Интеллектуальный турнир по русскому языку в 10 классе
классный час (11 класс) на тему
Тема: Повторение словообразования, морфологии, синтаксиса.
Цель: Развитие лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций учащихся.
Задачи:
1.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задания части В).
2.Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
3.Стимулирование учебной деятельности учащихся в процессе игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnyy_turnir_10_kl_2013g.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальный турнир по русскому языку в 10 классе (2013 г.)
Учитель: Паисова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Рождественская СОШ» Карагайского района Пермского края
Тема: Повторение словообразования, морфологии, синтаксиса.
Цель: Развитие лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций учащихся.
Задачи:
1.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задания части В).
2.Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
3.Стимулирование учебной деятельности учащихся в процессе игры.
Ход мероприятия.
Наша игра - это своеобразный кросс, только не спортивный, а лингвистический, потому что состязаться мы будем, используя знания, полученные на уроках русского языка. Откройте учебно-методическое пособие на стр.526, в плане экзаменационной работы найдите 2часть, ознакомьтесь с ее содержанием и сформулируйте задачи, которые вы хотели бы решать во время игры. Озвучьте свои задачи.
Эмблемой нашей игры является Знак Вопроса. Как вы думаете, почему.
В игре участвуют 5 пар и одна тройка. У каждой пары есть бланк, в котором вы плюсами отмечаете индивидуальное участие в выполнении заданий, а кроме этого фиксируете баллы, набранные вместе.
Приготовиться для кросса!
Заточить карандаши!
Предлагает Знак Вопроса
Ряд задач! Вникай! Реши!
1 конкурс «Разминка». На слайде проецируются слова РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. По какому признаку можно объединить эти слова?
( существительные, обозначают отвлеченные понятия, имеют одинаковые суффиксы – ость – , образованы одним способом - суффиксальным). Задание: в течение 30сек вспомните слова с суффиксом –ость-.
По очереди каждая пара называет слово, избегая повторений. Побеждает та пара, которая последней назовет слово с суффиксом –ОСТЬ – .
Разминка позади, и мы переходим к повторению материала, необходимого для успешного выполнения задания В1.
2 конкурс называется «Как образуются слова». Назовите основные способы образования слов. За каждый правильный ответ пара получает 1 балл.
3 конкурс «Третий лишний». Каждая пара получает задание на карточке. В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные. Объяснить свой выбор.
№1. Недовыполнить, кое-как, кто-то
№2. Переход, обидный, крик
№3. Наколенник, безработица, ледоход
№4. Доброта, беглец, преотличный
№5. Непогода, приоткрыть, взрыв
№6 ПТУ, паровозное (депо), самовар
4 конкурс «Части речи».
(1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды. (Д.С.Лихачев)
Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. (Публицистический, рассуждение) О чем размышляет автор? Какова его позиция?
№1. Назовите прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая)
№2.Найдите в тексте частицы (Не, это)
№3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем)
№4. В предложении 5 найдите сочинительный союз. (Не только, но и)
№5.Выпишите деепричастия. ( Прислушиваясь, запоминая, читая, изучая )
№6. Назовите притяжательные местоимения. ( Наш, его)
5 конкурс «Конструктор». Выписать из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи.
Лидер кросса – Знак Вопроса!
И уже не в первый раз
Он к победе дерзко рвется!
Но готовы с ним бороться
Шутка, ум и острый глаз!
6 конкурс «Анализируем текст». Парам предлагаются тексты для выполнения заданий В4, В5, В6, В7.
Текст №1.
(1)Сегодня весь день стояла, медленно сгущаясь в воздухе, какая-то мгла. (2)После полудня в ней потонули дальние горы. (3)На западной части неба всё время держалась темная туча с резко очерченными краями. (4)Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. (5)В тот момент, когда солнце скрылось за облаками, края облаков стали светиться, как будто они были из расплавленного металла. (6)Прошло несколько минут, и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялось три пурпурных луча. (7)Явление это продолжалось не более двух минут. ( Н.Лесков. «Соборяне»)
1. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым. (5)
2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (1)
3. Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. (5)
4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстуальных синонимов. (7)
Ответы: 1-5, 2-1, 3-5, 4-7.
Текст №2
(1)Раннее весеннее утро. (2)Прохладное и росистое. (3)В небе нет ни облачка. (4)Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (5)Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. (6)В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы. …(7)Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. (8)Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. ( А.Куприн. «В недрах земли».)
