Классный час на тему "Космос"
классный час на тему

Пятаченко Дилара Асраровна

Классный час на тему "Космос" состоит из трех разделов: 1- "Первые люди Космоса", 2- "Особенности космического пейзажа",  3-"Никто не забыт, ничто не забыто".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический классный час «Космос»

Место проведения: ДШИ

Класс: 1-3 класс

ЦЕЛЬ:  Вспомнить о первых советских космонавтах, об их героическом подвиге.

Познакомить учащихся с красотой космического мира через фотоснимки (слайды). Учить видеть красоту мира, любоваться ею.

Воспитывать чувство гордости и чувство патриотизма за наших соотечественников.

Оборудование: выставка фотографий о космосе, компьютер, презентация, музыкальное оформление - запись песни: “Знаете, каким он парнем был”.

План:

  1. Первые люди Космоса.
  2. Особенности космического пейзажа.
  3. Никто не забыт, ничто не забыто. Заключение.

Наш классный час сегодня посвящен КОСМОСУ и ЛЮДЯМ, через которых и мы с вами можем взглянуть на красоту космического мира, почувствовать его, изобразить его. Много еще тайн хранят в себе космические дали, человек еще делает свои первые шаги в этом направлении, но как замечательно, как здорово, что именно наш, русский человек, первый в мире сделал этот первый шаг! Кто бы хотел оказаться на месте Юрия Гагарина? (почти все). И вас бы не испугала  эта неизвестность? Ведь никто не знал точно чем может закончиться этот полет, вернется ли космонавт назад живой и здоровый. Ребята, какими качествами характера должен обладать космонавт? (ученики перечисляют). Да, это должен быть очень сильный, целеустремленный, умный, смелый и ответственный человек.  Перед вами портрет Юрия Гагарина, давайте послушаем немного о жизни этого человека (выступление ученика).

 БИОГРАФИЯ Ю.А ГАГАРИНА  9 марта 1934, в Гжатском районе Смоленской области, в далекой деревеньке Клушино,  в семье плотника появился ребенок, мальчик. Его отец и мать единогласно сошлись в решении назвать его Юрием. В то время родители даже не представляли и не могли мечтать, что их ребенок станет человеком Мира и первым покорит космос. Почти все свое детство Юра провел в деревне и 1 сентября 1941 года пошёл в школу, однако, 12 октября в Клушино пришли нацисты, и школа была закрыта. В течение полутора лет деревня была занята немцами, пока ее не освободила Красная армия.

  После того как закончилась Великая Отечественная война и была разгромлена фашистская Германия его семья переехала в город Гжатск, где Юра пошел в местное ремесленное училище и вечернюю школу. После их окончания он поступает в Саратовский индустриальный техникум, где  и записывается в летный клуб.  В 1955 г. с отличием закончил  индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 году. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации Северного флота. С 1960 г. в отряде космонавтов; с 1961 г. его командир. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. Он редко злился, не любил ссор, а наоборот, шуткой и смехом всех мирил. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовится к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. В отряде космонавтов все дружили, помогали друг другу, но каждый мечтал полететь в космос первым. О том, что Гагарин полетит первым, узнали гораздо позже. На космодроме Байконур об этом объявил генерал Каманин. “В конце дня я решил не томить космонавтов и объявить им решение комиссии, – записал Каманин в своем дневнике 9 апреля 1961 г. – я пригласил к себе Юрия Гагарина и Германа Титова и сказал как можно более ровным голосом: “Комиссия решила: летит Гагарин. Запасным готовить Титова”. Не скрою, Гагарин сразу расцвел своей улыбкой. По лицу Титова пробежала тень досады, но это только на какое-то короткое мгновение. Герман крепко пожал руку Юрию, а тот не преминул подбодрить товарища: “Скоро, Герман, и твой старт»

 12 апреля 1961 года со стартовой площадки космодрома Байконур была запущена ракета с модулем “Восток” под управлением Юрия Гагарина. Выйдя на заданную траекторию полета, он провел ряд экспериментов, а также попробовал есть и пить в невесомости. Все происходящее космонавт фиксировал как на диктофон.

 В 1968 г. с отличием окончил военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. После полёта в космос Гагарин постоянно совершенствовал своё мастерство и обучал других космонавтов.

Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте. Юрий Гагарин похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.

В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской обл. переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. Имя Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им. Ю. А. Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Именем Гагарина назван кратер на Луне, во многих городах и селах именем Гагарина названы улицы, площади и т.д.  

  Вторым человеком в космосе стал Герман Титов –вот его портрет, давайте послушаем небольшое сообщение о жизни этого человека. Герман Степанович Титов (1935—2000) — советский космонавт, второй советский человек в космосе, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток). Герой Советского Союза (9 августа 1961). Дублёр Юрия Гагарина.

