Классный час-беседа "Космос далекий и близкий"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Классный час-беседа "Космос далекий и близкий"
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса , расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики выпускников школы.
2. Развивать познавательную и творческую активность, Прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.
3. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Космос далекий и близкий».
Содержание:
Ученик 1:Нам Циолковский напророчил,
Что в космос выйдет человек.
В его мечтах поставил точку
Мятежный наш двадцатый век.
Прочь, страх, неверие, сомненья,
И россиянин это смог:
Прорвав земное притяженье,
Он сделал над Землей виток.
Всего один виток - начало
Неведомого нам пути…
А уж мечтатели сказали:
- На Марсе яблоням цвести!
Так будет ли? Пока не знаем -
И на Земле проблем не счесть…
Но "ближний космос" обитаем,
И в этом все же что-то есть!
Пусть не за тысячу парсеков,
Немного ближе - на Луну
Нога ступила человека,
Преграду взяв еще одну.
И спутники к далеким звездам
Весть о землянах унесли -
Прими, великий космос, грозный,
Привет от маленькой Земли!(слайд 1)
Учитель :Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики. Сегодня мы, конечно, очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. В России День космонавтики отмечают уже 49 лет подряд, а в этом году Генеральная ассамблея ООН признала 12 апреля международным днем освоения человеком космоса.
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.» писал К.Э.Циолковский. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос. (слайд 2)
Когда мы говорим о космосе, мы всегда помним О Сергее Павловиче Королеве (1906 -1966) - российском ученом и конструкторе. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос. (слайд 3)
Итак, история событий в освоении космоса.
4 октября 1957 года – начало космической эры – был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1).
Запуск спутника позволил начать изучение космического пространства.
2 января 1959 года был запущен искусственный спутник "Луна-1", он прошел около Луны и стал первым искусственным спутником Луны.
12 сентября 1959 года "Луна-2", автоматическая станция, достигла поверхности Луны, впервые была проложена трасса Земля – Луна.
4 октября 1959 года "Луна-3", автоматическая межпланетная станция, сфотографировала обратную сторону Луны.
20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка.
12 апреля 1961 года – день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. День 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. (слайд 4)
12апреля 1961 года. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич». (слайд 5)
Ученик 2: Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламене знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей,
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней…
(Александр Твардовский) (слайд 6)
Учитель : Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Гагарин", "Юрий", "Россия". Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам. Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал: "Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно "сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем! Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет! Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвоватьвновыхоткрытиях..."
Мы можем услышать слова первого космонавта, которые были произнесены до и после исторического полета в космос и увидеть записку, где он описал полет. (слайды 7,8)
А теперь я очень хочу рассказать вам о нашем земляке, выпускнике нашей школы, академике Космической Академии наук, генерал-майоре Юношеве Сергее Ивановиче, который внес большой вклад в развитие космонавтики.Его отец Юношев И.Е.-заслуженный учитель РСФСР ,кавалер орденов Ленина и «Знак Почета» трудился в нашей школе. (слайд 9)
Сергей начал грезить о небе после общения с учеником отца Григорием Пьянзиным, поступившим в авиационный институт. Приезжая на каникулы в село, он много рассказывал мальчику об устройстве самолетов и ракет. Юношев с 4-го класса начал увлекаться авиамоделизмом, а в 9-м уже выполнил норматив мастера спорта и был зачислен в Саранское летно-техническое училище. Но проучился там недолго, потому что сам захотел строить настоящие самолеты. (слайд 10)
По примеру старшего товарища поступил на вечернее отделение Казанского авиационного института и одновременно устроился работать на авиационный завод. Через год молодой человек подорвал здоровье во время испытания двигателей. Очень непросто было совмещать тяжелую работу и старательную учебу. Большие звуковые нагрузки привели к расстройству нервной системы. На втором курсе Юношеву пришлось взять академический отпуск и вернуться в Игнатово. Более полугода он проработал учителем труда в родной школе, а затем, немного окрепнув, вернулся в институт. Поступил Сергей на самолетостроительное отделение, но с третьего курса отделение перепрофилировали по специальности ракетостроение. Одновременно с учебой С. И. Юношев активно участвовал в комсомольской жизни института .Был неосвобожденным секретарем комитета комсомола института.(слайд 11)
По инициативе комсомольцев института был создан первый в стране комсомольский завод, на котором работали только студенты. Директором завода был назначен С. И. Юношев. Это была большая школа. Азам финансовой, технической работы, налаживанию связей с родственными предприятиями он учился именно здесь. Работая руководителем, Сергей Иванович не оставлял учебу, а наоборот, стремился к наилучшим результатам. Он хотел настоящего дела. Вот именно тогда, С. И. Юношева находят создатели группы С.П. Королева. В то время ею создавался очень большой самолет «Антей» для транспортировки космической техники.
