Уроки фашизма
классный час (10, 11 класс) на тему

Сурнева Елена Ивановна

Классный час "Уроки фашизма" направлен на формирование цивилизованного человека и гражданина. Знакомит с истоками фашизма, его современными проявлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_fashizme.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Классный час по теме: «Уроки фашизма»

Подготовила и провела

классный руководитель  10 класса

Сурнева Е.И.

08.05.2015 г.

Цели:
воспитательные

  • формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;
  • подготовка к ответственной, осмысленной жизни;
  • воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;
  • довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства;

развивающие

  • развитие патриотического сознания молодежи;
  • развитие оптимизма как философии жизни, уверенности в себе.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя цели урока и сути фашизма.

Фашизм – политическое течение, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Появилось в 1919 в Италии. Создатели – Бенито Муссолини – фашистский диктатор, глава правительства Италии с 1922 по 1943 год. Адольф Гитлер – вождь Национал-социалистической рабочей партии Германии, глава фашистского правительства.

На экране фотографии Муссолини и Гитлера.

Идеология фашизма. Воинствующий антикоммунизм, расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества, агрессия.

5 ноября 1937 года на тайной конференции с участием военного командования и министра иностранных дел Гитлер заявил: « В нашем случае речь идет не о том, чтобы завоевать народы, а исключительно о том, чтобы завоевать пространство, пригодное для аграрных целей» (Францишек Пипер Истребление)

Эту мысль развил и восполнил Генрих Гимлер в 1942 году: «Мы хотим добиться того, чтобы на Востоке жил народ чисто НЕМЕЦКОГО происхождения». Гитлеровские оккупанты наметили уничтожить 50 миллионов славян, а «еврейский вопрос» решить посредством массового уничтожения. Особая роль в проводимой политике отводилась политике истребления через концентрационные лагеря.

Гитлеровцы обрекли на уничтожения также цыган. В концлагерях сознательно истребляли людей. Они умирали вследствие нечеловеческих условий жизни и непосильного труда, вследствие пыток и казней, псевдомедицинских экспериментов; большинство же погибло вследствие умерщвления в газовых камерах.

Ведущий 1. Война, 70 лет прошло…

Ведущий 2. Война… от Москвы до Берлина – две тысячи шестьсот километров.

Ведущий 1. Так мало, правда? Это, если поездом, то менее двух суток, самолетом – три часа.

Ведущий 2. Перебежками и по-пластунски – четыре года…

Ведущий 1. Четыре года… Тысяча четыреста восемнадцать дней!..

Ведущий 2. Тридцать четыре тысячи часов!..

Ведущий 1.  И двадцать семь миллионов погибших советских людей…

Ведущий 2. Предписание фюрера германской армии от 16 сентября 1941 года: «…Чтобы в корне задушить недовольство русских и чтобы утвердить авторитет окружающих властей, необходимо по первому же поводу применять самые жестокие меры. Например, искуплением за жизнь одного немецкого солдата должна служить смертная казнь пяти-десяти-ста коммунистов. Способ казни должен увеличить степень устрашающего воздействия. Войска имеют право и обязаны применять в этой войне любые средства, без ограничения, так же – против женщин и детей, если только это способствует успеху».

Ведущие уходят в зале выключается свет (фильм Жесткость нацизма)

 После просмотра фильма учитель читает стихотворение

М. Джалиля «Варварство».

Варварство

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, -

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас

вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

После стихотворения демонстрируется фильм «Концлагеря. Дорога в ад»

По окончании фильма объявляется минута молчания

Фашизм сегодня.  

2006

27 – летний индийский студент Сингх Нитеш Кумар –  VI курса Медицинской академии имени Мечникова получил 7 ножевых ранений.

- Чем он помешал нашей стране, нашему народу?

2007

Трое преступников из числа так называемых скинхедов получили приговор за нападение на граждан Азербайджана и Киргизии, закончившееся убийством одного из них.

