Внедрение новых форм педагогического контроля образовательного процесса в рамках ФГОС
методическая разработка на тему
Методическая разработка посвящена проблемам педагогического контроля образовательного процесса. Рассматривается один из вариантов педагогического контроля – компьютерное тестирование. В разработке приводятся плюсы и минусы компьютерного тестирования и даются рекомендации по выбору параметров для составления компьютерных тестов. В качестве примера в данной методической разработке автором приводится использование программы для составления тестов easyQuizzy.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testirovanie_statya.doc | 821.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение новых форм педагогического контроля образовательного процесса в рамках ФГОС
Аннотация.
Методическая разработка посвящена проблемам педагогического контроля образовательного процесса. Рассматривается один из вариантов педагогического контроля – компьютерное тестирование. В разработке приводятся плюсы и минусы компьютерного тестирования и даются рекомендации по выбору параметров для составления компьютерных тестов. В качестве примера в данной методической разработке автором приводится использование программы для составления тестов easyQuizzy.
Педагогический контроль является неотъемлемым компонентом всего образовательного процесса, оказывает значительное влияние не только на результат, но и на ход обучения и воспитания, поскольку обеспечивает получение информации о степени эффективности функционирования любой системы обучения, на основе анализа которой вырабатываются стратегии совершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим, вопросы контроля и оценки знаний учащихся были и остаются значимыми проблемами для педагогической науки и практики. В настоящее время в педагогической литературе сложилось три основных направления к пониманию к проблеме педагогического контроля.[1]
- Контроль - составляющая часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектами с целью проверки соответствия наблюдаемого объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному программами, планами и т.п.
- Контроль - получение информации о результатах обучения; сущность контрольных процедур - исключительно проверка знаний обучаемых.
- Диагностико - обучающий подход. В рамках диагностико - обучающего подхода контроль трактуется не только как получение информации, но и как анализ учебного процесса на ее основе и оказание соответствующей помощи учащимся.
Как нам кажется, именно диагностико – обучающий подход к педагогическому контролю полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Но в полной мере диагностико – обучающий подход к образовательному процессу будет работать при соблюдении принципа объективности.
Каким же образом можно полностью соблюсти этот принцип? Есть два основных пути. Первое – это принятие коллегиального (комиссионного) решения по оценке знаний воспитанника. Но, во-первых, создание экзаменационной комиссии сам по себе довольно сложный процесс, требующий определенных временных затрат и людских ресурсов, а во-вторых, и этот метод не дает 100 процентной гарантии объективности педагогического контроля.
Второе направление – осуществление контроля при помощи стандартных тестовых программ и технических средств. После определенного подготовительного периода такой контроль сможет проводиться на каждой кафедре училища и каждым преподавателем. В чем же преимущество применения технических средств на сегодняшний день? Следует отметить, что использование ИКТ привлекательно не только для преподавателей, но и для обучающихся, мотивируя последних к формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, то есть к освоению личностных результатов к освоению образовательной программы. Кроме этого, работа с современными информационными компьютерными технологиями (компьютерными тестами) позволяет развивать у воспитанников такие метапредметные универсальные учебные действия, как умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Ну и, конечно, очень важно и то, что в процессе компьютерного тестирования обучающийся имеет возможность проверить свои знания по конкретному предмету, но и повысить результат освоения образовательной программы, проходя «дополнительное обучение» в процессе тестирования, а также повысить свои знания в информационно-коммуникационных технологиях.
1. Актуальность, цели и задачи методической разработки.
Современную образовательную деятельность невозможно представить себе без внедрения современных компьютерных средств и технологий. В арсенале преподавателя в настоящий момент имеются самое различное компьютерное оборудование, от интерактивных досок и ноутбуков, до электронных учебников. К сожалению, далеко не всегда это оборудование используется в полном объеме, в основном работа ведется на давно всем знакомых и освоенных программах: Microsoft Office Word и Microsoft Office PowerPoint. Данная работа призвана расширить круг этих программ, и в этом её особая актуальность.
Цель методической разработки: представление для педагогического сообщества новой формы педагогического контроля – компьютерного тестирования, ознакомление с основными критериями отбора компьютерных программ для составления тестов, рекомендации по составлению тестов.
