Обобщение опыта работы классного руководителя
статья на тему
Каждый человек, обучаясь в учебных заведениях различного типа, имеет дело с людьми, которые выбрали профессию педагога. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. И сами мы говорим о воспитании, то в первую очередь, мы говорим о педагоге, классном руководителе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elene_vasilevne.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы классного руководителя
Каждый человек, обучаясь в учебных заведениях различного типа, имеет дело с людьми, которые выбрали профессию педагога. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. И сами мы говорим о воспитании, то в первую очередь, мы говорим о педагоге, классном руководителе. Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.
Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешать конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские тайны. Значит, это деятельность школе необходима, и человек, выполняющий эту функцию, нужен.
В школе я работаю двадцать девять лет учителем русского языка и литературы, столько же лет – я классный руководитель.
Каждый ученик – личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. И неважно, сколькими годами исчисляется наш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек – Учитель.
Годы работы в школе многому меня научили: понимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательной к самой себе, а самое главное – научилась бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что у них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого классному руководителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность».
В работе классного руководителя мне помогают воспитательные планы, журналы, методические пособия, в которых мои коллеги с воодушевлением делятся своими победами в воспитании учеников.
«Воспитание школьников»
«Семья и школа»
«Классный руководитель»
«Досуг в школе»
«Классные часы». Большую помощь в настоящее время оказывают интернет-ресурсы.
Конечно, все это ценно. Но, тем не менее, я считаю, что каждый классный руководитель должен иметь свой, индивидуальный взгляд на воспитание. Ведь «чужие» методы могут не принести ожидаемого результата хотя бы потому, что они не подходят ни тому, кто их использует, ни тому, по отношению к кому их используют.
Поэтому, когда ко мне три года назад пришли мои пятиклассники, первое, что я сделала, - попыталась определить, какими я хочу их видеть в конце школьного пути. Я поставила перед собой следующие задачи:
- Нужно пробудить в детях стремление понять себя, выстроить свой характер;
- Развивать коллектив, гуманные отношения, умение жить среди людей;
- Уважать свое и чужое мнение, воспитывать личность, адаптированную к условиям современной жизни, умеющую ценить прекрасное;
- Личность здоровую, умную, добрую, сильную.
Для достижения этих целей, как вы понимаете, одного моего желания мало. А захотят ли мои дети быть такими? Как заставить их поверить мне? Как доказать, что это нужно не только и не столько мне, сколько им? Я понимала, что оттого, сумею ли я ответить на эти вопросы, зависит результат моей работы. Понимала и то, что в каждом ребенке нужно видеть не объект для воспитания, а субъект, личность.
Сейчас мы в седьмом классе, почти в восьмом.
Самое главное для меня – ребята ценят свой коллектив, им хочется общаться друг другом, доказывать учителям, что они совсем не худшие в школе, им хочется участвовать в общих делах класса, школы; дружить с родителями и, надеюсь, со мной.
Это я могу сказать и о тех трех предыдущих выпусках. Ребята научились давать справедливую оценку поступков друг друга, невзирая на личные отношения. Думаю, что я воспитала это в них своим примером. Я никогда не делила и не делю учеников на любимых и нелюбимых, на тех, кому проститься все, и тех, кому не забудется малейший промах. Каждый из моих ребят понимает, в любом человеке всегда есть что-то хорошее, но вот увидишь ли это, зависит от тебя, от твоих душевных качеств. В классе сложился хороший коллектив, отношения спокойные, доброжелательные, изолированных и отверженных нет. Ребята всегда переживают удачи и неудачи, осуждают ложь, насилие, грубость. Группировок отрицательного характера не наблюдается.
О личности надо знать как можно больше, для этого ее нужно изучить, исследовать.
Мои основные принципы:
- Детей не надо воспитывать, их надо любить и с ними дружить.
- Предоставлять возможную самостоятельность ребенку, оказывать помощь, а не подменять действия детей своими.
- Терпение и понимание – вот гарантия успеха.
- Оценивать поступок, а не личность.
- Спокойствие, расположенность к общению, правильно подобранный тон - вот залог успеха.
Детей надо не просто любить, им надо признаться в любви, не стыдясь этого.
Вот так я поддерживаю своих ребят:
- Хорошо!
- Красота!
- Ты просто чудо!
- Прекрасно!
- Великолепно!
- Работать с тобой просто радость!
- Я просто счастлива!
- Неподражаемо!
- Ты на верном пути!
- Как в сказке!
- Я тобой горжусь!
- Умница!
- Именно этого мы давно ждали!
- Тут без тебя не обойтись!
- Мне очень понравилось!
- Никто не может заменить тебя! и др.
Моим педагогическим кредо в воспитании за двадцать девять лет стало уважение личности ребенка, сотрудничество с ним и его родителями. Работа классного руководителя немыслима без тесной связи с родителями. Что ни говори, в основном детей воспитывают в семье. И не секрет, что часто домашнее воспитание идет вразрез с воспитанием педагогов. Мне повезло! Родители всех моих выпускников разделяют мои взгляды и помогают их реализовывать. Изучая семьи своих учеников (это изучение начинается с первой встречи с родителями учащихся); выявляю взаимоотношения подростка с родителями (анкетирование); микроклимат в семье, психологические особенности ребенка, его ценностные ориентиры.
