Внедрение новых форм педагогического контроля образовательного процесса в рамках ФГОС
методическая разработка на тему

Комарова Софья Вячеславовна

Методическая разработка посвящена проблемам педагогического контроля образовательного процесса. Рассматривается один из вариантов педагогического контроля – компьютерное тестирование. В разработке  приводятся плюсы и минусы компьютерного тестирования и даются рекомендации по выбору параметров для составления компьютерных тестов. В качестве примера в данной методической разработке автором приводится использование программы  для составления тестов  easyQuizzy.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testirovanie_statya.doc821.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение новых  форм педагогического контроля образовательного процесса  в рамках ФГОС

Аннотация.

Методическая разработка посвящена проблемам педагогического контроля образовательного процесса. Рассматривается один из вариантов педагогического контроля – компьютерное тестирование. В разработке  приводятся плюсы и минусы компьютерного тестирования и даются рекомендации по выбору параметров для составления компьютерных тестов. В качестве примера в данной методической разработке автором приводится использование программы  для составления тестов  easyQuizzy.

Педагогический контроль является неотъемлемым компонентом всего образовательного процесса, оказывает значительное влияние не только на результат, но и на ход обучения и воспитания, поскольку обеспечивает получение информации о степени эффективности функционирования любой системы обучения, на основе анализа которой вырабатываются стратегии совершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим, вопросы контроля и оценки знаний учащихся были и остаются значимыми проблемами для педагогической науки и практики. В настоящее время в педагогической литературе сложилось три основных направления  к пониманию к проблеме педагогического контроля.[1] 

  • Контроль - составляющая часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектами с целью проверки соответствия наблюдаемого объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному программами, планами и т.п.
  • Контроль - получение информации о результатах обучения; сущность контрольных процедур - исключительно проверка знаний обучаемых.
  • Диагностико - обучающий подход. В рамках диагностико - обучающего подхода контроль трактуется не только как получение информации, но и как анализ учебного процесса на ее основе и оказание соответствующей помощи учащимся.

Как нам кажется, именно диагностико – обучающий подход к педагогическому контролю полностью соответствует требованиям  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования. Но в полной мере диагностико – обучающий подход к образовательному процессу будет работать при соблюдении принципа объективности.

Каким же образом можно полностью соблюсти этот принцип? Есть два основных пути. Первое – это принятие коллегиального (комиссионного) решения по оценке знаний воспитанника. Но, во-первых, создание экзаменационной комиссии сам по себе довольно сложный процесс, требующий определенных временных затрат и людских ресурсов, а во-вторых, и этот метод не дает 100 процентной гарантии объективности педагогического контроля.

Второе направление – осуществление контроля при помощи стандартных тестовых программ и технических средств. После определенного подготовительного периода такой контроль сможет проводиться на каждой кафедре училища и каждым преподавателем. В чем же преимущество применения технических средств на сегодняшний день? Следует отметить, что использование ИКТ привлекательно не только для преподавателей, но и для обучающихся, мотивируя последних  к формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  а также на основе формирования уважительного отношения к труду, то есть к освоению личностных результатов к освоению образовательной программы. Кроме этого, работа с современными информационными компьютерными технологиями (компьютерными тестами) позволяет развивать у воспитанников  такие метапредметные универсальные учебные действия, как  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.

 Ну и, конечно, очень важно  и то, что в процессе компьютерного тестирования обучающийся имеет возможность проверить свои знания по конкретному предмету, но и повысить результат освоения образовательной программы, проходя «дополнительное обучение» в процессе тестирования, а также повысить свои знания в информационно-коммуникационных технологиях.

1. Актуальность, цели и задачи методической разработки.

Современную образовательную деятельность невозможно представить себе без внедрения современных компьютерных средств и технологий. В арсенале преподавателя в настоящий момент имеются самое различное компьютерное оборудование, от интерактивных досок и ноутбуков, до электронных учебников. К сожалению, далеко не всегда это оборудование используется в полном объеме, в основном работа ведется на давно всем знакомых и освоенных программах: Microsoft Office Word и Microsoft Office PowerPoint.  Данная работа призвана расширить круг этих программ, и в этом её особая актуальность.

Цель методической разработки:  представление   для педагогического сообщества новой формы педагогического контроля – компьютерного тестирования, ознакомление с основными критериями отбора компьютерных программ  для составления тестов, рекомендации по составлению тестов.