Задачи методической разработки: на примере программы по составлению тестов easyQuizzy ознакомить педагогический коллектив с возможностями компьютерного тестирования, удобством и поливариантностью конструирования как тестовых заданий, так и предусмотренных ответов, а также удобством формирования отчетов и выбора критериев оценки.
- Компьютерное тестирование.
Прежде всего, следует уточнить терминологию. Существует два понятия, применяемых в компьютерном тестировании – «тест» и «тестовое задание». «Тестовое задание» - это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий. Соответственно, «тест» - это тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата[2]. Компьютерный тест – это система заданий и оценки результатов, созданная средствами программного обеспечения и используемая на ИК – оборудовании.
Компьютерное тестирование обладает следующими преимуществами перед обычными средствами педагогического контроля:
- повышение скорости проверки качества усвоения знаний обучающихся;
- минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
- высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
- ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;
- возможность математико-статистической обработки результатов контроля;
- возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.
В тоже время, нельзя не отметить и определенные негативные стороны перехода на компьютерное тестирование:
- возможность случайного угадывания правильного ответа;
- преподаватель не видит характера, хода решения задания;
- воспитанник привыкает к готовым формулировкам и не в состоянии излагать мысли самостоятельно;
- преобладание письменного текста над устной речью;
- субъективизм и некорректность в отборе и формулировании тестового задания;
- малое количество специалистов в сфере компьютерного тестирования.
Все это говорит о том, что не стоит возводить компьютерное тестирование в абсолютно идеальную форму педагогического контроля. Напротив, оптимальным решением будет совмещение традиционных форм (устный опрос, сочинение, контрольная работа) с тестированием, что в совокупности и даст наиболее достоверный результат оценки знаний воспитанника.
- Классификация тестовых заданий
- Как правило, тестовые задания делятся на 2 типа – открытые и закрытые. Открытые задания – это задания со свободным ответом. Закрытые – это задания, в которых ответы предписаны, и необходимо выбрать правильный вариант.
Закрытого типа | альтернативный выбор | испытуемый должен ответить «да» или «нет» |
установление соответствия | испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков | |
единичный выбор | Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ | |
множественный выбор | испытуемому необходимо выбрать несколько правильных ответов из приведенного списка | |
установление последовательности | испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности | |
Открытого типа | дополнение | испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение) |
свободный ответ | Испытуемый должен самостоятельно написать ответ | |
свободное изложение | испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются |
Особенно следует быть внимательным при составлении заданий открытого типа. Для компьютерного тестирования задание типа «свободное изложение» в принципе неприемлемо. Задание типа «дополнение» возможно, но применять его следует крайне осторожно. Любое изменение слова, небольшая неточность или банальная орфографическая ошибка приведет к тому, что задание не будет принято положительно. Таким образом, применять подобные задания следует только в тех предметных областях, в которых есть возможность точной формулировки задания. например:
Задание | Правильный ответ | Неправильный ответ |
В каком году произошла Бородинская битва? Укажите только цифры | 1812 | 1812 год |
Дайте перевод слова «кот». Писать с артиклем | Le chat | Chat |
Укажите даты правления Елизаветы Петровны. Даты указываются через дефис, только цифры | 1741 - 1761 | 1741, 1761 гг. |
….. transit Gloria mundi. Вставьте пропущенное слово. Использовать только прописные буквы. | sic transit Gloria mundi | Sic transit Gloria mundi |
Как мы видим, из-за формальностей написания в целом правильный ответ трактуется, как неправильный. И если при ручной проверке педагог может учесть такую ошибку, как незначительную, то компьютер – всего лишь машина, и даже таких незначительных ошибок не прощает.
- Разработка компьютерных тестов на тестовом редакторе easyQuizzy
Для разработки примерного компьютерного теста мы используем тестовый редактор easyQuizzy. На сегодняшний день на рынке встречается достаточно много тестовых редакторов, как и бесплатных, так и платных или условно бесплатных (триалов). Почему наш выбор остановился на данном редакторе?
