Классный час: 100 лет назад Тува вошла в состав России
классный час (9 класс) на тему

Ондар Елена Диин-ооловна

Цель: Его цель – ознакомление детей с историко-культурным наследием своего народа.

                 

«Тяжела и беспросветна была жизнь тувинского народа под властью феодалов и иностранных империалистов. Жестокий гнет довел тувинских аратов до страшной нищеты и вымирания, - говорилось в документе. – Яркие лучи Великой Октябрьской социалистической революции через высокие горы и дремучие леса дошли до Тувы и осветили путь тувинского народа к освобождению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 100let_edineniya_tuvy_i_rossii.docx258.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 100 лет назад Тува вошла в состав России

Цель: Его цель – ознакомление детей с историко-культурным наследием своего народа.

         

«Тяжела и беспросветна была жизнь тувинского народа под властью феодалов и иностранных империалистов. Жестокий гнет довел тувинских аратов до страшной нищеты и вымирания, - говорилось в документе. – Яркие лучи Великой Октябрьской социалистической революции через высокие горы и дремучие леса дошли до Тувы и осветили путь тувинского народа к освобождению.

В 1921 году трудовой тувинский народ поднялся против своих вековых угнетателей и при братской помощи великого русского народа совершил Национально-освободительную революцию. Вместо феодальной Тувы была создана Тувинская Народная Республика. Тувинский народ начал новую, свободную жизнь. В революционной борьбе родилась и укрепилась нерушимая дружба тувинского народа с великим советским народом.

За 23 года после Национально-освободительной революции неузнаваемой стала Тувинская Народная Республика. Больших успехов добился тувинский народ под руководством Народно-революционной партии и Народного правительства. Неоценимую помощь получил он от своего великого брата – советского народа.

Привольно пасутся стада трудовых аратов на свободной тувинской земле. Зреет на полях обильный урожай. Растет в стране молодая промышленность. Великая сила свободной жизни двигает вперед культуру тувинского арата. Наш народ имеет теперь школы и больницы, книги и газеты, кино и радио. Взрослые и дети учатся на родном языке. Поднимаются молодые побеги национального искусства и литературы.

Все, что имеет тувинский народ, получил он в борьбе и труде, при помощи советского народа, идя по великому пути, указанному Лениным и Сталиным.

Когда фашистский зверь напал на Советский Союз, тувинский народ приложил все свои силы, чтобы помочь Красной Армии уничтожить нашего общего врага. В Великой Отечественной войне Советского Союза дружба советского и тувинского народов стала кровной. Она освящена кровью, пролитой сынами тувинского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Весь 23-летний путь свободного революционного развития прошел тувинский народ в братском содружестве с великим советским народом. Могучее Советское государство под солнцем Сталинской Конституции обеспечило расцвет материальных и духовных сил великих и малых народов в единой социалистической семье.

Жить и трудиться в этой семье – заветное желание тувинского народа. У него нет другого пути, кроме пути Советского Союза. Выполняя непреклонную волю и горячее желание всего тувинского народа, Чрезвычайная VII сессия Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Просить Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик принять Тувинскую Народную Республику в состав Союза Советских Социалистических Республик на правах Автономной области Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Да здравствует Советская Тува!

Да здравствует Союз Совет¬ских Социалистических Республик!

Да здравствует Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза Великий Сталин!»

На 11 октября в Москве было назначено заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором должен был быть рассмотрен «тувинский вопрос». Тува решила отправить на историческое заседание представительную делегацию в составе 16 человек. Но в итоге она была сокращена до трех: генеральный секретарь Тувинской народно-революционной партии Салчак Тока, председатель Совета министров ТНР Сарыг-Донгак (Александр) Чимба, легендарный чабан Ооржак Лопсанчап. На исторической фотографии, сделанной после заседания, крайний справа и Чрезвычайный и Полномочный Посланник ТНР в СССР Оюн Ензак.

Президиум Верховного Совета СССР во главе со всесоюзным старостой Михаилом Калининым поддержал просьбу республики. «Добро» на вхождение было оформлено Указом «О принятии Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик».

«Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, рассмотрев просьбу Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики о принятии Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик, постановляет:

1. Удовлетворить просьбу Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики и принять Тувинскую Народную Республику в состав Союза Советских Социалистических Республик.

2. Просить Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики принять Тувинскую Народную Республику в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на правах автономной области.

3. Провести в соответствии со статьей 35 Конституции (Основного Закона) СССР выборы депутатов в Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик от Тувинской автономной области в апреле 1945 года.

4. Поручить Совету Народных Комиссаров СССР провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия, связанные со вхождением Тувинской Народной Республики в состав СССР, а также утвердить мероприятия по хозяйственному и культурному строительству в Тувинской автономной области и отпустить на эти цели необходимые средства.

Республика вошла в состав Советского Союза, а 13 октября – в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на правах автономной области. В 1964 году ее статус повысили до автономной республики.

Сегодня, в 68-ю годовщину со дня принятия Тувы в состав СССР, жителей республики поздравил глава Тувы Шолбан Кара-оол. «68 лет назад наши деды и прадеды сделали судьбоносный выбор: жить в семье народов Советского Союза. Этот факт в истории нашего Отечества, а может и мира, событие уникальное – тувинский народ, имея собственное суверенное государство, по своей воле объединился с народами России. Это решение созрело не в одночасье, не было случайным, а его правильность подтвердила вся последующая жизнь».