Задачи  методической разработки: на примере программы по составлению тестов  easyQuizzy ознакомить педагогический коллектив с возможностями компьютерного тестирования,  удобством и поливариантностью конструирования как тестовых заданий, так и предусмотренных ответов,  а также удобством формирования отчетов и выбора критериев оценки.

  1. Компьютерное тестирование.

       Прежде всего, следует уточнить терминологию. Существует два понятия, применяемых в компьютерном тестировании – «тест» и «тестовое задание».  «Тестовое задание» - это  диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий. Соответственно, «тест» - это тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата[2]. Компьютерный тест – это система заданий и оценки результатов, созданная средствами программного обеспечения и используемая на ИК – оборудовании.  

Компьютерное тестирование обладает следующими преимуществами перед обычными средствами педагогического контроля:

  • повышение скорости проверки качества усвоения знаний обучающихся;
  • минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;
  • высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
  • ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;
  • возможность математико-статистической обработки результатов контроля;
  • возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.

В тоже время, нельзя не отметить и определенные негативные стороны перехода на компьютерное тестирование:

  • возможность случайного угадывания правильного ответа;
  • преподаватель не видит характера, хода решения задания;
  • воспитанник привыкает к готовым формулировкам и не в состоянии излагать мысли самостоятельно;
  • преобладание письменного текста над устной речью;
  • субъективизм и некорректность в отборе и формулировании тестового задания;
  • малое количество специалистов в сфере компьютерного тестирования.

Все это говорит о том, что не стоит возводить компьютерное тестирование в абсолютно идеальную форму педагогического контроля. Напротив, оптимальным решением будет совмещение традиционных форм (устный опрос, сочинение, контрольная работа) с тестированием, что в совокупности и даст наиболее достоверный результат оценки знаний воспитанника.

  1. Классификация тестовых заданий
  • Как правило, тестовые задания делятся на 2 типа – открытые и закрытые. Открытые задания – это задания со свободным ответом. Закрытые – это задания, в которых ответы предписаны, и необходимо выбрать правильный вариант.

Закрытого типа

альтернативный выбор

испытуемый должен ответить «да» или «нет»

установление соответствия

испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

единичный выбор

Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ

множественный выбор

испытуемому необходимо выбрать несколько правильных ответов из приведенного списка

установление последовательности

испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

Открытого типа

дополнение

испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

свободный ответ

Испытуемый должен самостоятельно написать ответ

свободное изложение

испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

Особенно следует быть внимательным при составлении заданий открытого типа. Для компьютерного тестирования  задание типа «свободное изложение» в принципе неприемлемо. Задание типа «дополнение» возможно, но применять его следует крайне осторожно. Любое изменение слова, небольшая неточность или банальная орфографическая ошибка приведет к тому, что задание не будет принято положительно. Таким образом, применять  подобные задания следует только в тех предметных областях, в которых  есть возможность точной формулировки задания. например:

Задание

Правильный ответ

Неправильный ответ

В каком году произошла Бородинская битва?  Укажите только цифры

1812

1812 год

Дайте перевод слова «кот». Писать с артиклем

Le chat

Chat

Укажите даты правления Елизаветы Петровны. Даты указываются через дефис, только цифры

1741 - 1761

1741, 1761 гг.

….. transit Gloria mundi. Вставьте пропущенное слово. Использовать только прописные буквы.

sic transit Gloria mundi

Sic transit Gloria mundi

Как мы видим, из-за формальностей написания в целом правильный ответ трактуется, как неправильный. И если при ручной проверке педагог может учесть такую ошибку, как незначительную,  то компьютер – всего лишь машина, и даже таких незначительных ошибок не прощает.

  1. Разработка компьютерных тестов на тестовом редакторе easyQuizzy

Для разработки примерного компьютерного теста мы используем тестовый редактор easyQuizzy. На сегодняшний день на рынке встречается достаточно много тестовых редакторов, как  и бесплатных, так и платных или условно бесплатных (триалов).  Почему наш выбор остановился на данном редакторе?

