Классный час
классный час (5 класс) на тему

"Дружбе нужно учиться!" (по рассказу В.Солоухина "Мститель")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_osnove_rasskaza_v.solouhina.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Дружбе надо учиться!» 

(6 класс)

Вилкова М.М.,

учитель русского языка и литературы

Цель:  воспитание  духовной культуры, основ нравственности  учащихся через  чтение  художественной  литературы.

Задачи:

 - развивать творческое восприятие художественной литературы;

 - учить осознанному чтению.

 - формировать понятие смысла жизни, добра и зла;

 - познакомить с понятием «толерантность»;

 - воспитывать у обучающихся дружеское отношение к одноклассникам;

Оборудование:

 - рассказ В. Солоухина «Мститель» ;

 - интерактивная доска с презентацией;

1. Вступительное слово учителя:

- Мир — это вселенная. Мир - это наша Земля. Это наша страна.  Наш город. Наша школа. Мир - это каждый из вас. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив он. Как разнообразен мир внутри каждого из нас.

Притча. Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

- Ты имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?

Он отвечал им:

- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!

- Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?

Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.

2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.

Ребята, у каждого из вас есть и отрицательные и положительные качества.

Вы большую часть своего времени проводите в школе, общаетесь со своими сверстниками, одноклассниками. В школе вы попадаете в различные ситуации со своими одноклассниками.

Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?

Месть. На что похожа?

Ассоциации с данным словом.

3. Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.

На уроке литературы мы познакомились с творчеством писателя Владимира Солоухина. Не зря я попросила вас, к нашему классному часу прочитать его рассказ «Мститель».

Герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

Что произошло с героем рассказа?

- Состояние рассказчика. Какие мысли у героя?

- За что Витька его ударил?

- А главное как?

- Что решил рассказчик?

- Почему такую обиду вызвал поступок Витьки?

Я думаю у каждого из вас была похожая ситуация с вашим другом или одноклассником. Постарайтесь вспомнить.

- Возникало ли у вас ситуации, когда вас обижали? Расскажите, что чувствовали вы.

(учащиеся рассказывают конфликтные ситуации со своими одноклассниками)

А теперь давайте вернемся к рассказу.

- Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент?

- Почему не получилась месть?

- Что на опушке леса увидел Витька?

- Чем потом занялись ребята?

- Мысли героя о Витьке?

- Какие мысли появились у рассказчика?

- Что в итоге? Состояние нашего героя.

- Что повлияло на изменение первоначального плана мести?

- Какой момент во внутреннем монологе рассказчика вы считаете поворотным?

4.  Итак, произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести.

- Почему ушла обида?

- Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.

 - Приходилось ли вам испытывать чувство мести? К кому? За что? Что вы ощущали в этот момент?

Чем закончилась конфликтная ситуация?

Блиц-анкетирование.

Учитель предлагает на специальных листах, не подписывая их, написать только цифру ответа (можно продолжить высказывание)

запись на доске  для выбора  цифры  ответа:

1.Я испытывал чувство мести, но смог справиться с ним...

2.Я никогда никому не мстил …

3. Я мстил своим друзьям, но никогда не задумывался, что это плохо…

 - Ребята, вы – класс! Вы все должны уважать друг друга и не обижать. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили еще на один вопрос.

На обратной стороне листка они пишут,  каким должен быть класс, чтобы в нём не произошла подобная история?

(одному из учащихся отдаются листки, он является экспертом)

 5. -  Существует такое красивое слово «толерантность»

 (слово появляется на стенде). Как вы его понимаете? Ребята пытаются объяснить это слово.

-  Описать толерантность довольно трудно возможно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. В английском языке толерантность - «готовность и способность воспринимать без протеста личность», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском - толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение», в персидском – это готовность к примирению». Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

  (Работа в группах.)

— Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

В каждом конверте по десять- двенадцать слов.

Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт № 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт № 3 миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт № 4 поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Ребята выбирают пять слов — качеств, подходящих, по их мнению, к человеку, обладающим толерантным отношением, и крепят их на стенде под образом толерантности. Все подводят итог.

-  Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как (называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят):

 *уважение;

*милосердие;

* миролюбие;

*великодушие;

*сострадание.

ИГРА «кто стоит со мною рядом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Скажите своему товарищу что-нибудь хорошее о нём - комплимент. Например: «Рядом со мной стоит Аня, она -  добрый и внимательный друг».

 - А я хочу подарить Вам стихотворение А. Усачева «Удивительный гномик»

У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик.

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила,

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века,

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

— Ха-ха! Хо-хо-хо! — стал смеяться народ

— Вот чучело! — каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...