Классный час "Память - кладовая знаний"
классный час (6 класс) на тему
Методическая характеристика темы:
Память - это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта. Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения, ораторского мастерства и устного счета. Данный классный час направлен на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_-_pamyat_-_kladovaya_znaniy.docx | 230.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Память – кладовая знаний!»
Н. В. Зуева
воспитатель учебного курса 5-х классов
Москва 2013 г.
Тема: «Память – кладовая знаний!»
Методическая характеристика темы:
Память - это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта. Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения, ораторского мастерства и устного счета. Данный классный час направлен на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала.
Использование современных педагогических технологий:
• методика коллективной творческой деятельности, технология сотрудничества, личностно - ориентированные технологии;
• технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову;
• технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств.
Цель: сформировать у воспитанниц представления о памяти, видах памяти, определить причины, влияющие на продуктивность памяти.
Задачи:
- изучить некоторые особенности памяти воспитанниц, показать возможности ее развития;
- познакомиться с приемами рационального запоминания;
- развивать умение оценивать себя, навыки рефлексии;
- способствовать осмыслению и усвоению воспитанницами условий, влияющих на продуктивность запоминания.
Форма проведения: беседа, диагностика.
Подготовительная работа: подготовка презентации, подготовка раздаточного материала для воспитанниц (приложение 1), помощь в подготовке сообщений воспитанницам.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, конспект урока.
Оформление: на интерактивную доску вывести название классного часа.
План:
- Вступительное слово.
- Сообщения воспитанниц о видах памяти.
- «Золотые правила памяти».
- Тренинговые упражнения.
- Работа с цитатой.
- Гимнастика для улучшения памяти.
- Итог.
- Рефлексия.
- Заключительное слово.
Ход классного часа
1. Вступительное слово.
Память для нас - загадка! Почему, казалось бы, небольшое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое, бесспорно важное, испаряется из памяти? Почему мы одно помним, другое забываем? Почему задача, которую никак не удается решить, запоминается, а успешно решенная сразу же забывается. За этим почему сразу же следует «как».
Как улучшить свою память, какие способы запоминания наиболее эффективны, как надо изучать и повторять учебный материал, чтобы он наилучшим образом «уложился» в голове. Может быть, наш классный час ответит на эти почему и в копилку ваших знаний о себе собой войдут новые полезные сведения, которые не только помогут вам лучше учиться, но и хорошо подготовят к экзаменам.
Случается слышать от иных людей: «У меня плохая память», или даже «Знаете, у меня вовсе нет никакой памяти». Конечно, это преувеличение. Представьте, что было бы с человеком, если бы он и в самом деле совсем утратил память. По ТВ нам иногда показывают людей, частично потерявших память. А совсем! Это значит не помнить не только кто ты, где живешь, кто и где твои родные, но и язык, и куда идешь, и как пользоваться ложкой, для чего какая одежда нужна и так далее. Такой человек не мог бы совсем жить в современном мире. Это уже, конечно, крайность. А вам в учебе, в дальнейшем освоении профессии, в будущей работе надо будет осваивать и запоминать много нового.
Вот несколько интересных исторических фактов:
- римский император Юлий Цезарь помнил имена всех своих 30000
легионеров;
- римский философ Сенека, 1 раз услышав 2000 отдельных слов, мог
повторить их в том же порядке;
- Моцарт мог точно записать сложную музыкальную пьесу, услышанную
один раз;
Подсчитано, что ёмкость индивидуальной памяти обычного человека
измеряется огромной величиной 10 в двадцатой степени бит, что соответствует информационному фонду библиотеки имени Ленина, насчитывающему 25 миллионов книг, брошюр и статей.
Изучением свойств памяти занимается очень важная наука - психология. Может быть, кто-то из вас в будущем будет подробно изучать эту науку.
