Диалоги о воспитании
статья на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Тюбукская СОШ № 3»
Публичная лекция
«Диалоги о воспитании»
(Глазырина Г.М.)
Воспитание – сложный, многогранный процесс и является важнейшей функцией общества в целом и школы в частности. Более того, именно сейчас, в условиях духовного кризиса, воспитание – один из немногих путей к выходу из тупика. Воспитание подрастающего поколения – составная часть заботы о развитии общего благосостояния и роста самосознания, как во всем мире, так и в отдельно взятой стране.
Чтобы воспитать человека – надо иметь педагогический талант, но не все рождаются с ним, в большинстве своем – это результат упорного труда над самими собой. Прежде всего, воспитатель должен уметь ставить себя рядом с ребенком в деятельности, а не напротив его. Именно он должен помочь ребенку понять себя, поверить в свои силы, создавать ситуации успеха. Чуткое сердце ребенка не приемлет лжи, любая неискренность будет обнаружена, и его внутренний мир закроется от допустившего ошибку воспитателя.
Чтобы быть хорошим воспитателем, нужно любить тех, кого воспитываешь. Принимать каждого ребенка таким, каков он есть, ценить его личность, мнение и поступки.
С точки зрения Л.И. Новиковой, воспитание – процесс управления развитием личности, следовательно, основной задачей воспитания является оказание помощи воспитаннику увидеть свой внутренний мир, понять окружающий его мир, прийти к осмыслению своего места в этом мире, помочь ему поверить в себя, в свои силы и «творить себя». Помочь воспитаннику «делать себя» в постоянных жизненных ситуациях, когда он делает выбор, принимает решения, опираясь на основополагающие для человеческого существования категории – доброта, доверие, терпимость, любовь, благодарность, помощь. На эти категории в своей деятельности должен опираться и воспитатель. Очень важно не подменять истинную сущность этих понятий искусственными определениями.
Сухомлинский В.А. говорил: «Глубоко ошибаются те, кто видят гуманность в ровном, сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта – это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель – всегда человек широкого эмоционального диапазона, он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость – это и есть доброта»
Существует одна притча:
Однажды к мудрецу пришла молодая мать и спросила:
- Посоветуй, как следует мне воспитывать сына? – в ласке или строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал мудрец. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, и ты не дождешься хороших ягод. Но если ты не станешь заботиться о ней, любовно поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет…
Только разумное сочетание строгости и ласки делает детей сильными и добрыми.
У детей свое, особое, умение видеть, думать и чувствовать. Воспитатель не должен пытаться подменить у них это умение своим, а должен помочь раскрыть заложенные природой способности. Каждому ребенку необходимо предоставить свободу выбора, уважать его выбор, т.к. по словам В. Скотта «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». Дать возможность спорить, заблуждаться, ошибаться, размышлять, пусть криво, но самим. Ни в коем случае нельзя оценивать ребенка, можно оценивать его поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». При этом всегда необходимо выявить в воспитаннике хорошие качества, развивать и опираться на них в процессе воспитания. В такой ситуации вы получите ключ от двери к его душе и хорошие результаты.
Успешному воспитанию личности школьника будут способствовать и основные заповеди – любовь к детям, уважительное отношение ребенка к воспитателю и уважение к самому ребенку. В процессе воспитания классный руководитель обязан поддерживать инициативу, жить и работать интересами самих ребят, дорожить доверием воспитанников, не быть пассивным по отношению к ним. Дети очень чувствительны ко лжи в любом ее проявлении, поэтому положительных результатов можно достичь, лишь веруя в то, что вы делаете.
Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей. На протяжении всей деятельности воспитатель должен быть мобильным, должен меняться, учитывая ситуацию сегодняшнего дня и быть немного провидцем, чтобы заглянуть в будущее.
«Лоза произрастает от корня, а человек воспитывается от примера» (Св. Иоанн Крондштатский). Сила примера старшего товарища, педагога, классного руководителя – неоспоримо, усиливает воспитательный процесс. Если воспитатель «растет», приобретает новые качества, искренне радуется и гордится своими успехами и успехами учеников, воспитанники также начинают движение к своему развитию.
Дело учителя – слегка направлять мысль школьника, показать несколько путей выбора в той или иной ситуации. Но ребенок должен знать, что он имеет право выбора. И тогда дети смогут строить свою жизнь и быть в ней хозяевами.
Для получения желаемого результата в воспитании необходимо дать человеку достаточно любви для обеспечения базовой уверенности в себе и способности любить и быть любимым. «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить! (Сократ).
В душе каждого человека возникают вопросы, которые мучили многих величайших мудрецов мира, философов, ярчайших педагогов, которые волнуют и нас: как достичь совершенства? Очень важно заложить мысль в сознании ребенка, что «Важно не быть совершенством, а стремиться к нему» (Л.Н. Толстой). В этом, наверное, и заключается смысл жизни. А высокая миссия учителя, воспитателя заключается в оказании помощи ребенку в этом духовном движении, в сотворении собственного, достойного пути жизни. По мнению Л.Н. Толстого, «учитель должен помочь ответить ребенку на два вопроса; первый – что я и каково мое отношение к бесконечному миру?, и второй – что я должен считать, при всех возможных условиях, дурным?». Иначе говоря, воспитание должно предполагать свободу творчества и свободу выбора, направленные на выработку у ребенка способности решать жизненные проблемы, делать правильный жизненный выбор, умения обращаться «во внутрь» себя. Это поиск личностью (сначала с помощью взрослого наставника, затем самостоятельно) способов нравственно, достойной, подлинно человеческой жизни. Цель воспитания должна быть ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к своей собственно жизни в соотнесении с жизнью других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание активной, мыслящей личности через овладение искусством полемического диалога
Воспитание активной, мыслящей личности через овладение искусством полемического диалога.Сегодня учитель – это тот человек, который научит жизни. Работая в школе на протяжении уже многих лет, сталкиваю...
Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг
Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....
Я очень люблю жизнь! ( О пользе воспитания диалогом)
О предупреждении суицида среди подростков...
Выступление по теме "Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении"
Выступление по теме "Диалог на уроке-залог успеха в воспитании и обучении" поможет учителю в организации диалога на уроке....
Диалог о воспитании
Родительское собрание...
Диалог культур. Игры для воспитания толерантности
Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ»Задачи игры:Помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают близким человеком и кого - чужим.Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с...
Диалоги о семейном воспитании
Работа предназначена для классных руководитлей, в которой даны принципы воспитания детей в семье и в школе известных классиков, условия и модели воспитания в семье, проблемы семейного и школьног...