Доклад "Ошибки классного руководителя"
учебно-методический материал на тему
Данный материал включает в себя текст доклада и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст доаклада | 22.43 КБ |
Презентация к докладу "Ошибки классного руководителя" | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете – уровень ОУ
Педагогический совет от 201 г.
Тема: «Ошибки классного руководителя».
Соавтор доклада: Белова Надежда Юрьевна.
Должность докладчика: классный руководитель 7 «а» класса, учитель русского языка и литературы.
Ведущая педагогического совета сообщает цели и задачи, объявляет порядок работы.
Цель педагогического совета: повышение эффективности работы классного руководителя в свете нового ФГОС.
Задачи педагогического совета:
- определить функциональные обязанности классного руководителя;
- поделиться практическими способами решения проблем классного коллектива;
- выявить причины ошибок классного руководителя и способы их минимизации;
- побудить участников образовательного процесса к самосовершенствованию в области классного руководства.
СЛАЙД 1.
Работа классного руководителя, несомненно, трудна и необходима. Но отношение к ней далеко не однозначно даже с позиции самого классного руководителя. Во-первых, объём качественной работы действительно несоизмерим с оплатой труда. Во-вторых, классный руководитель – это необходимое связывающее звено между детским коллективом, учителями, и родителями. В-третьих, аспект проведения внеклассной воспитательной работы практически неуловим и зачастую вызывает массу споров и сопротивления со стороны любого звена воспитательного процесса.
Всё это приводит к тому, что классный руководитель делает только то, что вменяется ему в обязанность. Во многом отношение к классному руководству зависит от сложившейся у педагога интуитивной позиции и умения ладить с детьми.
В современном педагогическом пространстве выделяется 4 типа классных руководителей [1]:
- «Я – прежде всего учитель»;
- «Классная мама»;
- «Так называемый классный»;
- «Наш классный».
Первая позиция определяется записью квалификации в дипломе. Эти классные руководители часто повторяют, что заниматься воспитательной работой должны заниматься специально обученные люди. Обязанности эта группа выполняет функционально грамотно, но без особого усердия и энтузиазма. Обычно многие из таких классных руководителей не скрывают от детей своего отношения к классному руководству. В этом случае активную позицию занимают сами учащиеся, а педагог лишь помогает советом. Если классный руководитель является интересным учителем, дети гордятся им и в случае необходимости привлекают его к своей внеклассной деятельности. Если же учитель не обладает особым авторитетом, то его место может занять неформальный лидер класса, иногда этот лидер оказывает негативное воздействие на весь классный коллектив, и тогда конфликты в классе неизбежны.
Вторая позиция – «классная мама» - отличается тем, что педагог выводит работу с детским коллективом на первый план. Такие классные руководители активно вместе с классом участвуют во всех мероприятиях, при этом сам учитель берет на себя функцию организатора и попечителя. Он часто напоминает детям, что правильно, а что нет; как надо себя вести, а как нет и.т.д. Конечно, детям комфортно и уютно под «маминым крылом» [1]: они все охвачены работой, а класс находится на хорошем счету. Такая позиция характерна для начальной школы, и соответствует возрастным особенностям учащихся, но совершенно не подходит подросткам, стремящимся к самоутверждению и самостоятельности, поэтому многие учащиеся среднего возраста чувствуют себя некомфортно, а учащиеся старшего возраста могут активно противостоять такой «заботе».
Третья позиция – «так называемый классный» - я бы отметила как «имитационную». Педагоги этой группы воспринимают классное руководство как функциональную и неотъемлемую часть своей педагогической деятельности в школе. Для них это работа не сопряжена с особыми трудностями, контакт с детьми строится по принципу «долен – обязан - необходимо». Внеклассные мероприятия проводятся строго в соответствии с намеченным планом и по подготовленному сценарию. Такие отношения не нравятся никому: ни детям, ни родителям, и потому дети отвечают равнодушием и нежеланием участвовать в «спектакле», где главная роль отводится их классной маме.