  • редактор easyQuizzy платный, лицензионный, при этом затраты на его приобретение относительно небольшие;
  • редактор обладает дружелюбным интерфейсом, достаточно прост и доступен  любому пользователю с начальной степенью компьютерной грамотности;
  • редактор позволяет формулировать тестовые задания всех типов, как открытые, так и закрытые;
  • редактор позволяет вставлять тексты, картинки, формулы и символы, как в поле вопросов, так и в поля ответов;
  • есть возможность настройки временной шкалы;
  • есть возможность настройки случайного выбора вопросов по заданному числу;
  • есть возможность настройки случайного выбора номера правильного ответа;
  • есть возможность выбора системы оценок (по пятибалльной шкале, по количеству баллов, и т.д.)
  • есть возможность формирования отчета с различными параметрами;
  • редактор формирует для испытуемых исполняемый файл (.exe), который невозможно вскрыть и подсмотреть правильные ответы. Исполняемый файл  не требует установки тестовой оболочки на компьютер испытуемого.

В целом, редактор  easyQuizzy соотвествует потребностям педагогического контроля образовательного процесса, и подходит для составления тестов как промежуточного, так и итогового тестирования. сайт разработчиков  тестового редактора easyQuizzy -  http://easyquizzy.ru/

5. Примерный компьютерный тест

1 этап. Ввод информации о тесте.

2 этап. Формирование тестовых заданий

 Выбор одного правильного ответа

 Альтернативный выбор

.Выбор нескольких правильных ответов

Выбор последовательности

 Установление соответствия

 Свободный ответ

  Изображение в поле вопроса

    Изображение в полях ответов

 

   3 этап. Настройка теста.

Тест настраивается по нескольким параметрам:

  • выбрано случайных 4 вопроса из 8 имеющихся;
  • вопросы задаются в случайном порядке;
  • ответы предлагаются в случайном порядке;
  • система оценивания по 5 бальной шкале (соответственно 4, 3, 2, 1, 0 правильных ответов);
  • ограничение времени на выполнение теста – 5 минут;
  • формирование готового отчета содержит в себе как вопросы с правильными ответами, так и с неправильными;
  • удержание окна с оценкой – 5 секунд.

Готовый тест «В мире животных.exe прилагается к данной методической разработке на электронном носителе.

Следует отметить, что тесты разработчика  easyQuizzy дают возможность выбора разнообразных систем оценок. Наряду с пятибалльной системой оценки предлагаются также 10- , 12-  и 100-балльные системы, оценка по сумме баллов, система типа «зачет», а также ряд систем оценивания, принятых в странах Европы и Америки, и возможность пользовательской настройки.

Заключение

Компьютерное тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований. Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, а должно лишь в некоторой степени дополнить их.

Особое внимание следует обратить и на подбор тестового редактора. Он должен удовлетворять всем требованиям  педагогического контроля. На наш взгляд – тестовый редактор easyQuizzy отвечает всем этим требованиям и может быть использован в процессе педагогической деятельности в Московском суворовском военном училище для разработки тестовых заданий как на отдельной дисциплине «Дополнительные образовательные программы», так и на кафедрах общеобразовательного цикла гуманитарной и естественнонаучной направленности. На редакторе easyQuizzy одинаково удобно формировать тестовые задания и для промежуточной, и для итоговой аттестации, а также возможно составление тестов интегрированного типа (по нескольким предметам одновременно). Опыт автора показывает, что тесты, созданные на этом редакторе, воспринимаются суворовцами положительно, вызывают у них неподдельный интерес и желание оценить собственные знания, что,  несомненно, способствует формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


[1] Изотова Н.В. Педагогические основы контроля в учебно-воспитательном процессе.  http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3318

[2] Тимаева В.С. Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися.

http://festival.1september.ru/articles/500954/

Список использованных источников:

  1. Изотова Н.В. Педагогические основы контроля в учебно-воспитательном процессе.  http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3318
  2. Тимаева В.С. Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися. http://festival.1september.ru/articles/500954/
  3. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...

Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.

Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....

Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО

 Психологическое сопровождение внедрения ФГОС способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требов...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО

Целевой раздел программы 1.      Актуальность программы2.     Пояснительная записка3.      Цель и задачи программы4.  Основны...

Исследовательская деятельность «Внедрение функциональной грамотности в образовательный процесс при реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО» посредством педагогического совета

при реализации обновленного ФГОС НОО 2021 года, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 31.05.2021 года № 286, в котором прописаны требования к условиям реализации  и требования к резул...


 

Комментарии

Комарова Софья Вячеславовна

Как всегда, иллюстраций не видно на экране. При скачивании статьи они появляются.