(слайд 12)
На последнем курсе талантливого студента заметили и пригласили в конструкторское бюро Сергея Королева. «Тогда очень острой была проблема доставки ракет авиационным транспортом, —вспоминает Сергей Юношев. — Конструкторскому бюро Олега Антонова поручили создать для этих целей тяжелогрузный самолет „Антей“. Я участвовал в работе, наша группа быстро ее выполнила». После успешного завершения первого задания Юношеву посчастливилось познакомиться с Королевым. «У Главного была манера лично принимать на работу молодых специалистов, — рассказывает Сергей Иванович. — Собеседование продолжалось минуты две, за которые Королев старался раскусить нового человека. Он был необычайно талантливым специалистом. Имел свойство, которому мы все удивлялись: в самые трудные минуты, когда уже не оставалось сил на ликвидацию какого-либо сбоя, всегда находился рядом и помогал. Мы даже не понимали, когда Королев спит — он трудился круглосуточно. Не терпел халатного отношения к работе и очень уважал специалистов, преданных делу». В отличие от многих кандидатов, Сергей пожелал трудиться на производстве, а не в кабинете. Знаменитый тезка напутствовал его одним словом: «Давай!» От мастера производственного цеха Юношев дорос до должности заместителя главного инженера по новой технике.
«Личной жизни у нас не было, день и ночь крутились на работе, — вспоминает конструктор. — Приходилось и по командировкам ездить, и участвовать в подготовке старта ракет. Если в воскресенье удавалось отдохнуть — это было счастье».
Юношев много общался с космонавтами. «В 1965 году начал читать им курс по малогабаритным датчиковым системам, — рассказывает он. — Техника постоянно совершенствовалась, поэтому космонавтов приходилось переучивать. В конце обучения принимал зачет. Хорошие отношения сложились с интеллигентным и начитанным Германом Титовым. Самыми жизнерадостными из первой группы были, пожалуй, Юрий Гагарин и Павел Попович. К сожалению, все они уже ушли в мир иной…»
Сергей Иванович был награжден четырьмя орденами, Госпремией за создание многоразового космического средства «Буран-Энергия» и медалями Королева, Гагарина, Циолковского, Янгеля за разработку баллистической ракеты СС-19. .(слайд 13)
Сейчас Сергей Иванович Юношев проживает в Москве, но не забывает о своей малой Родине .Мы очень гордимся нашим выпускником. Он поддерживает контакты с нашей школой, о которой вспоминает с благодарностью. Сергей Иванович часто бывает гостем нашей школы и я надеюсь, что мы с ним еще встретимся. (слайд 14)
Источники:
http://kulyat.info/voshod-bignatovo/4142-vysokij-polet-akademika-yunosheva.html
Большое Игнатово:- Саранск, Мордовское книжное издательство,2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Космос далекий и близкий
Данный материал позволяет расширить знания детей в области космонавтики....
Космос далекий и близкий
Цель: ознакомить учащихся с развитием космоса в СССР и России. Рекомендуется использование ИКТ....
История далекая и близкая
Здесь помещен краеведческий материал С.Цуха для ознакомления учащихся с историей нащего района....
Япония: далекая и близкая.
Конспект открытого урока в 11 классе....
Факультативный курс по английскому языку для 7 классов по теме: "Страноведение. Британия далекая и близкая" .
В настоящее время более тесными стали контакты нашей страны с зарубежными государствами, развиваются и укрепляются международные связи, появляются новые открытия, разрабатываются новейшие технологии. ...
Г.А. Струве "Далеко ли, близко ли"
Г.А. Струве "Далеко ли, близко ли"...
Ноты для школьного хора Г.А. Струве "Далеко ли, близко ли"
Г.А. Струве "Далеко ли, близко ли"...