Четвертая позиция, как показывает статистика, встречается гораздо реже, чем обозначенные выше. Классный руководитель строит отношения сотворчества, обсуждая любые точки зрения и мнения, он стремится познать своих учеников и воспитанников, развивает у них умение анализировать свое поведение, вырабатывает культуру отношений, строящихся на договоренности и компромиссе. Нормы и правила в таком коллективе вырабатываются совместными усилиями.
Именно такое отношение к классному руководству отражено в Федеральном государственном стандарте второго поколения.
СЛАЙД 2.
В соответствии с ним человек рассматривается как субъект инновационного развития, непрерывно продвигающийся к «национальному воспитательному идеалу – высоконравственному, творческому, компетентному гражданину России, принимающему судьбу Отечества как свою личную, осознающему ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененному в духовных и культурных традициях многонационального народа Россиской Федерации» [2:36].
Компетентный человек способен сам решить свои проблемы, наметить программу действий, адаптироваться к любой жизненной ситуации, опираясь на свое мировоззрение и систему нравственных ценностей.
Задача педагога – оказать поддержку ученику в становлении его как компетентной личности, при этом сам учитель проявляет себя как компетентный субъект профессионально – педагогической деятельности.
Профессионально – педагогическая компетентность определяется как «готовность и способность человека профессионально выполняющего педагогические функции в соответствии с принятыми в обществе на настоящий момент образовательными нормативами и стандартами» [2:37].
СЛАЙД 3.
В структуре компетентности современного классного руководителя выделяются следующие аспекты:
- Герменевтический (смысловой);
- Деонтологический (этико – нормативный);
- Аналитико – диагностический;
- Проектировочный;
- Организационный;
- Коммуникативный;
- Эвристический.
Каждый из этих компонентов играет огромную роль в деятельности классного руководителя, а недостаточная сформированность одного из этих компонентов может вызывать ошибки в работе, т.е. в решении педагогических задач. Рассмотрим каждый из компонентов на примерах.
СЛАЙД 4 (переход по гиперссылке - триггер).
Герменевтический или смысловой компонент, точнее его несформированность, может стать причиной ложного обоснования смысла педагогической деятельности. К примеру, педагог считает, что обладает всемогуществом классного руководителя, он стремится к высоким результатам своей педагогической деятельности, ведущим мотивом здесь является обязательное достижение задуманного. Такой своеобразный «педагогический оптимизм» отражается, по мнению Тюнникова и Мазниченко, в специфических высказываниях: «нет ничего невозможного», «что на стоит дом построить», и т.д. (на экране). Такой класс добивается успехов, становясь «самым-самым», но ценой становится перегрузка учащихся, их усталость, страх. В таком классе существует определенная напряженность, психологические тесты выявляют уровень повышенной тревожности. Сам педагог отличается высокой потребностью в самореализации в профессиональной деятельности. Как правило, такие классы отличаются «гиперактивностью», стремлением педагога показать свой класс «во всей красе». В случае возникновения в классе «педагогической ситуации» классный руководитель отличается эмоциональной неустойчивостью и неумением решить возникшую задачу.
СЛАЙД 3 (гиперссылка) – СЛАЙД 5.
Несформированность деонтологического компонента приводит к сужению/расширению существования признака педагогического явления в педагогической ситуации, личностное проявление обучающегося может быть неверно интерпретировано, что приводит к преуменьшению/преувеличению значения, роли и ценности педагогического явления в конкретной ситуации. Это может выражаться в распределении обязанностей, в проявлении отношения к самостоятельной деятельности воспитанника. Зачастую классный руководитель необъективен, он наделяет своих воспитанников достоинствами или недостатками, которые реально отсутствуют в личности ученика. Иногда приписывание несуществующих достоинств дает положительный педагогический эффект. А вот проецитрование негативных проявлений вызывает «пророческий» эффект: «Если человеку десять раз сказать, что он свинья, на одиннадцатый он хрюкнет».
СЛАЙД 3 (гиперссылка) – СЛАЙД 6.