Регулярно провожу родительские собрания, темы которых планирую с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, проблем класса, задач школы.
Вот некоторые из них: «О родительской любви», «Мой дом – моя семья», «Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого детям», «Подростковый суицид», «Наркомания – беда двадцатого и двадцать первого века» и т.д.
Провожу индивидуальные консультации с учетом назревшей необходимости.
Организую взаимное творчество детей и родителей (газеты о папе, «Мой папа- защитник Родины», «Моя мама – самая лучшая» и др.)
Поощряю родителей, активно участвующих в жизни школы и класса. Всегда на родительском собрании начинаю говорить обо всех успехах детей, о каждом что-то хорошее, поэтому я веду дневник наблюдений, дневник проведенных мероприятий, чтобы ничего не упустить, не забыть. Это и психолого-педагогический дневник.
Не прожить в школе без чувства юмора. За годы работы я поняла, что конфликты и проблемы можно создать и на пустом месте. Но иногда уместная шутка, задорная улыбка могут потушить назревающий пожар. Об этом я стараюсь не забывать. Убеждена я и в том, что воспитание должно быть ежедневным, ежечасным, ежеминутным.
Вспоминаются слова Спока, у которого родители одного малыша спросили: «А когда нужно начинать воспитывать ребенка? Нашему всего три года». На что он ответил: «Тогда вы опоздали ровно на три года».
Самое важное, самое основное в работе с детьми – любовь и взаимопонимание.
Традиции класса, которые могут творить чудеса, положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка:
- Это традиция, когда в конце каждой четверти каждому ребенку в дневник я делаю запись, примерно такого содержания: «Таня, я очень рада, что результаты твоей учебной работы стали лучше. Так держать!» «Сережа, постарайся в следующей четверти по английскому улучшить свои результаты. У тебя все получится!» и др.
- Это традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем, как учащиеся уходят домой на выходные, я спрашиваю:
- Каким было ваше настроение на этой неделе?
- Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?
- Какой была учеба на этой неделе?
- Кому доставило радость ваше присутствие в школе на этой неделе?
Когда они пришли ко мне в пятом классе, на классном часе о «смысле жизни» я сказала им: «Если вы за день ничего нового не узнали, не сделали чего-то полезного, не сказали кому-то доброго слова и никому не помогли, вы прожили этот день зря!»
Для многих ребят эти слова стали своеобразным правилом поведения.
- Это традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе «Книги рекордов Гиннеса», в которую вносятся имена ребят по самым различным номинациям:
- Кто получил самое большое количество пятерок за год
- Кто прочитал само большое количество книг
- Назвать человека, рядом с которым в этом учебном году было всем хорошо.
- Это традиция, когда я и мои ребята вырабатываем вместе нравственные законы жизни коллектива и пытаемся ежедневно руководствоваться ими в жизни. «Учиться честно говорить о своих ошибках». Утверждаем, расписываемся.
- Это традиция, когда ученики говорят друг другу, учителям или родителям добрые пожелания. «Праздник добрых пожеланий».
- Это традиция, когда классный час, посвященный «Миру профессий» приглашали и врача (Хохлову), аптекаря (Самойленко), военного летчика (Стефанова), бухгалтера, агронома и др.
- Основная традиция во всех классах – это Дело года, которое сплачивает ребят, увлекает, заставляет заниматься поисковой и исследовательской работой. Оформили альбомы:
«В честь кого названы города края?»
«Комсомольцы 80-х годов»
«КМВ – жемчужина Ставрополья».
В этом году Дело года – «Защитники Отечества». Подготовили праздник к 23 Февраля, пригласили военного летчика, оформили стенд о выпускниках школы, получивших военную профессию.
Список этих традиций я могу продолжать долго. Главное их назначение – сделать общение детей и классного руководителя полезным и необходимым.
Школа – мой второй дом, куда я торопливо шагаю каждое утро. Как хочется, чтобы в доме этом всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем – и взрослым и детям.
Школьная жизнь – это большой калейдоскоп. Светлые праздники сменяются серыми буднями, которые постепенно превращаются в радостные дни. Мне не скучно в школе. Я в ней двадцать девять лет. И все эти годы были разные. Я – разная, дети – разные, жизнь – разная. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, должен быть кропотливый труд над собой – постоянное совершенствование, применение знаний практической психологии. Следует заглядывать в себя, самокритично вести разговор с самим собой: не выдохлась ли, способна ли перед юными вспыхнуть ярче прежнего и согреть всех нуждающихся в твоем тепле? Внутренний голос не молчит: «Да! Есть любовь, силы, желание сердце отдавать детям».
Каков я учитель – судить моим ученикам.
Судьба… Скажу ли я ей спасибо? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновенья, когда после долгих неудач ребенок восклицал: «Получилось!» и обретал веру в себя. Победа ребенка становится и моей победой, его радость – моей радостью. Именно в такие минуты я говорю сама себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что признание мое нести любовь и радость».
Учительский труд – это вечный поиск, неуспокоенность, и это любовь. Любовь к своему делу, своим воспитанникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ МСКОУ СКОШ VIII ВИДА
Анализ уровня социализации учащихся МСКОУ СКОШ VIII вида....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
обобщение опыта работы классного руководителя
из опыта работы...
Обобщение опыта работы классного руководителя
Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"
Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6 класса...