Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся
материал на тему

Пухова Ольга Владимировна

Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. 

        Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:

  • изучение состояния воспитания;
  • оценку состояния воспитания;
  • прогноз развития воспитания;
  • выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

        В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:

  • личность самого воспитанника
  • нравственный уклад школьной жизни (создание условий)
  • родительская общественность.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся:

— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности гимназии на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

— принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

        Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

        Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся. Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях разработанной школой Программой.

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.

При описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

        Особенности диагностики результатов:

  • комплексность (сочетание как тестовых форм, так и результатов  наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни);
  • объективность (результаты наблюдения как субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся) следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику.
  • корректность в интерпретации данных;
  • индикаторы результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение.        

6.3.        Критерии и показатели эффективности деятельности гимназии в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях).

Критериями эффективности реализации гимназией воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Критерии  и показатели эффективности выполнения Программы

1.Группа критериев, указывающих на динамику развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

N
п/п

Наименование показателя              

Индикаторы  

Целевой
ориентир
2019-2020

Базовый
уровень
2013-2014

1

2                         

3   

4  

Процент охвата школьников дополнительным образованием (ОДОД) (от общего количества школьников[1])                   

Удовлетворение потребности школьников  в  организации
внеурочной деятельности

Доля школьников, принимающих активное участие в работе

историко-патриотических объединений, клубов и т.п.

Доля школьников, принимающих активное участие в работе

музыкальных и   художественно-театральных объединениях (от общего количества школьников)                                                

Доля школьников, принимающих активное участие в работе

детских  общественных объединений и органов ученического  самоуправления,  к общему количеству    школьников                            

Доля  школьников, принимающих участие в волонтерских
объединения, благотворительных акциях, к общему количеству               

Доля школьников, реализующих  социальные  проекты  в  рамках сетевого  взаимодействия  с  социальными   партнерами, к общему количеству обучающихся           

Доля школьников,  принимающих участие в реализации
программы по формированию культуры  здорового  образа
жизни, к общему количеству                      

Доля   подростков,    регулярно занимающихся физической культурой и спортом, к общему количеству школьников                         

Доля школьников, посещающих школьные
спортивные клубы и секции,
к общему количеству         

Доля школьников, совершивших правонарушения и стоящих на учете, по отношению к общему количеству школьников

Доля подростков, принимающих участие в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного  травматизма, по отношению к общему количеству школьников

Доля школьников, принимающих участие в ученической исследовательской деятельности, по отношению к общему количеству школьников

Доля школьников, принимающих участие в научно-практических конференциях,     исследовательских      работах, к общему количеству школьников

        Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаются критерии оценки уровней их сформированности, условно представленные как: Знания – Опыт деятельности – Умения.

        Уровни сформированности результатов воспитания и социализации обучающихся.

        Первый уровень указывает на наличие знаний, обозначенных в Программе; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.

        Второй уровень предполагает, что обучающийся ясно осознает, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; осваивает определённый социальный и культурный опыт и базовые национальные ценности своего народа в культурных и социальных практиках в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; способен оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье,

        Третий уровень свидетельствует о том, что у подростка сформированы потребности к саморазвитию и совершенствованию; реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды;

умения оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;

проявлены конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями. 

        Группы критериев[2], определяющих уровни  воспитанности и социализации:

  • Любовь к Родине, своему народу. Самоидентификация.
  • Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека. Социальные и межличностные отношения.
  • Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности;
  • Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении.
  • Самопознание,  самоконтроль,  самосовершенствование. Активность и скромность.
  • Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
  • Здоровый и безопасный образ жизни и спорт.
  • Эстетическая культура.
  • Семейные ценности.
  • Экологическая культура и безопасность.

2. Группа критериев, указывающих на динамику   (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

N
п/п

Наименование показателя              

Индикаторы  

Целевой
ориентир
2019- 2020  

Базовый
уровень
2013-2014

1

2                         

3   

4  

Укомплектованность  ГОУ  педагогическими  кадрами  по
воспитательной работе                               

Доля  педагогов, внедряющих  инновационные  разработки  по проблемам воспитания школьников, к общему  количеству педагогических работников                                                

Доля педагогов, разработавших  и  реализующих   программу развития     исследовательской,     творческой      и конструктивной самореализации  школьников,  к  общему количеству                               

Доля педагогов,  которые  разрабатывают и реализуют программы и проекты по использованию в воспитательном процессе культурного потенциала Петербурга, к  общему количеству                                     

Доля педагогов, вовлеченных в реализацию комплексной программы развития  культуры  чтения   школьников,   к   общему количеству                                      

Доля  педагогических   работников,   повысивших
квалификацию по направлению "Воспитание  школьников",
к общему количеству педагогических работников  

Доля  педагогических   работников,   эффективно
использующих современные воспитательные технологии (в
том числе информационно-коммуникационные технологии),
к общему количеству педагогических работников ГОУ   

Доля педагогов, принимающих участие в организации и проведении региональных конкурсов работников   общего
образования
"Воспитать человека", "Сердце отдаю детям"и др., к общему количеству педагогических  работников                                            

Доля  педагогических  работников,   реализующих
авторские   программы   дополнительного   образования
детей, к общему количеству педагогических  работников                                            

Доля  педагогических  работников, принимающих участие в организации и проведении научных конференций по
вопросам   воспитания   гражданственности   и
патриотизма 
к общему количеству педагогических работников                                                              

Удовлетворенность   педагогических   работников   ГОУ
качеством     научно-методического      сопровождения
воспитательного процесса                             

3. Группа критериев, указывающих на динамику   детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

 

N
п/п

Наименование показателя              

Индикаторы  

Целевой
ориентир
2019-2020

Базовый
уровень
2013-2014

1

2                         

3   

4  

Доля семей, активно участвующих в работе гимназии, к общей численности семей                          

Удовлетворенность родителей (семей) качеством  работы
классных руководителей,
к общему числу семей

Удовлетворенность родителей (семей) качеством  работы
системы    психолого-педагогического    сопровождения
школьников,
 к общему числу семей                 

Доля семей, активно участвующих в реализации Подпрограммы здорового образа жизни, к общей численности семей ГОУ 

Доля семей, принимающих участие в организации и проведении мероприятий (конференций, семинаров,  круглых  столов и пр.)  по  формированию экологической культуры школьников, к общему количеству

Доля семей, принимающих участие в организации и проведении Спартакиады  семейных команд "Семейные игры"      

Доля семей, принимающих участие в организации и проведении фестивалей и конкурсов семейного   творчества,   культурно-досуговых акциях,   посвященных   пропаганде  семейных  ценностей                                   

Изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Причины инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся:

  • несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности,
  • формальное отношение со стороны преподавателей;
  • неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении.  


[1] Показатели процентов охвата могут измеряться как по по отношению к общему количеству школьников, так  и к количеству школьников одной параллели.

[2] По каждому из группы критериев разрабатывается инструментарий и могут быть использованы методики

диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой; методики изучения направленности личности и др., а также составляться карта уровня воспитанности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...

презентация "Виды деятельности и формы занятий с обучающимися при реализации программы воспитания и социализации по ФГОС".

ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности ш...

Информация по реализации программы воспитания и социализации

Информация по реализации программы воспитания и социализации...

Формы мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся основного общего образования в условиях ФГОС

В презентации представлены материалы -  формы мониторинга  эффективности реализации  Программы воспитания и социализации обучающихся ООО в условиях ФГОС. Материалы представлены в форме ...