Социальный проект "Мы вместе"
методическая разработка по теме

Клешнева Ирина Сергеевна

Социальный проект "Мы вместе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_my_vmeste.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект «Мы вместе» (1 год)

Название проекта

Мы вместе

Актуальность

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно в подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия, эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают в школу.

Вот почему необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания школьников в духе толерантности, в том числе принятие чужой культуры, бытности, языка, уважения прав других людей, других национальностей.

Толерантность — (от лат.tolerantia — терпение) — терпимость к иного рода взглядам, привычкам, правам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

(Краткая философская энциклопедия).

Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов и решающим среди них является образование.

Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.

На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем обычаи и традиции своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.

Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом, каков он человек, а не к какой национальности он принадлежит.

Свердловская область является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации. Особенностью школы является также довольно многонациональный состав обучающихся. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычая народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

Участники проекта

Учащиеся 5а класса

Родители учащихся

Цель проекта

- воспитание национального самосознания, формирования культуры межнационального общения, а также развитие диалога между подростками различных национальностей через приобщение детей к национальным культурам.

Задачи проекта

1.     сформировать у учащихся представление о толерантности;

2.     воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

3.     формировать у школьников толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

4.     развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

5.     воспитание активной жизненной позиции.

Основные формы работы над проектом

Работа в микрогруппах, интервьюирование, выполнение творческих и исследовательских заданий, практика, анализ статистических данных.

Время реализации проекта

2013-2014

Ожидаемые результаты

  • укрепление основы и систематизирование методов долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения учащихся и их ближайшего окружения;
  • воспитание активной жизненной позиции: человек, успешно взаимодействующий в коллективе; человек, противостоящий интолерантным отношениям; социально адаптированный человек;
  • усвоение знаний об окружающем мире (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни людей разных национальностей и т.д.);
  • снижение и исключение фактов физического решения конфликтных ситуаций.

Возможности использования материалов проекта

Материалы проекта могут быть использованы на уроках литературы, во внеклассной деятельности.

Краткое описание идеи проекта

Работа над проектом включает в себя пять этапов:

погружение в проблему;

планирование работы над проектом;

аналитический этап;

этап обобщения;

этап презентации полученных результатов работы над проектом.

1. Погружение в проблему (сентябрь-ноябрь)

  • Классный час «Я, ты, он, она - вместе дружная семья!» Ориентация на поиск «фактора объединения» (все люди, несмотря на различия, соседи на планете Земля), формирования таких качеств, как чуткость, внимательность, участливое отношение к людям, взаимность.
  • Беседа «Я родом из …» Формирование у подростков чувства гордости за то географическое место, в котором он родился, развитие индивидуальности, самооценки каждого человека, наделенного своим неповторимым субъективным опытом, формирование достойного отношения к субъективному опыту другого.

В ходе беседы проводятся аналогии между традициями народов, конфессий и обращается внимание подростков на то, что при различных формах и языках, глубинный смысл творчества всех народов один: любовь к миру, провозглашение приоритета добра, уважения человека к человеку.

Итогом становится вывод о многообразии национальностей, проживающих в Свердловской области, в поселке Верх-Нейвиский, и составление дерева национальностей и народностей школы.

  • Уроки литературы. На уроках литературы при изучении русского фольклора изучается и фольклор разных народов (сказки). Вывод: все сказки учат одному и тому же: добро всегда побеждает зло.

Сказки народов России:

- «Зилян» - татарская народная сказка;

- «По щучьему веленью» - русская народная сказка;

- «Язык змей» - марийская народная сказка;

- «Девушка на луне» - чувашская народная сказка;

- «Красавица берёза» - удмуртская народная сказка;

- «Бедняк, волк и лиса» - осетинская народная сказка;

- «Девушка – хвощинка» - якутская народная сказка;

- «Глупый Кошкли» - эскимосская народная сказка.

2. Планирование работы над проектом (декабрь)

  • выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  • выдвижение путей раскрытия темы;
  • обсуждение методов исследования;

Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир. Класс распределяется по группам, каждая из которых выполняет свое задание по теме «Игры народов России». Обсуждаются методы исследования. Вывод: Сила России – в единстве ее народа. Узнавая и рассказывая о традициях народов России, мы пишем историю современной России.