 Герман Титов в мальчишеские годы не мечтал стать летчиком. Это уже потом он отвоевал у природы кусочек небесной голубизны и спрятал его в своем сердце. Интерес был к другому. Он смотрел на звезды. В школе увлекся техникой. Самой первой машиной, которая открыла перед Германом свои тайны, был старенький кинопроекционный аппарат. Мальчишка неотступно ходил за киномехаником, приставал до тех пор, пока тот не объяснил устройство аппарата. И скоро Герман сам крутил фильмы в сельском клубе. Потом его занимал автомобиль, и он не успокоился, пока не научился его водить. Были трактор, радиотехника, долгие бессонные ночи над самодельным приемником, школьный радиоузел и даже маленькая электростанция... Когда в Барнаульском военкомате в 1953 году его спросили, куда он хочет пойти служить, он без колебаний ответил: "В авиацию, в летное училище". На это решение повлияла встреча с военным летчиком, посетившим незадолго до этого школу, – «уж больно форма у него была красивая».  Шел 1959 год. Уже появились на орбитах первые советские спутники, все чаще звучало казавшееся еще совсем недавно фантастическим слово "космос".  В 1960году был назначен в отряд космонавтов. Разные люди собрались в первом отряде Звездного: разные характеры, несхожие вкусы. В новую среду входили по-разному: кто легко, кто трудно. Титов быстро сходился с людьми. Товарищи любили его за разносторонность и яркость натуры. Он любил музыку, литературу, читал на память главы из "Евгения Онегина", хорошо декламировал Маяковского и Лермонтова, пел, неплохо рисовал, не имел равных в стремительном танце, на гимнастических снарядах и игровых площадках. До старта они с Юрой шли вровень. 12 апреля Титова объявили дублером Юрия Гагарина. Многие думали, что его специально не пустили в первый, более простой, полет, приберегая для второго, более сложного и продолжительного.  6- 7 августа 1961 года Герман Титов пробыл в космосе сутки, точнее, 25 часов 18 минут, отсчитав по космическому спидометру 700 тысяч километров.  На момент полёта Герману Титову было без одного месяца 26 лет, благодаря чему он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.

Но проходит совсем немного времени, и в космос выходит женщина. В июне 1963 года Валентина Владимировна Терешкова совершила космический полет на корабле “Восток-6”, проведя в космосе 71 час. В честь ее подвига именем Терешковой назван кратер на Луне и малая планета. Сейчас В.В. Терешкова занимается общественной деятельностью, депутат Областной Думы Ярославской области.

Космос — не однородная среда. Чем дальше от земной орбиты, тем он суровей для освоения. Радиация, плазма, магнитные поля и другие вещи, способные уничтожить любую технику и вывести из строя электронику. О космосе мы знаем мало.

Пространство между звездами не является абсолютным вакуумом, оно заполнено межзвездным газом и пылью. В среднем на 1 кубический сантиметр приходится всего 1 частица газа, пыль встречается еще реже. Пылинки могут состоять из атомов железа, кремния, азота, кислорода, углерода и других элементов. Иногда встречаются простые молекулы (вода, углекислый газ) и более сложные.

Само по себе межзвездное пространство кажется прозрачным, но на протяжении тысяч световых лет межзвездный газ и пыль накладываются друг на друга и издалека выглядят как туман. Это легко заметить даже невооруженным взглядом. Если ясной ночью вдали от источников света взглянуть на небо, то можно увидеть туманную полосу Млечного Пути. Если посмотреть на нее в сильный телескоп, то можно увидеть, что Млечный Путь состоит из множества звезд, а пространство между ними заполнено туманом. Это и есть межзвездный газ и пыль.

Наибольшей плотности концентрация межзвездного газа и пыли достигает в рукавах спиральных галактик и в отдельных туманностях. Частицы различных веществ попадают в космос в результате взрывов сверхновых звезд и затухания старых звезд, которые, преобразуясь в туманности, теряют свои внешние слои. Из межзвездного вещества могут образовываться газопылевые облака, которые, в свою очередь, могут породить новые звезды. В первое время после того, как было обнаружено существование межзвёздной пыли, она рассматривалась лишь как досадная помеха астрономическим исследованиям. Пыль задерживает почти половину суммарного излучения всех звёзд Галактики.  Исследование свойств поглощения света на различных длинах волн показало, что в состав межзвёздных пылинок входят соединения углерода, кремния, замёрзшие газы, водяной лёд, а также различные органические вещества.

Благодаря совершенствованию наблюдательной техники и активному использованию космических телескопов теперь можно наблюдать пыль не только в нашей Галактике, но и в её ближних и дальних соседях, и, прежде всего в спиральных галактиках, галактиках с активными ядрами и квазарах. Наблюдения показывают, что свойства пыли во Вселенной мало чем отличаются от свойств пылинок Млечного Пути. Ушли в прошлое представления о пыли как только о занавесе, скрывающем многие тайны Вселенной. Теперь ясно, что пыль играет активную роль и участвует как существенный компонент в протекающих во Вселенной физических процессах.

А вот уже совсем недавно, 10 января 2014 года, ученые с помощью космического телескопа SOHO Lasco C3 обнаружили гигантский, поглощающий солнечный свет полностью, без отражения, пузырь, который к тому же еще и движется среди звезд. Этот пузырь, схожий по многим показателям с черной дырой, мало того, что своими размерами превосходит Юпитер – самую крупную планету Солнечной системы, но еще и движется в сторону Земли! Некоторые ученые предполагают, что этот пузырь может быть магнитным пучком, другие считают его черной дырой. Есть и обнадеживающее мнение, что это просто дефект снимка, возникший в результате светового рассеивания. Но самым популярным является предположение, что пресловутый пузырь – это умирающая звезда, подобная нашему Солнцу. Когда у звезды кончаются запасы энергии, она разрушается, и на ее месте образуются вот такие огромные газовые оболочки, которые могут существовать еще тысячу лет.

Итак, подводя итоги нашей беседы, скажите, а надо ли вообще человеку исследовать космос? Может не стоит человеку нарушать космический мир? (ответы ребят). Молодцы, ребята, много причин вы назвали чтобы все-таки человек начал освоение космоса. Сегодня работа в космосе – это научные исследования и каждодневная работа во имя развития всего мира. Вот почему в космос летают международные экипажи.

Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе.  День 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков – космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

И закончить нашу беседу хочется словами Юрия Гагарина, записанными им в дневнике: «Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

Использованные сайты: Краткая биография Юрия Алексеевича Гагарина для детей. (http://www.lifewomens.ru/deti/deti_i_obrazovanie/kratkaya_biografiya)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...