"Женщины в истории России"
классный час (8 класс) по теме
Классный час проводится в виде конкурсов и игры. Способствует созданию и укреплению детского коллектива. Он развивает интерес к истории, самостоятельность и активность детей, формирует у них организаторские способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_zhenshchiny_v_istorii_rossii.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Женщины в истории России»
Проводится классный час в виде конкурсов и игры. Это мероприятие способствует созданию и укреплению классного коллектива. Развивает интерес детей к истории страны, активность и самостоятельность, формирует у них организаторские способности.
I. Конкурс «Умники и умницы»
На доске рисуется табло с 8-ю ячейками или вешается заранее приготовленное. Для того, чтобы без вопросов и обид выбрать, кто первый начинает игру и открывает табло, необходимо вызвать капитанов. Вешается портрет Петра I и Екатерины Алексеевны, кто первый отгадывает, тот и начинает игру, все остальные команды входят в игру по часовой стрелке. На табло восемь зашифрованных вопросов, в итоге каждой команде достается два вопроса, естественно, разной сложности, то есть многое будет зависеть и от удачи, правильно выбранной ячейки.
- Назовите имя, фамилию княгини, которая после знакомства с великой княжной Екатериной Алексеевной стала преданнейшей ее сторонницей и взамен получила личное расположение Екатерины. Ее роль в политике была велика, но больше внимания заслуживает ее деятельность в академии и
литературе. Она стала первым президентом Российской академии. (Дашкова Екатерина Романовна.) - Царица, первая жена Петра I. Первоначальное имя -Прасковья. Повенчана с царем 27 января 1689 года. Царской невестой стала благодаря выбору матери Петра, Натальи Кирилловны. С Петром I отношения у нее не складывались, и в 1698 году ее по приказу царя постригли в монахини в Суздальском Покровском монастыре. (Лопухина Евдокия Федоровна.)
- Императрица всероссийская, супруга Петра III. Ее царствование — одно из замечательнейших в русской истории, которое называют Золотым веком. (Екатерина II.)
- Императрица всероссийская. Дочь литовского крестьянина, носила прежде имя Марта. По взятии Мариенбурга русскими Марта была отдана в услужение Шереметевым, а от них перешла к Меньшикову. В 1705 году ее увидел Петр I и с тех пор не расставался с ней. (Екатерина I.)
- Русская императрица, дочь Петра Великого и Екатерины I. (Елизавета Петровна.)
- По велению Иоанна ГУ были разосланы по городам грамоты с приказанием привозить в Москву девиц для выбора царской невесты. Была выбрана она, род ее происходил от Федора Кошки, который принадлежал к числу немногих старых боярских родов. (Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева.)
- Русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. По смерти Игоря стала управлять Киевской землей. По летописному рассказу, она жестоко отомстила древлянам, убившим ее мужа. (Ольга Святая, в крещении Елена.)
- Император Александр И, путешествуя в бытность свою цесаревичем по Западной Европе, избрал ее подругой жизни. И 16 апреля 1841 года состоялось бракосочетание. (Мария Александровна.)
II. Конкурс «Домашнее задание»
Каждой из команд заранее предлагается выбрать из истории женщину, которая, по их мнению, достойна внимании найти ее портрет, репродукцию и принести. Команды по очереди показывают друг другу найденные репродукции и угадывают, кто на них изображен. Желательно заранее обсудить с командами их выбор, чтобы не произошло повторения и впадений. Жюри наблюдает, кто первый поднимет руку подсчитывает баллы. Если команда, первая вызвавшаяся отвечать, ошиблась, право ответа передается следующей команде, но уже за правильный ответ присуждается меньше баллов Если вторая команда тоже ошибается, то команда сама говорит ответ.
III.Конкурс «Определи мужа и жену»
Командиры каждой команды выходят тянуть карточки. На каждой карточке пять пар. Команды должны за определенное время сопоставить все пары по принципу «муж—жена». Ниже приводятся все пять пар, но в правильном сопоставлении. Карточки, естественно, необходимо перемешать.
Мария Александровна Александр II
Мария Мнишек Лжедмитрий I
Елизавета Алексеевна Александр I
Екатерина I Петр I
Екатерина II Петр III
IV.Конкурс «Законодательница мод»
В этом конкурсе необходимо нарисовать платье для очередного бала Екатерины II. Рисунки собираются, и жюри оценивает их по 5-балльной системе.
