Программа по воспитательной работе с учащимися 10 класса специальной коррекционной школы
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78,
Программа
по воспитательной работе
с классом
«Шаги в будущее»
10 класса.
Автор – составитель
Е.Н. Сергеева
г. Вятские Поляны
2015 г.
«Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае
удачи последняя приобретена ценою большого труда
и заботы, а в случае же неудач – горе несравнимо
ни с каким другим».
Демокрит.
Актуальность.
Л. С. Выготский основоположник коррекционной педагогики сказал: «Даже самый трудный ребенок хочет стать хорошим. Только он нуждается в помощи, признание, уважением и любви окружающих, которую он ждет от нас». Воспитать ученика- всего два слова! А за ними целенаправленный, неутомимый, повседневный, неадекватно оцениваемый труд главного воспитателя в образовательном учреждении - классного руководителя. Его взаимодействие с учащимися служит основой для построения воспитательных отношений, от этого во многом зависит успешность деятельности всего классного коллектива, эффективность развития личности ребенка, благополучие контактов родителей и учебного заведения. Каждый ребенок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция и самореализация.
Воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Роль современной школы остается неизменной и крайне важной. Одной из основных целей сформированных в концепции развития специальной (коррекционной) общеобразовательной школы является социальная реабилитация и интеграция выпускников школы в общество. Обязанностью классного руководителя в этом процессе является - распознавание интересов и потребностей ребенка, индивидуальных особенностей его развития и создание комфортных условий для их реализации. Наша школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с особыми образовательными потребностями должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Проблемы:
- недостаточно высокий уровень культуры общения школьников,
- недостаточные усилия семьи в воспитании и самореализации учащихся школы,
- Нарушение самокритичности у учащихся школы, которое отражается на возможностях приобщения их к самовоспитанию и требующее не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.
Основной целью воспитательной работы специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида является: формирование социально- адаптированную культурную личность, усвоившую определенную сумму знаний с учетом индивидуальных особенностей, способной к выполнению системы социальных ролей и интеграции в общество через создание коррекционно – развивающей среды.
Каждый человек решает свои жизненные задачи в различных сферах деятельности, соответствующие возрастному этикету.
Основные сферы жизнедеятельности ребенка:
1. Сфера познания - учеба, чтение, восприятие информации.
2. Сфера отношений - познание себя, людей, взаимодействие с ними.
3. Сфера практической деятельности – труд, умения, навыки.
4. Сфера физического развития - реализации физических возможностей.
5. Сфера игры - реализации потребностей общения, развития фантазии, развлечение.
Обращаясь к теориям известных ученых Е.Н. Степановой, Л.В. Байбородовой и др. можно руководствоваться следующими принципами воспитания:
1) Принцип гуманистического воспитания. Важнейшее условие- объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий- развитие личности ребенка.
2) Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола. Особенностей психики и физиологии.
3) Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса. Он основывается на дополнительном образовании.
4) Принцип средового подхода очень важен - школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. Семья имеет особое значение в этом подходе.
5) Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребенок не готовиться к будущей жизни, он уже живет реальной жизнью. Ему нужна интересная, отвечающая его потребностям деятельность: игровая, трудовая, досуговая, творческая.
6) Дифферинциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет этнических, религиозных, исторических условий.
7) Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней раскрывался человек с разных сторон и развивал свои качества.
Задачи воспитательной работы:
1.Создание условий для привития навыков здорового образа жизни, способствовать формированию развития сохранения здоровья и обучение его совершенствованию своего психического и физического здоровья.
2.Создание условий для сплочения и укрепления классного коллектива через привлечение детей к общешкольным мероприятиям, привлечение родителей класса.
3. Способствовать формированию основы культуры и межличностных отношений.
4.Формирование культуры отношений человека к обществу, к себе, социальной активности, национального сознания, сохранения человеческой цивилизации.