Отсутствие или нарушение педагогической диагностики, ошибки в аналитической деятельности, ошибки в целеполагании и проектировании приводят к ложному сотрудничеству с воспитанниками. Например, фиксация в формулировке воспитательной цели на том, чего еще нет, приводит к тому, что это обязательно появится: задача по решению проблемы неуспеваемости учащегося не конкретизируется, а позиционируется как результат. Вряд ли можно рассчитывать, что проблема в таком случае «рассосется» сама по себе.
СЛАЙД 3 (гиперссылка) – СЛАЙД 7.
Аксиологический компонент компетентности проявляется в том, что классный руководитель знает содержание базовых национальных ценностей, руководствуется ими как приоритетными установками, знает, как осуществить, и успешно осуществляет педагогическую поддержку воспитанников в их духовно – нравственном развитии.
СЛАЙД 8.
Все вышеперечисленные компоненты компетентной деятельности отражаются в трех уровнях организации педагогической деятельности: тактической, операционной и стратегической. На стратегическом уровне приоритетными являются аксиологический и деонтологический компоненты.
На тактическом – гермневтический, на операциональном – аналитико – диагностический, проектировчный, организационный, коммуникативный и эвристический.
СЛАЙД 9.
Для успешности воспитательного процесса необходимо понимать и принимать, что ошибки в деятельности неминуемы, но классный руководитель способен минимизировать риски их возникновения на всех трех уровнях своей деятельности. Для этого, в первую очередь, необходимо понимать, что педагогическая ситуация рождается из жизненной. Задача воспитателя преобразовать жизненную ситуацию в педагогическую, определить задачи, выбрать способы и формы ее решения, осуществить их на практике.
СЛАЙД 9.
Итак, компетентный классный руководитель обладает способностью занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе. Воспитание – процесс многосторонний, воспитывая себя, мы воспитываем своих учеников.
ИСТОЧНИКИ
- http://www.coolreferat.com/Мастерство_классного_руководителя_сущность_и_методы_его_работы
- Юзефавичус Т. А. Компетентность классного руководителя как условие минимизации ошибок в воспитательной работе – Вестник МГОУ. Серия «Педагогика», 2014. - №1. – С. 36 - 43
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС Миссия образования – формирование компетентного человека Компетентный человек – субъект инновационного развития
Современный классный руководитель герменевтический аналитико-диагностический проектировочный организационный аксиологический деонтологический коммуникативный эвристический
Герменевтический компонент «результат ради результата» «власть учителя безгранична» «нет ничего невозможного» «трудно в учении – легко в бою» «что нам стоит дом построить» «мой класс – самый…»
Деонтологический компонент расширение сужение преувеличение преуменьшение Сфера существования признака педагогического явления
Аналитико – диагностический компонент Педагогическая диагностика Аналитические просчёты Ошибки целеполагания Нормотворчество
Аксиологический компонент Базовые национальные ценности Приоритетные нравственные установки Осуществление педагогической поддержки
Уровни организации педагогической деятельности Стратегический Тактический Операционный компонент Аксиологический и деонтологический компоненты Герменевтический компонент Аналитико – диагностический Проектировочный Организационный Эвристический
Компетентный классный руководитель Избежать ошибок невозможно Минимизировать риски возникновения Занять исследовательскую позицию
Интернет ресурсы Для создания шаблона использованы картинки: http://img3.redocn.com/20120721/Redocn_2012072115445051.jpg.thumb.jpg http://135792468.ucoz.ru/08.gif http://www.avanti-nachhilfe.de/wp-content/uploads/2014/01/header-konzept-coachingphilosophie.jpg http://giadinh.vcmedia.vn/MVxzkMC6Z50jjlCRH18ogsrHvQ/Image/2013/01/phatcon-a04fd.jpg http:// www.seniorbenefitslife.com/wp-content/uploads/2013/08/Healthcare-information-for-seniors-910x455.png http:// umchata.ru/site/upload/structure/editor/news/DruzhbaNarodovV.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...