Нравственное воспитание
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Конспекты классных часов для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyak_i.yu_._konspekty_urokov_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида г. Петушки»
Конспекты классных часов по теме
«Нравственное воспитание школьников»
Учитель: Кругляк Ирина Юрьевна
г. Петушки
2014
Урок № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Цель – способствовать нравственному развитию детей с проблемами здоровья, расширение возможностей его социальной адаптации.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятием «семья»,
- расширить кругозор;
Воспитательные:
- воспитать желание помогать родным,
- формировать уважение к старшему поколению,
- формировать чувства гордости за свою семью;
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевую активность, внимание, память,
- активизировать творческие способности,
- развитие эмоционально-волевой сферы,
- формировать культуру речи.
Материалы: Ребус 7я. Солнышко с лучиками. Листы бумаги, цветные карандаши.
Ход:
Учитель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.
Ребус на доске 7 + Я = СЕМЬЯ (Дети отгадывают)
Учитель: Правильно СЕМЬЯ. Сегодня мы поговорим о семье.
СЕМЬЯ = РОДНОЙ ДОМ – это, то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Это, то место, куда мы возвращаемся после краткой и долгой разлуки и, где бы мы ни были, нас всегда тянет к родному дому и к своей семье.
Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга, женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год. Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.
Учитель: Ну, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?
(Дети отвечают)
Учитель: Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.
Чему нужно научиться, чтобы стать достойными родителями
- мальчикам (защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие);
- девочкам (ухаживать за малышами, заботиться о них, петь колыбельные).
Игра “ Мама – солнышко мое”.
(В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаем вспомнить о своей маме и подумать, что они могут о ней сказать. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная, трудолюбивая, заботливая, лучшая, красивая, веселая, жизнерадостная, справедливая, родная, смелая, счастливая, сердечная и т.п.). Чем больше лучиков, тем ярче солнце.
Учитель: Но иногда так бывает, что родные люди грустят. Как мы можем исправить плохое настроение? Благодаря волшебным словам!!! Таких слов очень много и все вы их знаете. Я сейчас подскажу. Я начну, а вы хором заканчивайте!
1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.
2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА
4. Если больше есть не в силах, скажем слово мы – СПАСИБО!
От этих слов теплеет на душе, родные обязательно улыбнутся вам, давайте будем чаще говорить им добрые слова и в заключение замечательное стихотворение о семье:
Семья –
это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем. Волнение, трепет.
Семья это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры
подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья
Какая хорошая ваша семья!!!
Учитель: А еще настроение родным можно поднять с помощью подарков. Выполняем рисунок «Подарок маме».
Домашнее задание: узнать у родителей, какие есть пословице о семье и на следующем уроке вы мне их назовете. Дома нарисовать и вырезать фигурки членов вашей семьи.
Урок № 2 «ДОМ ДЛЯ МОЕЙ СЕМЬИ»
Цель – способствовать нравственному развитию детей с проблемами здоровья, расширение возможностей его социальной адаптации.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятием «состав семьи»,
- расширить кругозор;
Воспитательные:
- воспитывать стремление заботиться о близких людях,
- формировать представление о составе своей семьи,
- формировать уважение к другим семьям;
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевую активность, внимание, память,
- активизировать творческие способности,
- развитие мелкой моторики,
- коррекция эмоционально-волевой сферы,
- формировать культуру речи.
Материалы: корзинка, фигурки людей, альбомный лист, карандаши, клей.
Ход:
Учитель: Начинаем наш урок с проверки домашнего задания. (выслушать детей). Очень хорошо, что вы смогли найти пословицы о семье. А знаете ли вы, из кого состоит семья? (Выслушать ответы). Все правильно, и это все кого вы назвали – родственники. Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. Но вы знаете, что не всегда так бывает, бывает и так: семья – это я и мама; это я и бабушка; это я и папа; и много других вариантов. Моя семья – это все те, кто со мной рядом, кому я дорог и кто дорог мне. А теперь немного поиграем.
Пальчиковая гимнастика (стоя)
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, средний, указательный палец и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
Учитель: Ребята, а что нужно для того, чтобы в семье царил лад? Выслушать ответы (уважать интересы друг друга, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, помогать с домашними делами и т.д.). Вы все сказали правильно.
Послушайте стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.
Мама уходит, спешит в магазин
- Сережа! ты остаешься один.
Мама сказала: “Ты мне услужи,
Вымой тарелки, сестру уложи.
Дрова наколоть не забудь мой сынок,
Поймай петуха и запри на замок.
Сестренка, тарелки, петух и дрова,
Но у меня одна голова!
Схватил я сестренку и запер в сарай,
Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
Дрова я усердно помыл кипятком,
Четыре тарелки разбил молотком,
Но долго пришлось с петухом воевать,
Ему не хотелось ложиться в кровать.
Учитель: Что Сережа сделал неправильно? А в чем его главная ошибка? (он невнимательно слушал маму, спешил). А какие вы делаете домашние дела? Вспоминайте и мы поиграем в «корзину добрых дел».
Корзина добрых дел
Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ученик, у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.
Учитель: Какие мы молодцы! Вот сколько добрых дел мы собрали.
Выполняем аппликацию «Дом для моей семьи». На альбомных листах дети сначала рисуют дом, а затем наклеивают фигурки человечков, обозначающие членов семьи, которые приготовили заранее дома.
Учитель: Спасибо вам за работу!
