отчет по самообразованию
материал на тему

Бартунова Надежда Улюмджиевна

Отчет по самообразованию "Развитие мыслительной деятельности у детей с нарушениями интеллекта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_po_teme.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

                       Тема самообразования :

«Развитие мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта»

Цель: Развивать мыслительные процессы – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация через использование системы дидактических игр.

Задачи:

- развивать речь, память, внимание, логическое мышление, мелкую        моторику рук

- формировать коммуникативные навыки (включение в общение, включение в игру),  творческие способности.

Одной из важнейших развивающих, образовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мыслительной деятельности. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у лиц с нарушением интеллекта недостаточно сформированы. Учащиеся испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий, необходимых для решения учебных задач. Мыслительная деятельность играет существенную роль в познании ребенком окружающего мира.

У детей – второклассников с нарушением интеллекта наблюдается крайне низкий уровень развития мыслительной деятельности, что, прежде всего, объясняется недоразвитием речи .  

Исходя из состава уч-ся мною подбираются дидактические игры , которые бы соответствовали :

- возрастным и психологическим особенностям ребенка;

- от простого к сложному;

- соответствие программным требованиям.

Педагог заинтересовывает детей игрой , создаёт радостное  ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть,  выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.

   Важной особенностью мыслительной деятельности является ее связь с речью. Эта взаимосвязь значительно облегчает процессы обобщения и абстракции, так как слова по своей природе отражают действительность в обобщенной форме. Слово в мыслительной деятельности отражает общие свойства и связи предметов и явлений, недоступные непосредственному восприятию.

На практике мыслительная деятельность как отдельный психический процесс не существует, она незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мыслительной деятельностью, и степень ее участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития .

В подобранных играх были использованы следующие методики: «Коробка форм», «Сложи разрезную картинку» (из четырех частей), «Четвертый лишний», «Сгруппируй картинки», « Волшебный мешочек», «Собери из лепестков цветок», развивающие игры  Никитина, Монтессори, карточки Домана, кубики Зайцева. Подбираю такие упражнения на развитие пространственной ориентации, например, «Раскрась вертолёты, которые летят налево в синий цвет, а которые направо в красный цвет», гимнастика для глаз (следить за облачком), ориентироваться на тетрадном листе – «Дорисуй рисунки по образцу», пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. (тренажеры изготовлены учителем)

Для детей подбираю игры связанные с такими предметами как  «Устная речь», «Математика», «Рисование», «Музыка и ритмика», «Занимательный труд».

Учитывая, что мышление данной категории уч-ся развито слабо, то формирование понятий возможно на основе неоднократных наблюдений объектов, практических манипуляций с ними, широкого применения наглядности (интерактивная доска, «красивая картинка»).

На каждом из этапов коррекционной работы моя роль, как педагога, видоизменялась. На начальном этапе  широко использовались совместные действия с ребенком, умение ребенка подражать. При этом все действия, были обобщены в речевых высказываниях. Затем побуждаю ребенка к самостоятельным поисковым способам действиям. В дальнейшем у детей формировалось умение планировать свои практические действия при решении проблемно-практических задач.

По теме самообразования я выступала на педсоветах, на заседаниях МО начальных классов, классных руководителей, на курсах повышения квалификации в КРИПКРО, перед слушателями  КРИПКРО по теме «Организация и содержание воспитательной работы в учреждениях коррекционного типа» (20.11.14)

КОУ РК «Элистинская коррекционная школа – интернат»

Развитие мыслительной деятельности

у детей коррекционной школы

VIII вида

(из опыта работы учителя начальных классов Бартуновой Н.У)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год

Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию...

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию за 2011 год...

Отчет по самообразованию

Тема самообразования: Формирование личности ребенка средствами хореографии...

отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"

В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка...

Отчет по самообразованию учителя иностранного языка

Применение Интернет-ресурсов для самообразования учителя иностранного языка ...