«Дисциплина – это послушание или активная работа?»
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Мельникова Лейсан Марселевна

 

Мы все с вами ежедневно общаемся с людьми: будь то бурное обсуждение интересных тем с одноклассниками, задушевный разговор по телефону с подругой  или разговоры с родителями. И независимо от того, где мы находимся с вами – в школе, в спортивной секции, кинотеатре или дома, мы всегда придерживаемся определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством (ярким тому примером является Конституция), другие (их называют нравственными) живут по обычаям, традициям народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

Заглянем в словарь русского языка  С.И. Ожегова: «Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу…»

Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

А вот какой определение этому термину дает Энциклопедический словарь: "Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации". («Энциклопедический словарь»)

При общении с другими людьми стоит придерживаться золотого правила: «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях». Важно понять ошибочность мнения о том, что контролировать надо только свои действия, а мыслить можно о чем угодно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distsiplina-eto_poslushanie_ili_rabota.doc43 КБ
Office presentation icon distsiplina.ppt979.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разговор с учащимися на тему:
«Дисциплина – это послушание или активная работа?»

 

Цель: определить роль дисциплины и самодисциплины в роли каждого человека.

Вступительное слово

Добрый день, ребята!.

Как хорошо, что мы сегодня собрались здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть воздуха, наполните наши сердца добротой и любовью.

Ребята зовут меня Лейсан Марселевна. Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомиться и пообщаться на тему: «Дисциплина – это послушание или активная работа?» СЛАЙД 1

Мы все с вами ежедневно общаемся с людьми: будь то бурное обсуждение интересных тем с одноклассниками, задушевный разговор по телефону с подругой  или разговоры с родителями. И независимо от того, где мы находимся с вами – в школе, в спортивной секции, кинотеатре или дома, мы всегда придерживаемся определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством (ярким тому примером является Конституция), другие (их называют нравственными) живут по обычаям, традициям народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

- Ребята, как вы думаете, а что означает понятие дисциплина? (Ответы учащихся)

СЛАЙД 2 Заглянем в словарь русского языка  С.И. Ожегова: «Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу…» 

Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

А вот какой определение этому термину дает Энциклопедический словарь СЛАЙД 3

Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации («Энциклопедический словарь»)

При общении с другими людьми стоит придерживаться золотого правила: «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях». Важно понять ошибочность мнения о том, что контролировать надо только свои действия, а мыслить можно о чем угодно.

-  А как вы понимаете такое понятие как «сознательная дисциплина»? СЛАЙД 4

(Примерные ответы учащихся:

- Не опаздывать на уроки.

- Своевременно выполнять домашние задания и т. д.

- Умение слушаться учителя, родителей и т.д.)

Обобщение ответов: Сознательная дисциплина не ограничивается исполнительностью, своевременным приходом на занятия, она предполагает полную отдачу сил учебному труду и общественным делам. Дисциплина должна стать внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками.

СЛАЙД 5

- Ребята, скажите честно, нарушали ли вы когда-нибудь дисциплину?

- А задумываетесь ли вы о том, что бывает  причиной нарушения вами дисциплины?

Ответы учащихся

Обобщение ответов: Да, действительно, мы делаем то, что нам не свойственно под влиянием эмоций, друга или просто назло, чтобы показать свой характер и индивидуальность. Однако рано или поздно к нам приходит раскаяние, и мы просим прощения за то, что расстроили своим поведением родителей или обидели своего лучшего друга.

- Мужество начинается с умения одерживать победы над собой, даже маленькие.

А сейчас я хочу познакомить вас с высказыванием известного педагога В.А. Сухомлинского, который советовал воспитывать самодисциплину школьникам следующим образом: СЛАЙД 6

«Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй… Ты убедишься, как это радостно – заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть «не хочется» отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей воли…»

СЛАЙД 7

- Ребята, ответьте на вопрос: стали ли вы более дисциплинированными, ответственными по сравнению с прошлым учебным годом?

- Под влиянием чего это случилось?

Я рада, что вы стали более собранными, ответственными за свои поступки перед родителями, классом, собственной совестью. Итак, мы с вами рассмотрели понятие дисциплина, как активную работу над собой и своими качествами.

- А давайте порассуждаем: можем ли мы поставить знак равенства между понятиями «дисциплина» и «послушание»? (Ответы учащихся)

Писатель Максим Горький  вспоминал историю  о том как его дедушка очень ждал субботу, а его внуки наоборот очень боялись ее. В субботу в предбаннике их ждали запаренные розги… Некоторые детские воспоминания нашли свое в повести «Детство».

- Как вы считаете,   а что хотел донести до своих внуков дедушка Горького: добиться дисциплины или полного послушания? (Ответы учащихся)

Размышление на тему:  «Ответственный и безответственный человек: какой он?» СЛАЙД 8

Я предлагаю разделиться вам на две группы ив течение 2 минут подумать, какие 3 самых главных качества присущи ответственному и безответственному человеку .

Вывод: Что же скрывается за этими словами:  

Обобщение. СЛАЙД 9

 - Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.

Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.

Помните, что вы являетесь маленькой частичкой нашего большого общества. И от сознательной дисциплины каждого из нас зависит дисциплина народа. Ведь если мы начнем нарушать те законы, по которым мы живем уже много лет, то весь мир превратится в хаос.

Закончить наш час общения я хотела бы следующей притчей

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец? (предположения детей)
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
СЛАЙД 12 Ребята, помните, все в ваших руках ваши добрые дела и поступки зависят только от вас!

Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены человеческим участием, добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших добрых дел! Пусть в вашей жизни как можно больше встречаются справедливые люди. 

Всего вам доброго!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час на тему: «Дисциплина – это послушание или активная работа?»

Слайд 2

Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу. Дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный. Словарь русского языка С.И. Ожегова

Слайд 3

Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Энциклопедический словарь

Слайд 4

Вопрос для размышления Как вы понимаете такое понятие как «сознательная дисциплина» ?

Слайд 5

Задумываетесь ли вы о том, что стало причиной нарушения вами дисциплины? Вопросы для размышления

Слайд 6

Пусть «не хочется» отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей воли…». В.А.Сухомлинский

Слайд 7

- Какие изменения произошли в вашем поведении за последний год? - Под влиянием чего это случилось? Вопросы для размышления

Слайд 8

Размышление на тему: «Ответственный и безответственный человек: какой он?»

Слайд 9

Человек всегда несет ответственность за свои поступки

Слайд 10

Все в ваших руках, ваши добрые дела и поступки зависят только от вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дисциплина - это послушание или активная работа?"

Классный час "Дисциплина - это послушание или активная работа?".  В начале урока вместо отрывка из произведения можно включить фрагмент из Ералаша ("Урок музыки")....

О дисциплине и послушании.

Есть правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны, безусловно, выполнять. Правила поведения, рациональный порядок делает жизнь ребенка понятной и предсказуемой, создает чувст...

Индивидуальная работа2

Индивидуальная работа2...

Дисциплина – это послушание или активная работа?

Дисциплина – это послушание или активная работа?...

проектная работа1

проектная работа1...

проектная работа2

проектная работа2...