В поздравлении говорится и о грядущем тройном юбилее. В 2014 году будет отмечаться 100-летие единения Тувы и России, основания г. Кызыла и 70-летие вхождения в состав СССР. «Эти события кровно связаны между собой. Они – последовательные и закономерные этапы развития нашей республики. Шагая навстречу юбилейным датам, мы должны свято помнить, что многое из того, что сегодня составляет гордость республики, создано трудом и талантом наших отцов и дедов. Что они завещали нам умение дружить и помогать друг другу. Поддерживать межнациональный мир и межконфессиональное согласие. Беззаветно служить своему Отечеству, как на поле брани, так и в мирном труде.

Мы должны быть достойны этого наследия! Должны также ответственно относиться к судьбе родной республики, как и наши предшественники».

СОСТАВ ДЕЛЕГАЦИИ ТНР НА ЗАСЕДАНИИ 11 ОКТЯБРЯ 1944 ГОДА

Для передачи декларации Верховному Совету СССР в Москве Указом от 31 августа 1944 г. (протокол № 23) с грифом «С.секретно» была утверждена делегация из трех человек. В этом документе были и биографии каждого из них.

«1. ТОКА Салчак Калбакхорекеевич (так по оригиналу – ред.) – Секретарь ЦК ТНРП, член Президиума Малого Хурала трудящихся ТНР. Родился в 1901 году 15 декабря в батрацкой семье. До 1921 года работал батраком, а после 1921 года до 1925 го¬да служил в рядах Тувинской Народно-Революционной Армии. С 1925 года по 1929 год учился в КУТВ, после окончания которого в ноябре 1929 года на VIII съезде ТНРП были избран секретарем ЦК ТНРП, где работает и по сей день. За активное участие в хозяйственном, культурно-политическом строительстве ТНР и всемерное укрепление братской дружбы тувинского народа с народами Советского Союза правительствами СССР и ТНР отмечен награждением – двумя Орденами Ленина, двумя Орденами Республики, Орденом Труда ТНР и значком «Почетный чекист» НКВД СССР.

2. ЧИМБА Сарыг Донгак – Председатель Совета Министров и Министр Иностранных Дел ИНР, член Политбюро ЦК ТНРП. Родился в 1908 году в батрацкой семье. В рядах ТНРП с 1935 года. С 1931 по 1935 г. учился в КУТВ, после окончания которого работал начальником Тувиздата, а с 1938 по 1941 г. работал Министром Промышленности и Строительства. С 1941 года по настоящий день работает Председателем Совета Министров и Министром Иностранных Дел ТНР. За время своей руководящей работы на различных постах государственной и хозяйственной работы тов. Чимба проявил себя как политически и культурно растущий товарищ, чуткий и скромный работник. Следует отметить, что тов. Чимба имеет особые заслуги в развитии местной промышленности Тувинской Народной Республики. За активное участие в хозяйственном и культурном строительстве ТНР и укрепление братской дружбы между тувинским и советским народами Правительства СССР и ТНР наградили тов. Чимба Орденом Ленина и орденом Республики.

3. ЛОПСАНЧАП Ооржак – арат-скотовод. Председатель Президиума Малого Хурала тру-дящихся Баян-Тала сумона Чун-Хемчикского хошуна. Родился в 1902 году в семье арата-скотовода. Член ТНРП с 1930 года. Честно выполняет свои обязательства перед государством. Ежегодно дает прирост своего скота. В 1930 году имел 4 головы скота, а в 1944 г. довел до 170 голов. Тов. Лопсанчап в период Великой Отечественной войны особо проявил себя как истинный патриот Родины, с любовью оказывая материальную помощь Красной Армии. С начала войны он подарил: 43 головы скота, 26 овчин, 33 кг мяса, 38 кг масла, 188 кг шерсти и внес 1473 акша деньгами. Его юрта – образец внедрения нового быта среди аратов-кочевников. Тов. Лопсанчап награжден Правительством СССР медалью «За трудовую доблесть», Почетной грамотой Президиума Малого Хурала трудящихся ТНР и значком «Передовик-животновод».

Тува при маньчжуро-китайском господстве и русском протекторате.

У кочевых скотоводов, охотников Тувы в течение 2 тыс. н.э. облик хозяйства, быт и культура в условиях больших потрясений, прошедших ураганом по Центральной Азии, почти полностью сохранились в первоначальном виде. Консервативность и преемственность культуры главным образом объясняется закреплением сменившими друг друга завоевателями традиционного способа хозяйствования на основе территориальных расселений племен, хотя многие достижения кочевой цивилизации были растеряны из-за непрерывных войн.

В период маньчжурского ига в Туве господствовали патриархально-феодальные отношения, основанные на крепостном праве и разного рода повинностях. Основными классами тувинского общества были феодалы (удельные князья, чиновники и ламы высшей иерархии), которые верно служили богдыхану, пользуясь его покровительством, владея по воле повелителя лучшими пастбищами и охотничьими угодьями, посевами и основной частью скота, а также эксплуатируемый класс - араты, платившие богдыхану ежегодно в виде албана 9 тыс. соболиных шкурок, налог на содержание чиновничьего аппарата, уртельной и караульной служб, несших на своих плечах тяжесть продуктовой, отработочной и денежной рент. Помимо этого с податного населения собирались ценности в пользу буддийской церкви, а с подчиненных монгольским ханам и нойонам хошунов - скот и пушнина. Эти поборы тяжким бременем ложились на плечи тувинских аратов.

И в то же время следует отметить, что с установлением границы между Китаем и Россией создавались более благоприятные условия для полного слияния родственных западных и восточных тувинских племен в единую народность и оживления хозяйственной и духовной жизни края, именуемого в монголо-маньчжурских документах Урянхаем.

