Построение воспитательной работы на основе позитивного личностного примера учителя и учеников старших классов.
статья (6 класс) на тему
Котовщикова Людмила Сергеевна учитель биологии высшей квалификационной категории
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Сосновка Тандинского района Республики Тыва (МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна).
Предмет: биология
« Тот, кто творит умного и доброго
человека, - самый искусный мастер»
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 38.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение воспитательной работы на основе позитивного личностного примера учителя и учеников старших классов.
Котовщикова Людмила Сергеевна учитель биологии высшей квалификационной категории
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Сосновка Тандинского района Республики Тыва (МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна).
Предмет: биология
« Тот, кто творит умного и доброго
человека, - самый искусный мастер»
В.А.Сухомлинский.
Наступивший XXI век называют веком Человека. И если образование есть отражение состояния цивилизации, а в ядре общественных явлений находится человек, то в связи с переходом общества к новому социально-экономическому и политическому укладу человечеству пора заняться самим собой и понять всю меру ответственности за свое бытие в прошлом, настоящем и будущем.
Сегодня приоритеты в образовании связаны, прежде всего, с интересами человека и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе оптимизации образовательного процесса, на формирование духовности, активной гражданской позиции личности, ее информационной культуры, на обеспечение условий для проявления и реализации возможностей и способностей каждого школьника, для профессионального самоопределения обучающихся.
Ни один учитель на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-ориентированном учителе, если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность, уважать и восхищаться неповторимостью другой личности.
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многообразна, круг обязанностей очень широк. Реализация поставленных целей и задач предъявляет к классному руководителю целый комплекс высоких профессиональных требований. Воспитатель-профессионал должен:
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности;
- создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для реализации их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива;
- способствовать созданию эмоционально-комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание «ситуации успеха»;
- способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно значимой деятельности.
Таким образом, система воспитательной работы – это управление процессом развития личности, и строится она исходя из социального состава учащихся, микросреды, сложившихся традиций и возможностей школы. Также это динамическая система, изменяющаяся со временем, так как приходится учитывать возрастные изменения детей, изменения, происходящие в жизни класса, школы, общества.
Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.
Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.
Как найти контакт с детьми? Как проникнуть в их маленький мир? Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и задача учителя - быть им другом и помочь раскрыться личности ребёнка.
И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя». Поэтому, ключевыми понятиями воспитательной системы учителя являются:
Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
Я - концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность. Взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.
Воспитание – целенаправленный организованный процесс педагогического управления развитием личности.
Воспитанность - это совокупность достаточно сформированных социально-значимых качеств, отражающих систему отношений личности к обществу, к людям; к умственному и физическому труду, к самому себе.
Ценности общечеловеческие – эталоны должного, общественные идеалы, выработанные человечеством и передающиеся их поколения в поколение, нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.
На мой взгляд, самыми главными принципами построения воспитательной системы класса являются: принцип сотрудничества (работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия); и принцип личностно – ориентированного подхода (уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям). Взаимодействие выстраивается по следующей схеме:
Классный руководитель
Ученик Родитель
В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Мы за сотрудничество.
Как утверждает известный педагог С.Соловейчик: « Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми».
Я придерживаюсь «Кодекса учителя» М. Коллинза, который определяет конкретные способы воспитания успешного человека:
- твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – это в вере в них;
- каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником;
- учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть на неуспех.
Смысл и главное предназначение воспитательной работы, меня как классного руководителя заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка. «Человек живет и рождает новое, от него остается навсегда то небывалое, что он рождает словом, делом, помышлением, поклоном даже, или пожатием руки, или только улыбкой посылаемой»,- говорил писатель-натуралист М.М. Пришвин. Стимуляция ученика своим отношением к его успехам и поддержка в неудачах формирует личность ученика, его жизненные ориентиры, мотивирует его движение вперед. Личный пример учителя и старшеклассников, играет важнейшую роль в процессе формирования ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования; создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Говоря о системе воспитания МБОУ СОШ с. Сосновка, мы в первую очередь имеем в виду воспитательную проблему: «Школа здоровья и развития» и три направления воспитания: Я - частица социума. Я - частица природы. Я - здоровый дух.
Я, как классный руководитель, выбрала для себя следующие методы: воспитание словом, делом, примером, ситуацией, игрой, отношением и общением. Взяв 5 класс, сформулировала воспитательные задачи, исходя из проблем, методов и направлений воспитания.
Задачи:
- Основное внимание уделять организации коллектива учащихся, добиться ответственности друг за друга
- Развивать познавательный интерес, общественную активность.
- Приобщить к нравственно-культурным ценностям и здоровому образу жизни.
- Добиться единства педагогических требований к учащимся со стороны учителей предметников, школы и семьи.
