Классный час "Память кладовая знания. Приемы запоминания"
классный час (6 класс) на тему

Гиревая Татьяна Леонидовна

Задачи:<?xml:namespace prefix = o /??>

Привлечь внимание детей к процессам памяти;

познакомить с некоторыми особенностями её функционирования;

побудить к саморазвитию, самовоспитанию.

 

Цели: Пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации, самодисциплине детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_-_kladovaya_znaniya.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

   

КЛАССНЫЙ ЧАС  «Память – кладовая знания.                          Приемы запоминания.»

Задачи:

Привлечь внимание детей к процессам памяти;

познакомить с некоторыми особенностями её функционирования;

побудить к саморазвитию, самовоспитанию.

Цели: Пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации, самодисциплине детей.

Подготовительная работа с детьми

Выбрать ученицу на роль Мнемозины, прочитать с ней её реплики.

Оборудование

А) Положить на стол каждому ученику тетрадный лист бумаги для теста;

Б) Поручить оформительской группе  написать правила запоминания. Каждое правило написать на отдельной узкой полоске  бумаги крупными буквами. Всё желательно сделать в одном стиле. Всего должно быть 7 полосок (6 правил и одно название).  Эти полоски потом будет держать в руках Мнемозина. Она будет читать правила и прикреплять их магнитами на доске.

В) Интерактивная доска

Г) Презентация

План классного часа

  1. Интерактивная беседа
  2. Мини-лекция «Что такое память?»
  3. Тест «Хорошая ли у вас память?»
  4. Игра «Рецепты Мнемозины»
  5. Составление памятки «Правила запоминания»
  6. Домашнее задание
  7. Подведение итогов (рефлексия)

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слайд 1

  1. Интерактивная беседа

Классный руководитель: Здравствуйте, дорогие воспитанницы! Сегодняшний классный час посвящён развитию вашей памяти. Представляю Вам нашу гостью из Древней Греции – богиню памяти Мнемозину.

Мнемозина: Моё имя произошло от греческого слова «мнемо», что значит «память». Мало кто знает, что матерью всех муз была Мнемозина. Как вы думаете, почему именно богиня памяти была матерью всех муз?

Примерные ответы:

- Нужна, чтобы учиться.

- Чтобы знать свой дом, своих близких.

- Чтобы знать язык и уметь общаться.

- Чтобы знать, что можно есть и пить, а что нельзя.

- Чтоб научиться делать машины, лечить людей, строить дома.

Мнемозина: Как вы думаете, почему приёмы запоминания назвали мнемотехникой?

Примерные ответы:

- По имени богини памяти Мнемозины. «Мнемо» по-гречески означает «память».

- «Мнемо» - это память, значит, мнемотехника – это техника памяти.

Мнемозина: Есть ли у вас какие-нибудь свои приёмы запоминания?

Воспитанницы  рассказывают о своём опыте.

Слайд 2

Примерные ответы:

- «Стёпка, хочешь щец – фи» - в этой фразе все глухие согласные звуки русского языка.

- «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - 7 цветов радуги.

- «Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку «цыц» - правописание ы –и после ц.

Мнемозина: Поднимите руки, кто доволен своей памятью.

Воспитанницы  поднимают руки.

Сегодня вы узнаете, как можно улучшить свою память. Я вам в этом помогу. Но сначала вам нужно послушать лекцию о том, что такое память.

Мнемозина садится за первую парту.

2. Мини-лекция «Что такое память?»

Слайд 3

Классный руководитель: Итак, каждый день мы узнаём что-то новое. Всё, что узнаёт человек, хранится в памяти. «Память есть кладовая ума» - говорил Суворов.

Память – это психическое свойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению, и человечество не могло бы развиваться.

Память бывает двигательная, зрительная, слуховая и словесная.

Представьте себе: идёт урок, и учитель объясняет новую тему. Мы слышим голос учителя – работает слуховая память, записываем слова в тетрадь – работает двигательная, зрительная и словесная память.

Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем – запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснения.

Так запоминается в 3 раза больше информации.

Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.

Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память.

Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нам побольше читать.

Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчётам учёных каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы – из-за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга.

Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.

Все эти люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.

3. Тест «Хорошая ли у вас память?»

Классный руководитель: Сейчас вы проверите, хорошая ли у вас память. Результаты проверки вы можете никому не показывать. Они вам понадобятся, чтобы оценить свои силы.