V. Конкурс «Убери лишнее»
На доску вешается (или рисуется) новое табло с 4-я ячейками. Команда, у которой меньше всего баллов, начинает выбирать первой. В каждой из ячеек три имени женских и три имени мужских, они написаны произвольно. Каждая ячейка носит свое название: «Отец-дочь»; «Мать-сын»; «Брат-сестра»; «Муж-жена». Необходимо выбрать правильную комбинацию.
Отец — дочь:
Елизавета Петровна Александр III
Мария Александровна Василий Иоаннович
Александра Федоровна Петр I
Мать — сын:
Екатерина Иоанновна Апогей Петрович
Лопухина Евдокия Федоровна Михаил Федоров*
Елизавета Алексеевна Михаил Ярославич
Команды занимают места на сцене.
Ведущий, (представляет их). Команда «Джентльмены» команда «Дон Кихоты».
Ведущий. Представляем жюри конкурса... Жюри будет оценивать конкурсы по пятибалльной системе. Внимание! Турнир объявляется открытым! Звучит музыка.
Ведущий. Победить в турнире очень нелегко, Очень умным и любезным надо быть, Здесь сражаются за каждое очко. Начинается сраженье по законам уваженья! Победить в турнире очень нелегко! Звучит музыкальная заставка.
Ведущий. Прежде чем приступить к конкурсной программе, мы предлагаем командам приветствовать друг друга и чем вежливее, тем лучше. Команды приветствуют друг друга.
Сначала мы проведем разминку с болельщиками и выясни?!
знание волшебных слов.
- Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день).
- Если больше есть не в силах, Скажем маме мы (спасибо).
- Мальчик, вежливый и развитый Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
- Когда нас бранят за шалости, Говорим (прости, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания).
Конкурс «Рыцарские манеры»
Задание 1. Волшебные слова
В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Каждый из нас должен будет назвать по одному такому волшебному слову. За каждое названное слово команда получает одно очко. (До свидания, спасибо, благодарю вас, будьте любезны.)
Задание 2. Волшебные поступки
- Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входить в дом? (Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по странам, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай -- входя в комнату, снимать шапку - остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей. И это им приятно.)
- Откуда пришел к нам обычай - здороваясь, снимать перчатки? (С тех рыцарских времен идет обычай - здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.)
— Какие советы ты можешь дать человеку, идущему в гости? (Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто еще на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклониться и сказать: «Здравствуйте». Не садись, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка, уступи ей свое место, а себе принеси другой стул.)
- Когда в России впервые появилась книга о том, как молодым надо вести себя за столом? Как она называлась? (Более 200 лет тому назад появилась книга о правилах поведения юношей и девушек. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Составлена она была Российской академией наук.)
- Что в этой книге было записано? Какие из этих правил живут и сейчас? (Большинство из правил, записанных в этой книге, годятся и сейчас, хотя написаны они непривычным для нас языком: «Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде обрызгало. Руки твои да не лежат далеко на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей, пока пищи не проглотишь. Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.»)
Задание 3. Мы идем в театр
— За сколько минут до начала спектакля нужно приходить в театр? (Минут за 30, так, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять места соответственно купленным билетам.)
- Как быть с мороженным, если не успел его съесть, а звонок уже позвал тебя в зрительный зал? (Если мороженное в вазочке, то его нужно оставить на столе. Если в обертке, выбросить в урну и немедленно отправиться в зал.)
- Когда можно идти в гардероб, чтобы одеться? (После выхода актеров на поклон по окончании спектакля.)
Конкурс «От теории к практике»
Задание 1. Сервировка стола
Приглашаются по одному участнику от каждой из команд. (Они должны установить на столе тарелку, слева от нее - вилка, справа - нож и ложка, причем вилка и ложка кладутся вогнутой стороной вниз.)
Задание 2. Правила хорошего тона
Приглашаются по одному участнику от команды. (Для них выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правила хорошего тона. Для этого сначала нужно выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить ее на блюдце.)
Задание 3. Театралы
(Для выполнения этого задания нужен будильник.)
