Рабочая программа по курсу "Час общения" для учащихся 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа полезна для классных руководителей 6 класса, составлена в соответствии с требованиями новых ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_chas_obshcheniya_6_klass_2014-2015_uchebnyy_god.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район х. Верхний Митякин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновская средняя общеобразовательная школа
"Принято" на заседании Педагогического Совета Протокол № _1_ от _30.08.2014 г.______________________ Председатель __________ Воликов Ю.В. | "Утверждаю" Директор МБОУ Красновской СОШ № ______ Приказ от _____________________ № ________ ____________ Воликов Ю.В. |
Уровень общего образования, класс: основное общее, 6 класс
Количество часов: 1 час
Составители: Галат О.А., Воропаева М.А.
Программа разработана на основе Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении внеучебной деятельности.
…… Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.
Основные задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. …………………………………………………………………………………………………………….
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ……………………………………..
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
Основные методы:
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры.
3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Тестирование.
8. Этюды и импровизации.
9. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
10. Сочинения на этические темы.
Общая характеристика курса
. Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.
- благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:
- внимание к партнёру;
- эмоциональное отношение к его воздействиям;
- стремление продемонстрировать себя;
- чувствительность к отношению партнёра;
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. ………………………………………………………………………………………
. Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ………………………………………………………………………………………………….
. В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Место курса «Час общения»
Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю, итого 31 час за учебный год, согласно годовому календарному учебному графику.
Содержание курса «Час общения»
1 этап – Самопознание (развитие самопознания и рефлексии) – 11 часов
2 этап – Позитивное общение (обучение навыкам позитивного общения)- 8 часов
3 этап – Проблем общения (разрешение проблем общения) - 7 часов
4 этап – Культура поведения (обучение навыкам культуры поведения) – 5 часов
Тематическое планирование
Клуб «Час общения» | ||
№ п/п | Тема | Количество часов |
Самопознание | ||
1 | Вот и стали мы на год взрослее | 1 |
2 | Радость познания. | 1 |
3 | Путь к себе. | 1 |
4 | Вера в себя | 1 |
5 | Чес творчества. | 1 |
6 | Возможности человека. | 1 |
7 | О достоинствах человека. | 1 |
8 | Счастье человека. | 1 |
9 | Человек трудолюбивой души. | 1 |
10 | Наши общие дела | 1 |
11 | «Когда добро творит зло?» | 1 |
Позитивное общение | ||
12 | Азбука общения. | 1 |
13 | Учимся общаться без предрассудков. | 1 |
14 | Секреты общения | 1 |
15 | Конструктивное реагирование на агрессию | 1 |
16 | Как предотвратить конфликт? | 1 |
17 | Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть? | 1 |
18 | Я в ответе за себя и других. | 1 |
19 | Каждому человеку нужен друг. | 1 |
Проблемы общения | ||
20 | Отчего бывает одиноко? | 1 |
21 | Быть белой вороной легко? | 1 |
22 | Стыд и совесть. | 1 |
23 | Мир среди других. | 1 |
24 | Опасные грани жизни и пути их преодоления. | 1 |
25 | Тайна третьей планеты. | 1 |
26 | Кого можно считать настоящим товарищем. | 1 |
Культура поведения | ||
27 | Культура поведения в школе и школьный этикет | 1 |
28 | Современный этикет. | 1 |
29 | Права и правила. | 1 |
30 | Как правильно распределить время. | 1 |
31 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 31 час |
Календарно-тематическое планирование
Клуб «Час общения» | ||||
№ п/п | Дата | Тема | Форма проведения | |
Самопознание | ||||
1 | 1.09 | Вот и стали мы на год взрослее | Беседа | |
2 | 8.09 | Радость познания. | Беседа | |
3 | 15.09 | Путь к себе. | Тренинг . Анкетирование | |
4 | 22.09 | Вера в себя | Анкетирование, тренинг | |
5 | 29.09 | Чес творчества. | Беседа. Подготовительная работа. | |
6 | 6.10 | Возможности человека. | Беседа | |
7 | 13.10 | О достоинствах человека. | КТД | |
8 | 20.10 | Счастье человека. | Беседа, игра | |
9 | 27.10 | Человек трудолюбивой души. | Беседа | |
10 | 10.11 | Наши общие дела | Беседа, игра, защита проекта | |
11 | 17.11 | «Когда добро творит зло?» | Дискуссия, защита проекта | |
Позитивное общение | ||||
12 | 24.11 | Азбука общения. | Беседа | |
13 | 1.12 | Учимся общаться без предрассудков. | Тренинг | |
14 | 8.12 | Секреты общения | Беседа, игра | |
15 | 15.12 | Конструктивное реагирование на агрессию | Беседа, игра, диспут | |
16 | 22.12 | Как предотвратить конфликт? | Беседа | |
17 | 12.01 | Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть? | Беседа, игра | |
18 | 19.01 | Я в ответе за себя и других. | Беседа, игра, анкетирование | |
19 | 26.01 | Каждому человеку нужен друг. | тренинг | |
Проблемы общения | ||||
20 | 2.02 | Беседа, игра, защита проекта | ||
21 | 9.02 | Быть белой вороной легко? | Дискуссия | |
22 | 16.02 | Стыд и совесть. | Беседа | |
23 | 2.03 | Мир среди других. | Беседа | |
24 | 16.03 | Опасные грани жизни и пути их преодоления. | Беседа | |
25 | 6.04 | Тайна третьей планеты. | Беседа | |
26 | 13.04 | Кого можно считать настоящим товарищем. | Беседа | |
Культура поведения | ||||
27 | 20.04 | Культура поведения в школе и школьный этикет | Беседа | |
28 | 27.04 | Современный этикет. | Беседа, игра | |
29 | 4.05 | Права и правила. | Беседа, игра | |
30 | 18.05 | Как правильно распределить время. | круглый стол, анкетирование | |
31 | 25.05 | Итоговое занятие. | Беседа, игра |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Стернин И.А. Культура общения. Воронеж, 2007г.
- Стернин И.А. Общение в современном мире. Воронеж, 2002 г.
- Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М. 1999 г.
- Каган М.С. Мир общения. М, 2008 г.
- Карнеги д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М, 1999 г.
- Технические средства обучения (компьютер, проектор, экран)
Результаты освоения курса «Час общения»
Личностными результатами изучения курса «Час общения» выступают:
- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
- развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
- понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
- принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметными результатами изучения курса «Час общения» выступают:
- формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;
- способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.
- использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО классных руководителей от _2.08. 2014 года № ____1_____ Руководитель МО __________ Денисова М.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Демьяненко И.Н. _______ _________________ 2014 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...