В эпических произведениях тувинского фольклора недаром венцом богатырских подвигов героев является мирное благоденствие и процветание в стране, где живут счастливые люди, обладающие пастбищами с обильным травостоем и водопоем и тучными стадами, не знающие бедности и унижений. Алчности, захватническим вожделениям противопоставляются высокогуманные деяния любимых героев, несущих людям мир и благополучие, утверждающих справедливость, победу добра над злом. Это народная мечта об идеальных героях, могущих влиять на поведение и действия реальных правителей, на их мораль и нравственность.

Маньчжурские власти, используя демилитаризацию русско-китайской границы, изолировали Туву от внешнего мира, запретив всякую торговлю в ней своим и чужим купцам. Разумеется, изолированность края была одной из серьезных причин его отставания, сохранения в незамкнутых форм натурального производства и обмена. Распоряжение богдыхана было продиктовано интересами казны, заключающимися в том, чтобы не допускать купцов любой страны к тувинской пушнине. Но тем не менее в конце ХУIII - первой половине XIX в. самостоятельные кочевые хозяйства Тувы, преимущественно крупные, особенно феодальные, переживали своего рода расцвет, создавали достаток и благополучие на богатой дарами природы земле.

За мирным периодом протяженностью немногим более 100 лет обнаружилось глубокое разложение насквозь пропитанной коррупцией и внутренним разладом системы правления цинов, чем воспользовались европейские державы для вмешательства во внутренние дела цинского Китая.

Пекинский договор 1860 г. предоставил царской России право вести в Северо-Западной Монголии и Урянхайском крае беспрепятственную беспошлинную торговлю и тем самым положил конец изоляции Тувы от остального мира. Торговцы получили право ездить в Китай, Монголию и Туву и свободно продавать, покупать и обменивать там разного рода товары для русских купцов открылся широкий доступ в Туву.

Русские купцы, начавшие свою деятельность в Туве с 1863 г., до конца -XIX в. безраздельно овладели местным рынком, где вели неэквивалентную натуральную, часто долговую торговлю с возраста¬ющими процентами в зависимости от просрочки уплаты долгов за выданные в кредит товары. Скупщики открыто грабили весьма наивных в торговых делах тувинцев, часто прибегая при взыскании долгов к услугам тувинских чиновников, находившихся у них в долгу, спаиваемых и одариваемых ими же. По подсчетам В.И. Дулова, тувинцы ежегодно продавали 10-15 % своего скота.

В результате русский торговый капитал превращал массу аратов в неоплатных должников, пастухов чужих стад, усугублял социальные противоречия в тувинском обществе.

С другой стороны, русские купцы организовывали доходные имения, в которых занимались орошаемым земледелием, промышленным скотоводством и племенным делом. Под их влиянием появилось в местной среде немало предпринимателей, которые разводили скот для сбыта в русских приисках и городах, скупали и продавали пушнину, русские и китайские товары выгодно сбывали своим 'соплеменникам. Таким образом, русский торговый капитал уничтожал местную ограниченность и замкнутость, вовлекая Туву в хозяйственную связь с Россией.

Потянувшийся вслед за торговцами поток русских крестьянских переселенцев имел положительное значение в хозяйственном развитии края, существенно влиял на развитие социальных отношений. Переселенцы в Пий-Хеме, Улуг-Хеме, Каа-Хеме, Хемчике и вдоль северного Танну-Ола построили более 200 поселков, деревень и хуторов, освоили тысячи десятин поливных, богарных и иных земель, где выращивалось продовольственное и товарное зерно, велось доходное скотоводческое и мараловодческое хозяйство. Русские населенные пункты размещались там, где имелись тучные поливные и богарные земли, соседствующие с тайгой. Эти земли приобретались иногда путем захвата, иногда сделки между богатым переселенцем и тувинским чиновником.

Русские крестьяне принесли в Туву более совершенные орудия и навыки труда, новые способы обработки посевов и переработки продуктов животноводства, позаимствовав при этом у тувинцев многовековой опыт хозяйствования в суровых условиях края. Смекалистые и предприимчивые люди здесь быстро обогащались, легко усваивали обычаи и нравы коренного населения, вступая в деловые и дружеские связи с

тувинцами. В хозяйствах зажиточных крестьян и кулаков работали и кормились русские батраки и обнищавшие араты, которые получали плату за свой труд в 2-3 раза меньше, чем первые.

Поощряемая царскими властями политика создания переселенческогo фонда путем вытеснения тувинцев с их земель вызвала впоследствии острые противоречия между переселенцами и местным насе¬лением, отвечавшим на случаи обезземеливания их русскими властями массовой потравой хлебов и сенокосов переселенцев, кражами и yгoнами скота. Попытки властей разобраться в причинах этих явлений иположить им конец еще более разжигали вражду, так как при рассмотрении жалоб допускалось явное завышение в оценке потерь от потравы и yгoнa и столь же крупные обсчеты при взыскании стоимости причинeннoгo ущерба в пользу пострадавших.

Кроме тoгo, появились противоречия внутри русскогo населения: между старожилами - крупными собственниками земли и новоселами, которые по прибытии в Туву не могли получить землю и по сути дела оказались в положении безземельных колонистов. Земельный вопрос осложнялся еще и тем, что лучшие поливные земли были в руках землевладельцев из старожильческогo русскогo населения, и по этой причине новосел становился наемным работником крупногo собственника. На почве социальногo неравенства и жестокой эксплуатации батраков и бедняков как из тувинцев, так и из русских назревали условия сложных социальных потрясений в тувинском обществе, все более сраставшемся своими интересами с Россией.

