Классный час "Человек среди людей"
классный час (9, 10 класс) на тему
Классный час для учащихся 9-10 классов. Нацелен на формирование осмысленного отношения к взаимоотношениям с окружающими людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_9_a_kl-1.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Человек среди людей»
Цель: формирование представлений о социально значимых качествах человека.
Задачи:
- Выявление признаков социального успеха человека в обществе;
- Определение затруднений и проблем в процессе выстраивания контактов с окружающими людьми;
- Поиск путей преодоления барьеров, мешающих успешным социальным контактам.
Форма проведения: проблемный диалог.
Материальное обеспечение: круги из ватмана, фломастеры, скотч, проектор, ноутбук, карточки.
Ход мероприятия:
- Социальный успех.
Слово учителя: Мы с вами уже говорили о счастье и выяснили, что для каждого это понятие включает что-то свое, личное. Но человек – существо социальное, общественное. Каждый человек (хочет он того или нет) является частью общества. И в данном аспекте счастье во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Как и любому другому умению, этому надо учиться. Это так называемые «социальные» навыки, от наличия которых зависит, насколько комфортно человек чувствует себя в обществе других людей. Вот письмо одного юноши в редакцию популярной газеты: « Я ненавижу себя за то, что не умею стать «своим» в коллективе. Я не знаю, как расположить к себе человека, как заинтересовать его. Вернее, в теории я все представляю, но в жизни терплю неудачу за неудачей. Не говоря уже о том, что я вообще не умею общаться с девушками. Вы не подумайте, что я необразованный дурак: я хорошо закончил школу, учусь в университете, неплохо одеваюсь. Но одна только мысль о том, что мне надо обратиться к кому-то, решить проблему, вступив в контакт с людьми, приводит меня в уныние. Все это мешает жить…»
Как видите, проблема «Человек среди людей», к которой мы сегодня обращаемся, не так проста, как кажется на первый взгляд. И у каждого из вас, я думаю, в жизни тоже возникали определенные трудности в общении с людьми (1 слайд).
В течение занятия мы с вами постараемся все вместе и каждый сам для себя ответить на вопросы: Что такое социальный успех? Что мне мешает стать успешным в обществе? Что я могу сделать для своего успеха?(2 слайд).
Каждый учащийся отвечает на листке на 1 вопрос. По желанию, ответы зачитываются.
Беседа по вопросу: «Что такое социальный успех для вас?»
- Составляющие социального успеха:
Работа с карточками: определение понятий: «Эмпатия», «Толерантность», «Этикет», «Уважение», «Такт».(3 слайд )
Обсуждение.
Учитель озвучивает результаты социологического опроса , проведенного среди молодежи (учащиеся старших классов, студенты). (4 слайд ).
Совместные комментарии схемы:
Навыки общения: Люди, которые умеют непринужденно общаться с окружающими, гораздо успешнее, чем те, кто этим качеством не обладает. Кстати, участники опроса подчеркивают, как очень важное, и умение слушать собеседника.
Уважение к окружающим: Оно проявляется, прежде всего в признании ценности, уникальности другого человека.
Личная привлекательность: Опрошенные отмечали, что это качество гораздо важнее, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратности, чистоплотности, хороших манер, такта, терпимости и доброжелательности.
Мы с вами выяснили, что необходимо для успеха в обществе.
Каждый учащийся после обсуждения отвечает на 2 вопрос 2 слайда. Ответы зачитываются.
- Что я могу сделать для своего успеха в обществе?
- секреты общения:
Работа с карточками «Как «завалить» беседу». Обсуждение шуточных рекомендаций.
- уважение к окружающим:
Вы же познакомились с понятием «толерантность». Давайте немного расширим это определение.
Прочитайте китайскую притчу «Ладная семья»
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
(5 слайд)
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель:
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
Любовь, прощение, терпение – это и есть толерантность.
- личная привлекательность или как понравиться людям?
Работа с ватманом «Качества человека». Обсуждение.
Ознакомление с памяткой «Как понравиться людям». Обсуждение.
- Подведение итогов.