1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (3)
2. Найдите предложение, в котором есть обособленное определение. Укажите его номер. (8)
3. Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. (4)
4. Найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи парцелляции. (2)
Ответы: 1-3, 2-8, 3-4, 4-2.
Текст №3.
(1)Была отличная ночь. (2)Светила луна. (3)Давно я не видел такой ночи. (4)Две чинары стояли, как две скалы, вокруг них конусом легла черная непроглядность, зато акации, туя и разные другие более мелкие кусты и деревья светло серебрились под светом луны и шевелились, журчали, дышали. (5)От их дыхания воздух был сладок. (6)Его можно было пить. (7)Я прошел несколько шагов на слабых ногах и, сев на скамейку, пил воздух. (8)Ну и ночь!
( Ю.Трифонов. «Предварительные итоги».)
1.Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6)
2.Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (7)
3. Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. (4)
4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. (5)
Ответы: 1-6, 2-7, 3-4, 4-5.
Текст №4.
(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо, по которому плыли круглые, точно крутящиеся, белые облака. (4)С крыш посыпались частые звонкие капли. (5)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали громко и возбужденно. (6)За их криком ничего нельзя было расслышать. (7)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни. (А.Куприн. «Олеся».)
1.Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6)
2. Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер. (1)
3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер. (3)
4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. (6)
Ответы: 1-6, 2-1, 3-3, 4-6.
Лидер кросса – Знак Вопроса –
Смело вырвался вперед!
Обогнать его не просто:
Он задачки задает,
Он их ставит как барьеры
За собою на пути,
Но раскинь умом, и первым
Сможешь к финишу прийти!
7 конкурс «Блиц-опрос». Проводится в форме «Своей игры». Участники выбирают вопросы из определенной группы стоимостью от 1 до 4 баллов и без подготовки отвечают. Если команда дает неверный ответ, право отвечать переходит к соперникам.
Вопросы в 1 балл.
- Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) (Олицетворение) – 1 балл.
- Снег, словно мёд ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С.Есенин) (Сравнение) – 1 балл.
3. А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М.Горький)
(Эпитет – 1 балл)
Вопросы в 2 балла.
1.И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак) (Оксюморон) – 2 балла.
2.Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) (Антитеза) – 2 балла.
3.Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь… (О.Хайям) (Эпифора) – 2 балла.
4.Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова) (Анафора) – 2 балла.
Вопросы в 3 балла.
1.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) (Литота) – 3 балла.
2.На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) (Градация) – 3 балла.
3.Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов) (Парцелляция) – 3 балла.
Вопросы на 4 балла.
1.Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) (Метафора) – 4 балла.
2. И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов) (Синекдоха) – 4 балла.
3.Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А.Крылов) (Ирония) – 4 балла
Рефлексия
Насколько выполнены ваши задачи? Подведите итоги работы в парах. Сосчитайте кол-во баллов.
Интеллектуальный турнир
№ | Название конкурса | № задания части В | У1 | У2 | У3 | Прим. | Кол-во баллов |
1 | Разминка | ||||||
2 | Как образуются слова | В1 | |||||
3 | Третий лишний | В1 | |||||
4 | Части речи | В2 | |||||
5 | Конструктор | В3 | |||||
6 | Анализируем текст | В4-В7 | |||||
7 | Блиц-опрос | В8 | |||||
Всего: |
Домашнее задание: Сделать РНО.
Выполнить в варианте №1 часть В.
Литература: Учебно – методическое пособие «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2013» под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: «Легион»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс
"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...
"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс
"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...
Интеллектуальный турнир по русскому языку
Презентация предназначена для учащихся 5-6 классов,содержит занимательные задания по словообразованию, синтаксису, морфологии....
ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)
Задания в занимательной форме на знание фонетики, лексики, содержит загадки, орфоэпические задания....
Турнир знатоков русского языка (6 класс)
Турнир знатоков русского языка - внеклассное мероприятие, предполагающее командное Цели: 1.Повышение интереса к русскому языку. 2.Обога...
Презентация-приложение к "Турниру знатоков русского языка" (6 класс)
Турнир знатоков русского языкаЦели: 1.Повышение интереса к русскому языку. 2.Обогащение словарного запаса учащихся....
Турнир знатоков русского языка (6 класс)
Турнир знатоков русского языка (6 класс)...