Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся
материал на тему
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring-effektivnosti-realizatsii-programmy-vospitaniya-i-sotsializatsii.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:
- изучение состояния воспитания;
- оценку состояния воспитания;
- прогноз развития воспитания;
- выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:
- личность самого воспитанника
- нравственный уклад школьной жизни (создание условий)
- родительская общественность.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности гимназии на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся. Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях разработанной школой Программой.
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
При описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Особенности диагностики результатов:
- комплексность (сочетание как тестовых форм, так и результатов наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни);
- объективность (результаты наблюдения как субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся) следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику.
- корректность в интерпретации данных;
- индикаторы результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение.
6.3. Критерии и показатели эффективности деятельности гимназии в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях).
Критериями эффективности реализации гимназией воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии и показатели эффективности выполнения Программы
1.Группа критериев, указывающих на динамику развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
N | Наименование показателя | Индикаторы | |
Целевой | Базовый | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Процент охвата школьников дополнительным образованием (ОДОД) (от общего количества школьников[1]) | |||
Удовлетворение потребности школьников в организации | |||
Доля школьников, принимающих активное участие в работе историко-патриотических объединений, клубов и т.п. | |||
Доля школьников, принимающих активное участие в работе музыкальных и художественно-театральных объединениях (от общего количества школьников) | |||
Доля школьников, принимающих активное участие в работе детских общественных объединений и органов ученического самоуправления, к общему количеству школьников | |||
Доля школьников, принимающих участие в волонтерских | |||
Доля школьников, реализующих социальные проекты в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами, к общему количеству обучающихся | |||
Доля школьников, принимающих участие в реализации | |||
Доля подростков, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, к общему количеству школьников | |||
Доля школьников, посещающих школьные | |||
Доля школьников, совершивших правонарушения и стоящих на учете, по отношению к общему количеству школьников | |||
Доля подростков, принимающих участие в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, по отношению к общему количеству школьников | |||
Доля школьников, принимающих участие в ученической исследовательской деятельности, по отношению к общему количеству школьников | |||
Доля школьников, принимающих участие в научно-практических конференциях, исследовательских работах, к общему количеству школьников |
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаются критерии оценки уровней их сформированности, условно представленные как: Знания – Опыт деятельности – Умения.
Уровни сформированности результатов воспитания и социализации обучающихся.
Первый уровень указывает на наличие знаний, обозначенных в Программе; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.
Второй уровень предполагает, что обучающийся ясно осознает, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; осваивает определённый социальный и культурный опыт и базовые национальные ценности своего народа в культурных и социальных практиках в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; способен оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье,
Третий уровень свидетельствует о том, что у подростка сформированы потребности к саморазвитию и совершенствованию; реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды;
умения оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
проявлены конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.
Группы критериев[2], определяющих уровни воспитанности и социализации:
- Любовь к Родине, своему народу. Самоидентификация.
- Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека. Социальные и межличностные отношения.
- Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности;
- Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении.
- Самопознание, самоконтроль, самосовершенствование. Активность и скромность.
- Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
- Здоровый и безопасный образ жизни и спорт.
- Эстетическая культура.
- Семейные ценности.
- Экологическая культура и безопасность.
2. Группа критериев, указывающих на динамику (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
N | Наименование показателя | Индикаторы | |
Целевой | Базовый | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Укомплектованность ГОУ педагогическими кадрами по | |||
Доля педагогов, внедряющих инновационные разработки по проблемам воспитания школьников, к общему количеству педагогических работников | |||
Доля педагогов, разработавших и реализующих программу развития исследовательской, творческой и конструктивной самореализации школьников, к общему количеству | |||
Доля педагогов, которые разрабатывают и реализуют программы и проекты по использованию в воспитательном процессе культурного потенциала Петербурга, к общему количеству | |||
Доля педагогов, вовлеченных в реализацию комплексной программы развития культуры чтения школьников, к общему количеству | |||
Доля педагогических работников, повысивших | |||
Доля педагогических работников, эффективно | |||
Доля педагогов, принимающих участие в организации и проведении региональных конкурсов работников общего | |||
Доля педагогических работников, реализующих | |||
Доля педагогических работников, принимающих участие в организации и проведении научных конференций по | |||
Удовлетворенность педагогических работников ГОУ |
3. Группа критериев, указывающих на динамику детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
N | Наименование показателя | Индикаторы | |
Целевой | Базовый | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Доля семей, активно участвующих в работе гимназии, к общей численности семей | |||
Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы | |||
Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы | |||
Доля семей, активно участвующих в реализации Подпрограммы здорового образа жизни, к общей численности семей ГОУ | |||
Доля семей, принимающих участие в организации и проведении мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов и пр.) по формированию экологической культуры школьников, к общему количеству | |||
Доля семей, принимающих участие в организации и проведении Спартакиады семейных команд "Семейные игры" | |||
Доля семей, принимающих участие в организации и проведении фестивалей и конкурсов семейного творчества, культурно-досуговых акциях, посвященных пропаганде семейных ценностей |
Изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Причины инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся:
- несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности,
- формальное отношение со стороны преподавателей;
- неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении.
[1] Показатели процентов охвата могут измеряться как по по отношению к общему количеству школьников, так и к количеству школьников одной параллели.
[2] По каждому из группы критериев разрабатывается инструментарий и могут быть использованы методики
диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой; методики изучения направленности личности и др., а также составляться карта уровня воспитанности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...
ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...
Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...
презентация "Виды деятельности и формы занятий с обучающимися при реализации программы воспитания и социализации по ФГОС".
ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности ш...
Информация по реализации программы воспитания и социализации
Информация по реализации программы воспитания и социализации...
Формы мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся основного общего образования в условиях ФГОС
В презентации представлены материалы - формы мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся ООО в условиях ФГОС. Материалы представлены в форме ...