Домашнее задание: подготовка рассказа на тему «Моя семья»
Урок № 3 «ДОБРОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»
Цель – способствовать нравственному развитию детей с проблемами здоровья, расширение возможностей его социальной адаптации.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятием «состав семьи»,
- расширить кругозор;
Воспитательные:
- воспитывать стремление заботиться о близких людях,
- формирование представления о положительных качествах,
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевую активность, внимание, память,
- развитие слухового восприятия,
- коррекция эмоционально-волевой сферы,
- формировать культуру речи.
Материалы: текст рассказа «Волшебные бусы», бусины из цветного картона, атласная лента, степлер, маркер.
Ход:
Учитель: Сегодня на уроке мы будем о говорить о том, какие отношения должны быть в каждой семье. Я прочитаю вам сначала историю.
Чтение истории «Волшебные бусы»:
В одном доме все были живы и здоровы, но постоянно ссорились. Из-за этого у всех часто портилось настроение. Ссора «летала» по квартире и дразнила то одного, то другого. Она играла со всеми в игру «Догони меня». Погнавшись за ссорой, человек уже не мог остановиться. Он передавал ее другому, тот следующему, и она возвращалась снова к тому, кто догнал ее первым. В доме хлопали окна и двери. Казалось, в нем нет ни одного спокойного уголка. И хотя это уже давно всем надоело, никто не помнил, как давно начались ссоры. Маленькая девочка, которая жила в этом доме, однажды всерьез задумалась. В какой-то сказке она прочитала о том, что на свете бывают волшебные бусы: стоит их надеть, в доме навсегда поселяться мир и покой. А еще она прочитала о том, что в каждом волшебном доме есть такие волшебные бусы. Нужно только их найти…
Давайте послушаем истории о семье, которые вы подготовили дома
(3-5 учеников рассказывают о своей семье)
Хорошо, ребята, а у вас дома есть волшебные бусы? Надо их как следует поискать…
Эти волшебные бусы можно сплести из любви, доброты и внимания к родным людям.
С добрым человеком всем хорошо. К нему все тянутся. Ему легче жить. Доброта объединяет людей.
Как вы думаете, что чувствует тот человек, кому вы сделали добро?
А как можно понять какое у близкого человека настроение?
Если у человека плохое настроение, что он чувствует? (тоскливо, грустно, ничего не хочется делать, ничто не радует).
Хорошему настроению помогают: любовь, добрые мысли, добрые дела, добрые дела, добрые чувства.
Давайте вместе подберем подходящие добрые слова: пожалеть, приласкать, посочувствовать, помочь, развеселить, обнять, что-нибудь подарить, позвать играть, похвалить, пойти погулять, навестить друга.
Упражнение «Волшебные бусы нашего класса» - ученики называют, какие могут быть «волшебные» бусинки, пишут эти качества на заготовленных шаблонах и закрепляют на ленте.
Учитель: Какие замечательные бусы у нас получились, давайте повесим их в наш классный уголок, чтобы всегда быть дружными и никогда не ссориться.
Урок № 4 «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
Цель – способствовать нравственному развитию детей с проблемами здоровья, расширение возможностей его социальной адаптации.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятием «традиции»,
- расширить кругозор;
Воспитательные:
- воспитывать в учениках уважения к семейным традициям,
- воспитывать внимательность к родным людям,
- формировать представление о традициях в своей семье, семейных ценностях,
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательного интереса,
- развитие творческого мышления и фантазии,
- развивать речевую активность, внимание, память,
- коррекция эмоциональных состояний,
- развитие общей и мелкой моторики.
Материалы: бумага, цветные карандаши.
Ход:
Учитель: Начнем урок с упражнения.
Упражнение «Какая семья?»
1) В семье все заботятся друг о друге.
- Заботливая семья -
2) - В семье все дружат друг с другом.
- Дружная семья -
3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.
- Музыкальная семья -
4) - В семье все занимаются спортом.
-Спортивная семья-
5) - В семье много детей.
- Многодетная семья –
Учитель: В каждой семье есть правила поведения родителей и детей. Как вы думаете, для чего нужны эти правила? Традиции - это правила поведения, которые постоянно соблюдаются людьми. Какие же традиции имеются в каждой семье? Для чего они нужны? (Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”). На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.
Традиции бывают:
Традиции режима дня - порядок деятельности в течение дня;
Познавательные традиции - чтение книг, газет, журналов, просмотр интересных телепередач;
Оздоровительные традиции - умывание, чистка зубов, уход за телом, занятия гимнастикой и спортом;
Праздничные традиции - обычай отмечать праздники, дни рождения, семейные памятные даты.
Учитель: Ребята, что такое праздник? Как вы думаете, для чего человеку нужны праздники? Какие праздники вы отмечаете в семье?
Игра «Подарок к празднику»
Маленькая девочка очень любит растения - колокольчики. Она попросила родителей, чтобы они подарили ей на день рождения большой букет колокольчиков. Беда в том, что колокольчики охраняются, и срывать их нельзя. Предложите как можно больше вариантов подарка для маленькой девочки, но так, чтобы она получила колокольчики и при этом их не срывали.
Игра–конкурс «Смешная история в моей семье»
3-5 детей рассказывают самую веселую историю из жизни семьи.
Выполняем рисунок «Любимый праздник в нашей семье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты нравственности (сборник по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения)
В данном сборнике представлены наработки Чистяковой О.Ю. по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения.Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, а также...
Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...
Внеурочная деятельность Направление «Духовно-нравственное воспитание» «Грамматика нравственности (уроки нравственности русской и зарубежной литературы)»
Рабочая программа "Грамматика нравственности"...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...