути системой профилактики преступлений, правонарушений, употребления ПАВ.
Основы педагогики и психологии гласят, что самым непродуктивным воздействием на подростка является наказание. И совершенно должно быть исключено унижение достоинства и оскорбление личности, особенно в присутствии сверстников. Мы должны заниматься системой профилактики и созданием условий для раскрытия лучших качеств подростков.
Разумеется все это очень сложно! И реалии таковы, что наши списки учащихся «группы риска» неуклонно растут. В каждой группе есть особо сложные дети, которые являются учащимися «группы риска».
Пути повышения эффективности воспитательной работы:
1. Максимально использовать приемы индивидуальной и коллективной работы в группе - мастер и кл.рук.-гл. авторитет, создают традиции коллектива группы, умения общаться, оказывать взаимопомощь и поддержку
2. В работе с н/л опираться на семью (условия жизни, взаимоотношения с родителями и др. членами семьи). Родительские собрания.
3. Шире и продуктивнее использовать возможности взаимодействия образоват. учреждения с субъектами профилактики (отдел опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОМВД, ФСКН, ЦРБ, реабилитационные центры- Ариадна, Жизнь, молодежные центры и объединения, в том числе и по военно-патриотическому воспитанию, ГИБДД, МЧС, Лесное хозяйство, отдел профилактики асоциальных явлений Мин. обр. МО).
4. Совет ученического самоуправления
5. Психолого-педагогическое сопровождение – диагностика 1-го курса, характеристики и обобщенные рекомендации Кл. руководителям. Памятки по работе с детьми «группы риска».
6. Нехватка психолого-педагогический знаний – организация семинаров для инженерно-педагогического коллектива.
7. Практика тематических классных часов. (папки в методическом кабинете в помощь Кл. руководителю)
8. Методические комиссии – вопросы воспитания
Вывод:
Таким образом, выстраивая взаимосвязь между воспитательным процессом и формированием личности подростка, нужно помнить, что успех работы в данном направлении зависит от наших коллективных усилий, от умения создать комфортную среду для развития личности с целостным, разносторонним отношением к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная лекция для родителей "Формирование личности подростка в семье"
Каждый человек с легкостью согласится со мной, что быть родителем – тяжелая работа. Кое-кто даже вздохнет: мол, ужасно жаль, что нас заранее не предупреждают о тяготах родительской миссии. Предупрежда...
«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»
lПроектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обес...
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧНИЯ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Данные методики позволяют выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни,применяется для контроля за формированием мировоззренческих позиций подростка....
«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»
Увидев возможности, которые открывает перед учителем и воспитанником проектная деятельность, я решила использовать данный метод обучения...
Доклад: «Использование ИКТ в воспитательном процессе, как средства коррекции познавательных процессов на занятиях по краеведению»
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный ...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и...