- Предупредить асоциальное поведение детей в семье и обществе.
- Воспитывать уважение к себе и другим, развивать чувства долга и ответственности в обществе.
- Развивать способности ребенка через многообразие видов деятельности
Работая с классным коллективом, я пришла к выводу, чтобы добиться результата в воспитании и формировании личности необходимо наладить работу таким образом, чтобы учесть особенности каждого ребенка. Поэтому в воспитательную программу я обязательно включаю следующие разделы:
Работа с отдельными группами учащихся
Группа учащихся | Задачи | Формы реализации |
По отношению к учебе | ||
Одаренные | Развитие познавательных интересов и способностей. | Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно- исследовательской работе. |
Способные, но не трудолюбивые | Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков. | Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов, интеллектуальных развлекательных мероприятий. |
Способные, но неусидчивые | Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков. | Постоянный контроль, беседы, опора на родителей. |
Неспособные, но старающиеся | Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка. | Оказание помощи в учебе. Индивидуальный подход. |
Не желающие учиться | Формирование учебной мотивации. | Строгий контроль. Индивидуальный подход. |
По отношению к общественной жизни | ||
Очень активные | Формирование качества лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей | Привлечение к организации общественных дел в классе, школе, сумоне, кожууне. Помочь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество. |
Пассивные | Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива. | Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений. |
По отношению к морально-этическим проблемам | ||
Дети группы риска | Определение проблемы. Выработка задач. | Осуществление индивидуального подхода, постоянный контроль, контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе, вовлечение во внеклассную деятельность. Формировать навыки здорового образа жизни. |
Я думаю, что личный пример учителя-воспитателя, его нравственные ценности и ориентиры личности приводят к положительной динамике, дают необходимый результат.
Проанализировав свою работу за прошлый учебный год, я сделала следующие выводы в плане воспитательной деятельности:
В классе 24 человека. Классный коллектив сложился из четырех классов Дургенской начальной и Сосновской школ. После объединения класса учащиеся очень быстро адаптировались и составляют как бы единое целое. Дети не приучены ценить честь класса и школы, с неохотой участвуют в различных общешкольных мероприятиях. В начале учебного года выбрали органы ученического самоуправления. Каждый ребенок получил поручение и в течение года успешно с ним справлялся. Помимо общепринятых секторов мы сформировали бюро добрых услуг. Оно занималось поиском объектов для оказания шефской помощи, посещало больных одноклассников. Работа этого бюро вырабатывала в детях чуткость, внимательность, заботу об окружающих. Сократилось количество пропусков без уважительной причины.
Есть в классе дети с большими потенциальными возможностями, но есть и пассивные дети, нежелающие что-либо делать в коллективе. Активисты вовлекают в различные виды деятельности пассивных детей, наблюдается принцип соревновательности. Это помогает сплочению классного коллектива и упрощает работу классного руководителя. В классе выявили уровень воспитанности учащихся, который составляет 4,2 балла.
Для формирования военно-патриотической гражданской позиции провели классные часы: «Мой родной край», «И помнит мир спасенный» - в честь годовщины Победы в ВОВ, «Город герой Волгоград», защитили проект «Герой России С.К.Шойгу». Участвовали в митинге памяти и праздничном концерте в честь Дня Победы. Заняли первое место в конкурсе чтецов и песен «Мой родной край". Для будущих защитников Отечества к 23 февраля провели «Рыцарский турнир». Мальчики соревновались в силе, выносливости, смекалке. Приняли участие в фестивале дружбы и творчества.
Для выработки оздоровительных и гигиенических навыков с помощью медицинского работника Горпанюк М.П. проведена беседа «Гигиена органов зрения». В течение года в классе работали санитары, проверяющие гигиенические навыки. Провели классный час «СПИД - чума 21 века». Заняли первое место в общешкольной игре по студиям Санпост среди 5-6 классов, 3 место в конкурсе литературно- музыкальных композиций о здоровом образе жизни. Кабинет занял 2 место в номинации «Образцовый кабинет». В классе налажено горячее питание и фиточай.
Реализуя лучшие традиции народной педагогики, учащиеся 5 класса и руководители клубов подготовили и провели мероприятия: широкая Масленица, встреча Шагаа, победили в конкурсе песен, 3 место в конкурсе пословиц и поговорок к Шагаа, провели мастерскую по изготовлению кукол к христианской Пасхе. Участвовали в республиканском проекте «Сто открытий, сто находок».
Ребята активно участвовали и занимали призовые места во всех общешкольных мероприятиях: конкурсе песен, рисунков, чтецов, выставке цветов и поделок из природного материала «Золотая осень», конкурсе Мисс флора, КВН по краеведению, по математике, Мисс Шагаа. Ко дню учителя защитили проект «Учитель, перед именем твоим», рассказав об учителях, некогда трудившихся в стенах нашей школы и оставивших неизгладимый след в сердцах выпускников.