Еще в конце 30-х гoдов XIX в. русские золотоискатели нашли месторождение золота в Сыстыг-Хеме и начали нелегальную eгo разработку. В 70-е гoды, вопреки запретам тувинских и китайских властей, разрабатывались золотые россыпи на Серлиге и Сескиире. Уже в 1883 г. на Серлиге действовало девять приисков, а в 1896 г. - одиннадцать с 500 рабочими. Наряду с русскими в приисках работали и тувинцы, в основном, землекопами и подсобными рабочими. Некоторая часть богатых тувинских предпринимателей выгoдно сбывала свою продукцию на этих приисках, используя острую нужду рабочих в продуктах питания и некоторых товарах. Русско-тувинские связи в этой области еще более расширились к началу ХХ в., когда золотодобыча росла,

двигалась в глубь Тувы, принося большие прибыли и с лихвой покрывая установленный для царской казны сбор. Сыстыг- Хемские и Серлигские прииски к 1881 г. дали, по официальным данным, 446 пудов 21 фунт шлиховогo золота на сумму 9,5 млн руб.

В 1904-1914 гг. в Туве было сделано 454 заявки на золотоносные площади. Разработка золота велась в 29 действующих приисках хищнически: золотодобытчики, будучи неуверенными в завтрашнем дне, стремились как можно больше выбрать золота, не заботясь о тщательной обработке руды, промывке песков. Со всех имеющихся приисков с 1904 по 1914 г. было сдано 1440 пудов золота.

В 1885 г. царские власти с целью урегулирования взаимоотношений русских торгoвцев и тувинцев учредили Усинский пограничный округ, что свидетельствовало о стремлении царизма к экономическому освоению Тувы и закреплению русскогo присутствия в этом стратегически важном районе. Эти действия русских властей в Туве и Монгoлии обусловливались стремлением предотвратить проникновение сюда США, Англии, Японии, Германии и других гocударств, которые действовали за спиной богдыханскогo Китая. Под давлением этих держав маньчжурские власти пытались упрочить свое положение в Туве. В1901 г. китайское правительство разрешило въезд в Туву своим купцам, тем самым отказавшись от своей традиционной политики изоляции Тувы от метрополии.

Получив свободный доступ к тувинскому рынку, китайские купцы стали завозить в Туву дешевые английские и американские ткани. В руках китайских купцов оказался также сбыт таких важных продуктов, как чай и табак.

Китайские купцы гoраздо размашистее, чем русские, применяли долгoвую торгoвлю с нарастающими процентами; при этом, опираясь на маньчжурские и тувинские власти, добивались нещадногo взыскания долгов: должник подвергался побоям, eгo имущество продавалось за бесценок, часть вырученногo шла на уплату долга, другая часть – на "судебные издержки". В случае несостоятельности должника долг взыскивался с родственников или с хошуна, к которому принадлежал должник. Но так как каждая кредитная сделка с удвоением долга в случае просрочки представляла чрезвычайно выгoдную операцию, ки¬тайские фирмы охотно взыскивали лишь половину долга, соглашаясь на отсрочку уплаты второй половины. Этот способ давал им возможность держать массу населения в неоплатном долгу и вместе с тем гарантировал получение дешевогo сырья.

С caмогo появления китайской торгoвли в Туве тувинские нойоны и крупныe чиновники стали брать за счет своих хошунов кредиты серебром или товаром у китайских фирм. Подобногo рода кредиты, как известно, не контролировались, расходовались для нужд наезжавших из Монгoлии китайских сановников с их свитами, а также для поездок местных чиновников. Каждый хошун Тувы ежегoдно должен был вносить крупные суммы в кассы фирм в счет погашения так называемогo служебногo долга.

Китайские купцы, появившиеся в крае, затмили дурную славу русских торгoвцев и даже оттеснили их на задний план. Пользуясь правительственным покровительством, а также поддержкой иностранногo капитала (английскогo, американскогo), китайские торгoвцы быстро овладели тувинским рынком, потеснив русскую торгoвлю. За короткое время посредством неслыханногo надувательства, ростовщичества и внеэкономическогo принуждения они присвоили огромное количество скота и многих продуктов apaтскогo хозяйства, способствовали массовому разорению аратов, деградации экономики Тувы, чем ускорили падение режима Цинов в крае.

В период гocподства Цинов разрозненные, экономически и политически слабо связанныe между собой родственно-язычные племена, ранее кочевавшие на пространствах от Алтая до Прихубсугулья , Минусинской котловины до Больших озер и бассеина р. Хомду (Кобдо) Северо-Западной Монгoлии, сосредоточились на современной территории Тувы, за исключением районов Больших озер и Прихубсугулья, образовав тувинскую народность, имеющую развивающуюся самобытную культуру на основе единого тувинского языка.

Проникший в Туву в XIII-XIV вв. ламаизм при маньчжурах глубоко пустил свои корни в тувинскую почву, сросшись с тувинским шаманизмом, представляющим собой систему древних религиозных верований, в основе которой лежит вера в добрых и злых духов, окружающих человека, населяющих горы, долины леса и воды, небесную сферу и подземный мир, влияющий на жизнь и судьбу каждого человека. Пожалуй, как нигде, в Туве сложился своего рода симбиоз ламаизма и шаманизма. Буддийская церковь не стала применять метод насильственного уничтожения шаманизма; наоборот, она, проявляя терпимость к древним верованиям и обрядам тувинцев, причислила к буддийским богам добрых и злых небесныx божеств, хозяев-духов рек, гор и лесов. К новогоднему местному празднику "шагаа" буддийская церковь приурочила свой "праздник 16 чудес Будды", во время которого, как и прежде, совершались языческие обряды жертвоприношения. Моление духам-хранителям предшествовало молениям в честь высших ламаистских божеств.

