Разработка по теме "Патриотизм"
классный час (8 класс) на тему

Данный материал предназначен для классных часов в среднем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_patriotizm.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Классный час в 8   классе на тему:
  2. «Патриотическое воспитание»

  1. Классный руководитель:  Едиджи С.Д.

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,    

           «быть патриотом».

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать    

              выводы, отстаивать свою точку зрения;

              учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

              деятельности;

              воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

              развивать творческие способности учащихся;

Подготовительная работа:

  • составить вопросы для обсуждения;
  • провести анкетирование;
  • подобрать цитаты по теме;
  • оформить зал;
  • выступление по вопросам;  
  • написать сочинение “С чего начинается Родина”;
  • подготовить презентацию по теме.

                                                                    Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята  . Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях  чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является целью урока “  Необходимо ли патриотическое воспитание?”.  

На экране представлены ЦИТАТЫ:

  • “ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

  • “Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

 

  Учитель:  Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
    Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
    Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
    Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

- Что такое патриотизм?

- Что такое Родина?

- Кого можно назвать  гражданином?

ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания
Патриотизма (распечатки)

 “Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

На экране: “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Гражданин, кто это? (распечатки)

 «Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

  Учитель:  - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):

  • Патриотизм
  • Боль за родную природу
  • Высокая нравственность
  • Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

  Учитель:  Гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом? Ответ на этот вопрос нам даст Сеньков Антон.

Сеньков А. (Учащийся 8 «Б»): Нами было проведено анкетирование среди учащихся 8 классов. Вот какие результаты мы получили

  • Считаете ли вы себя патриотом?
  • Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
  • Хотели ли вы уехать из России?
  • Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?
  • Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
  • Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
  • Есть ли пример для подражания? Кто?  

 Учитель:  Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

“Быть гражданином” - это  не просто запись в паспорте или  это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?

Работа с текстом.

Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем  о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

А мы вернемся к третьему термину, что же такое РОДИНА (распечатки)

“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.
                                     
Игра «Символы РФ»

Ребята, самое время проверить, на сколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания  “Государственных символов Российской Федерации”.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.

1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)

  • Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.

2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.

  • Слово учителя: Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.  

Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)

3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

  • Вот как звучит описание флага в федеральном законе  “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

 

4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).

Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию, комментируя ее.

  • Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Когда поднимается флаг РФ?

  • Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

5. Как называли первые флаги?

  • Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.

6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел?

  • Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

Учитель итог: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

  стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев

Учитель: “С чего начинается Родина?” Предлагаем вам отрывки из сочинений наших ребят о своей Родине.

Учитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

- Вы согласны с этим?

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

- Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Учитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

 Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало  тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да»  - поднимите руку,  кто за «нет»? Кто воздержался?

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....