Интеллектуальный турнир по русскому языку в 10 классе
классный час (11 класс) на тему

Паисова Надежда Александровна

Тема: Повторение словообразования, морфологии, синтаксиса.

Цель: Развитие лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций учащихся.

Задачи:

1.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задания части В).

2.Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

3.Стимулирование учебной  деятельности учащихся в процессе игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnyy_turnir_10_kl_2013g.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный турнир по русскому языку в 10 классе (2013 г.)

Учитель: Паисова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы         МБОУ «Рождественская СОШ» Карагайского района Пермского края

Тема: Повторение словообразования, морфологии, синтаксиса.

Цель: Развитие лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций учащихся.

Задачи:

1.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задания части В).

2.Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

3.Стимулирование учебной  деятельности учащихся в процессе игры.

                                               Ход мероприятия.

    Наша игра - это своеобразный кросс, только не спортивный, а лингвистический, потому что  состязаться мы будем, используя знания, полученные на уроках русского языка.  Откройте  учебно-методическое пособие на стр.526, в  плане экзаменационной работы найдите 2часть, ознакомьтесь с ее содержанием и сформулируйте задачи, которые вы хотели бы решать во время игры. Озвучьте свои задачи.  

     Эмблемой  нашей  игры  является  Знак Вопроса. Как вы думаете, почему.

 В игре участвуют 5 пар и одна тройка. У каждой пары   есть бланк, в котором  вы   плюсами отмечаете  индивидуальное участие  в выполнении заданий,  а кроме этого фиксируете баллы, набранные  вместе.

 Приготовиться для кросса!

Заточить карандаши!

 Предлагает Знак Вопроса

 Ряд задач! Вникай! Реши!

1 конкурс «Разминка». На слайде проецируются слова  РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. По какому признаку можно объединить эти слова?

( существительные, обозначают отвлеченные понятия, имеют одинаковые суффиксы – ость – , образованы одним способом - суффиксальным). Задание: в течение 30сек  вспомните  слова с суффиксом –ость-.

По очереди  каждая  пара называет  слово, избегая повторений.  Побеждает та пара, которая последней назовет слово с суффиксом –ОСТЬ –  .

Разминка позади, и мы переходим к повторению материала, необходимого для  успешного выполнения задания В1.

 2 конкурс называется  «Как образуются слова».  Назовите  основные способы образования слов. За каждый правильный ответ  пара получает  1 балл.

  3 конкурс «Третий лишний». Каждая пара  получает задание на карточке. В каждом ряду  надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные. Объяснить свой выбор.

№1. Недовыполнить,  кое-как,  кто-то 

№2. Переход,  обидный,     крик

№3. Наколенник, безработица,  ледоход 

№4. Доброта, беглец, преотличный 

№5. Непогода, приоткрыть, взрыв 

№6  ПТУ, паровозное (депо), самовар  

 4 конкурс «Части речи».

(1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».  (3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая.  (4)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды. (Д.С.Лихачев)

 Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. (Публицистический, рассуждение) О чем размышляет автор? Какова его позиция?

 №1.  Назовите прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая)

 №2.Найдите  в тексте частицы (Не, это)

 №3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем)

 №4. В предложении 5 найдите сочинительный союз. (Не только, но и)

№5.Выпишите деепричастия. ( Прислушиваясь, запоминая, читая, изучая )

 №6. Назовите притяжательные местоимения.  ( Наш, его)

 

5 конкурс «Конструктор».  Выписать из  текста  3 словосочетания с разными  видами подчинительной связи.

 Лидер кросса – Знак Вопроса!

 И уже не в первый раз

 Он к победе дерзко рвется!

 Но готовы с ним бороться

 Шутка, ум и острый глаз!

  6 конкурс «Анализируем текст». Парам  предлагаются тексты для выполнения  заданий  В4, В5, В6, В7.

                                   Текст №1.

   (1)Сегодня весь день стояла, медленно сгущаясь в воздухе, какая-то мгла. (2)После полудня в ней потонули дальние горы. (3)На западной части неба всё время держалась темная туча с резко очерченными краями. (4)Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. (5)В тот момент, когда солнце скрылось за облаками, края облаков стали светиться, как будто они были из расплавленного металла. (6)Прошло несколько минут, и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялось три пурпурных луча. (7)Явление это продолжалось не более двух минут. ( Н.Лесков. «Соборяне»)

1.  Найдите предложение с  составным  глагольным сказуемым.  (5)

 2.  Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер.  (1)

 3. Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер.  (5)

 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстуальных синонимов. (7)

Ответы:  1-5, 2-1, 3-5, 4-7.

                                              Текст №2

 (1)Раннее весеннее утро. (2)Прохладное и росистое. (3)В небе нет ни облачка. (4)Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (5)Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. (6)В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы.  …(7)Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. (8)Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. ( А.Куприн. «В недрах земли».)