Переход на летние кочевья араты издревле отмечали приношениями тенгриям и духам, испрашивая обильные своевременные дожди и теплые дни, сочную траву на пастбищах и хорошие водопои. В это же время монастыри отмечали день рождения Будды, первую стрижку его волос, день смерти и погружения в нирвану. Осенние хуралы в честь начала проповеди Будды совпадали с днями перехода аратских хозяйств на зимние пастбища, когда совершались жертвоприношения тем же небесным божествам и духам местностей с просьбой посодействовать благополучной зимовке скота, а день памяти вероучителя Цзонхавы (23-25-й день первой зимней луны) - с традиционным днем поминовения усопших.

Иногда на лечение больного, отпевание покойного и совершение разного рода обрядов нередко приглашались одновременно и шаман и лама или одно и то же лицо оказывалось и шаманом и ламой; не единичны случаи, когда лама женился на шаманке, а дети шаманов ходили в цepкoвныe школы.

В 22 хурэ (монастырях) служила пятая часть мужского населения. Ламы принадлежали к разным ступеням церковной иерархии и имели возможность путем самосовершенствования подниматься до верхней ступени.

Ламаизм, безусловно, явился надежной опорой феодально-колониальных порядков. Однако нельзя не отметить, что монастыри представляли собой центры оживленных обменов материальными и духовными ценностями, готовили грамотных людей, стремились выработать в массовом сознании тувинцев желание следовать в повседневной жизни определенным морально-этическим нормам. Тувинцы могли ознакомиться с содержанием многих выдающихся произведений индийских, тибетских и монгольских писателей и ученых только через посредство образованных лам из своей среды. Это был чуть ли не единственный источник, который питал тувинский фольклор необычными сюжетами, элементами знаний других народов, демократическими идеями.

Высоко ценились до совершенства отработанные приемы диагностики и лечения, применяемые знатоками тибетской медицины из монастырей. Глубокая вера аратов во всесилие такого лечения исходила из того, что лежащие в основе тибетской медицины знание о цикличности характера жизнедеятельности человеческого организма совпадало с представлениями тувинцев об окружающем мире, о природе.

Наряду с традиционной архитектурой тувинцы освоили церковную архитектуру, овладели профессиями строителей, маляров-художников, краснодеревщиков. Великолепные здания храмов сооружались без единого гвоздя из местного материала под руководством тибетских, китайских и монгольских мастеров наставников. В хурэ создавались библиотеки с богатейшим фондом светских и буддийских книг и рукописей. Чудом уцелели и дошли до нас лишь отдельные фрагментарные рукописи по истории Тувы, написанные, несомненно, в стенах этих монастырей. В хурэ араты впервые встретились с церковными оркестрами и разнообразными масками, использовавшимися для массовых танцевальных действий, мистерий, отражающих древние представления о духах гор, лесов, рек. Все это, естественно, сформировало тувинское народное творчество в области прикладного, музыкального и зрелищного искусства.

До недавних пор принято было считать тувинский народ бесписьменным. Это положение нуждается в уточнении.

Как известно, появление в 1240 г. самого древнего общемонгольского историко-литературного памятника – «Монголын нууц товчиян» (Секретная история монголов) связано с заимствованием древнеуйгурской письменности. С этого времени вплоть до 1921 г. тувинцы входили в состав Монголии и наравне с монголами пользовались старомонгольской письменностью. Часть образованных, монгольским языком тувинцев свободно распоряжались ею, но основная масса населения из-за отсутствия приспособленной к тувинскому языку орфографии не могла ее использовать. По этой причине Н.Н. Попе был разработан в 1930 г. проект тувинской письменности на основе унифицированного новотюркского латинизированного алфавита , распространение и совершенствование которого справедливо связывается с подвижнической ролью А.А. Пальмбаха.

В тувинской народной культуре встречается немало элементов, заимствованных у других народов и претворенных в национально-самобытные формы. И в то же время в ней неизменно присутствуют около 40 видов музыкальных инструментов, древнейший вид певческого искусства «хоомей» с поражающим разнообразием стилей, многожанровый фольклор, в котором представлены эпос, сказки, пословицы, погoворки, загадки, частушки, йерээл (благoпожелания), алгыш (восхваления), каргыш (заклинания). О музыкальности и певческих склонностях, способностях к импровизации и искрящихся озорных пениях тувинцев писали многие исследователи. Крупный знаток музыкальной культуры тувинцев Е.В. Гиппиус подчеркивал, что, "испытав воздействие поэтики, мелодики ладовогo строя, а отчасти и жанров мон¬гoльскогo народногo песенногo искусства последних шести столетий, народное песенное искусство тувинцев претворило это воздействие в новых национально своеобразных формах, не сходных с монгoльскими прототипами (в особенности в ладовом и ритмическом отношениях) .

Следует отметить, что хурэ, как барометр, отражали настроения масс, служили источником крамольных идей. Из ламской среды исходили веселые, ocтpoyмные, полные сарказма шyтки в адрес жадных, глупых, заносчивых чиновников, идеи о судьбах народа и родины, просветительстве и демократизме.

В конце XIX в. Россия как соучастница межимпериалистических сделок в Югo-Восточной Азии и ее сосед Китай, представлявший собой полуколонию западныx держав, были озабочены судьбами сопредельных территорий, приобретенных ими еще в ХVIII в. военным или мирным путем.

Шертная грамота Алтын-Ханa на имя царя Михаила Федоровича, поданная в 1634 г., а также разменное письмо по случаю подписания Кяхтинскогo догoвора дали основания России поставить вопрос об Урянхайском крае как принадлежащем России. Исторические права России основывались на том, что территория между Саянами и хребтом Танну-Ола, согласно Кяхтинскому догoвору, с ХУII в. Принадлежит России, при этом реки, бегущие на юг, принадлежат Китаю, а реки, бегущие на север, - России. Посему утверждалось, что настоящая граница должна проходить по водоразделу, Т.е. по хребту Танну-Ола.

