Рабочая программа по курсу "Час общения" для учащихся 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему

Рабочая программа полезна для классных руководителей 6 класса, составлена в соответствии с требованиями новых ФГОС.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область Тарасовский район х. Верхний Митякин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красновская средняя общеобразовательная школа

"Принято"

на заседании Педагогического Совета

Протокол № _1_ от _30.08.2014 г.______________________

Председатель  __________ Воликов Ю.В.

"Утверждаю"

Директор МБОУ Красновской СОШ № ______

Приказ от _____________________ № ________

____________ Воликов Ю.В.

Уровень общего образования, класс: основное общее, 6 класс

Количество часов: 1 час

Составители: Галат О.А., Воропаева М.А.

Программа разработана на основе Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения

2014-2015 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая программа подготовлена в соответствии с  внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении  внеучебной деятельности.

…… Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.

Основные задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
…………………………………………………………………………………………………………….
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения.
……………………………………..
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

Основные методы:

1. Наблюдение.
2. Ролевые игры.

3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Тестирование.
8. Этюды и импровизации.
9. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
10. Сочинения на этические темы.

Общая характеристика курса
.        Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Программа клуба «Час  общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей  с окружающей средой, их социализации.  Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.  На занятиях уделяется  большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым  дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
     Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
  • формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
  • познание людьми друг друга.

Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.

  • благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
  • благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
  • вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
  • на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:

  • внимание к партнёру;
  • эмоциональное отношение к его воздействиям;
  • стремление продемонстрировать себя;
  • чувствительность к отношению партнёра;

Основные мотивы общения:

  • потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
  • потребность в активной деятельности;
  • потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. ………………………………………………………………………………………
.        Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
 ………………………………………………………………………………………………….
.       В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Место курса «Час общения»

Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю, итого 31 час за учебный год, согласно годовому календарному учебному графику.

Содержание курса «Час общения»

1 этап – Самопознание (развитие самопознания и рефлексии) – 11 часов

2 этап – Позитивное общение (обучение навыкам позитивного общения)- 8 часов

3 этап – Проблем общения (разрешение проблем общения) - 7 часов

4 этап – Культура поведения (обучение навыкам культуры поведения)  – 5 часов

Тематическое планирование

Клуб «Час общения»

№ п/п

Тема

Количество часов

Самопознание

1

Вот и стали мы на год взрослее

1

2

Радость познания.

1

3

Путь к себе.

1

4

Вера в себя

1

5

Чес творчества.

1

6

Возможности человека.

1

7

О достоинствах человека.

1

8

Счастье человека.

1

9

Человек трудолюбивой души.

1

10

Наши общие дела

1

11

 «Когда добро творит зло?»

1

Позитивное общение

12

Азбука общения.

1

13

Учимся общаться без предрассудков.

1

14

Секреты общения

1

15

Конструктивное реагирование на агрессию

1

16

Как предотвратить конфликт?

1

17

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

1

18

Я в ответе за себя и других.

1

19

 Каждому человеку нужен друг.

1

Проблемы общения

20

Отчего бывает одиноко?

1

21

 Быть белой вороной легко?

1

22

Стыд и совесть.

1

23

Мир среди других.  

1

24

Опасные грани жизни и пути их преодоления.

1

25

Тайна третьей планеты.

1

26

 Кого можно считать настоящим товарищем.

1

Культура поведения

27

Культура поведения в школе и школьный этикет

1

28

Современный этикет.

1

29

Права и правила.

1

30

Как правильно распределить время.

1

31

Итоговое занятие

1

Итого

31 час

Календарно-тематическое планирование

Клуб «Час общения»

№ п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Самопознание

1

1.09

Вот и стали мы на год взрослее

Беседа

2

8.09

Радость познания.

Беседа

3

15.09

Путь к себе.

Тренинг . Анкетирование

4

22.09

Вера в себя

Анкетирование, тренинг

5

29.09

Чес творчества.

Беседа. Подготовительная работа.

6

6.10

Возможности человека.

 Беседа

7

13.10

О достоинствах человека.

КТД

8

20.10

Счастье человека.

Беседа, игра

9

27.10

Человек трудолюбивой души.

Беседа

10

10.11

Наши общие дела

Беседа, игра, защита проекта

11

17.11

 «Когда добро творит зло?»

Дискуссия, защита проекта

Позитивное общение

12

24.11

Азбука общения.

Беседа

13

1.12

Учимся общаться без предрассудков.

Тренинг

14

8.12

Секреты общения

Беседа, игра

15

15.12

Конструктивное реагирование на агрессию

Беседа, игра, диспут

16

22.12

Как предотвратить конфликт?

Беседа

17

12.01

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

Беседа, игра

18

19.01

Я в ответе за себя и других.

Беседа, игра, анкетирование

19

26.01

 Каждому человеку нужен друг.

тренинг

Проблемы общения

20

2.02

Отчего бывает одиноко?

Беседа, игра, защита проекта

21

9.02

 Быть белой вороной легко?

Дискуссия

22

16.02

Стыд и совесть.

Беседа

23

2.03

Мир среди других.  

Беседа

24

16.03

Опасные грани жизни и пути их преодоления.

Беседа

25

6.04

Тайна третьей планеты.

Беседа

26

13.04

 Кого можно считать настоящим товарищем.

Беседа

Культура поведения

27

20.04

Культура поведения в школе и школьный этикет

Беседа

28

27.04

Современный этикет.

Беседа, игра

29

4.05

Права и правила.

Беседа, игра

30

18.05

Как правильно распределить время.

круглый стол, анкетирование

31

25.05

Итоговое занятие.

Беседа, игра

                                                                                           

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1.  Стернин И.А. Культура общения. Воронеж, 2007г.
  2. Стернин И.А. Общение в современном мире. Воронеж, 2002 г.
  3. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М. 1999 г.
  4. Каган М.С. Мир общения. М, 2008 г.
  5. Карнеги д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М, 1999 г.
  6. Технические средства обучения (компьютер, проектор, экран)

Результаты освоения курса «Час общения»

Личностными результатами изучения курса «Час общения» выступают:

  • осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
  • развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
  • умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
  • понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
  • проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
  • принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметными результатами изучения курса «Час общения» выступают:

  • формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;
  • способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
  • способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.
  •  использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО классных руководителей

от _2.08. 2014 года № ____1_____

Руководитель МО  __________ Денисова М.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Демьяненко И.Н.

_______ _________________ 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...

Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)

Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...