5. Воспитание чувства ответственности, гражданского достоинства, патриотизма, культуры отношений, навыков общественной жизни.
Механизм реализации воспитательной работы включает в себя:
1) Формирование ведущих интегративных качеств личности,
2) непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самосознание,
3) практическую деятельность классного руководителя и воспитанников.
4) содержание просвещения в области гуманитарный культуры.
5) оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания.
Данная программа может быть использована в работе с классным коллективом. На основе данной программы классный руководитель составляет план воспитательной работы, учитывая особенности классного коллектива и социума в целом. Реализация программы невозможна без взаимодействия с родителями. Данная программа рассчитана на 5 и 6 класс. По мере перехода из класса в класс программа может быть усложнена с учетом физиологических особенностей детей.
Ожидаемый результат:
Личность, способная адаптироваться в социуме и интегрироваться в общество.
Формы воспитательной работы с классом:
беседы, экскурсии, предметные недели, презентации, деловые игры, экскурсии, практикумы, сочинения, практические занятия, конкурсы различного рода, спортивные соревнования, выпуск семейной газеты, тестирования, анкетирования, заочное путешествие, трудовой десант, игра-путешествие, акции, встречи, консультации, тренинги, коллективно-творческие дела.
Содержание деятельности по направлениям программы воспитательной работы с классом на 5-6 классы
1. Я и общество,
2. Я и семья,
3. Я и сфера,
4. Я и школа,
5. Я и природа
1. Я и ОБЩЕСТВО
Задачи:
- Передача детям опыта (знаний, умений, навыков) общения,
- Воспитывать культуру отношений и навыки общения в жизни.
Формы работы:
Беседа «Мое поведение в обществе».
Дискуссия «Соблюдаю Устав школы».
Экскурсия в исторический музей.
Беседа «Я, жаргон и общество».
Операция «Салют, ветераны».
Участие в предметных неделях.
Презентация «Конституция Российской Федерации»
2. Я и СЕМЬЯ.
Задачи:
- Формировать уважение к членам семьи.
- Воспитывать семьянина, любящий своих родителей.
- Формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
- Сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности.
Формы работы:
Спортивные соревнования «Я, ты, он, она, вместе дружная семья».
Деловая игра «Дети и родители, давайте понимать друг друга».
Беседа «Этикет дома с родителями».
Сочинение «Профессии моих родителей».
Праздник. Посвященный дню инвалидов «День сюрпризов».
Практикум «Правила приличия в житейских ситуациях».
«Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью».
Конкурс рисунков «Моя семья».
Конкурс для мам «мамин день».
Заочное путешествие «Здесь живет моя семья».
Коллективно-творческое дело «Я, родители и творчество».
Конкурс-праздник «Мама, папа, я - спортивная семья».
Тест «Моя семья в картинках».
Выпуск семейной газеты «Традиции в нашей семье».
3. Я и ПРИРОДА.
Задачи:
- Формирование позитивного опыта взаимодействия школьников с природой.
- Формирование житейских норм поведения в окружающей среде и сохранение ее.
Формы работы:
Трудовой десант «Уборка нашего урожая»
Лекция и практическое занятие «Дом и экология».
Беседа «Уход за комнатными растениями».
Рейд «Очистим планету от мусора»
Деловая игра «Экология нашего края».
Конкурс «Птичья столовая» (изготовление кормушек из бросового материала).
Игра-путешествие «По лесным тропинкам нашего края».
Трудовой десант «Зеленый наряд школе».
Акция «Я - хозяин своего города» (действия по благоустройству моей школы).
Осенний бал.
Конкурс осенних букетов.
4. Я и ШКОЛА
Задачи:
- Формирование у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
- Воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности, развивать познавательную активность, готовить школьников к сознательному выбору будущей профессии.
Формы работы:
Участие в предметных неделях.
Дискуссия «Наши успехи в учебе».
Беседа «Правила поведения в школе».
