отчет по самообразованию
материал на тему
Отчет по самообразованию "Развитие мыслительной деятельности у детей с нарушениями интеллекта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования :
«Развитие мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта»
Цель: Развивать мыслительные процессы – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация через использование системы дидактических игр.
Задачи:
- развивать речь, память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук
- формировать коммуникативные навыки (включение в общение, включение в игру), творческие способности.
Одной из важнейших развивающих, образовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мыслительной деятельности. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у лиц с нарушением интеллекта недостаточно сформированы. Учащиеся испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий, необходимых для решения учебных задач. Мыслительная деятельность играет существенную роль в познании ребенком окружающего мира.
У детей – второклассников с нарушением интеллекта наблюдается крайне низкий уровень развития мыслительной деятельности, что, прежде всего, объясняется недоразвитием речи .
Исходя из состава уч-ся мною подбираются дидактические игры , которые бы соответствовали :
- возрастным и психологическим особенностям ребенка;
- от простого к сложному;
- соответствие программным требованиям.
Педагог заинтересовывает детей игрой , создаёт радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть, выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.
Важной особенностью мыслительной деятельности является ее связь с речью. Эта взаимосвязь значительно облегчает процессы обобщения и абстракции, так как слова по своей природе отражают действительность в обобщенной форме. Слово в мыслительной деятельности отражает общие свойства и связи предметов и явлений, недоступные непосредственному восприятию.
На практике мыслительная деятельность как отдельный психический процесс не существует, она незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мыслительной деятельностью, и степень ее участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития .
В подобранных играх были использованы следующие методики: «Коробка форм», «Сложи разрезную картинку» (из четырех частей), «Четвертый лишний», «Сгруппируй картинки», « Волшебный мешочек», «Собери из лепестков цветок», развивающие игры Никитина, Монтессори, карточки Домана, кубики Зайцева. Подбираю такие упражнения на развитие пространственной ориентации, например, «Раскрась вертолёты, которые летят налево в синий цвет, а которые направо в красный цвет», гимнастика для глаз (следить за облачком), ориентироваться на тетрадном листе – «Дорисуй рисунки по образцу», пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. (тренажеры изготовлены учителем)
Для детей подбираю игры связанные с такими предметами как «Устная речь», «Математика», «Рисование», «Музыка и ритмика», «Занимательный труд».
Учитывая, что мышление данной категории уч-ся развито слабо, то формирование понятий возможно на основе неоднократных наблюдений объектов, практических манипуляций с ними, широкого применения наглядности (интерактивная доска, «красивая картинка»).
На каждом из этапов коррекционной работы моя роль, как педагога, видоизменялась. На начальном этапе широко использовались совместные действия с ребенком, умение ребенка подражать. При этом все действия, были обобщены в речевых высказываниях. Затем побуждаю ребенка к самостоятельным поисковым способам действиям. В дальнейшем у детей формировалось умение планировать свои практические действия при решении проблемно-практических задач.
По теме самообразования я выступала на педсоветах, на заседаниях МО начальных классов, классных руководителей, на курсах повышения квалификации в КРИПКРО, перед слушателями КРИПКРО по теме «Организация и содержание воспитательной работы в учреждениях коррекционного типа» (20.11.14)
КОУ РК «Элистинская коррекционная школа – интернат»
Развитие мыслительной деятельности
у детей коррекционной школы
VIII вида
(из опыта работы учителя начальных классов Бартуновой Н.У)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию" Коррекция страхов и тревожности методами арт - терапии в условиях детского дома".
Отчет по самообразованию...

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год
Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....

Отчет по самообразованию
Тема самообразования: Формирование личности ребенка средствами хореографии...

отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"
В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка...

Отчет по самообразованию учителя иностранного языка
Применение Интернет-ресурсов для самообразования учителя иностранного языка ...