Нравственное воспитание
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Кругляк Ирина Юрьевна

Конспекты классных часов для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII вида г. Петушки»

Конспекты классных часов по теме

«Нравственное воспитание школьников»

Учитель: Кругляк Ирина Юрьевна

г. Петушки

2014

Урок № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель – способствовать нравственному развитию детей с проблемами здоровья, расширение возможностей его социальной адаптации.

Задачи:

Обучающие:

-  познакомить с понятием «семья»,

- расширить кругозор;

Воспитательные:

- воспитать желание помогать родным,

- формировать уважение к старшему поколению,

- формировать  чувства гордости за свою семью;

Коррекционно-развивающие:

- развивать речевую активность, внимание, память,

- активизировать творческие способности,

- развитие эмоционально-волевой сферы,

- формировать культуру речи.

Материалы: Ребус 7я. Солнышко с лучиками. Листы бумаги, цветные карандаши.

Ход:

Учитель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

Ребус на доске 7 + Я = СЕМЬЯ   (Дети отгадывают)

Учитель: Правильно СЕМЬЯ. Сегодня мы поговорим о семье.

         СЕМЬЯ = РОДНОЙ ДОМ – это, то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Это, то место, куда мы возвращаемся после краткой и долгой разлуки и, где бы мы ни были, нас всегда тянет к родному дому и к своей семье.        

Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга, женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год. Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

Учитель: Ну, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

(Дети отвечают)

         Учитель: Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

Чему нужно научиться, чтобы стать достойными родителями

- мальчикам (защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие);

- девочкам (ухаживать за малышами, заботиться о них, петь колыбельные).

Игра “ Мама – солнышко мое”.

(В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаем вспомнить о своей маме и подумать, что они могут о ней сказать. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная, трудолюбивая, заботливая, лучшая, красивая, веселая, жизнерадостная, справедливая, родная, смелая, счастливая, сердечная и т.п.). Чем больше лучиков, тем ярче солнце.

Учитель:  Но иногда так бывает, что родные люди грустят. Как мы можем исправить плохое настроение? Благодаря волшебным словам!!! Таких слов очень много и все вы их знаете. Я сейчас подскажу.  Я начну, а вы хором заканчивайте!

1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

4. Если больше есть не в силах, скажем слово мы – СПАСИБО!                                      

От этих слов теплеет на душе,  родные обязательно улыбнутся вам, давайте будем чаще говорить им добрые слова и в заключение замечательное стихотворение о семье:

Семья –  

это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем. Волнение, трепет.

Семья это труд, друг о друге забота,

Семья  - это много домашней работы

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры  

подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья

Какая хорошая ваша семья!!!

Учитель: А еще настроение родным можно поднять с помощью подарков. Выполняем рисунок «Подарок маме».

Домашнее задание: узнать у родителей, какие есть пословице о семье и на следующем уроке вы мне их назовете. Дома нарисовать и вырезать фигурки членов вашей семьи.

Урок № 2 «ДОМ ДЛЯ МОЕЙ СЕМЬИ»

Цель – способствовать нравственному развитию детей с проблемами здоровья, расширение возможностей его социальной адаптации.

Задачи:

Обучающие:

-  познакомить с понятием «состав семьи»,

- расширить кругозор;

Воспитательные:

- воспитывать стремление заботиться о близких людях,

- формировать  представление о составе своей семьи,

- формировать уважение к другим семьям;

Коррекционно-развивающие:

- развивать речевую активность, внимание, память,

- активизировать творческие способности,

- развитие мелкой моторики,

- коррекция эмоционально-волевой сферы,

- формировать культуру речи.

Материалы: корзинка, фигурки людей, альбомный лист, карандаши, клей.

Ход:  

Учитель: Начинаем наш урок с проверки домашнего задания. (выслушать детей). Очень хорошо, что вы смогли найти пословицы о семье. А знаете ли вы, из кого состоит семья? (Выслушать ответы). Все правильно, и это все кого вы назвали – родственники. Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. Но вы знаете, что не всегда так бывает, бывает и так: семья – это я и мама; это я и бабушка; это я и папа; и много других вариантов. Моя семья – это все те, кто со мной рядом, кому я дорог и кто дорог мне. А теперь немного поиграем.

Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, средний,  указательный палец и большой.

Знаю я, что у меня

 Дома дружная семья:

 Это – мама,

 Это – я,

 Это – бабушка моя.

 Это – папа,

 Это – дед.

 И у нас разлада нет.

Учитель: Ребята, а что нужно для того, чтобы в семье царил лад? Выслушать ответы (уважать интересы друг друга, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, помогать с домашними делами и т.д.). Вы все сказали правильно.

Послушайте стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

Мама уходит, спешит в магазин
- Сережа! ты остаешься один.
Мама сказала: “Ты мне услужи,
Вымой тарелки, сестру уложи.
Дрова наколоть не забудь мой сынок,
Поймай петуха и запри на замок.
Сестренка, тарелки, петух и дрова,
Но у меня одна голова!
Схватил я сестренку и запер в сарай,
Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
Дрова я усердно помыл кипятком,
Четыре тарелки разбил молотком,
Но долго пришлось с петухом воевать, 
Ему не хотелось ложиться в кровать.

Учитель: Что Сережа сделал неправильно? А в чем его главная ошибка? (он невнимательно слушал маму, спешил). А какие вы делаете домашние дела? Вспоминайте и мы поиграем в «корзину добрых дел».

Корзина добрых дел

Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ученик, у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.

Учитель: Какие мы молодцы! Вот сколько добрых дел мы собрали.

Выполняем аппликацию «Дом для моей семьи». На альбомных листах дети сначала рисуют дом, а затем наклеивают фигурки человечков, обозначающие членов семьи, которые приготовили заранее дома.

