Описание опыта работы
статья (10 класс) на тему

Пискунова Наталья Вячеславовна

Классное руководство - неотъемлемая составляющая работы настоящего педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_moego_opyta_raboty.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Учителями  славится Россия, ученики приносят славу ей», - в этих, простых, на первый взгляд, строках Андрей Дементьев выразил всю суть воспитания подрастающего поколения.  Как «театр начинается с вешалки», так и воспитание начинается с уважения к труду педагога. Педагог, в свою очередь, обязан уважать каждого ученика, бережно и честно направлять его на путь истинный. Работа педагога с детьми только тогда будет успешной, когда всё подчинено единой цели, когда все вместе преодолевают трудности и радуются успеху каждого.

Главным аспектом в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. А.С. Макаренко рассматривал педагогическое мастерство как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определённого поведения. В.А. Сухомлинский считал, что воспитание словом – самый слабый и наиболее уязвимый метод воспитания. Поэтому каждое слово, сказанное в стенах учебного заведения, должно быть продуманным, мудрым целеустремлённым, полновесным. Слово педагога должно быть обращено не только к слуху, но и к сердцу каждого. В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчёмным инструментом воспитания и предупреждал «слово педагога должно, прежде всего, успокаивать».

Мудрость педагога В.А. Сухомлинский видел в сохранении детского доверия к нему, в желании ребёнка общаться с учителем как с другом и наставником. Я считаю, что учитель должен идти навстречу детям и стоять на точке зрения ребёнка, как на платформе, с которой ведёт за собой.

Наставник не имеет право хоть на миг забывать, что он всегда является примером для учащегося: то, что говорит любимый учитель, воспринимается как команда к действию, как истина, как доверие.

Мне тридцать, много это или мало, не знаю… Кажется совсем недавно я с усердием изучала разные концепции и подходы к воспитанию великих педагогов прошлого и современности. Закончила с отличием Россошанский педколледж, а потом – Воронежский педагогический университет – тоже с красным дипломом. Три года преподавала физику в средней школе и все три года являлась классным руководителем.

Потом мне довелось поработать и с малышами в детском саду. Сейчас я преподаю информатику в Россошанском химико-механическом техникуме и три года являюсь куратором студентов.

Сейчас у меня первый курс. В группе одни мальчики. Очень разные. Неблагополучные семьи, трудные судьбы... Отовсюду – с экранов телевизоров, из Интернета, из окружающей среды дети получают далеко не самые лучшие понятия о смысле жизни. Жестокость, разврат, легкое отношение к жизни накладывают свой отпечаток на неокрепший характер подростка, детям с детства внушается мысль: у кого деньги - тот и хозяин жизни. К нам поступают подростки, которые по разным причинам не смогли продолжить учёбу в школе или в высшем учебном заведении, преимущественно это дети из сельской местности. Но то, что они все-таки пришли учиться, уже хорошо. Вот с этого я и начинаю свою воспитательную работу с ними.

Перед началом любого воспитательного момента я всегда мысленно спрашиваю совета у своего любимого педагога Марии Митрофановны, которая когда-то преподавала мне педагогику. Её авторитет для нас, студентов, был неоспорим, больше всего на свете мы боялись огорчить её своим незнанием предмета.

Перед собой поставила цель – поддерживать интерес к профессии, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, а  разжечь искру познания. С первых дней учебы убеждаю своих воспитанников, что они непросто пришли получить диплом, а должны стать настоящими мастерами своего дела, лучшими в своей профессии. Добиться этого мне помогают экскурсии на предприятия города, беседы с лучшими по профессии, бывшими выпускниками.

Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми. Для этого стараюсь вовлекать их в коллективные дела, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, например, выпуск газеты «Калейдоскоп», в редакции которой я состою уже не первый год.  Добиваюсь, чтобы каждый внёс свою посильную лепту в составление альбома-раскладушки с нашими общими достижениями, который является летописью группы.  

Особое  значение я придаю труду как фактору, способствующему сплочению коллектива. Вовлекаю ребят в волонтерское движение «Чью старость ты утешишь?», члены которой безвозмездно помогают ветеранам и инвалидам на протяжении многих лет. Это способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания ребят в группе, развивает систему самоуправления.

Труд является источником материальных и духовных ценностей и суть не в самом процессе труда, а в его полезной значимости. Именно поэтому я придаю большое значение участию детей в трудовых делах, направленных на благо учебного заведения и родного города. Мы участвуем в трудовых акциях по озеленению территории, по уборке лесного массива, где дети проявляют себя с ранее незнакомых мне сторон. Эти  совместные мероприятия помогают мне лучше узнать каждого и способствуют открытию лучших качеств у многих ребят.

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное, правовое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся.  Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Для этого организую познавательные экскурсии в краеведческий музей, пожарную часть, посещаем с ребятами выставки, а также встречаемся с интересными людьми.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы.

В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

  • Не запрещать, а направлять;
  • Не управлять, а соуправлять;
  • Не принуждать, а убеждать;
  • Не командовать, а организовывать;
  • Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.

Проводимые мной часы доверия («Я горжусь собой», «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность», «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности»), деловые игры («Я среди людей, люди вокруг меня»), тренинги («Победа над собой», «Наше общее житие») способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.

Уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования  собственного здоровья. Это проведенная мною конференция «Здоровье – бесценное богатство», после которой мальчики предложили провести какой-нибудь турнир, и решено было устроить соревнования по армреслингу.

Так как у меня в группе одни юноши – будущие защитники Отечества, то я радуюсь тому, что они с большим желанием принимают участие во всех соревнованиях, проводимых как в нашем учебном заведении, так и в городских и районных спортивных мероприятиях. Это соревнования по пятиборью, в которых мои ребята заняли 2 место по району. Также 2 место ребята заняли в Дне Здоровья, проводимом совместно со школами города под девизом «Мы разные, но все-таки мы вместе!» и 2 место в соревнованиях «Будущий воин». В дальнейшем я планирую больше уделять внимания именно серьезному отношению к физической подготовке.

К концу учебного года дети заметно повзрослели, стали лучше относиться к учебному процессу и активно принимать участие в мероприятиях. В викторине «Подвиг их бессмертен» они заняли 1 место среди команд нашего техникума. С огромным удовольствие ребята участвовали в подготовке праздника 8 Марта, ставили костюмированные сценки, читали стихи собственного сочинения, исполняли роль ведущих.

В заключение хочется сказать, что работа классного руководителя может стать интересной и увлекательной лишь в том случае, когда педагог видит в этой должности возможность для собственного личностного развития, стремится с помощью своих учеников понимать и узнавать новые аспекты современной культуры, на равных обмениваться духовными ценностями. Вот тогда-то и происходит чудесное превращение простого исполнителя в настоящего наставника юных, в классного «классного».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...