 1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (3)

2. Найдите предложение, в котором есть обособленное определение. Укажите его номер. (8)

 3.  Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. (4)

 4. Найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи парцелляции. (2)

 Ответы: 1-3, 2-8, 3-4, 4-2.

                                                 

                                                        Текст №3.

 (1)Была отличная ночь. (2)Светила луна. (3)Давно я не видел такой ночи. (4)Две чинары стояли, как две скалы, вокруг них конусом легла черная непроглядность, зато акации, туя и разные другие более мелкие кусты и деревья светло серебрились под светом луны и шевелились, журчали, дышали. (5)От их дыхания воздух был сладок. (6)Его можно было пить. (7)Я прошел несколько шагов на слабых ногах и, сев на скамейку, пил воздух. (8)Ну и ночь!

                                         ( Ю.Трифонов. «Предварительные итоги».)

 1.Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6)

2.Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (7)

 3. Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. (4)

 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. (5)

Ответы: 1-6, 2-7, 3-4, 4-5.

 

                                     

                                                           Текст №4.

  (1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо, по которому плыли круглые, точно крутящиеся, белые облака. (4)С крыш посыпались частые звонкие капли. (5)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали  громко и возбужденно. (6)За их криком ничего нельзя было расслышать. (7)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.  (А.Куприн. «Олеся».)

  1.Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6)

 2. Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер. (1)

 3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер. (3)

 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. (6)

   Ответы: 1-6, 2-1, 3-3, 4-6.

 Лидер кросса – Знак Вопроса –

Смело вырвался вперед!

Обогнать его не просто:

Он задачки задает,        

Он их ставит как барьеры

За собою на пути,

Но раскинь умом, и первым

Сможешь к финишу прийти!

7  конкурс «Блиц-опрос». Проводится в форме «Своей игры». Участники выбирают вопросы из определенной группы стоимостью  от 1 до 4 баллов и без подготовки отвечают. Если команда дает неверный ответ, право отвечать переходит к соперникам.

 Вопросы  в 1 балл.

  1. Котелок сердится и бормочет на огне.  (К.Паустовский) (Олицетворение) – 1 балл.
  2. Снег, словно мёд ноздреватый,

      Лег под прямой частокол. (С.Есенин) (Сравнение) – 1 балл.

3. А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М.Горький)

 (Эпитет – 1 балл)

Вопросы в 2 балла.

1.И солнце греется на льдине.  (Б.Пастернак) (Оксюморон) – 2 балла.

2.Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) (Антитеза) – 2 балла.

3.Изначальней всего остального – любовь,

 В песне юности первое слово – любовь…  (О.Хайям) (Эпифора) – 2 балла.

4.Оставь свой край глухой и грешный,

 Оставь Россию навсегда.        (А.Ахматова) (Анафора) – 2 балла.

Вопросы в  3  балла.

 1.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) (Литота) – 3 балла.

 2.На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) (Градация) – 3 балла.

 3.Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов) (Парцелляция) – 3 балла.

           

Вопросы на 4 балла.

1.Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) (Метафора) – 4 балла.

2. И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов) (Синекдоха) – 4 балла.

3.Отколе, умная, бредёшь ты, голова?  (И.А.Крылов) (Ирония) – 4 балла

 Рефлексия

Насколько выполнены ваши задачи?   Подведите итоги работы в парах. Сосчитайте кол-во баллов.

   

Интеллектуальный турнир                                                                                                    

 

Название конкурса

№ задания части В

У1

У2

У3

Прим.

Кол-во

баллов

1

Разминка

2

Как образуются слова

В1

3

Третий лишний

В1

4

Части речи

В2

5

Конструктор

В3

6

Анализируем текст

В4-В7

7

Блиц-опрос

В8

Всего:

 Домашнее задание: Сделать РНО.

Выполнить в  варианте №1  часть В.

Литература: Учебно – методическое  пособие «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2013» под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: «Легион»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Интеллектуальный турнир по русскому языку

Презентация предназначена для учащихся 5-6 классов,содержит  занимательные задания по словообразованию, синтаксису, морфологии....

ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

Задания в занимательной форме на знание фонетики, лексики, содержит загадки, орфоэпические задания....

Турнир знатоков русского языка (6 класс)

Турнир знатоков русского языка - внеклассное мероприятие, предполагающее командное  Цели: 1.Повышение интереса к русскому языку.         2.Обога...

Презентация-приложение к "Турниру знатоков русского языка" (6 класс)

Турнир знатоков русского языкаЦели: 1.Повышение интереса к русскому языку.         2.Обогащение словарного запаса учащихся....

Турнир знатоков русского языка (6 класс)

Турнир знатоков русского языка (6 класс)...