обобщение опыта работы классного руководителя
статья на тему
Предварительный просмотр:
Из опыта работы классного руководителя МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка Вольского района Саратовской области» Изюмовой С.В.
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые неизменно требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Безусловно, ключевая роль при решении задач воспитания в условиях школы принадлежит классному руководителю. Его деятельность крайне многообразна, круг обязанностей широк; однако, несмотря на неизбежные трудности, возникающие при взаимодействии с детьми, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.
Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Воспитательная система развития классного коллектива представляет собой способ организации жизни и воспитания членов классного сообщества с целью создания благоприятных условий для их развития. Построение системы воспитательной работы в классе является объективной необходимостью. Однако проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели мной, как классным руководителем, были определены следующие задачи:
- Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
- Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
- Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.
- Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.
- Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы развития детского коллектива.
- Организация различных видов деятельности учащихся.
- Поиск путей представления детских творческих достижений.
1. Выявление уровня воспитанности детского коллектива, составление программы развития детского коллектива.
Одним из важных этапов моей деятельности стало составление программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – организовать жизнь коллектива таким образом, чтобы школьники сами проявляли инициативу в делах класса и школы, учились быть самостоятельными, адекватно оценивали свои возможности и постоянно стремились к самопознанию и саморазвитию. При составлении плана воспитательной работы на учебный год были запланированы воспитательные мероприятия по различным направлениям, которые нашли свое отражение в программе развития коллектива «Я и другие Я».
В основе этой программы лежат идеи воспитательной системы Караковского В.А. «Стать человеком», посредством реализации которых становится возможным воспитание в ребенке таких черт личности, как патриотизм, порядочность, достоинство, уважение к другим людям, стремление к творчеству.
2. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.
Неотъемлемой частью моей работы как классного руководителя, является систематическое общение с учителями-предметниками с целью выяснения успеваемости учащихся и дисциплины на уроках. Большую помощь в этой работе оказывает психологическая служба гимназии. Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, психолог проводит различные диагностики, мониторинги, исследования по изучению структуры и психологического климата в коллективе. На основании данных исследований я планирую свою воспитательную работу с учащимися.
Для полной реализации способностей, интересов, склонностей школьников необходима совместная работа классного руководителя и социального педагога, психолога, педагогов дополнительного образования. Поэтому воспитательная система включила в себя и работу по организации дополнительного образования учащихся. Школьникам была оказана помощь в выборе организации дополнительного образования на основании результатов предварительной диагностики, рекомендаций психолога, индивидуальных бесед с педагогами дополнительного образования и личных предпочтений учащихся. Большое влияние на формирование творческих предпочтений детей и выбор той или иной организации дополнительного образования оказали коллективные посещения спортивных соревнований, музыкальных конкурсов, художественных выставок и др. Эти мероприятия оставили яркий эмоциональный след в памяти детей.
3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся.
Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствовала реализация Программы взаимодействия семьи и школы «Семья». Цель данной программы – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания, изучение внутрисемейных отношений, воспитательной позиции и уровня педагогической культуры родителей. Все это позволило установить оптимальные взаимоотношения с родителями и привлечь их к жизни школы и класса.
Общение с родителями в ходе подготовки и проведения различных совместных мероприятий помогло детям увидеть их со стороны, позволило в определенной степени презентовать свою семью и получить дополнительную информацию о семьях своих одноклассниках. По инициативе родителей в классе активно проводятся совместные мероприятия родителей и детей. Особенно яркими, полезными, эмоциональными были: «Знакомство. 1 сентября», «Наши права и обязанности», «День матери», «Новогодний праздник», поход в зимний лес, экскурсионная поездка в Саратовский театр оперы и балета и в планетарий.
Основная цель данных мероприятий – привлечь родителей к жизни класса, сделать так, чтобы они интересовались победами и проблемами своих детей, жили их жизнью, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.
Важную роль при работе с родителями отводится их педагогическому и психологическому просвещению. Я провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, регулярно посещаю семьи школьников. Тематика родительских собраний разрабатывается с учетом возрастных особенностей школьников и пожеланий родителей. Так, в текущем году в план педагогического лектория были включены следующие темы:
- Поощрение и наказание детей в семье.
- О родительском авторитете
- Учимся понимать своего ребёнка
- Первые проблемы подросткового возраста
Как правило, итогом совместной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив единомышленников, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. Но существование и развитие этого коллектива невозможно без совместной деятельности учащихся, их равноправных отношений и управления своим поведением и собственной деятельностью, иными словами, без классного самоуправления.