- Девочки, сформулируйте свое определение слову «память»
Память - это свойство человеческого мозга замечать, хранить, а в нужный момент воспроизводить то, что было в прошлом опыте данного человека, что он ранее узнал, продумал, пережил, сделал. Память - чудесное свойство мозга, позволяющее неизмеримо повысить КПД учения, без информации, которую сохраняет память, нельзя расширить и углубить представление об окружающем мире. Резервы человеческой памяти неизмеримы. Что же надо делать, чтобы привести их в действие. Об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Существует 4 основных вида памяти: слуховая, зрительная, моторная (двигательная), смешанная.
2. Сообщения учащихся о видах памяти
1-ый ученик - зрительная память
У человека преобладающим является зрительное восприятие. Оно чрезвычайно важно для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, т. е. способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".
2-й ученик - слуховая память
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. 3-й ученик - двигательная память
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.
4-й ученик - смешанный тип памяти
Смешанный тип памяти жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти, по причине большого разнообразия практической деятельности человека. Поэтому полезно, запоминать учебный материал разными способами: путем его прослушивания, чтения, рассматривания иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.
3. «Золотые правила памяти»
Таким образом, вы должны знать, что, если обладаете хорошей слуховой памятью, то надо:
- внимательно слушать других;
- читать дома учебный материал вслух;
- работать в тишине, чтобы посторонние звуки не отвлекали вас;
- стараться рассуждать вслух, даже когда вы один.
Зрительная память хорошо развита у 80% людей. И тем, у кого хорошая зрительная память, лучше:
- учебный материал читать самому, а не слушать других;
- если же слушаешь рассказ других, кратко фиксировать услышанное на бумаге;
- внимательно рассматривать в учебнике иллюстрации, схемы, карты, таблицы;
- в тетрадях в собственных записях подчеркивать основное цветной пастой, ставить свои знаки внимания, пометки (например, восклицательный или вопросительный знак, значки плюс и минус) Это поможет лучше усвоить текст.
Смешанный вид памяти присущ почти всем людям. Это одновременное запоминание при помощи слуха, зрения и движения. Такое запоминание дает лучший результат.
При хорошей двигательной (моторной) памяти надо:
- всегда работать с карандашом в руках, подчеркивать, выписывать, составлять план;
- цифровой материал оформлять в виде таблиц, графиков, схем;
- при изучении материала дома все возможное проделать своими руками - опыты, примеры, чертежи, схемы, рисунки.
4. Тренинговые упражнения.
Проведем несколько опытов, которые помогут определить, каким видом памяти обладаете вы. 1 опыт. Фамилии и фото: 40 секунд смотрим на фото с подписанными фамилиями, - на листочке ставим столбиком цифры от 1 до 10. Я убираю фамилии, под фото появляются номера, фото меняю местами, - дети должны опознать людей по фото и подписать их фамилии под соответствующими номерами, - открываем фото, сверяем ответы. Количество верных ответов умножаем на 10%. Это и будет % возможного запоминания с помощью зрительной памяти.
2 опыт. Диктант - я 4 раза читаю в одном и том же порядке 20 слов. Дети слушают, пробуют записать в строчку любое количество этих слов - количество верно записанных слов умножают на 5%. Это и есть объем слуховой памяти. (УЗБЕК, АВТОБУС, ЛАПША, КАРТИНА, СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ, НОЖНИЦЫ, МАСЛО, ОБУВЬ, КНИГА, КОНФЕТА, ГЛАГОЛ, ТУФЛИ, ЧИСЛО, ВОЙНА, КРЕСЛО, УРОКИ, СНЕГ, ПОДРУГА, ЯБЛОКО). 3 опыт. Числовой ряд - я диктую, дети пишут 4 раза подряд, каждый раз загибая листочек вниз 3,14,15,92, 6,11, 58, 13, 49, 51 -на пятый раз пишут сами по памяти числовой ряд - количество правильно выписанных цифр умножат на 10%, это и будут возможности вашей смешанной памяти.
5. Работа с цитатой
Давайте обратимся к словам К. Д. Ушинского: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения».
- Как вы понимаете это высказывание?