Примеры подвижных игр народов России:

Русская народная игра «Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Тук! Тук!

 - Кто там?

 - Покупатель.

 - Зачем пришел?

 - За краской.

 - За какой?

 - За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».

Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше     красок.

Русская народная игра «Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:          Пастушок! Пастушок!

Заиграй во рожок!

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.

Таджикская народная игра «Горный козел»

Играющие собираются на площадке. Двух, трех детей назначают охотниками, а остальные – «горные козлы». Дети, изображающие «горных козлов», ходят или бегают по площадке. По сигналу охотники гонятся за ними и стреляют (салят их мячиками). Осаленный «горный козел» садится на скамейку. Это означает, что он пойман.

Правила игры: В одного игрока могут бросить мяч сразу два охотника.

Украинская народная игра «Хлебчик»

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком.

 - Пеку-пеку хлебчик! (Кричит хлебчик)

 - А выпечешь? (Спрашивает последняя пара)

 - Выпеку!

 - А убежишь?

 - Посмотрю!

С этими словами два задних игрока в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они успеют взяться за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет пару новую, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлебчиком.

Правила игры: Последняя пара может бежать только после окончания переклички.

Чеченская народная игра «Игра в башню»

На площадке чертится квадрат размером 50х50. От квадрата на расстоянии        1.5-2 м. проводится черта – это первый полукон, от полукона чертятся еще 6 линий – полуконов с промежутками в один шаг. В центре квадрата устанавливается круглая палочка длиной 15-18 см., диаметром 5 см. Из числа играющих выбирается водящий, остальные поочередно начинают игру с кона,     т. е. с последней отметки, стараясь выбить палочку из квадрата. Если играющий выбивает палочку, он бежит за своей битой, а водящий – за палочкой. Если водящий раньше успевает подбежать к квадрату и произнести слово «Башня!», он становится играющим, а играющий – водящим.

Если же раньше к квадрату подбежал играющий и успел сказать «Башня!», он приближается к квадрату на один полукон, а водящий продолжает водить. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не выйдет на первый полукон, т. е. на первую черту от квадрата.

Правила игры: Промах считается потерей хода.

Дагестанская народная игра «Достань шапку»        

Игроки делятся на две команды, до 10 человек в каждой. На расстоянии 10-15 м. находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, четвертые – в полуприседе и т. д.

Правила игры: Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок.

Бурятская народная игра «Волк и ягнята»

Выбираются: один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы вас всех съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а «овца» загораживает их.

Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.

Казахская народная игра «Конное состязание»

Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок – конь – вытягивает руки назад – вниз, второй – наездник – берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым «прискакавший» к финишу, должен подпрыгнуть и достать платок, подвешенный на стойке.

Правила игры: Соревнование начинается только по сигналу. Платок достает наездник.

3. Аналитический этап (январь – февраль)

  • Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым исследовательским, творческим  задачам. К работе привлекаются родители, родственники, знакомые. Используются материалы энциклопедий, справочников, научно-популярной литературы, Интернет.

4. Этап обобщения (март)

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на классных часах).

5.  Защита проекта класса (апрель-май)

  • проведение веселых переменок в школе по теме «Игры народов России»;
  • составление буклета «Игры народов России» и распространение его среди учащихся школы;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация на НПК «Верхнейвинские чтения».

Социальный проект «Мы вместе» (2 год)

Название проекта

Мы вместе

Актуальность

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно в подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия, эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают в школу.

Вот почему необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания школьников в духе толерантности, в том числе принятие чужой культуры, бытности, языка, уважения прав других людей, других национальностей.

Толерантность — (от лат.tolerantia — терпение) — терпимость к иного рода взглядам, привычкам, правам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

(Краткая философская энциклопедия).

Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов и решающим среди них является образование.

Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.

На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем обычаи и традиции своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.

Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом, каков он человек, а не к какой национальности он принадлежит.

