Обобщение опыта работы классного руководителя
методическая разработка на тему

Гусева Татьяна Владимировна

   Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_klassnogo_rukovoditelya.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Гусевой Татьяны Владимировны

1. СОДЕРЖАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

   Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

- психолого-педагогическое просвещение родителей

 - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

 - участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в классе

1.1. Психолого-педагогическое просвещение родителей

    Психолого-педагогическое просвещение родителей организовываю с помощью следующих форм работы с семьей:

 - индивидуальные и тематические консультации

 - родительские собрания

- тренинги

   Уделяю большое внимание психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменения восприятия собственного ребенка в их глазах. Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями, на мой взгляд,  является родительское собрание. Родительские собрания провожу различные:

- организационные

- текущие

- тематическими

- итоговые

    Тематика родительских собраний определяется мной  на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

   На классном родительском собрании обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, определяем стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводим итоги работы за год.

  Считаю  недопустимым коллективное обсуждение неуспевающих учеников, это делаю в индивидуальном порядке  с родителями ребенка. В противном случае у родителей может пропасть желание посещать родительские собрания, где прилюдно оглашаются плохие или слабые результаты ребенка. На каждое собрание делаю выписку с оценками из классного журнала по каждому ученику за текущую четверть или полугодие. Выводы родители сделают самостоятельно.

   Применяю Правила подготовки классного родительского собрания. Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен. Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным. Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков. Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

    Например, организационное родительское собрание в 5 классе.

    Цель собрания: Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.

   Задачи собрания:

1. Изучить приоритетные интересы родителей пятиклассников.

2. Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе. Приглашение на родительское собрание разносим с помощью учащихся. Текст приглашения может быть таким: «Уважаемые родители! Ваш мальчик (или девочка) стал учеником пятого класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше – на эти вопросы и многие другие поможет ответить наша с Вами первая встреча. Наше организационное собрание состоится ………… . Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие на родительских собраниях и папы и мамы. С надеждой на встречу Ваш классный руководитель ……………».  Готовлю в подарок родителям маленькие блокнотики, в которых на первой странице написан  номер телефона школы, фамилии и имена педагогов, работающих в классе, свой номер телефона.

 1.2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

    Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

 - открытые уроки и внеклассные мероприятия

- родительское общественное патрулирование

   Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут участвовать в жизни класса. Я привлекаю родителей  к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Родители успешно участвуют  в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, являются участниками КВНов и Спортивных мероприятий.

   Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования при проведении  праздничных вечеров или выездных экскурсий. Участники родительского патруля наблюдают за время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.

   Привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, обращаю самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция сохраняется в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов.

1.3. Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом

    Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе организовываю с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей класса в работе совета школы

- участие родителей класса в работе родительского комитета

 

2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

   Организация взаимодействия с классным коллективом требует от меня соблюдения определенных правил общения с семьями учащихся:

- Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен.

- Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку

 - Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным

 - Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

   Изучая семьи учащихся, я  обращаю внимание на следующую информацию:

 - общие сведения о родителях или людях их заменяющих

 - жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность

 - образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе

 - уровень педагогической культуры родителей

- авторитетность семьи в глазах ребенка

 - степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка

- семейные обычаи, традиции и ритуалы

   Условиями успешного семейного воспитания, на мой взгляд,  являются:

- полная семья

- воспитание более одного ребенка

- педагогическое совершенствование, самообразование родителей

- здоровый микроклимат семьи

- авторитет родителей

- наличие четкого режима дня

    Для изучения семьи  использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, интерактивные игры.

   Начиная работу с детским коллективом  максимально изучаю семейную ситуацию. Уже на первой встрече использую диагностику.

1. Какого мнения Вы о школе и педагогическом коллективе, в котором учится Ваш ребенок? 2. Каким Вы видите классного руководителя Вашего ребенка?

3. Какие обычаи и традиции, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? 4. Каким вы представляете себе класс, в котором будет учиться Ваш ребенок?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасение.

   Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания предлагаю  родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
З. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями — предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашёго ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
  С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок е вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

   В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся использую и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
  Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:
— Школа для меня —это...
— Класс, в котором я учусь, - это...
— Учителя для меня — это люди, которые...
— Мои одноклассники — это...
— Уроки для меня — это...

 — Предметы, которые мне нравятся, это...
— Предметы, которые мне не нравятся, это...
Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:
— Школа, в которой учится мой ребенок, это.,.
— Класс, в котором учится мой ребенок, это...
— Одноклассники моего ребенка — это...
— Выполнение домашних заданий для моего ребенка это...
— Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку — это...
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку,  это...
  Проанализировав ответы учащихся и их родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Обобщение опыта работы классного руководителя

Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...