Классный час "Выбор профессии - это серьёзно"
классный час (10 класс) на тему
Представленный материал можно использовать для профориентационной работы со старшеклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_professii.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Выбор профессии – это серьёзно»
Калиниченко Н.Э. МБОУ лицей г. Лобня Московской области
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о выборе профессии.
Каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет, где будет работать. Пройдёт немного времени и вам предстоит занять рабочие места за компьютером, на строительной площадке, в суде или магазине.
Выбор профессии – это важный и ответственный шаг, к которому надо подойти очень серьёзно.
Что же означает сам термин профессия?
Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово “профессор”.
Если посмотреть в словарь, слово “профессия” означает “говорить публично”.
По американским меркам понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.
Наряду со словом “ профессия” часто упоминаются и другие термины.
“Специальность” – обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство. Например, профессия – врач. Специальность – хирург. Узкая специализация – нейрохирург.
Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.
В документе “Единый тарифно-квалификационный справочник”, насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России. А спросом пользуется несколько сотен.
Накопленные у людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. Есть такое утверждение: “Все профессии нужны, все профессии важны”. Как выбрать именно ту, которая подойдёт вам?
Профессор МГУ Рыхлевская Елена Ивановна, занимающаяся вопросами профориентации, считает:
1.Профессия должна быть интересна.
2.Важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие данной профессии.
3.Твоя профессия должна совпадать с твоим характером.
Таким образом, формула выбора профессии складывается из трёх составляющих. Каких же?
(Выступление Бутырева Филиппа).
- Интересна и привлекательна “ХОЧУ”
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.
- Доступна и посильна “МОГУ”
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
- Имеется спрос на рынке труда “НАДО”
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.
Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные.
Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.
- Как вы думаете от чего это зависит? (От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека)
- Верно. Всё, что вы назвали относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека.
Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности.
(Выступление Фадеевой Татьяны).
- Давайте посмотрим на рисунки и догадаемся, какой тип темперамента у этих людей. (Работа по рисункам).
Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов.
Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.
Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузов.
Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 года, созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.
Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Уже сам факт их существования на протяжении тысячелетий подтверждает их жизнеспособность и целесообразность.
Мы хотим дать рекомендации каждому представителю определённого типа темперамента. Как нужно выбирать профессию с учётом вашего темперамента?
(Выступления ребят: Коршунова Влада, Куровой Виктории, Козловой Татьяны, Тагаевой Регины).
Рекомендации по выбору профессии с учетом темперамента.
Сангвиник.
- Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверка. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства.
- Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, медсестра общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и другие. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Организаторские способности.
Холерик.
- Тип работы: подходит работа, требующая, большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. В период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив. С холериками следует быть сдержанными, не допускать резкого тона, вместо замечаний, надо давать задания, которые позволяют исправить допущенную ошибку. Холерики хорошо работают с флегматиками и меланхоликами, но двух холериков объединять нельзя – они будут соперничать и конфликтовать.
- Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и другие. Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.
Флегматик.
- Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Много внимания уделяет подготовительному периоду. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости, продуманной организации труда. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, не инициативен. При изменении условий работы у них резко снижается производительность труда. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях. С подчиненными-флегматиками необходимо держать активный контакт, привлекать их к деятельности, заинтересовывать и поощрять их инициативу. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.
- Рекомендуемые профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.
Меланхолик.
- Тип работы: их работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая, он может быстро уставать. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом трудовом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности.
Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.
Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы).
- Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и др. Склонность к творчеству, практическому труду и наблюдательности.
А сейчас Антонова Аня расскажет о результатах тестирования типов темперамента в наших десятых классах.
Выступление Антоновой Анны.
Мы познакомились с советами по выбору профессии с учётом вашего темперамента. Существует ещё одна классификация профессий – по предмету труда. В зависимости от этого все профессии принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система».
Сейчас ребята дадут вам рекомендации по выбору профессии с учётом этих категорий.
(Выступления ребят: Антоновой Анны, Аргунова Андрея, Марданова Тимура, Гейдарли Гульнары, Зубачёвой Дарьи).
Тип профессий | Требования к профессии | Профессии |
Человек-человек | Профессиям этого типа предъявляют требования к таким качествам как умение устанавливать, поддерживать деловые контакты, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. | Врач, милиционер, соц.работник, продавец, менеджер, охранник, педагог, адвокат, психолог, страховой и коммерческий агент. |
Человек-техника | Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости. | Электрик, водитель, столяр, токарь, швея, автослесарь, инженер-технолог, инженер-конструктор. |
Человек-знаковая система | Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. | Кассир, программист, экономист, налоговый инспектор, бухгалтер, аудитор, редактор, оператор ЭВМ, телефонист. |
Человек- художественный образ | От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. | Хореограф, архитектор, кондитер, художник, артист, журналист, парикмахер-модельер, музыкальный руководитель. |
Человек-природа | Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. | Эколог, ветеринар, флорист, геолог, лаборант, фармацевт, астроном, биолог, садовод. |
Наташа Курзенёва расскажет о результатах тестирования типов профессии по предмету труда в наших десятых классах.
