«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ
классный час (5 класс) на тему

Попова Валентина Михайловна

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у  пятиклассников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обучение этих школьников бережному отношению к своему здоровью,  с юного возраста – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_azbuka_zdorovya.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для 5 класса

«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто»    

Сократ

Пояснительная записка.

.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у  пятиклассников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обучение этих школьников бережному отношению к своему здоровью,  с юного возраста – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.

Исходя, из основных положений ФГОС второго поколения данная программа актуальна.

АКТУАЛЬНОСТЬ данной авторской педагогической разработки состоит в том, что в современном обществе появилась серьёзная необходимость в развитии навыков здорового образа жизни, овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием.

НОВИЗНА. В настоящее время отсутствует программа по внеклассной работе физического воспитания, а имеющиеся не отвечают требованиям, целям и задачам нашего учреждения, что и является новизной данной авторской педагогической разработки.

Авторская педагогическая разработка «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся 5 класса  и предназначена для работы даже в  системе начального образования.

Цель программы:

Работать над формированием первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации.

Задачи программы:

Формирование у  школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

Развитие познавательной активности детей, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения. Воспитание у детей 5 класса потребностей к здоровому образу жизни.

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Принципы построения программы:

Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании». Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.  Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий. Принцип активности  предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Участники программы:   В реализации программы участвуют обучающиеся 5 класса.

Сроки реализации программы:   Программа рассчитана на полгода, 1 час в неделю.

Формы и режим занятий.    Занятия проводятся 1 раз  в неделю. Наполняемость группы – 16 человек.

Занятия в классе и в природе. Уроки – путешествия.  Уроки – КВН. Праздники. Игры.

Викторины.

Экскурсии.

Методы и приёмы работы.

 «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми:

занимательная беседа, рассказ, чтение, инсценирование  ситуаций, просмотр мультфильмов,

кинофильмов и др. Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Ожидаемые результаты

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

Формулировать самому простые правила поведения в природе.

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

Вырабатывать в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Составлять и отбирать информацию. Полученную из различных источников.

Предполагать, какая информация необходима.

Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Основное содержание курса:

Основное понятие здоровья. Компоненты его составляющие. Что такое здоровье? Сон – лучшее лекарство. Настроение. Эмоции. Чувства. (1 час)

Организм человека. Жизненно важные органы. Забота об органах чувств. Глаза. Органы слуха. Крепкие зубы здоровью любы. Уход за зубами. Уход за руками и ногами. Скелет – наша опора. Надежная защита организма – кожа. Забота о коже. Питание и здоровье. (6 часов)

Гигиена. Принципы закаливания. (3 часа)

Вредные привычки. (7 часов)

Тематическое планирование предмета «Азбука здоровья».

5 класс (35 часов)

Тема занятия

Количество часов

Сроки

1.

Что такое здоровье? Сон – лучшее лекарство. Настроение. Эмоции. Чувства.

2

2.

Своя игра «Знатоки пословиц о здоровье»

2

3.

Забота об органах чувств. Дороже алмаза мои два глаза. Органы слуха.

2

4.

Крепкие зубы здоровью любы. Уход за зубами.

2

5.

Уход за руками и ногами. Скелет – наша опора.

2

6.

Забота о коже. Надежная защита организма – кожа.

2

7.

Золотые правила питания.

1

8.

Игра Брейн-Ринг «Быть здоровыми хотим»

1

9.

Гигиена органов. Закаливание организма

2

10.

Гигиена одежды.

1

11.

Режим дня школьника.

1

12.

Вирусные инфекции и их профилактика.

1

13.

Вредные привычки – вторая натура.

3

14.

О вреде табака, алкоголя, психотропных веществ.

1

15.

Культура и здоровье моей семьи и я.

2

16.

Викторина «Мое здоровье»

1

Бытовые приборы

2

Сотовые телефоны, польза ,вред

1

Физическая культура и спорт

2

Чем мы дышим.

1

Что мы едим, презентация

1

Умение слушать - искусство

1

Анализ работы по курсу, игра

1

Результативность деятельности учителя в сфере охраны здоровья учащихся:

  1. Изменения в образе жизни и состоянии здоровья школьников 5 класса.
  2. Активная заинтересованность младших школьников в проведении уроков предмета «Азбука здоровья».
  3. Участие и интерес в проведении внеклассных мероприятий здоровьесберегающей тематики.
  4. Составление презентации о соблюдении правил укрепляющих здоровье своего класса.

Интернет ресурсы.

http://www.hudson.k12.ia.us/ElementaryInfo/Pages/Important Dates.html

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/ja/jajt8.html

http://publiclink.com.pl/phoebe.php?q=cute-strawberries-wallpaper&page=6

http://fotki.yandex.ru/users/elena-komarov/album/168188/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

"Здоровье не всё, но всё без здоровья-ничто". Сократ. Актуальность проблемы.

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья - ничто».  Сократ                     Актуальност...

Методическое пособие «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничто» для учеников и их родителей

Понятие ЗОЖ расшифровывается как "Здоровый Образ Жизни". В настоящее время данная тема очень актуальна, особенно для современной молодежи. Заключается это понятие в том, что всякий человек обязан вним...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...