Программа по воспитательной работе с учащимися 10 класса специальной коррекционной школы
рабочая программа на тему

Сергеева Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vr_sergeeva.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся,  воспитанников  с ограниченными  возможностями здоровья

специальная (коррекционная)    общеобразовательная школа VIII вида

г. Вятские Поляны Кировской области,  ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78,

korrectcionvp@mail.ru

                               

Программа

по воспитательной работе

с  классом

«Шаги в будущее»

10  класса.

        Автор – составитель

        Е.Н. Сергеева

г. Вятские Поляны

2015 г.

                                                               «Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае

                                                                удачи последняя приобретена ценою большого труда                            

                                                                и заботы, а в случае же неудач – горе   несравнимо              

                                                                ни с каким другим».

                                                                                                                                       Демокрит.

 Актуальность.    

 

         Л. С. Выготский основоположник коррекционной педагогики сказал: «Даже самый трудный ребенок хочет стать хорошим. Только он нуждается в помощи, признание, уважением и любви окружающих, которую он ждет от нас». Воспитать ученика- всего два слова! А за ними целенаправленный, неутомимый, повседневный, неадекватно оцениваемый труд главного воспитателя в образовательном учреждении - классного руководителя. Его взаимодействие с учащимися служит основой для построения воспитательных отношений,  от этого во многом зависит успешность деятельности всего классного коллектива, эффективность развития личности ребенка, благополучие контактов  родителей  и учебного заведения. Каждый ребенок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция и самореализация.

           Воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Роль современной школы остается неизменной и крайне важной.  Одной из основных целей сформированных в концепции развития специальной (коррекционной) общеобразовательной школы является социальная реабилитация и интеграция выпускников школы в общество. Обязанностью классного руководителя в этом процессе является -  распознавание интересов и потребностей ребенка, индивидуальных  особенностей его развития и создание комфортных условий для их реализации.  Наша школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с особыми образовательными потребностями должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Проблемы:

  •  недостаточно высокий уровень культуры общения  школьников,
  •  недостаточные усилия семьи в воспитании и самореализации учащихся школы,
  • Нарушение самокритичности у учащихся школы, которое  отражается на возможностях приобщения их к самовоспитанию и  требующее  не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.

Основной целью воспитательной работы  специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида является: формирование социально- адаптированную культурную личность, усвоившую определенную сумму знаний с учетом индивидуальных  особенностей, способной к выполнению системы социальных ролей и интеграции в общество через создание коррекционно – развивающей среды.

Каждый человек решает свои жизненные задачи в различных сферах деятельности, соответствующие возрастному этикету.

Основные сферы жизнедеятельности ребенка:

1. Сфера познания - учеба, чтение, восприятие информации.

2. Сфера отношений - познание себя, людей, взаимодействие с ними.

3. Сфера практической деятельности – труд, умения, навыки.

4. Сфера физического развития - реализации физических возможностей.

5. Сфера игры - реализации потребностей общения, развития фантазии, развлечение.

      Обращаясь к теориям известных ученых Е.Н. Степановой, Л.В. Байбородовой и др. можно руководствоваться следующими принципами воспитания:

1) Принцип  гуманистического воспитания. Важнейшее условие- объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий- развитие личности ребенка.

2) Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола. Особенностей психики и физиологии.

3) Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса. Он основывается на дополнительном образовании.

4) Принцип  средового подхода очень важен - школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. Семья имеет особое значение в этом подходе.

5) Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребенок не готовиться к будущей жизни, он уже живет реальной жизнью. Ему нужна интересная, отвечающая его потребностям деятельность: игровая, трудовая,  досуговая, творческая.

6) Дифферинциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет этнических, религиозных, исторических условий.

7) Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества  ребенка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней  раскрывался человек с разных сторон и развивал свои качества.

 Задачи воспитательной работы:

1.Создание условий  для привития навыков здорового образа жизни, способствовать формированию развития сохранения здоровья и обучение его  совершенствованию своего психического и физического здоровья.