Источник: Российская газета

2008

В Санкт – Петербурге неизвестные зарезали девушку из Якутии, которая приехала в Северную столицу учиться. Жертва истекла кровью до приезда «скорой». На теле погибшей медики зафиксировали не менее 16 ножевых ранений.

- Она всего лишь хотела учиться…

2010

14 – летняя девочка была убита и десятки людей получили ранения в одном из городов в центральной части России, когда на собравшихся на концерт рок – музыки зрителей напали более сотни голых по пояс скинхедов, вооруженных методическими прутьями.  Погибшая девочка в момент нападения скинхедов находилась среди примерно 3000 зрителей на концерте, проводившемся в рамках фестиваля «Торнадо» в городе Миасс, расположенном в 900 километрах к востоку от Москвы.

- Она всего лишь слушала музыку…  Любила музыку…

2011

Зверское убийство было совершено  в Омске. Расчлененный труп молодого человека в мусорном контейнере обнаружила пожилая женщина. Следователи выяснили, что в компании людей входивших в националистическую группировку, в ходе пьянки возник конфликт. Скинхеды посчитали, что их товарищ сотрудничает с правоохранительными органами. Это стало поводом для жестокой расправы. Над парнем издевались несколько часов – сломали ноги бейсбольной битой, вырезали на лбу ножом слово «мусор» В конце концов преступники оттащили почти бесчувственное тело в ванную и перерезали горло. Труп расчленили и разнесли по трем мусорницам в округе.

Националисты практикуют так называемую «охоту»,  когда совершается одновременные нападения на иностранцев в разных частях города. При этом банды убийц с легкостью маскируются под «военно-патриотические клубы». Подобные люди были всегда везде. Но в настоящий момент для их успешного существования имеются хорошие условия. И мода в том числе.

Учитель: ХХ век принес человечеству две мировых войны и огромное количество локальных войн, которые унесли миллионы человеческих жизней.  Начался ХХI век, и, кажется, люди не усвоили уроков прошлого: агрессия, экстремизм, конфликты, нетерпимость и неуважение друг к другу – все это черты современности. Однако не зря древние говорили: «История – учительница жизни».        

Мы надеемся, что сегодняшний урок – урок на всю жизнь.  Не вступайте в ряды скинхедов, националистических движений, боритесь против любого проявления национализма.  Ваши сердца будут помнить эти грустные истории с несчастным концом. Не делите людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» не становитесь на преступный путь никогда во имя своих идей, берегите свои чистые души от проклятий других.

Учащиеся зачитывают стихотворения:

учащийся 1.    Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

                    Услышал мой ребенок. Мой и твой.

                     Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

                     Коснулся их блокадною рукой.

учащийся 2.  Как хорошо проснуться на рассвете.

                    Как хорошо, что ночью снятся сны.

                   Как хорошо, что кружится планета.

                    Как хорошо на свете без войны!

Спасибо всем участникам мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ИЗО Искусство против фашизма

На уроке ребята знакомятся с творчеством деятелей изобразительного искусства советского периода....

УРОК ПАМЯТИ,ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ.

Урок музыкального искусства в 6б,6в классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок Памяти.Белозерова Галина Михайловна –учитель музыки, ГБСКОУ школа №439 г. Петродворец. День провед...

Конспект урока. Тема. Искусство в борьбе с фашизмом.

Конспект урока. Тема.  Искусство  в борьбе с фашизмом....

Урок Мужества "Мы внуки страны, победившей фашизм"

Урок Мужества посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы хотели напомнить подрастающему поколению о том, какой путь прошла наша страна за четыре военных года. Никто не должен забыть о ...

Классный час "Уроки фашизма"

Мероприятие направлено на формирование цивилизованного человека и гражданина. Знакомит с истоками фашизма. Его современными проявлениями....

Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».

Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».Разработала: Златьева Дарья Игоревна, учитель а...