6. Гимнастика для улучшения памяти
Для того чтобы память человека развивалась, ее необходимо тренировать. Вот несколько упражнений для тренировки памяти, которые вы можете выполнять дома самостоятельно:
- На листочке сверху вниз расположены цифры от 1 до 20. Пишем столбиком;
- за одну минуту 20 слов на букву В;
- за 1 минуту 20 любых мужских имен;
- за одну минуту пишем подряд буквы алфавита и женское имя на эту букву;
- 20 любых блюд или того, что можно съесть;
- быстро пишем числа от 100 до 1, пропуская те, что делятся на 5;
- названия любых городов мира.
Теперь закроем глаза и медленно сосчитаем до 20, теперь ваш мозг готов к трудностям предстоящей работы сегодня. Такую гимнастику можно делать всякий раз по дороге в школу, в автобусе, на прогулке, перед тем, как браться за домашнее задание. Главное - верить, что память обязательно улучшится. Конечно, не за 2-3 недели, а за 1 -2 года.
7. Итог
Классный руководитель: возможности человеческой памяти поистине безграничны. Но, как мы сегодня убедились, над ней надо работать, постоянно совершенствуя себя, делая усилия над собой. Это непросто, но как начинаешь себя уважать, когда преодолеешь свою лень, пассивность, равнодушие! Вот из таких маленьких побед и складывается характер.
8. Рефлексия. Упражнение «До следующей встречи».
Цель: получение обратной связи от участников, подведение итогов занятия. Инструкция: «У меня в руках чудесная бабочка (мягкая игрушка). Она символизирует тепло, радость, счастье, красоту сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу эту бабочку и делиться впечатлениями о сегодняшнем занятии (что вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали, понравился ли наш классный час, была ли от него польза), дарить свои пожелания».
9. Заключительное слово классного руководителя:
А я, в свою очередь, благодарю вас всех, ребята, за участие, и на память о сегодняшнем занятии хочу подарить памятку, в которой вы найдете «Семь золотых правил хорошей памяти» и «Правила тренировки памяти».
Список литературы
- Локалова Н. П. Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы). - М.: Издательство “Ось-89”, 2001.
- Рогов Е. И. Психология познания. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Сомова Н. Л. В пятый класс - в первый раз. - СПб.: КАРО, 2001.
- Сонин В. А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
- Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. / Гл. ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2003.
Приложение 1
Семь золотых правил
- Думай, не зубри, ищи смысл.
- Зачем учить? Интерес переходит в результат.
- Не перегружайся.
- Настройся на работу.
- Не учи подряд подобное.
- Борись с забывчивостью! Оглянись вокруг, запомни обстановку, в которой происходит событие.
- Учи все!
Правила тренировки памяти
- Ставь цель запомнить надолго.
- Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
- Заучивай с желанием знать и помнить.
- Тренируй внимание и наблюдательность.
- Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
- Заучивай и повторяй небольшими частями - лучше по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
- Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии - литературу.
- Короткие стихи учи целиком, длинные - разбивай на отрывки.
- Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
- Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для классного часа "День знаний"
Данная презентация подготовлена для первого урока в 5-м классе 1 сентября, помогает ученикам включиться в учебный процесс в игровой форме....
классный час"Урок Знаний"
Сценарий предназначен для проведения первого классного часа в новом учебном году для обучающихся 3 класса. В игровой форме ученикам предлагается вспомнить материал основных предметов за курс 2 к...
Классный час "Память - кладовая знаний"
Классный час предназначен для учащихся 5-х классов и способствует формированию положительной оценки к себе, самоорганихации и самодисциплине....
Классный час "Память - кладовая знаний"
Данный классный час нацелен пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации и самодисциплине детей....
Сценарий классного часа "День знаний" - 1 сентября в 10 классе
Классный час в 10 классе, посвященный началу учебного года, - «На новой волне уже старшеклассник»...
Память - кладовая знаний!
Эта презентация для работы в классах коррекции....
Классный час "Память кладовая знания. Приемы запоминания"
Задачи:Привлечь внимание детей к процессам памяти;познакомить с некоторыми особенностями её функционирования;побудить к саморазвитию, самовоспитанию. Цели: Пробудить у детей интерес к самопо...