В начале ХХ в. в деловых кругах России был поставлен вопрос о принадлежности Урянхая, имеющегo исключительно важное для России стратегическое значение. С 1903 по 1911 г. обстоятельно изучали Урянхай и сопредельные территории военно-разведывательные и научные экспедиции, возглавляемые В. Поповым, Ю. Кyшелевым, А. Барановым, В. Родевичем.

После китайской революции 1911 г. создались благoприятныe условия для вхождения Тувы в состав России. В январе 1912 г. амбын-нойон первым обратился к русскому царю с подобным прошением, затем к нему присоединились хемчикский хамбу лама Лопсан-Чамзы, нойон Буян-Бадраху, а затем и другие правители хошунов. Однако царские власти, боясь осложнения отношений с Китаем и европейскими партнерами, промедлили с решением вопроса и только 17 апреля 1914 г. объявили высочайшую волю царя - взять под свое покровительство Урянхайский край.

Присоединение Тувы к России не приняло форму протектората, для этогo были слишком большие препятствия. После длительныx перегoворов между дипломатами России, Китая и Монголии 25 мая 1915 г. было подписано "Трехстороннее соглашение России, Китая и Монголии об автономной Внешней Монголии". В нем определялось: "Территорию автономной Внешней Монголии составляют согласно 4-й статье нот, обмененных между Россией и Китаем 23 октября 1913 года (5-го числа ll-го месяца 2-го года Китайской республики), области, находившиеся в ведении Китайского амбаня в Урге, цзян-цзюня в Улясутае (выделено нами. - Ю.А.) и китайского амбаня в Кобдо, причем границей с Китаем служат границы четырех аймаков Халхи и Кобдоского округа сопредельных: на востоке - с Хулунбуирским округом, на юге - с Внутренней Монголией, на юго-западе - с Синьцзянской провинцией и на западе - с Алтайским округом.

Формальное разграничение между Китаем и автономной Внешней Монголией будет произведено особой комиссией из делегатов России, Китая и автономной Внешней Монголии, причем к началу работ по разграничению будет приступлено не позже двух лет со дня подписания настоящего соглашения". Из приводимого нами текста 11-й статьи Тройственного соглашения явствует, что Урянхай тройственным соглашением был включен в состав автономной Внешней Монголии.

Кроме того, в Тройственном соглашении признавались автономия Внешней Монголии, Китая и особые права России во Внешней Монголии. Отношения трех государств в связи с Урянхайским вопросом сплелись в новый узел противоречий, определивших для тувинского народа извилистый путь к свободе и национальной независимости, потребовавший в дальнейшем немало жертв и упорства.

Независимость.

В 1921 году в Туве победила народная революция. 13-16 августа в местности Суг-Бажи Тандинского района состоялся Всетувинский Учредительный Хурал девяти хошунов, который провозгласил образование Тувинской Народной Республики и принял первую Конституцию.

Советская делегация настояла на закреплении в специальной резолюции положения о том, что в международных сношениях республика действует под покровительством РСФСР. По существу решения Учредительного Хурала отражали соотношение сил внутри страны, то есть большинство народных представителей высказались за суверенитет во внутренних делах и в то же время понимали необходимость внешнеполитической поддержки со стороны Советской России.

Советское правительство, следуя принципам, провозглашенным в первых своих Декретах, обращением к тувинскому народу в 1921 г. отказалось от незаконных действий царского правительства и протектората России над Тувой, и объявило, что оно отнюдь не рассматривает Танну-Туву как свою территорию и никаких видов на нее не имеет, тем самым de-facto признало независимость ТНР.

В 1920-х гг. среди тувинских политиков не было единого мнения по поводу приоритетных направлений и методов достижения внешнеполитических задач. Безусловно, национальные интересы тувинского народа различными политическими группами понимались по-разному: монгольское руководство продолжало считать Туву частью Китая, как во времена существования Цинской империи; советские представители были за фактическое сохранение протектората России; часть правящей феодальной верхушки Тувы видела будущее тувинского народа в составе Монгольского государства; большинство населенияа выступало за сохранение суверенитета ТНР. Положение молодого государства было осложнено отсутствием опыта, выработанных механизмов для осуществления и защиты национальных интересов на международной арене. Первопроходцами на этом пути стали Монгуш Буян-Бадыргы — фактически первый председатель правительства и министр иностранных дел ТНР, Куулар Дондук — председатель Президиума Малого Хурала ТНР. Им приходилось полагаться на свою интуицию и политическое чутье, основывая руководящую деятельность на принципах наибольшего учета интересов своего народа, что не исключало ошибок в процессе поисков альтернатив развития тувинского государства.

СССР, несмотря на фактическое признание им тувинского государства, с закреплением межгосударственных отношений спешил, что можно объяснить неопределенностью перспектив советско-китайских отношений и отсутствием информации у советской стороны о позиции Китая по тувинскому вопросу. Положение осложнялось расхождением позиций НКИД СССР и Коминтерна в тувинском вопросе, однако общим в их позициях было то, что тувинский вопрос ими рассматривался шире, чем просто монгольская проблема.