Свердловская область является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации. Особенностью школы является также довольно многонациональный состав обучающихся. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычая народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

Участники проекта

Учащиеся 6а класса

Родители учащихся

Цель проекта

- воспитание национального самосознания, формирования культуры межнационального общения, а также развитие диалога между подростками различных национальностей через приобщение детей к национальным культурам.

Задачи проекта

1.     сформировать у учащихся представление о толерантности;

2.     воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

3.     формировать у школьников толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

4.     развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

5.     воспитание активной жизненной позиции.

Основные формы работы над проектом

Работа в микрогруппах, интервьюирование, выполнение творческих и исследовательских заданий, практика, анализ статистических данных.

Время реализации проекта

2014-2015

Ожидаемые результаты

  • укрепление основы и систематизирование методов долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения учащихся и их ближайшего окружения;
  • воспитание активной жизненной позиции: человек, успешно взаимодействующий в коллективе; человек, противостоящий интолерантным отношениям; социально адаптированный человек;
  • усвоение знаний об окружающем мире (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни людей разных национальностей и т.д.);
  • снижение и исключение фактов физического решения конфликтных ситуаций.

Возможности использования материалов проекта

Материалы проекта могут быть использованы на уроках литературы, во внеклассной деятельности.

Краткое описание идеи проекта

Работа над проектом включает в себя пять этапов:

погружение в проблему;

планирование работы над проектом;

аналитический этап;

этап обобщения;

этап презентации полученных результатов работы над проектом.

1. Погружение в проблему (сентябрь-ноябрь)

  • Классный час «Что такое толерантность?» Ориентация на поиск «фактора объединения» (все люди, несмотря на различия, соседи на планете Земля), формирования таких качеств, как чуткость, внимательность, участливое отношение к людям, взаимность.
  • Уроки литературы. На уроках литературы при изучении обрядового русского фольклора изучается и обрядовый фольклор разных народов:
  1. Знакомство с календарно-обрядовыми песнями разных народов.
  2. Проведение праздничного мероприятия «Колядки»
  3. Творческая работа «Пословицы и поговорки разных национальностей»
  4. Творческий проект «Международное кафе 6а класса»

Вывод: в ходе работы проводятся аналогии между традициями народов, конфессий и обращается внимание подростков на то, что при различных формах и языках, глубинный смысл творчества всех народов один: любовь к миру, провозглашение приоритета добра, уважения человека к человеку.

Итогом становится вывод о многообразии национальностей, проживающих в Свердловской области, в поселке Верх-Нейвиский.

2. Планирование работы над проектом (декабрь)

  • выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  • выдвижение путей раскрытия темы;
  • обсуждение методов исследования;

Класс распределяется по группам, каждая из которых выполняет свое задание по теме «Праздники народов России». Обсуждаются методы исследования. Вывод: Сила России – в единстве ее народа. Узнавая и рассказывая о традициях народов России, мы пишем историю современной России.

3. Аналитический этап (январь – февраль)

  • Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым исследовательским, творческим  задачам. К работе привлекаются родители, родственники, знакомые. Используются материалы энциклопедий, справочников, научно-популярной литературы, Интернет.

4. Этап обобщения (март)

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на классных часах).

5.  Защита проекта класса (апрель-май)

  • выступление на фестивале народов Среднего Урала;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация на НПК «Верхнейвинские чтения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"

В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...

Социальный проект "Вместе мы - общественное мнение"

Социальный проект, направленный на профилактику аддиктивного поведения (курения) среди несовершеннолетних...

Социально- экономический проект "Вместе мы сделаем больше!"

Проект«Вместе мы сделаем больше!»Руководитель проектаСултанова Раиса ВалеевнаБашкирова Ирина ЕвгеньевнаСветлова Вера АлександровнаРуководитель организацииПрищепа Татьяна ВладимировнаПочтовый адрес,тел...

Экспериментальный социально-развивающий проект по формированию личности воспитанника «Давайте вместе!»

Создание организационно-педагогических условий для совместной работы воспитанников и педагогов в передаче социального и жизненного опыта взрослых - детям....

Социальный проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе"

Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы. Задачи проекта решаются повышением мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, и...

Социальный проект "Вместе в электронный век"

Данный социальный проект направлен на обучение пенсионеров компьютерной грамотности...