4. Развитие системы классного самоуправления.
В рамках реализации компетентностного подхода в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, одним из важных действий классного руководителя по отношению к коллективу становится регуляция процесса самоуправления.
Главной задачей самоуправления является привлечение к жизни класса каждого учащегося. В нашей гимназии реализуется девять творческих направлений деятельности, это помогает ребятам проявить себя в различных сферах в соответствии с их способностями и интересами .
Главным органом самоуправления в классе является общее собрание. Общее собрание планирует работу в классе, подводит итоги, распределяет обязанности между членами коллектива.
На общем собрании избирается лидер класса и лидеры всех направлений, которые в свою очередь набирают в свои направления рядовых членов. В результате формируется чёткая структура коллектива. Каждый школьник знает свои обязанности, а в процессе совместной деятельности дети учатся руководить и подчиняться, пробуя себя в роли организаторов и исполнителей.
Учащиеся класса работают в творческих группах, каждый выполняет индивидуальное задание, через определенное время задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях. В процессе реализации самоуправления классного коллектива у школьников формируются деловые качества, правильная самооценка, развиваются навыки общения, совместного творчества, чувство ответственности.
5. Организация различных видов деятельности учащихся, поиск путей представления детских творческих достижений.
В процессе создания условий для личностной самореализации учащихся класса мной используются различные воспитательные технологии: технология коллективного творческого дела, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии саморазвития и самовоспитания (Селевко Г.К.), технология педагогического разрешения конфликта (Щуркова Н.Е.), технология сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии.
Результатом использования технологий интерактивной деятельности является формирование благоприятного психологического климата в коллективе, выработка активной жизненной позиции учащихся, а желание проявить себя реализовывается через традиционные классные часы.
Темы классных часов предлагаются самими учащимися или соответствуют плану воспитательной работы гимназии. Все классные часы школьники проводят сами. Лидеры направлений вместе с членами творческих групп под руководством классного руководителя собирают материал, выбирают форму проведения, готовят презентации, викторины, номера художественной самодеятельности. Ребята в этом году подготовили и провели классные часы на темы: « Для чего нужны правила поведения?», «Учиться - всегда пригодится», «Мои подружки- хорошие привычки», «Новогодний карнавал», викторина ко Дню Космонавтики и т. д.
Школьники моего класса активно участвуют в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, где занимают призовые места. Большой интерес у учащихся вызвало участие в областной экологической акции «Природный символ малой Родины».
Использование в воспитании и образовании здоровьесберегающих технологий – необходимая его составляющая. В классе все школьники по очереди проводят утреннюю зарядку, в перемены под руководством классного руководителя организуют активные игры, принимают активное участие в соревнованиях по футболу, пионерболу, по шахматам. На классных часах «Твоё здоровье – в твоих руках», « Здоровье и питание», «Учись говорить «нет» активно пропагандируется здоровый образ жизни. Классным руководителем ведётся пропаганда здорового образа жизни на родительских собраниях, привлекаю родителей к участию в спортивных соревнованиях, походам на природу. Для курящих родителей составили и распространили памятки о вреде курения и о влиянии табачного дыма на здоровье близких людей.
Учащимися класса формируется портфолио достижений. Эта копилка успехов учеников отражает учебные и внеучебные результаты ребят, их интеллектуальные и творческие победы, интересы, склонности, личностные и профессиональные устремления, способствует личностному развитию.
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, причем сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. Так, при оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующие критерии:
- Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.
- Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.
- Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.
- Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.
- Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
- Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
- Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
- Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Классный руководитель должен расти и двигаться вперед вместе со своими учениками. Поэтому я стараюсь повышать свои знания, участвовать в мероприятиях по повышению психолого-педагогической и воспитательной компетентности, идти в ногу со временем.
Все годы я работаю по своим выработанным заповедям: «Быть примером для воспитанников – не цель, а средство воздействия на него», «Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом», «Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети», «Быть честным с учениками», «Быть с ребятами рядом и чуть впереди».
Самым главным критерием успеха своей работы считаю доверие и любовь своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ МСКОУ СКОШ VIII ВИДА
Анализ уровня социализации учащихся МСКОУ СКОШ VIII вида....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Обобщение опыта работы классного руководителя
Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"
Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6 класса...
Обобщение опыта работы классного руководителя на конкурсе "Самый классный классный"
Обобщение опыта работы классного руководителя на конкурсе "Самый классный классный"....