Конкурс новогодних игрушек «Мастерская деда Мороза».
Конкурс сочинений «Моя школа, мой учитель».
Организация дежурства, распределение поручений «Наши классные обязанности».
Беседа «Зачем нужно в школе учиться ».
Конкурс поздравительных открыток «Поздравь с днем учителя- учителя».
Игра «Проще простого о вежливости».
Акция «Неделя пятерок».
Практическое занятие «Украсим класс к Новому году».
Рейд «Проверка школьных учебников» (в начале и в конце учебного года).
5. Я и СФЕРА.
Задачи:
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
- Способствовать формированию здорового образа жизни, профилактики правонарушений.
- Способствовать формированию правосознания и воспитанию гражданской ответственности.
Формы работы:
Диспут «Чью старость ты утешил», «добро и зло».
Выставка рисунков «Курить и пить здоровью вредить».
Беседа «Зубы и наше здоровье».
День здоровья (спортивные мероприятия).
Практическое занятие «Режим питание школьника».
Встречи с медицинским работником «Доктор Айболит предупреждает».
Консультация «Ваше здоровье в ваших руках».
Деловой клуб «Декларация прав ребенка».
Анкетирование «Вредным привычкам скажем, нет».
Презентация «Народная медицина, что это такое?»
КТД «Здоровье-это здорово».
Тренинг «Моя жизнь в моих руках».
Работа с родителями.
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. важная и ответственная задача учителя сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Многие родители вместе с детьми и классными руководителями живут одной жизнью, объединены едиными воспитательными целями.
Задачи работы с коллективом родителей:
- Постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка.
- Обучение родителей тому, как помочь ребенку.
- Привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.
- Вовлечение родительского актива в управленческую деятельность школы на различных уровнях (класса, школы).
Циклограмма деятельности
классного руководителя.
понедельник | индивидуальные беседы с учащимися. |
вторник | посещение семей учащихся по плану, встречи с родителями, индивидуальные и групповые консультации |
среда | консультации со специалистами школы (психологом, социальным педагогом, логопедом, медработником, библиотекарем) |
четверг | индивидуальные беседы с учащимися беседы с учителями – предметниками об успеваемости и поведении учащихся |
пятница | проведение мероприятий воспитательной направленности |
суббота | работа с дневниками наблюдения учащихся, планирование работы на следующую неделю |
Изучение эффективности воспитательного процесса.
Предметы исследования:
1. Личность ученика.
2. Классный коллектив.
3. Удовлетворенность жизнедеятельностью в классе учащихся и родителей.
1.Для изучения процесса и результатов развития личности учащегося могут быть использованы методики.
- Методика диагностики уровня творческой активности учащихся. Л.В. Байбородовой.
- Методика «Репка» (личностный рост).
2. Для изучения сформированности коллектива:
- Методика «Какой у нас коллектив».
- Методика «Мы - коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» М.Г. Казакиной, Е.Н. Степанова.
- Социометрия на начало и конец учебного года.
- Методика «Наши отношения».
3. Для исследования удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе школьной жизнью.
- Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. А.А. Андреева.
Список, используемой литературы:
1. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера»,2000 г.
2. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системы в школы и класса» : Учебно-методическое пособие.- М.: ТЦ «Сфера», 2004 г.
3. Гуткина Л.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в школе».- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 г.
4. Научно-методический журнал «Классный руководитель».
5. АлексеевН.А. «Калейдоскоп родительских собраний»: методические разработки. Выпуск 2.- М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по предмету математика для 7 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида
Математика , является одним из ведущих образовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе 8 вида.Распространяясь из целей специальной (коррекци...
рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы
данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...
Рабочая программа курса "Основы экономики" для 10 класса специальной (коррекционной ) школы 8 вида
...
Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...
Рабочая программа по предмету "Обществознание" в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа....
Рабочая программа по предмету "Математика" в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе....
Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....