Слайд 4

На доске записано 20 слов: Я читаю вам эти слова, и вы можете изучать этот список в течение 1,5 минут.

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Воспитанницы  смотрят на доску, стараясь запомнить слова.

Теперь я закрываю этот список и даю вам минуту, чтобы записать на листке слова, которые вам удалось запомнить. Сколько слов удалось вам запомнить? Оцените ваши результаты (вы можете увидеть их на доске):

Слайд 5

Результаты:

- от 18 до 20 слов – великолепно;

- от 15 до 17 слов – это ещё хорошо;

- от 10 до 14 слов – средне;

- меньше 10 – вы не умеете пользоваться вашей памятью.

4. Игра «Рецепты Мнемозины»

Классный руководитель: Итак, мы хотим улучшить свою память. Какие рецепты вам пропишет Мнемозина?

Мнемозина выходит к доске. В руках у неё 6 полосок бумаги, на которых записаны правила запоминания. По ходу действия она читает правило и прикрепляет полоску магнитами на доску.

Слайд 6

Мнемозина: Для улучшения памяти есть несколько рецептов. Рецепт первый: поставить цель – запомнить надолго.

Классный руководитель: Понятно, для школьных занятий нужна долговременная память. Эти знания пригодятся нам на всю жизнь. Ещё что посоветуете?

Мнемозина: Рецепт второй. Чтобы улучшить память, нужно внимание, внимание и ещё раз внимание!

Классный руководитель: Да, но не каждый умеет на уроке сконцентрироваться. Проверим, нужны ли нам таблетки внимания? Послушайте небольшой рассказ.

Восьмого апреля около Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошёл с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 была солярка, а в 15 – вино. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылились на автостраду, из-за чего упал набок 10-тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьёзно не пострадал, и только водитель грузовика получил лёгкие ушибы.

А теперь ответьте на вопросы:

1. В какое время года произошло событие? (Весной – 8 апреля).

2. Каких вагонов было больше – с вином или с соляркой? (С вином)

3. Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны)

4. Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? (Вина)

5. Сколько всего вагонов было? (27)

6. В какое время суток произошло крушение? (вечером)

Классный руководитель: Да-а, мы увлеклись цифрами и не обратили внимания на обыкновенные вещи. Значит, таблетки внимания нам нужно принимать ещё очень и очень долго. Как ещё можно улучшить память?

Мнемозина: Рецепт третий – самое сильное средство – ассоциации.

Классный руководитель: Ассоциации – это связи: между предметами, словами, понятиями.

Вы помните наше первое упражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов, и у нас это плохо получилось? (Показывает слова из первого упражнения, записанные на доске.)

А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций.

Я читаю те же слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.

Внимание, смотрим и слушаем. Наша задача – запомнить второе слово из каждой пары.

Слайд 7

Мыло-мочалка, стул-стол, мяч-футбол, лодка-весло, банан-гроздь, ковёр-самолёт, книга-учебник, лес-чаща, река-разлив, пробка-бутылка, рыба-килька, парта-класс, дом-мама, ваза-букет, кот-собака, орден-герой, море-шторм, школа-дневник, трава-газон, зебра-полоска.

А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю слово, а вы называете его пару. Если никто не запомнил, я ставлю вам нолик. Максимальное количество слов, которое вы можете запомнить – 20.

Классный руководитель вновь читает слова, которые написаны на доске, воспитанницы  хором выкрикивают их пары. Если воспитанницы молчат, классный руководитель ставит ноль.

Ну вот, сразу видно, что таблетка ассоциации очень эффективна.

Давайте используем её для запоминания хронологической таблицы.

На доске записаны даты 4 великих битв из нашего календаря воинской славы России.

Вот эта таблица (читает): 

Слайд 8

Ледовое побоище – 1242 год.

Куликовская битва – 1380 год.

Полтавская битва – 1709 год.

Первая морская победа над шведами – 1714 год.

Наша задача – быстро запомнить все даты с помощью ассоциаций. Я, например, легко запомню первую дату:

- сначала разобью её на 2 числа: 12 и 42;

- для каждой половинки установлю связи – ассоциации;

- «12 месяцев» - это первое число;

- 42 – это номер моего дома.

Значит, Ледовое побоище у меня в памяти закрепилось как «12 месяцев» в моём доме».