- редактор easyQuizzy платный, лицензионный, при этом затраты на его приобретение относительно небольшие;
- редактор обладает дружелюбным интерфейсом, достаточно прост и доступен любому пользователю с начальной степенью компьютерной грамотности;
- редактор позволяет формулировать тестовые задания всех типов, как открытые, так и закрытые;
- редактор позволяет вставлять тексты, картинки, формулы и символы, как в поле вопросов, так и в поля ответов;
- есть возможность настройки временной шкалы;
- есть возможность настройки случайного выбора вопросов по заданному числу;
- есть возможность настройки случайного выбора номера правильного ответа;
- есть возможность выбора системы оценок (по пятибалльной шкале, по количеству баллов, и т.д.)
- есть возможность формирования отчета с различными параметрами;
- редактор формирует для испытуемых исполняемый файл (.exe), который невозможно вскрыть и подсмотреть правильные ответы. Исполняемый файл не требует установки тестовой оболочки на компьютер испытуемого.
В целом, редактор easyQuizzy соотвествует потребностям педагогического контроля образовательного процесса, и подходит для составления тестов как промежуточного, так и итогового тестирования. сайт разработчиков тестового редактора easyQuizzy - http://easyquizzy.ru/
5. Примерный компьютерный тест
1 этап. Ввод информации о тесте.
2 этап. Формирование тестовых заданий
Выбор одного правильного ответа
Альтернативный выбор
.Выбор нескольких правильных ответов
Выбор последовательности
Установление соответствия
Свободный ответ
Изображение в поле вопроса
Изображение в полях ответов
3 этап. Настройка теста.
Тест настраивается по нескольким параметрам:
- выбрано случайных 4 вопроса из 8 имеющихся;
- вопросы задаются в случайном порядке;
- ответы предлагаются в случайном порядке;
- система оценивания по 5 бальной шкале (соответственно 4, 3, 2, 1, 0 правильных ответов);
- ограничение времени на выполнение теста – 5 минут;
- формирование готового отчета содержит в себе как вопросы с правильными ответами, так и с неправильными;
- удержание окна с оценкой – 5 секунд.
Готовый тест «В мире животных.exe прилагается к данной методической разработке на электронном носителе.
Следует отметить, что тесты разработчика easyQuizzy дают возможность выбора разнообразных систем оценок. Наряду с пятибалльной системой оценки предлагаются также 10- , 12- и 100-балльные системы, оценка по сумме баллов, система типа «зачет», а также ряд систем оценивания, принятых в странах Европы и Америки, и возможность пользовательской настройки.
Заключение
Компьютерное тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований. Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, а должно лишь в некоторой степени дополнить их.
Особое внимание следует обратить и на подбор тестового редактора. Он должен удовлетворять всем требованиям педагогического контроля. На наш взгляд – тестовый редактор easyQuizzy отвечает всем этим требованиям и может быть использован в процессе педагогической деятельности в Московском суворовском военном училище для разработки тестовых заданий как на отдельной дисциплине «Дополнительные образовательные программы», так и на кафедрах общеобразовательного цикла гуманитарной и естественнонаучной направленности. На редакторе easyQuizzy одинаково удобно формировать тестовые задания и для промежуточной, и для итоговой аттестации, а также возможно составление тестов интегрированного типа (по нескольким предметам одновременно). Опыт автора показывает, что тесты, созданные на этом редакторе, воспринимаются суворовцами положительно, вызывают у них неподдельный интерес и желание оценить собственные знания, что, несомненно, способствует формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
[1] Изотова Н.В. Педагогические основы контроля в учебно-воспитательном процессе. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3318
[2] Тимаева В.С. Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися.
http://festival.1september.ru/articles/500954/
Список использованных источников:
- Изотова Н.В. Педагогические основы контроля в учебно-воспитательном процессе. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3318
- Тимаева В.С. Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися. http://festival.1september.ru/articles/500954/
- Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...
"Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС".
Методические рекомендации....
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....
Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требов...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО
Целевой раздел программы 1. Актуальность программы2. Пояснительная записка3. Цель и задачи программы4. Основны...
Исследовательская деятельность «Внедрение функциональной грамотности в образовательный процесс при реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО» посредством педагогического совета
при реализации обновленного ФГОС НОО 2021 года, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 31.05.2021 года № 286, в котором прописаны требования к условиям реализации и требования к резул...
Комментарии
Иллюстрации к методической разработке.
Как всегда, иллюстраций не видно на экране. При скачивании статьи они появляются.