Урок мужества «ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА»
классный час (5 класс) по теме

Урок мужества посвященный подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны - жителям  г. Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_na_sayt.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила урок мужества 

учитель Искрицкая А.В.

Урок мужества - посвящённый снятию блокады Ленинграда.

ТЕМА: «ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА»

Цели урока:

1. Формирование системы ценностных ориентаций на примере подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

2. Историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое

воспитание учащихся.

3. Формирование  чувства  патриотизма  у учащихся и гордости за свою страну.

Заранее приглашаются гости: ветераны, блокадники.

Ход урока

Ленинград — северная столица России. Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, мосты через Неву и многочисленные каналы. Северная Венеция.        

Сегодня 27 января, исполняется 71 год со дня снятия блокады  Ленинграда и наш  урок посвящен этой памятной дате.

Осенью 1941 года немецко-фашистские войска не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.

- Какие еще названия носил этот город? (ответы учащихся).

План «Барбаросса», подписанный Адольфом Гитлером 18 декабря 1940

года, предусматривал три основные позиции:

 1. внезапность: нападение без объявления войны и предъявления каких-либо претензий.

2. молниеносная война. Все военные операции планировалось

завершить не позднее, чем за шесть месяцев.

3. одновременное нанесение ударов в нескольких направлениях:

Группой армий «Север» - по Мурманску и Ленинграду; центральной

группировкой – по Минску, Смоленску и Москве; южной – по Одессе,

Севастополю, Керчи, Украине.

Особое внимание отводилось Ленинграду и Москве. В соответствии с

планом «Барбаросса» оба города должны были быть уничтожены, стерты с

лица земли. В отличие от сухопутных армий, Балтийский флот встретил врага в боевой готовности. Директива о готовности № 1 была им получена на

рассвете 22 июня. Враг рвался к Ленинграду. Жители города вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых ими окопов составила 1000 км.  Но в конце августа 1941 года немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж, и устремились к Ленинграду.

(Стихотворение читает ученица)

 8 сентября, обычный день недели 
Г. Станиславская 

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.

В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –

БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

 

 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день и считается  днем начала блокады.

- Как вы понимаете слово «блокада»? (ответы учащихся)

Блокада - окружение города со всех сторон.

И.В. Сталин оценивал этот момент как катастрофический. Не будучи уверенным в том, что город удастся отстоять, 10 сентября он

назначил командующим Ленинградским фронтом генерала армии Георгия

Константиновича Жукова. С первых дней пребывания в городе, Г.К. Жуков проявил свой талант, неукротимую энергию и волю. Он издал приказ о запрете самовольного оставления рубежей обороны вокруг города, усилил защищающую город артиллерию корабельными орудиями Балтийского флота, координировал действия защитников, решал проблемы эвакуации населения. Благодаря совместным усилиям Ленинградского фронта, Балтийского флота под командованием Владимира Филипповича Трибуца и жителей города, фашисты так и не смогли захватить стратегическую высоту - Пулковские высоты. Линия фронта замерла в 4 – 7 км от города. Она проходила в 16 км от Зимнего дворца и в 4 км от Кировского завода. От Кировского завода до линии фронта ходил обычный городской трамвай.

Днем и ночью фашистские бомбардировщики сбрасывали на город

фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы, и

больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив

наиболее важные кварталы и многолюдные места. По этим целям они вели

артиллерийский огонь. И сегодня на главной улице города – Невском

проспекте на зданиях сохранились табличка предупреждает: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле». 