Учитель: Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов и достичь успеха в обществе. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
МУДРЕЦЫ И СЛОН
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
- Рефлексия:
Учитель: а сейчас мы вернемся к вопросам, которые были нами поставлены в начале нашего занятия. На два из них каждый из вас уже ответил. Остался только один… В начале занятия вы достаточно нечетко представляли ответ на него…
Я думаю, что теперь каждый в состоянии проанализировать себя и ответить на этот вопрос (Ответы учащихся на листочках. Обсуждение).
Учитель: всем спасибо.
Осмысли понятия:
Эмпатия – способность человека поставить себя на место другого и ощутить его переживания.
Толерантность – способность человека принять окружающих людей такими, какие они есть: с их недостатками, иными верованиями, не пытаясь их переделывать и «подстраивать» под себя.
Этикет – норма поведения человека в окружении других людей.
Уважение – понимание весомости, значимости другого человека.
Такт – бережное отношение к людям, следование принципу «что неприятно мне, может быть неприятно и ему».
Как «завалить» любую беседу
- Не устанавливайте зрительный контакт с собеседником. Смотрите хмуро, не улыбайтесь. Обращайтесь с собеседником как с неодушевленным предметом (пустым местом).
- Держитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки!
- Говорите невнятно, без эмоций и пауз.
- Говорите о том, что вам интересно, а собеседник свои интересы пусть оставит при себе.
- Перебивайте собеседника: ведь у вас нет времени выслушивать его терпеливо и внимательно.
- В процессе беседы применяйте нечестные приемы и манипулируйте.
- Нападайте, критикуйте, обвиняйте (в тупости, агрессивности, упрямстве ит.п.)
- Говорите в жесткой манере, как будто собеседнику что-то надо, а вам все ни к чему.
- Не признавайте своих ошибок, стойте на своем, не извиняйтесь.
- Не входите в положение собеседника, скучайте, зевайте, смотрите на часы.
Успехов :))))))))))
Как «завалить» любую беседу
- Не устанавливайте зрительный контакт с собеседником. Смотрите хмуро, не улыбайтесь. Обращайтесь с собеседником как с неодушевленным предметом (пустым местом).
- Держитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки!
- Говорите невнятно, без эмоций и пауз.
- Говорите о том, что вам интересно, а собеседник свои интересы пусть оставит при себе.
- Перебивайте собеседника: ведь у вас нет времени выслушивать его терпеливо и внимательно.
- В процессе беседы применяйте нечестные приемы и манипулируйте.
- Нападайте, критикуйте, обвиняйте (в тупости, агрессивности, упрямстве ит.п.)
- Говорите в жесткой манере, как будто собеседнику что-то надо, а вам все ни к чему.
- Не признавайте своих ошибок, стойте на своем, не извиняйтесь.
- Не входите в положение собеседника, скучайте, зевайте, смотрите на часы.
Успехов :))))))))))
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Памятка
«Как понравиться людям»
- искренне интересуйтесь другими людьми;
- улыбайтесь им;
- помните, что имя человека – это самое сладостное и важное для него слово;
- будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе;
- говорите о том, что интересует вашего собеседника;
- внушайте вашему собеседнику, что вы убеждены в его значительности, и делайте это искренне.
Памятка
«Как понравиться людям»
- искренне интересуйтесь другими людьми;
- улыбайтесь им;
- помните, что имя человека – это самое сладостное и важное для него слово;
- будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе;
- говорите о том, что интересует вашего собеседника;
- внушайте вашему собеседнику, что вы убеждены в его значительности, и делайте это искренне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Человек среди людей"
Ознакомить учащихся с «культурой мира» и раскрыть его составляющие....
Открытый классный час "Человек среди людей"
Цели: 1. познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие; 2. показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного о...
Классный час«Человек среди людей»
Классный час входит в систему классных часов воспитательной системы «Я в мире…мир во мне», система классных часов о нравственных качествах человека. Учащиеся 12-15 лет считают себя взрослы...
классный час "Человек среди людей"
Человек должен знать свои права и обязанности...
Классный час "Человек среди людей"
Ознакомить учащихся с понятием «культура мира», раскрыть его составляющие, показать значимость образования в формировании у учеников положительной я-концепции, позитивного отношения ...
Классный час "Человек среди людей"
Сценарий классного часа "Человек среди людей"...