Учитель: Спасибо вам за работу!

Домашнее задание: подготовка рассказа на тему «Моя семья»

Урок № 3 «ДОБРОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»

Цель – способствовать нравственному развитию детей с проблемами здоровья, расширение возможностей его социальной адаптации.

Задачи:

Обучающие:

-  познакомить с понятием «состав семьи»,

- расширить кругозор;

Воспитательные:

- воспитывать стремление заботиться о близких людях,

- формирование представления о положительных качествах,

Коррекционно-развивающие:

- развивать речевую активность, внимание, память,

- развитие слухового восприятия,

- коррекция эмоционально-волевой сферы,

- формировать культуру речи.

Материалы: текст рассказа «Волшебные бусы», бусины из цветного картона, атласная лента, степлер, маркер. 

Ход:

Учитель: Сегодня на уроке мы будем о говорить о том, какие отношения должны быть в каждой семье. Я прочитаю вам сначала историю.

Чтение истории «Волшебные бусы»:

В одном доме все были живы и здоровы, но постоянно ссорились. Из-за этого у всех часто портилось настроение. Ссора «летала» по квартире и дразнила то одного, то другого. Она играла со всеми в игру «Догони меня». Погнавшись за ссорой, человек уже не мог остановиться. Он передавал ее другому, тот следующему, и она возвращалась снова к тому, кто догнал ее первым. В доме хлопали окна и двери. Казалось, в нем нет ни одного спокойного уголка. И хотя это уже давно всем надоело, никто не помнил, как давно начались ссоры. Маленькая девочка, которая жила в этом доме, однажды всерьез задумалась. В какой-то сказке она прочитала о том, что на свете бывают волшебные бусы: стоит их надеть, в доме навсегда поселяться мир и покой. А еще она прочитала о том, что в каждом волшебном доме есть такие волшебные бусы. Нужно только их найти…

Давайте послушаем истории о семье, которые вы подготовили дома

(3-5 учеников рассказывают о своей семье)

Хорошо, ребята, а у вас дома есть волшебные бусы? Надо их как следует поискать…

Эти волшебные бусы можно сплести из любви, доброты и внимания к родным людям.

С добрым человеком всем хорошо. К нему все тянутся. Ему легче жить. Доброта объединяет людей.

Как вы думаете, что чувствует тот человек, кому вы сделали добро?

А как можно понять какое у близкого человека настроение?

Если у человека плохое настроение, что он чувствует? (тоскливо, грустно, ничего не хочется делать, ничто не радует).

Хорошему настроению помогают: любовь, добрые мысли, добрые дела, добрые дела, добрые чувства.

Давайте вместе подберем подходящие добрые слова: пожалеть, приласкать, посочувствовать, помочь, развеселить, обнять, что-нибудь подарить, позвать играть, похвалить, пойти погулять, навестить друга.

Упражнение «Волшебные бусы нашего класса» - ученики называют, какие могут быть «волшебные» бусинки, пишут эти качества на заготовленных шаблонах и закрепляют на ленте.

Учитель: Какие замечательные бусы у нас получились, давайте повесим их в наш классный уголок, чтобы всегда быть дружными и никогда не ссориться.

Урок № 4 «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Цель – способствовать нравственному развитию детей с проблемами здоровья, расширение возможностей его социальной адаптации.

Задачи:

Обучающие:

-  познакомить с понятием «традиции»,

- расширить кругозор;

Воспитательные:

- воспитывать в учениках  уважения  к семейным традициям,

- воспитывать внимательность к родным людям,

- формировать  представление о традициях в своей семье, семейных ценностях,

Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательного интереса,

- развитие творческого мышления и фантазии,

- развивать речевую активность, внимание, память,

- коррекция эмоциональных состояний,

- развитие общей и мелкой моторики.

Материалы: бумага, цветные карандаши.

Ход:

Учитель: Начнем урок с упражнения.

Упражнение «Какая семья?»

1) В семье все заботятся друг о друге.

- Заботливая семья -

2) - В семье все дружат друг с другом.

- Дружная семья -

3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.

- Музыкальная семья -

4) - В семье все занимаются спортом.

-Спортивная семья-

5) - В семье много детей.

- Многодетная семья –

Учитель: В каждой семье есть правила поведения родителей и детей. Как вы думаете, для чего нужны эти правила? Традиции это правила поведения, которые постоянно соблюдаются людьми.  Какие же традиции имеются в каждой семье? Для чего они нужны? (Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”). На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.

Традиции бывают:

Традиции режима дня - порядок деятельности в течение дня;

 Познавательные традиции - чтение книг, газет, журналов, просмотр интересных телепередач;

Оздоровительные традиции - умывание, чистка зубов, уход за телом, занятия гимнастикой и спортом;

Праздничные традиции - обычай отмечать праздники, дни рождения, семейные памятные даты.

Учитель: Ребята, что такое праздник? Как вы думаете, для чего человеку нужны праздники? Какие праздники вы отмечаете в семье?

Игра «Подарок  к празднику»

Маленькая девочка очень любит растения - колокольчики. Она попросила родителей, чтобы они подарили ей на день рождения большой букет колокольчиков. Беда в том, что колокольчики охраняются, и срывать их нельзя. Предложите как можно больше вариантов подарка для маленькой девочки, но так, чтобы она получила колокольчики и при этом их не срывали.

Игра–конкурс «Смешная история в моей семье»
3-5 детей рассказывают самую веселую историю из жизни  семьи.

Выполняем рисунок «Любимый праздник в нашей семье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты нравственности (сборник по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения)

В данном сборнике представлены  наработки  Чистяковой О.Ю. по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения.Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, а также...

Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...