(Стихотворение читает ученица)

Это стихотворение написано 31 декабря 1941 года 

БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

 (Ю. Воронов)


По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде,
Как ветер.
Мы не встречаем Новый год –
Он в Ленинграде незаметен.
Дома –
Без света и тепла,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил
Бадаевские склады.
И мы
Бадаевской землей
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой,
Земля с золой –
Наследье
Прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем
Под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались
Лишь глаза и скулы.
И мы
Обходим зеркала,
Чтобы себя не испугаться…
Не новогодние дела
У осажденных ленинградцев…
Здесь
Даже спички лишней нет.
И мы,
Коптилки зажигая,
Как люди первобытных лет
Огонь
Из камня высекаем.
И тихой тенью
Смерть сейчас
Ползет за каждым человеком.
И все же
В городе у нас
Не будет
Каменного века!
Кто сможет,
Завтра вновь пойдет
Под вой метели
На заводы.
… Мы
не встречаем Новый год,
Но утром скажем:
С Новым годом!

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные

склады. Перед городом встала угроза голода. Уже 12 сентября запасов

продовольствия оставалось не более, чем на 30 суток. С наступлением холодов пришла новая беда. В конце ноября ударили сорокоградусные морозы. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Подошло к концу топливо, остановились электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы устанавливали в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. Жгли стулья, шкафы, диваны. Надевали на себя все, что было. Целые семьи погибали от холода и голода. Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

В ноябре 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 53 тысячи. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч ленинградцев. Голодная смерть косила людей, несмотря на увеличение продовольственных норм. 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла рабочие 250 гр., служащие и дети 125 гр. Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали

фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не

закрывали кинотеатры, постоянно работало радио, и даже шли концерты и

спектакли в театрах. В блокадном городе издавались газеты и журналы. В городе работали школы, библиотеки, не закрывались институты. Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только не покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить Д.Д. Шостакович - советский композитор, один из крупнейших композиторов 20 века. Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 симфонию. Если быть точнее, то в блокадном городе были созданы первые 3 части. Так как свой родной город Шостакович покинул по приказу штаба об эвакуации, то финал написан в Куйбышеве. Там же состоялось и первое исполнение симфонии. Затем ноты были доставлены на самолете в Ленинград, где ее исполняли полуголодные, замерзшие музыканты.

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Она

шла по воде, а с наступлением зимы - по тонкому, неокрепшему льду

Ладожского озера. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь,

поэтому ее и назвали Дорогой жизни. В день по Дороге жизни перевозилось

5-6 тонн грузов. Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. Водители

придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани.

Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36

км.  Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли...  Трудно представить, какой ценой держалась Дорога жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили

обессиленных людей. Было эвакуировано 1 млн. 376 тыс. человек.

По решению Государственного Комитета Обороны через Ладожское

озеро был проложен трубопровод – «Артерия жизни», по которому в город

подавалась нефть.

Во время войны было трудно всему нашему народу. Но труднее всех

было ленинградцам, им выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не

покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в

памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне 1 мая 1945 года   городу было присвоено звание «Город-герой».

 Заключение.

Сегодня  познакомились с героической страницей истории Великой Отечественной войны. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей Родине. Сохраните это в своей памяти.

Вручение цветов гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Подвиг Ивана Куприяновича Скуридина"

Классный час о Герое Советского Союза И. К. Скуридине, повторившем подвиг А. Матросова в годы Великой Отечественной войны. Класный ча сопровождается презентацией....

Урок мужества "Подвиг Александра Матросова"

Классный час для 6-7 классов о подвиге Александра Матросова. Сопровождается презентацией....

Урок мужества "Подвиг Сталинграда"

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней.  Прошло мно...

Урок мужества "Подвиг Сталинграда"

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней.  Про...

Урок мужества "Подвигу жить в веках!"

Тематический классный час, посвящённый празнованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г....

Урок Мужества «Подвиг и скорбь Ленинграда в памяти людей разных поколений».

Блокада Ленинграда самый тяжелый период в истории Великой отечественной войны. 872 дня и ночи. В окружении2,5 млн. чел. Из них -500 тыс. детей Люди выживали без еды без тепла. Под постоянными авиац...

Урок мужества «Подвиг великий и вечный – Непокоренный Ленинград "

Урок мужества (внеклассное мероприятие)Тема: «Подвиг великий и вечный – Непокоренный Ленинград»Цель: дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокад...