Истоки бродяжничества
классный час (9 класс) на тему

Константинова Татьяна Михайловна

Каковы истоки бродяжничества? Почему дети оказываются на улице? Очень полезный разговор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_brodyazhnichestva.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

(с элементами тренинга 

для учащихся 9 класса

«Истоки бродяжничества»

Цель:  Дети умеют находить пути разрешения трудных жизненных ситуаций и преодолевать их.

Задачи:

  • Различать понятия:

 «безнадзорность», «беспризорность», «бродяжничество»; определить, какое из понятий более общее; какая ситуация может быть причиной для появления двух других;

  • Определить  причины ухода ребенка из семьи;

Учиться:

  •  находить пути разрешения трудных жизненных ситуаций и преодолевать их;
  • умению сосуществовать друг с другом,
  • коммуникабельности;

Сформировать у учащихся позитивное отношение к себе и окружающим.

Оборудование: На доске (или в презентации) слова Ф.М.Достоевского «Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка», плакаты с изображением солнышка и дерева, листы для раздачи в виде тучек и листьев, советы психолога, энциклопедический словарь, компьютеры с выходом в Интернет (со ссылками), таблички с терминами «беспризорный», «безнадзорный», «бродяжничество». Правила участника тренинга в уголке.(Приложение 1). Плакат, с изображением Солнца с лучами. Каждому из детей розданы изображения тучи, листья дерева размером в половину тетрадного листа, и тетрадные листы для работы; телефоны доверия по Волгоградской области для детей.

Ход занятия

Проведению тренинга предшествует подготовительная работа в форме проведения анкетирования и интервьюирования среди учащихся класса и их родителей по вопросу взаимоотношений в семьях между детьми и родителями, а так же формах и методах семейного воспитания.

  1. Постановка целей и задач:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Ребята, нам предстоит сегодня поработать. Для этого мы разбились на группы. Настроимся на позитив. Что является его символом? Наверное, я не ошибусь, назвав СОЛНЦЕ. Пока звучит музыка, давайте наше солнышко закрепим на доске.

Презентация 

Фонограмма «Солнечный круг» (Слайд 2)

С раннего детства всем нам известна эта песня. Она полна позитива. И ожидания счастья. Счастья, когда рядом самые близкие люди. А теперь послушаем еще одну.

Включается фонограмма песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров» «Я начал жить в трущобах городских» в исполнении группы «Несчастный случай» (на русском языке). (Слайд 3-5)

«Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка» Федор Михайлович Достоевский (Слайд 3)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Вызывает ли эта песня позитивное настроение?

 Музыка, слова трогают за душу. От лица кого поется песня? О ком она?

- О беспризорниках.

-Кто такие беспризорники?

-Те, кто не живет дома.

А почему дети оказываются на улице? Где истоки? Попробуем ответить сегодня на классном часе

Человек устроен сложно. У него могут меняться настроение, он имеет свой взгляд на жизнь. Его дела порой противоречивы. И любой человек может попасть в трудную ситуацию.

В этом году нашей школе  3 учащихся и 4 семьи стоят на различных формах учета. Они попали в "трудную жизненную ситуацию». Кто-то из них подрался, кто-то не ходит на занятия, в каких-то семьях злоупотребляют алкоголем. Да мало ли бывает в жизни…  Бывали случаи в истории нашей школы, когда дети уходили из дома. Среди них были и мальчики, и девочки. Почему ?

-Им было трудно.

 А как квалифицировать их трудности?

Я предлагаю нам обсудить, какие различия есть в понятиях  «беспризорный» и «безнадзорный», «бродяжничество»?

-Давайте проверим, верно ли мы это понимаем. У нас есть различные источники информации: книги, статьи, Интернет. Мы разбиваемся на 3 группы. Каждая группа ищет одно из определений ( вытягивают табличку с понятием) вам 3 минуты.

Работа в группах ( участники групп находят понятия в Интернете и ли в словаре)

Музыка( 3-4 минуты)(Слайд 6)

Разъяснение понятий. Представитель от группы читает определение понятия, ведется беседа о понимании определения.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Можем сказать, что согласно закону беспризорные и безнадзорные дети - это "лица, не достигшие 18 лет, которые не имеют контроля со стороны родителей или лиц их заменяющих".

Давайте попробуем составить логическую цепочку из жизненных ситуаций «беспризорный», «безнадзорный», «бродяжничество». Какое из понятий самое общее? С чего всё начинается? И какая из ситуаций самая сложная, или «страшная», на ваш взгляд?

На доске создаются цепочки, обсуждаются различные варианты.

А почему дети оказываются на улице? Я даю еще время вам поразмыслить, послушав несколько невыдуманных историй.

На фоне музыки (Слайд 8)

      В детстве мы чего-то  боимся. То зубного врача, то двойки в дневнике… Но мало кто из нас задумывался, что есть вещи и пострашнее. Оказаться на улице, например… Нет, вы только представьте! Ты один, и некому нет до тебя дела. И если тебя не станет, этого никто не заметит. Так можно жить и не один год. И совсем не обязательно ты попадешь в то место, где наконец сможешь вспомнить свое детство с его  нелепыми страхами. Это место люди назвали «приют». Само слово отдает нищетой и болью. Здесь не живут, а «ютятся». В одной только Москве беспризорников теперь 50 тысяч. А сколько их по всей России! Говорят, после В.О. войны столько не было! Что же заставляет их бежать из дома и жить на вокзале или чердаке, что заставляет вымогать и грабить?

       У каждого беспризорника своя история.

 Лариса (жительница Подмосковья) оказалась на улице по воле матери, которая решила, что дочь мешает ей жить. Мать неоднократно вызывала врача и убеждала, что дочь просто психически ненормальна. И Лариса оказалась в психбольнице. Уколы и таблетки сделали свое дело. При первой возможности сбежала домой. Мать выбросила на лестницу одежду. Переодевшись, Лариса ушла. Чтобы как-то выжить, стала зарабатывать проституцией. Но взрослые «коллеги» не потерпели конкуренции: завели в подъезд, раздели и оставили в футболке… Лариса долго стучала в о все двери, просила вызвать милицию. Приехал патруль, набросили на плечи китель (зима ведь) и отвезли в приют с названием «Остров надежды». (Слайд 8)

  Вера (жительница Украины), покинула дом, так сказать, по идейным соображениям. Родители постоянно из-за чего-то ссорились, и она решила уехать к тете в Киев. Но до тети не добралась. Из затормозившей машины высунулась чья-то рука, втащила внутрь, резко закрылась дверца. В машине было 7 взрослых парней, они изнасиловали ребенка, а затем выбросили вон. Прохожий, молодой хорошо одетый парень поинтересовался: не нужна ли помощь, а потом предложил пожить у него. Она стала жить со «спасителем», который вместе со своим другом постоянно насиловали ее, спустя два года их посадили за разбой. И снова улица…

Голод, пьянство родителей, насилие в семье, пренебрежение к личности ребенка. Итак, главной причиной безнадзорности несовершеннолетних и их противоправного поведения является неблагополучие в семье и невыполнение воспитательных функций родителями, на которых законом возложены данные обязанности. Я рада, что согласно анкетам, в ваших семьях нет оснований для бродяжничества детей.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Ребята, теперь вы должны высказать свое мнение. У вас на партах есть карточки «тучи», напишите на них причины, на ваш взгляд,  ухода детей из семьи.

  1. Упражнение СОЛНЫШКО

На доске с левой стороны закреплен большой плакат, с изображением Солнца с лучами. Каждому из детей розданы изображения тучи, листья дерева размером в половину тетрадного листа, и тетрадные листы для работы.

 

Дети на местах в розданных тучах пишут свое мнение. Встают и прикрепляют тучи скотчем на изображение Солнца.

 

Вывод: Ребята, посмотрите, тучи закрыли часть солнца, а возникшие проблемы общения мешают нашим отношениям. Этот тренинг показывает, что у вас есть общие проблемы, которые волнуют всех__________________________ (классный руководитель озвучивает написанные общие проблемы)

 

Но есть и такие высказанные мнения, которые поднимает не весь класс, в частности_____________ (классный руководитель комментирует индивидуальные точки зрения)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Хочется отметить, что обозначенные проблемы совпали с результаты ваших анкет. Но были высказаны и новые проблемы общения.

Я прошу  высказать свое мнение и обосновать его.

- Как вы думаете, эта проблема действительно важна для вашей семьи, или она не имеет к этому вопросу отношения? Выскажите свои суждения?

Ребята высказываю свое мнение. Классный руководитель старается систематизировать высказанные суждения ребят с их согласия.

 

Какой же выход? Нам необходимо учиться поведению при неудачах. Уметь преодолевать конфликты внутрисемейного общения.

 

III. Упражнение ДЕРЕВО нашей поддержки.

 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

 

Мы отразили причины ухода из семьи. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обладать роскошью человеческого общения!

 

- Вас может поддержать семья? Да

 

- Вас могут поддержать друзья? Да

 

- Вас могут поддержать одноклассники? Да

 

- А может поддержать старший? Родитель? Учитель?

 

- Как вы считаете, можно ли выделить из выше перечисленного самое главное,  или все они могут препятствовать уходам из семьи?

- А вы со мной согласны?

- На ваш взгляд поддержка должна быть комплексной?

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Давайте спрогнозируем ситуацию. Представьте, что вы оказались в трудной жизненной ситуации.

Что или кто могут вас поддержать? Что бы вам хотелось услышать?

Ребята на местах записывают свои мнения на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву. 

Закрепите листки надежды на дерево поддержки. Пусть оно зазеленеет.

 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

 

Озвучивает мнения, систематизирует их. Спрашивает, почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.

Вывод: Ребята из этого тренинга можно сделать вывод, что наравне с семьей вы говорили о членах коллектива нашего класса. Это очень важно: поддержка друзей и коллектива.

 Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи.

Основной выход мы совместно с вами нашли - это поддержка. Но кроме этого есть много способов, как выйти из ситуации отчаяния и беспомощности. Я с точки зрения науки даю вам рекомендации, советы как поступить (раздать «Советы психолога» и телефоны доверия) (Приложение 2, 3)

Обсуждение советов с детьми.

А в конце я хотела бы прочитать вам одну притчу:

Притча

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

... Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток. 

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены 
2. Освободите свое сердце от волнений —большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше. 

 

IV. Итоговый вывод / рефлексия/

 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

 

Вернёмся к теме нашего занятия. Определите ключевое слово? Бродяжничество

 

Я предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом бродяжничество.

 

Зачитываем результаты составленных ребятами синквейнов. Похвала за разные мнения, глубокие мысли или за единичность мнения.

 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

А теперь вернемся к проблеме, обозначенной в нашей теме. Уход из семьи вызов или отчаяние?

Выскажите свое мнение. Аргументируйте его.

(Слайд 10)

А сейчас послушаем песню

http://www.youtube.com/watch?v=gaELbJttOT0 (видео в приложениях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бродяжничество, насилие, суицид

Консультация для педагогов...

профилактика бродяжничества воспитанников - рекомендации для персонала детского дома

Проблема бродяжничества и его коррекции весьма распространена... Обычно инспектор и ревизор усматривают здесь непорядки в постановке учреждения и обвиняют администрацию или педагогический коллектив. О...

Программа профилактики бродяжничества у детей

«Тот ребёнок находится в безопасности,который осознаёт, что с ним происходит»ХолландерОбоснование программы           Пятнадцать-двадцать лет тому назад сч...