2.Создание условий для сплочения и  укрепления классного коллектива через привлечение детей к общешкольным мероприятиям, привлечение родителей класса.

3. Способствовать формированию  основы культуры и межличностных отношений.

4.Формирование культуры отношений человека к обществу, к себе, социальной активности, национального сознания, сохранения человеческой цивилизации.

5. Воспитание чувства ответственности, гражданского достоинства, патриотизма, культуры отношений, навыков общественной жизни.

 Механизм реализации воспитательной работы включает в себя:

1) Формирование ведущих интегративных качеств личности,

2) непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самосознание,

3) практическую деятельность классного руководителя и воспитанников.

4) содержание просвещения в области гуманитарный культуры.

5) оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания.

Данная программа может быть использована в работе  с классным коллективом. На основе данной программы классный руководитель составляет план воспитательной работы, учитывая особенности классного коллектива и социума в целом. Реализация программы невозможна  без взаимодействия с родителями. Данная программа рассчитана на 5 и 6 класс. По мере перехода из класса в класс программа может быть усложнена с учетом  физиологических особенностей детей.

Ожидаемый результат:

Личность, способная адаптироваться в социуме и интегрироваться в общество.

Формы воспитательной работы с классом:

беседы, экскурсии, предметные недели, презентации, деловые игры, экскурсии, практикумы, сочинения, практические занятия, конкурсы различного рода, спортивные соревнования, выпуск семейной газеты, тестирования, анкетирования, заочное путешествие, трудовой десант, игра-путешествие, акции, встречи, консультации, тренинги, коллективно-творческие дела.

Содержание деятельности по направлениям программы воспитательной работы с классом на 5-6 классы

1. Я и общество,

2. Я и семья,

3. Я и сфера,

4. Я и школа,

5. Я и природа

1. Я и ОБЩЕСТВО

Задачи:

  • Передача детям опыта (знаний, умений, навыков) общения,
  • Воспитывать культуру отношений и навыки общения в жизни.

Формы работы:

Беседа «Мое поведение в обществе».

Дискуссия «Соблюдаю Устав школы».

Экскурсия в исторический музей.

Беседа «Я, жаргон и общество».

Операция «Салют, ветераны».

Участие в предметных неделях.

Презентация «Конституция Российской Федерации»

2. Я и СЕМЬЯ.

Задачи:

  • Формировать уважение к членам семьи.
  • Воспитывать семьянина, любящий своих родителей.
  • Формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
  • Сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности.

Формы работы:

Спортивные соревнования «Я, ты, он, она, вместе дружная семья».

Деловая игра «Дети и родители, давайте понимать друг друга».

Беседа «Этикет дома с родителями».

Сочинение  «Профессии моих родителей».

Праздник. Посвященный дню инвалидов «День сюрпризов».

Практикум «Правила приличия в житейских ситуациях».

«Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью».

Конкурс рисунков «Моя семья».

Конкурс для мам «мамин день».

Заочное путешествие «Здесь живет моя семья».

Коллективно-творческое дело «Я, родители и творчество».

Конкурс-праздник «Мама, папа, я - спортивная семья».

Тест «Моя семья в картинках».

Выпуск семейной газеты «Традиции в нашей семье».

3. Я и ПРИРОДА.

Задачи:

  • Формирование позитивного опыта взаимодействия школьников с природой.
  • Формирование житейских норм поведения в окружающей среде и сохранение ее.

Формы работы:

Трудовой десант «Уборка нашего урожая»

Лекция и практическое занятие «Дом и экология».

Беседа «Уход за комнатными растениями».

Рейд «Очистим планету от мусора»

Деловая игра «Экология нашего края».

Конкурс «Птичья столовая» (изготовление кормушек из бросового материала).

Игра-путешествие «По лесным тропинкам нашего края».

Трудовой десант «Зеленый наряд школе».

Акция «Я - хозяин своего города» (действия по благоустройству моей школы).

Осенний бал.

Конкурс осенних букетов.

4. Я и ШКОЛА

Задачи:

  • Формирование у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
  • Воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности, развивать познавательную активность, готовить школьников к сознательному выбору будущей профессии.