Между тем, к середине 1920-х гг. ситуация изменилась, и потребовалось кардинальное изменение позиции советского руководства в данном вопросе. В июне 1925 г. Советская Россия, в связи с усилением панмонгольских настроений в ТНР, согласилась на заключение соглашения об установлении дружеских отношений с ТНР, подписанного 22 июля 1925 г. и закрепившего суверенитет ТНР и советско-тувинские отношения de jure. Напротив, процесс установления дипломатических отношений между ТНР и южным соседом был сложным и противоречивым. До середины 1920-х гг. правительство МНР отказывалось признавать суверенитет тувинского народа, и обосновало свою позицию тем, что считает Урянхайский край частью Монголии, следовательно, и Китая. Именно противоречивый подход не позволял Монголии объективно отнестись к неоднократным выступлениям под панмонгольскими лозунгами, которые происходили в 1920 — 1930-х гг. в Туве.

Необходимо особо подчеркнуть, что только при активном содействии НКИД СССР тувинскому правительству удалось сохранить суверенитет государства. В ходе международной тройственной конференции, проходившей в Кызыле в июле 1924 г., по настоянию советской стороны была принята совместная советско-монгольская декларация о невмешательстве во внутренние дела тувинского государства. Советская сторона, как более авторитетная, оказала определяющую роль в нормализации отношений между Тувой и Монголией. Так, под давлением советского руководства во второй половине 1920-х гг., кроме СССР, тувинское государство признала и Монголия, тем самым укрепив внешнеполитическое положение ТНР.

После заключения договора в 1925 г. ТНР получила возможность выступать как равноправная сторона, что позволило ей достичь определенных успехов на пути реализации своих национальных интересов. Министр иностранных дел ТНР в середине 1920-х гг., характеризуя основные направления внешнеполитических связей Тувы за прошедший период, выделил государственно-политическое, экономическое, культурно-научное направления. В числе государств, с которыми ТНР сотрудничала на равных началах, министр отметил СССР, МНР, Китай.

С первых дней установления советско-тувинских дипломатических отношений возник вопрос о государственных границах. Процесс определения государственных границ между СССР и ТНР, ТНР и МНР был трудный и длительный. Он был обусловлен комплексом факторов - политических, экономических, этнографических, географических. Следует отметить, что позиция СССР в данном вопросе определяло его отношение к тувинскому вопросу как таковому. По вопросу о тувинско-советской границе в 1924 г. председатель правительства ТНР Монгуш Буян-Бадыргы и чрезвычайный полномочный представитель СССР в ТНР Я. X. Давтьян в ходе непротокольных бесед договорились, что граница между СССР и ТНР временно установлена по принципу uti possidetis, который сводится к преемственности границ. Правительство THР, занявшее более активную позицию в данном вопросе, в ходе реализации положений данных договоренностей и договора 1925 г. столкнулось с противодействием правительства СССР, избегавшего открытого обсуждения вопроса о границах. Так, в данный период вопрос о государственных границах между ТНР и СССР не был разрешен.

И все же, в конце 1920-х гг. в других сферах взаимодействия тувинско-советские связи были расширены. Более того, СССР направил усилия на расширение своего военного присутствия в ТНР и сформировавшийся комплекс тувинско-советских отношений был дополнен военно-политическим сотрудничеством.

Советское руководство параллельно с этим через своих представителей начинает проводить активную кадровую политику в Туве, что привело к смене руководства. На VIII съезде ТНРП на руководящие посты в партийных организациях были избраны молодые партийные работники, ревсомольские кадры, обучавшиеся, главным образом, в учебных заведениях СССР и МНР, во главе с И.Ч. Шагдыржап, С. К. Тока и др. Съезд поручил ЦК ТНРП направить свои усилия на укрепление связей с СССР. В результате в области внутренней и внешней политики ТНР устанавливаются новые акценты.

Внешнеэкономические и культурные связи между СССР и ТНР имели глубокие исторические корни и особенно активными они стали в 1920-х гг., что было связано с провозглашением суверенитета ТНР.

С 1921 г. между ТНР и Советской Россией были установлены торговые связи, которые прошли в своем развитии несколько этапов. В начале стороны искали пути и формы сотрудничества, создавали специальные органы для их осуществления. Важным каналом хозяйственного взаимодействия государств стала Русская самоуправляющаяся трудовая колония (РСТК) в ТНР. Именно торгово-экономические связи, опережавшие в своем развитии политические, в некоторой степени способствовали заключению советско-тувинского договора 1925 г. и одновременно формированию условий для более тесного торгово-экономического, идейно-политического сближения обеих государств. Советские торговые организации при поддержке правительства добились ощутимых результатов на тувинском рынке. Эти годы были периодом формирования основ не только внешнеэкономической доктрины, но всей экономики молодого тувинского государства. По примеру СССР, эффективными средствами протекционистской политики правительства ТНР стали нетарифные инструменты, предоставлявшие возможность использования защитных мер национальных интересов. В сфере внешнеторговых отношений эти протекционистские меры начинают проявляться в стремлении постепенно вытеснить иностранный, частный торговый капитал. В 1926 г. Конституция ТНР ввела монополию на внешнюю торговлю как орудие экономического закрепления существующего строя в Тувинской Республике. В конце 1920-х гг. как результат осуществления такой политики иностранные фирмы (кроме советских) вынуждены были свертывать свою деятельность.

В истории культуры тувинского народа удивительным образом переплелись различные компоненты тюркского и монгольского этнокультурных элементов. Тувинский народ, являясь тюркским по языку, был более близок к таким же народам, проживавшим на территории советского государства. В то же время, исповедуя буддизм ламаистского толка, а также, живя по соседству с монголами, в составе различных государственных образований, когда-либо существовавших в Центре Азии, по нравам, обычаям и ролу занятий тяготел к Монголии. С создания тувинским народом своего государства вопросы культурного сотрудничества закономерно стали одним из направлений работы государственных органов. Хотя по сравнению с насущными экономическими и политическим задачами они занимали второстепенное место.