Примерно так я буду запоминать 3 даты, а четвёртую запомнить легко – в 1709 году Пётр Первый победил шведов на суше, под Полтавой, а через 5 лет (на «пятёрку») разгромил их на море, под Гангутом. Вообще, всегда легче запоминать несколько дат, чем одну.

А теперь я даю вам 5 минут, чтобы вы установили свои связи для этих 4 дат. Только в классе должна быть абсолютная тишина. Потом вы поделитесь с нами своими находками, может быть, кому-то помогут ваши ассоциации.

Воспитанницы  думают, затем поднимают руки, рассказывают о том, какие связи они смогли установить, чтобы запомнить даты трёх битв.

А теперь, уважаемая Мнемозина, вы можете проверить, хорошо ли пятиклассники запомнили эти 4 даты.

Мнемозина: (задаёт вопросы в быстром темпе):

В каком году была Куликовская битва?

Когда произошло Ледовое побоище?

В каком году была Полтавская битва?

В каком году русский флот впервые победил шведов на море?

Воспитанницы  все вместе быстро отвечают с мест.

Результат прекрасный! А теперь четвёртый рецепт – учить осмысленно, не зубрить механически.

Классный руководитель: Отдельные слова и даты учить нетрудно, а как запомнить большой текст?

Мнемозина: Нужно разбить текст на части. В каждой части найти ключевые слова, составить план и пересказать по плану. Это мой пятый рецепт.

Классный руководитель: А читать и пересказывать лучше вслух. Говорят, так всегда делал Авраам Линкольн, наверное, потому и стал первым американским президентом.

Мнемозина: И последний рецепт – повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тут ни к чему!

Классный руководитель: Да, как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять 6 раз подряд!

Мнемозина: на прощание раскрою ещё один секрет. Для памяти нужно побольше кислорода  и совершенно противопоказаны курение и алкоголь.

Классный руководитель: Спасибо, это очень важная информация.

Мнемозина: Я раскрыла вам только частичку секретов памяти. Остальные секреты вы сможете открыть сами, если будете развивать свою память. А теперь меня ждут музы. Прощайте.

 Садится за парту.

Составление памятки «Правила запоминания»

Классный руководитель: Ну а результат нашего классного часа – на доске. (Показывает на 6 полосок бумаги, прикреплённых к доске.) Как мы назовём этот результат? (Прикрепляет к доске название – «Правила запоминания»).

Воспитанницы (вместе): Правила запоминания!

Классный руководитель: Давайте ещё раз прочитаем эти правила.

Воспитанницы по очереди читают пункты

ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ:

Запоминай надолго

Будь внимателен

Учи осмысленно

Рисуй, ищи связи

Составляй план

Повторяй с перерывами

Домашнее задание

Слайд 9

Классный руководитель: На доске записаны названия планет Солнечной системы в порядке их приближения к Солнцу. Представьте себе, что нам нужно запомнить их в такой же последовательности. Для этого можно составить из них какой-то текст, пусть даже нелепый и смешной. (Читает слова, записанные на доске: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

У меня, например, получилось так: «Меркурий танцует с Венерой, Земля с Марсом, а Юпитер с Сатурном с криками «Ура!» бросились на Нептуна, но тот сказал, что они Плутоны».

Придумай свой текст, для того чтобы быстро запомнить эти названия.

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель: Девочки, сегодня вы познакомились с приёмами развития памяти. Как вы чувствуете, помогут ли вам эти приёмы?

Примерные ответы:

- Запоминать стало интересно, зубрёжку можно превратить в игру.

- Учиться, оказывается, можно и без мучений.

- Почувствовал уверенность в себе.

- Захотелось стать лучше, умнее.

- Почувствовал удивление от того, что мы используем такую малую часть своей памяти.

Литература.

 Классные часы: 5 класс. Авт.-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2008.- С.197-206.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Память - кладовая знаний"

Классный час предназначен для учащихся 5-х классов и способствует формированию положительной оценки к себе, самоорганихации и самодисциплине....

Классный час "Память - кладовая знаний"

Данный классный час нацелен пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации и самодисциплине детей....

Мнемонические приемы запоминания как один из путей успеха на ГИА и ЕГЭ Методическая разработка

Мнемонические приемы запоминания как один из путей успеха на ГИА и ЕГЭМетодическая разработка...

Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории

Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории...

Курсовая работа "Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии"

Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии...

Презентация "Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии"

Презентация "Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии"...

Классный час "Память - кладовая знаний"

Методическая характеристика темы: Память - это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и воо...