Формы работы:

Участие в предметных неделях.

Дискуссия «Наши успехи в учебе».

Беседа «Правила поведения в школе».

Конкурс новогодних игрушек «Мастерская деда Мороза».

Конкурс сочинений «Моя школа, мой учитель».

Организация дежурства, распределение поручений «Наши классные обязанности».

Беседа «Зачем нужно в школе учиться ».

Конкурс поздравительных открыток «Поздравь с днем учителя- учителя».

Игра «Проще простого о вежливости».

Акция «Неделя пятерок».

Практическое занятие «Украсим класс к Новому году».

Рейд «Проверка школьных учебников» (в начале и в конце учебного года).

5. Я и СФЕРА.

Задачи:

  • Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • Способствовать формированию здорового образа жизни, профилактики правонарушений.
  • Способствовать формированию правосознания и воспитанию гражданской ответственности.

Формы работы:

Диспут «Чью старость ты утешил», «добро и зло».

Выставка рисунков «Курить и пить здоровью вредить».

Беседа «Зубы и наше здоровье».

День здоровья (спортивные мероприятия).

Практическое занятие «Режим питание школьника».

Встречи с медицинским работником «Доктор Айболит предупреждает».

Консультация «Ваше здоровье в ваших руках».

Деловой клуб «Декларация прав ребенка».

Анкетирование «Вредным привычкам скажем, нет».

Презентация «Народная медицина, что это такое?»

КТД «Здоровье-это здорово».

Тренинг «Моя жизнь в моих руках».

                     

                            

Работа с родителями.

  Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая.  Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями.  важная и ответственная задача учителя сделать  родителей активными участниками педагогического процесса. Многие родители вместе с детьми и классными руководителями живут одной жизнью, объединены едиными воспитательными целями. 

Задачи работы с коллективом родителей:

  • Постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка.
  • Обучение родителей тому, как помочь ребенку.
  • Привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.
  • Вовлечение родительского актива в управленческую деятельность школы на различных уровнях (класса, школы).

                       

                       Циклограмма деятельности

классного руководителя.

понедельник

индивидуальные беседы с учащимися.

вторник

посещение семей  учащихся по плану,

 встречи с родителями, индивидуальные и групповые консультации

среда

консультации со специалистами школы (психологом, социальным педагогом, логопедом, медработником, библиотекарем)

четверг

индивидуальные беседы с учащимися

беседы с учителями – предметниками об успеваемости и поведении учащихся

пятница

проведение мероприятий воспитательной направленности

суббота

   работа с дневниками наблюдения учащихся,

    планирование работы на следующую неделю

                       

                            Изучение эффективности воспитательного процесса.

Предметы исследования:

1. Личность ученика.

2. Классный коллектив.

3. Удовлетворенность жизнедеятельностью в классе учащихся и родителей.

1.Для изучения  процесса и результатов развития личности учащегося могут быть использованы методики.

  • Методика диагностики уровня творческой активности учащихся. Л.В. Байбородовой.
  • Методика «Репка» (личностный рост).

2. Для изучения сформированности коллектива:

  • Методика «Какой у нас коллектив».
  • Методика «Мы - коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» М.Г. Казакиной, Е.Н. Степанова.
  • Социометрия на начало и конец учебного года.
  •  Методика «Наши отношения».

3. Для исследования удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе школьной жизнью.

  • Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. А.А. Андреева.

Список, используемой литературы:

1. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера»,2000 г.

2. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системы в школы и класса» : Учебно-методическое пособие.- М.:  ТЦ «Сфера», 2004 г.

3. Гуткина Л.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в школе».- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 г.

4. Научно-методический журнал «Классный руководитель».

5.  АлексеевН.А. «Калейдоскоп родительских собраний»: методические разработки. Выпуск 2.- М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по предмету математика для 7 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида

Математика , является одним из ведущих образовательных  предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе 8 вида.Распространяясь из целей специальной (коррекци...

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа по предмету "Математика" в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе....

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....