Мы хотим узнать, как вы усвоили правила поведения в зрительном зале. Сейчас раздастся звонок, извещающий о том, что скоро начнется спектакль. Двум представителям команд я даю по билету, на котором указано его место в зрительном зале. Участник должен по всем правилам хорошего тона пройти на свое место.
Двое представителей команд после звонка должны пройти на заранее подготовленные места в зале. Проходя по ряду, они должны повернуться лицами к уже сидящим зрителям, стараясь их на задеть, не наступить им на ноги. Болельщики могут принести своей команде дополнительное очко, если догадаются встать в тот момент, когда участник проходит мимо них к своему месту.)
Ведущий. Пока жюри будет подводить итоги этого конкурса, мы с вами попадаем в театр, хотя и импровизированный, но все же театр. Посмотрим в исполнении членов команд две небольшие инсценировки, которые были даны участникам конкурса в качестве домашнего задания:
«Урок вежливости» «Помощники».
(В сценке «Урок вежливости» использовано стихотворении Я. Бжехви и переводе Б. Заходера «Очень вежливый индюк»
В сценке «Помощники» речь идет о том, как два брата решили сделать маме сюрприз -- сделать уборку в квартире, но все закончилось дракой.)
Ведущий. Прошу жюри подвести итоги конкурса «От теории к практике».
Конкурс чтецов
Члены команд по очереди читают конкурсные стихи: Е. Измайлов -- «Вежливость», А. Барто -- «Рыцари», С. Маршак -«Урок вежливости», С. Маршак — «И ежели вы вежливы».
Ведущий. Просим уважаемое жюри подвести итоги конкурса чтецов. (Слово представителю жюри.)
Конкурс болельщиков
За правильный ответ болельщиков команде присуждается одно дополнительное очко.
Итак, задачи не на сложение — Задачи на уважение!
Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему мальчик, сделал три ошибки. Какие? (Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?»)
Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу уступает первым тот, кто вежливее.)
Ведущий .Уважаемое жюри, просим огласить итоги конкурса болельщиков.
Конкурс «Рыцари скрестили шпаги»
За каждый правильный ответ — одно очко. Представители команд задают перекрестные вопросы, подготовленные дома.
- Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?
- Ты часто встречаешь человека (например, по дороге в школу), но незнаком с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
- Навещая заболевшего товарища, не задерживайся долго, так как...
- Рассказывая о чем-то интересном, не размахивай изо всех сил руками, так как при этом можешь...
Ведущий. Наш турнир подходит к концу. Просим уважаемое жюри подвести окончательные итоги. А пока для вас дорогие ребята, прозвучит песня Б. Савельева на стихи М. Пляковского «Праздник детства».
Для подведения окончательных итогов конкурса предоставляем слово председателю жюри(Жюри подводит итоги, награждает победителей).
Звучит музыка. Участники турнира произносят клятву.
- Клянемся вежливыми быть!
- Всегда «спасибо» говорить,
- «Добрый день», «до свидания» —
- Нет в мире выше звания!
- Клянемся вежливыми быть!
- И лень, и грубость позабыть,
- Учиться этикету —Науку помнить эту.
- .Клянемся вежливыми быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежду разить мечом волшебным,
И строгим словом, и целебным.
Все (хором). Клянемся вежливыми быть!
Ведущий. Дорогие ребята! Наш турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные — настоящие рыцари!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Женщины в истории России.
Героическая роль женщины в истории развития и становления Русского государства....
Женщины в истории России.
Героическая роль женщины в истории развития и становления Русского государства....
Элективный курс "Женщины в истории России"
Элективный курс «Женщины в истории России X-XX вв» рассчитан на 17 часов для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки и предполагает изучение жизни и деятельности знаменитых велик...
Элективный курс "Женщины в истории России"Нумизматика. Монеты - свидетели прошлого"
Нумизматика. Монеты- свидетели прошлого.Программа элективного курса для учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономические профилиЦели: программа предназначена для пред...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Конспект беседы, посвященной Международному женскому дню «Женщины в истории России»
Цель: раскрыть образ известных женщин разных эпох; показать роль известных женщин в истории России; воспитывать чувство уважения к русской женщине.Задачи:Образовательные:- Сформировать у обучающ...