Со своей стороны, СССР рассматривал культурные связи с тувинским народом как средство влияния на состояние внутренних дел в этом регионе. Тувинское руководство, со своей стороны, исходя из учета политических и экономических интересов, определило более плодотворным и перспективным направлением культурного сотрудничества с СССР. Это вытекало из общей благоприятной и благожелательной обстановки, созданной советским руководством, которое опиралось на свои внешнеполитические и идеологические установки. В этом смысле симптоматичен тот факт, что советская сторона стала первой выдвигать проекты сотрудничества в области культуры. С середины 1920-х гг. советско-тувинские культурные связи постепенно становятся объектом одной из сфер сотрудничества двух государств.

Таким образом, в 1920-х гг. при активном содействии Советского Союза произошло не только государственно-правовое оформление ТНР, но и были завязаны внешнеполитические, внешнеэкономические и культурные связи. Советско-тувинское сотрудничество в основном было направлено на решение практических задач, таких как подготовка кадров для поднятия экономики страны, а также формирования нового поколения руководящих работников. За первое десятилетие существования тувинского государства произошла эволюция во внешнеполитическом курсе его правительства. Если в первые годы после провозглашения ТНР ее руководители стремились проводить относительно самостоятельную внешнюю политику, установив связи с соседним Советским Союзом, то в конце 1920-х гг. приход к власти левых в ТНР наметил не только изменение внутриполитического курса, но внешнеполитической ориентации государства в последующие годы.

Закладка города Белоцарска, ныне Кызыла — столицы Республики Тыва 

http://russiatuva.ru/sites/default/files/styles/650x/public/12_1.jpg?itok=d_ThUzh_

Год: 

1914

6 августа 1914 года – закладка города Белоцарска, ныне Кызыла — столицы Республики Тыва

В Государственном Архиве Республики Тыва хранится письмо заведующего устройством русского населения в Урянхае В.Габаева Гуну Буянбатархо о строительстве нового административного центра в местности Виланы при слиянии двух притоков Енисея.

«Письмо Заведующего устройством русского населения в Урянхае В. Габаева Заведующему урянхами по р. Кемчику Гуну Буянбатархо о строительстве нового административного центра в местности Виланы при слиянии двух притоков Енисея.

5 апреля 1914 г.

Высшее Российское Правительство, идя навстречу к улучшению быта туземного населения Урянхайского края уполномочило меня создать в местности Виланах при слиянии двух [притоков] Енисея административный центр, при котором открыть русско-урянхайскую школу, больницу, ветеринарный пункт и сельско-хозяйственный склад, в складе продавать по удешевленным ценам урянхайскому населению все необходимые предметы. Там же принимать от туземного населения разные пушные товары, стоимость которых оплачивать согласно ценам, существующим на рынке. В поселках Знаменском, В-Никольском и в первом участке по реке Кемчику* также открыть медицинский и ветеринарный пункты с бесплатным лечением и лекарствами. В каждом из упомянутых поселков назначить для наблюдения за порядком по одному полицейскому уряднику.

Кроме сего с открытием административного центра будут учреждены управления, находящиеся в моем ведении, где мною будут приниматься разные жалобы и решаться претензии урянхов к русским.

Сообщая для сведения Вам, Почтенный Гун Буянбатархо**, надеюсь, что подобные учреждения не только не пойдут против Ваших желаний, но, наверное, и заслужат с Вашей стороны, Гун Ноян, сочувствие и принесут существенную пользу, для блага Вашего народа.

ЦГА РТ. Ф.123. Оп.2. Д.21. Л.13, 14.

Хемчик.

Нойон Даа хошуна Монгуш Буян-Бадыргы, гун – княжеский титул».

http://russiatuva.ru/sites/default/files/54.jpg

В 1994 году в честь 80-летия этого события на доме по улице Комсомольская, дом 16, вывешена мемориальная доска с текстом на тувинском, русском и английском языках: «Этот дом построен в 1914 году, охраняется государством как памятник деревянного зодчества города Кызыла, бывшего Хем-Бельдира, Белоцарска» (фото дела, карты города 1914 года).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Сосновка

        

Классный час на тему:

«100 лет назад Тува вошла в состав России»

 

Классный руководитель: Ондар Е.Д

Сосновка 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Вхождение Крыма в состав России"

Наш классный час, посвящен воссоединению Крыма с Россией. Вспомним  немного истории о   названии и  местоположении   полуострова. Для этого  вернемся   на ...

методические материалы для проведения классных часов. посвящённых трагическим событиям в Беслане 1 сентября 2004 г. и вхождения Крыма в состав России 18 марта 2014 г.

методические материалы для проведения классных часов. посвящённых трагическим событиям в Беслане 1 сентября 2004 г. и вхождения Крыма в состав России 18 марта 2014 г....

проверочная работа по темам международная политика России в 17 веке, вхождение Украины в состав России

Проверочная работа к материалу параграфов 21-23 учебника "История России. 7 класс." Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под ред. А.В. Торкунова....

Сценарий урока по истории России «Под рукой» российского государя. Вхождение Украины в состав России» с применением компетенций "4 К".

В основу педагогического проекта  по истории России «Под рукой» российского государя. Вхождение Украины в состав России» с применением компетенций "4 К" положено разви...

Классный час: "Вхождение Крыма в состав России "

Презентация к классному часу: "Вхождение Крыма в состав России"...

Классный час на тему: Вхождение Крыма в состав России

Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ.Конспект классного часаЦели:показать историческую, геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России;подчеркнуть обоснованность воссоедин...