Классный руководитель должен помочь детям реализоваться в образовательной деятельности. 5 класс показывает хорошие знания по предметам. Процент качества знаний составляет 47%. Учащиеся класса участвовали в предметных олимпиадах: по русскому языку, математике, биологии. Учащиеся не умеют самостоятельно приобретать знания, но работают на уроках активно, заинтересованно. Большинство добросовестно готовят домашнее задание, очень любят творческие и логические задания.
Внешкольная деятельность учащихся в системе дополнительного образования: 10 детей заняты в кружках, клубах и секциях, что составляет 47 %.
в спортивных секциях: по стрельбе из лука, волейболу, теннису, борьбе хуреш.
в клубах: КИД «Голубая Планета», «Память», «Октаргай».
Класс со спортивным потенциалом. Но не все ребята с удовольствием посещают уроки физкультуры. Класс участвовал во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях. Заняли первое место в спортивном празднике ко «Дню Знаний», общекомандное 3 место в осеннем туристическом слете, 1 место в «Веселых стартах», участвовали в Президентских состязаниях. Провели дни здоровья «Здоров будешь - все добудешь».
Ребята умеют трудиться, большинство с удовольствием выполняют поручения. Хорошо работали хозяйственный сектор и цветоводы. Сохранена мебель в кабинете. Еженедельно проводились генеральные уборки. Все ребята работали с энтузиазмом на осеннем и весеннем субботниках.
Роль родителей в воспитании детей и помощи классному руководителю не на должном уровне. Родители не заинтересованы в конечном результате обучения детей. Большинство детей предоставлены сами себе. Трое детей живут в неполных семьях, 1 -у опекунов. Не все семьи благополучны, они нуждаются в постоянном контроле. С участием родителей провели праздники: Дни именинника, День матери, Новогодний огонек. Согласно плану воспитательной работы провели родительские собрания. Были посещены семьи большинства учащихся с целью контроля режима дня и оценки участия детей в обслуживающем труде в семье. По мере необходимости родители приглашались на индивидуальные беседы. Силами родителей отремонтирован кабинет.
В следующем учебном году следует сохранить традиции, стимулировать активность детей и родителей в проведении внеклассных мероприятий. Продолжить работу по сплочению классного коллектива, добиваясь ответственности друг за друга. Постараться повысить процент качества знаний, и занятости детей в кружках и секциях. Продолжить формирование гигиенических навыков. Поддерживать спортивно-оздоровительный дух в класс.
В заключении я хочу вам представить свое педагогическое кредо: Зажигай «звезду» и давай возможность ей разгораться все ярче и ярче. А когда пройдет время одной «звезды» зажигай новую.
На основе этого принципа я смогу сформировать в каждом ученике личность, организаторские способности, определить имидж лидера. Чтобы выпускаясь из стен школы, каждый ученик унес с собой положения концепции «Я - лидер», которые помогут ему в новой неизведанной жизни.
- Я ЕСТЬ!
- Я МОГУ, ХОЧУ И ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЮ!
- Я НУЖЕН!
- Я СМОГУ ВСЕ ПРЕОДОЛЕТЬ И ПОБЕДИТЬ!
- Я УСПЕШЕН!
Список литературы:
- Концепция воспитательной деятельности классного руководителя 5 «б» класса Котовщиковой Л.С. на 2013-2016 годы.
- Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
- Вагнер И. В.Проектирование содержания воспитания школьников в контексте Федерального государственного стандарта общего образования.
- http://www.pandia.ru/
- http://www.prodlenka.org/ Автор материала: Гудько Юлия Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мониторинг как основа построения воспитательной работы в школе".
Цель: выявление способности учреждения образования содействовать развитию личности ребенка....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида
В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...
Контрольная работа по английскому языку по теме "Праздники" для учеников старших классов.
Контрольная работа состоит из трех заданий и предназначена для учеников 8-х классов общеобразовательных школ.Первое задание на знание страноведческой информации. Нужно соотнести праздник и месяц, в ко...
Модульный принцип построения воспитательной работы школы
Доклад на августовской конференции педагогических работников города...
«Работа с учеником старших классов над крупной формой»
Цель урока: «Закрепление навыков техники владения смычком при работе над крупной формой у учащихся старших классов»Задачи:образовательная –·...
Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов
Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов можно использовать в рамках мероприятий ко Дню учителя в ОУ, а добавив номара ученической самодеятельности представить целую конц...
Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов
Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов, добавив номера ученической самодеятельности можно успешно провести мероприятие в рамках празднования Дня учителя....