«Дисциплина – это послушание или активная работа?»
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Мы все с вами ежедневно общаемся с людьми: будь то бурное обсуждение интересных тем с одноклассниками, задушевный разговор по телефону с подругой или разговоры с родителями. И независимо от того, где мы находимся с вами – в школе, в спортивной секции, кинотеатре или дома, мы всегда придерживаемся определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством (ярким тому примером является Конституция), другие (их называют нравственными) живут по обычаям, традициям народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.
Заглянем в словарь русского языка С.И. Ожегова: «Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу…»
Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
А вот какой определение этому термину дает Энциклопедический словарь: "Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации". («Энциклопедический словарь»)
При общении с другими людьми стоит придерживаться золотого правила: «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях». Важно понять ошибочность мнения о том, что контролировать надо только свои действия, а мыслить можно о чем угодно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distsiplina-eto_poslushanie_ili_rabota.doc | 43 КБ |
distsiplina.ppt | 979.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговор с учащимися на тему:
«Дисциплина – это послушание или активная работа?»
Цель: определить роль дисциплины и самодисциплины в роли каждого человека.
Вступительное слово
Добрый день, ребята!.
Как хорошо, что мы сегодня собрались здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть воздуха, наполните наши сердца добротой и любовью.
Ребята зовут меня Лейсан Марселевна. Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомиться и пообщаться на тему: «Дисциплина – это послушание или активная работа?» СЛАЙД 1
Мы все с вами ежедневно общаемся с людьми: будь то бурное обсуждение интересных тем с одноклассниками, задушевный разговор по телефону с подругой или разговоры с родителями. И независимо от того, где мы находимся с вами – в школе, в спортивной секции, кинотеатре или дома, мы всегда придерживаемся определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством (ярким тому примером является Конституция), другие (их называют нравственными) живут по обычаям, традициям народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.
- Ребята, как вы думаете, а что означает понятие дисциплина? (Ответы учащихся)
СЛАЙД 2 Заглянем в словарь русского языка С.И. Ожегова: «Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу…»
Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
А вот какой определение этому термину дает Энциклопедический словарь СЛАЙД 3
Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации («Энциклопедический словарь»)
При общении с другими людьми стоит придерживаться золотого правила: «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях». Важно понять ошибочность мнения о том, что контролировать надо только свои действия, а мыслить можно о чем угодно.
- А как вы понимаете такое понятие как «сознательная дисциплина»? СЛАЙД 4
(Примерные ответы учащихся:
- Не опаздывать на уроки.
- Своевременно выполнять домашние задания и т. д.
- Умение слушаться учителя, родителей и т.д.)
Обобщение ответов: Сознательная дисциплина не ограничивается исполнительностью, своевременным приходом на занятия, она предполагает полную отдачу сил учебному труду и общественным делам. Дисциплина должна стать внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками.
СЛАЙД 5
- Ребята, скажите честно, нарушали ли вы когда-нибудь дисциплину?
- А задумываетесь ли вы о том, что бывает причиной нарушения вами дисциплины?
Ответы учащихся
Обобщение ответов: Да, действительно, мы делаем то, что нам не свойственно под влиянием эмоций, друга или просто назло, чтобы показать свой характер и индивидуальность. Однако рано или поздно к нам приходит раскаяние, и мы просим прощения за то, что расстроили своим поведением родителей или обидели своего лучшего друга.
- Мужество начинается с умения одерживать победы над собой, даже маленькие.
А сейчас я хочу познакомить вас с высказыванием известного педагога В.А. Сухомлинского, который советовал воспитывать самодисциплину школьникам следующим образом: СЛАЙД 6
«Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй… Ты убедишься, как это радостно – заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть «не хочется» отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей воли…»
СЛАЙД 7
- Ребята, ответьте на вопрос: стали ли вы более дисциплинированными, ответственными по сравнению с прошлым учебным годом?
- Под влиянием чего это случилось?
Я рада, что вы стали более собранными, ответственными за свои поступки перед родителями, классом, собственной совестью. Итак, мы с вами рассмотрели понятие дисциплина, как активную работу над собой и своими качествами.
- А давайте порассуждаем: можем ли мы поставить знак равенства между понятиями «дисциплина» и «послушание»? (Ответы учащихся)
Писатель Максим Горький вспоминал историю о том как его дедушка очень ждал субботу, а его внуки наоборот очень боялись ее. В субботу в предбаннике их ждали запаренные розги… Некоторые детские воспоминания нашли свое в повести «Детство».
- Как вы считаете, а что хотел донести до своих внуков дедушка Горького: добиться дисциплины или полного послушания? (Ответы учащихся)
Размышление на тему: «Ответственный и безответственный человек: какой он?» СЛАЙД 8
Я предлагаю разделиться вам на две группы ив течение 2 минут подумать, какие 3 самых главных качества присущи ответственному и безответственному человеку .
Вывод: Что же скрывается за этими словами:
Обобщение. СЛАЙД 9
- Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.
Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.
Помните, что вы являетесь маленькой частичкой нашего большого общества. И от сознательной дисциплины каждого из нас зависит дисциплина народа. Ведь если мы начнем нарушать те законы, по которым мы живем уже много лет, то весь мир превратится в хаос.
Закончить наш час общения я хотела бы следующей притчей
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец? (предположения детей)
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
СЛАЙД 12 Ребята, помните, все в ваших руках ваши добрые дела и поступки зависят только от вас!
Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены человеческим участием, добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших добрых дел! Пусть в вашей жизни как можно больше встречаются справедливые люди.
Всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу. Дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный. Словарь русского языка С.И. Ожегова
Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Энциклопедический словарь
Вопрос для размышления Как вы понимаете такое понятие как «сознательная дисциплина» ?
Задумываетесь ли вы о том, что стало причиной нарушения вами дисциплины? Вопросы для размышления
Пусть «не хочется» отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей воли…». В.А.Сухомлинский
- Какие изменения произошли в вашем поведении за последний год? - Под влиянием чего это случилось? Вопросы для размышления
Размышление на тему: «Ответственный и безответственный человек: какой он?»
Человек всегда несет ответственность за свои поступки
Все в ваших руках, ваши добрые дела и поступки зависят только от вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дисциплина - это послушание или активная работа?"
Классный час "Дисциплина - это послушание или активная работа?". В начале урока вместо отрывка из произведения можно включить фрагмент из Ералаша ("Урок музыки")....
О дисциплине и послушании.
Есть правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны, безусловно, выполнять. Правила поведения, рациональный порядок делает жизнь ребенка понятной и предсказуемой, создает чувст...
Индивидуальная работа2
Индивидуальная работа2...
Дисциплина – это послушание или активная работа?
Дисциплина – это послушание или активная работа?...
проектная работа1
проектная работа1...
проектная работа2
проектная работа2...
классный час "Дисциплина - это послушание или активная работа?
конспект классного часа...