Классный час
классный час (5 класс) на тему
"Дружбе нужно учиться!" (по рассказу В.Солоухина "Мститель")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_osnove_rasskaza_v.solouhina.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Дружбе надо учиться!»
(6 класс)
Вилкова М.М.,
учитель русского языка и литературы
Цель: воспитание духовной культуры, основ нравственности учащихся через чтение художественной литературы.
Задачи:
- развивать творческое восприятие художественной литературы;
- учить осознанному чтению.
- формировать понятие смысла жизни, добра и зла;
- познакомить с понятием «толерантность»;
- воспитывать у обучающихся дружеское отношение к одноклассникам;
Оборудование:
- рассказ В. Солоухина «Мститель» ;
- интерактивная доска с презентацией;
1. Вступительное слово учителя:
- Мир — это вселенная. Мир - это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Мир - это каждый из вас. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив он. Как разнообразен мир внутри каждого из нас.
Притча. Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:
- Ты имеешь Сердце?
Люди недоумевали и спрашивали:
- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?
Он отвечал им:
- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!
- Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?
Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?
Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.
2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.
Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.
Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.
Ребята, у каждого из вас есть и отрицательные и положительные качества.
Вы большую часть своего времени проводите в школе, общаетесь со своими сверстниками, одноклассниками. В школе вы попадаете в различные ситуации со своими одноклассниками.
Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?
Месть. На что похожа?
Ассоциации с данным словом.
3. Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.
На уроке литературы мы познакомились с творчеством писателя Владимира Солоухина. Не зря я попросила вас, к нашему классному часу прочитать его рассказ «Мститель».
Герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.
Что произошло с героем рассказа?
- Состояние рассказчика. Какие мысли у героя?
- За что Витька его ударил?
- А главное как?
- Что решил рассказчик?
- Почему такую обиду вызвал поступок Витьки?
Я думаю у каждого из вас была похожая ситуация с вашим другом или одноклассником. Постарайтесь вспомнить.
- Возникало ли у вас ситуации, когда вас обижали? Расскажите, что чувствовали вы.
(учащиеся рассказывают конфликтные ситуации со своими одноклассниками)
А теперь давайте вернемся к рассказу.
- Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент?
- Почему не получилась месть?
- Что на опушке леса увидел Витька?
- Чем потом занялись ребята?
- Мысли героя о Витьке?
- Какие мысли появились у рассказчика?
- Что в итоге? Состояние нашего героя.
- Что повлияло на изменение первоначального плана мести?
- Какой момент во внутреннем монологе рассказчика вы считаете поворотным?
4. Итак, произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести.
- Почему ушла обида?
- Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.
- Приходилось ли вам испытывать чувство мести? К кому? За что? Что вы ощущали в этот момент?
Чем закончилась конфликтная ситуация?
Блиц-анкетирование.
Учитель предлагает на специальных листах, не подписывая их, написать только цифру ответа (можно продолжить высказывание)
запись на доске для выбора цифры ответа:
1.Я испытывал чувство мести, но смог справиться с ним...
2.Я никогда никому не мстил …
3. Я мстил своим друзьям, но никогда не задумывался, что это плохо…
- Ребята, вы – класс! Вы все должны уважать друг друга и не обижать. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили еще на один вопрос.
На обратной стороне листка они пишут, каким должен быть класс, чтобы в нём не произошла подобная история?
(одному из учащихся отдаются листки, он является экспертом)
5. - Существует такое красивое слово «толерантность»
(слово появляется на стенде). Как вы его понимаете? Ребята пытаются объяснить это слово.
- Описать толерантность довольно трудно возможно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. В английском языке толерантность - «готовность и способность воспринимать без протеста личность», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском - толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение», в персидском – это готовность к примирению». Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
(Работа в группах.)
— Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
В каждом конверте по десять- двенадцать слов.
Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт № 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт № 3 миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Конверт № 4 поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
Ребята выбирают пять слов — качеств, подходящих, по их мнению, к человеку, обладающим толерантным отношением, и крепят их на стенде под образом толерантности. Все подводят итог.
- Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как (называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят):
*уважение;
*милосердие;
* миролюбие;
*великодушие;
*сострадание.
ИГРА «кто стоит со мною рядом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Скажите своему товарищу что-нибудь хорошее о нём - комплимент. Например: «Рядом со мной стоит Аня, она - добрый и внимательный друг».
- А я хочу подарить Вам стихотворение А. Усачева «Удивительный гномик»
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила,
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века,
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
— Ха-ха! Хо-хо-хо! — стал смеяться народ
— Вот чучело! — каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...