Выступление Курзенёвой Натальи.
Выбирая профессию, мы руководствуемся такими факторами, как мнение родителей, знакомых, престижность профессии, информацией из различных источников. Не всегда мы можем объективно оценить ситуацию.
В этой связи можно сформулировать следующие распространённые ошибки в выборе профессии:
Первое заблуждение — выбравший престижную профессию иногда полагает, что хорошее отношение людей к данной работе автоматически будет перенесено и на него. Но общество оценивает профессию одними мерками – ее редкостью, экзотичностью, новизной, например, а конкретного представителя этой профессии – совсем другими. Встретить вас могут и по одежке: «Ах вы, физик?» Но потом обязательно поинтересуются, а какой вы физик.
Второе заблуждение — это когда человек считает, что престиж профессии вечен и неизменен. Но людские привязанности не всегда бывают постоянными. Если заглянуть в далекое и даже не очень далекое прошлое, можно легко убедиться в этом. Например, было время, когда актеров не пускали на порог приличного дома. И, наконец, пример совсем свежий: опросы общественного мнения, в основном в школах, показали, что за последние десять лет снизился престиж профессий летчика, физика, конструктора, а престиж товароведа, кулинара, официанта вырос.
Третье заблуждение — это расчет на широкую известность. Но прикиньте: в одной Москве тысячи актеров, а многих ли вы знаете в лицо или хотя бы по именам? Как и в любой другой работе, есть люди более талантливые и менее талантливые
Четвертое заблуждение — оценка престижной работы только с парадной стороны. Что делает журналист? Ездит в командировки, видит разные города, а может, и разные страны, пишет очерки, рассказывая о том, что видел, и получает массу благодарственных писем. Но за всем этим лежит огромный труд! И какой!
Пятое заблуждение — родители считают, что лучшим для ребёнка будет соблюдение семейной трудовой династии. Чаще всего родители – добрые советчики, думают они о вашем будущем деле вполне серьезно и желают вам счастья. Но и родители, как и все люди, тоже могут ошибаться. Их много, родительских ошибок, которые потом весьма неприятно сказываются на судьбе детей. Не будем говорить об очевидных, – например, неумеренной переоценке способностей своих сыновей и дочерей.
Шестое заблуждение – когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Так что одно дело – получать пятерки за основы, совсем другое – углубиться в науку или в профессию, связанную с ней.
А сейчас мы увидим и услышим наших выпускников лицея, кто сделал свой успешный профессиональный выбор. Это Смышляев Евгений Викторович, выпуск 2000 года и Ракова Любовь Олеговна, выпуск 2008 года.
Видеоролик.
Многие из вас, нынешних десятиклассников, уже определились с выбором профессии. Давайте услышим обоснование вашего выбора профессии.
Выступление Горностаевой, Бутырева, Власова, Бутузовой, Аргунова.
Сейчас вам предстоит выполнить такое задание: по опорным словам надо угадать профессию.
Угадывание профессий.
- Проект, план, гармония, конструкции, здания, памятники (архитектор)
- Новости, современность, люди, оперативность, факты (журналист)
- Фондовая биржа, агент, валюта, купля-продажа ценных бумаг (дилер)
- Ревизия бухгалтерских книг, документов и отчетности (аудитор)
- Компьютер, приём посетителей, ведение делопроизводства (секретарь)
- Локомотив, рельсы, светофор, пневматический кран, ответственность (работник железной дороги)
- Клиенты, вклад, сберегательная книжка, аккредитивы, личный счет (работник банка)
- Граница, нарушитель, товары, документы, контрабанда (работник таможни).
В следующем задании надо догадаться, о каких профессиях говорится в пословицах.
Угадывание профессий по пословицам.
О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?
Военнослужащий
- Береги землю родную, как мать любимую.
- Жить – Родине служить.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Кузнец
- Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
- Куй железо, пока горячо.
- Не огонь железо калит, а мех.
Повар
- Что в котел положишь, то и вынешь.
- Недосол на столе, пересол – на спине.
- Не котел варит, а стряпуха.
- Кашу маслом не испортишь.
Портной
- Не игла шьет, а руки.
- Как скроишь, так и тачать станешь.
- Как шьется, так и носиться.
- Где шьют, там и порют.
Шофер
- Обратная дорога всегда короче.
- Умный товарищ – половина дороги.
Хлебороб
- Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
- Зерно в косу – торопись жать полосу.
- Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.
- Жать – не дремать.
В наше время появляется много новых профессий. Давайте попробуем в них разобраться. Что вы знаете о следующих профессиях?
В мире новых профессий.
Тренд-вотчер – появление новых тенденций среди потребителей.
Спичрайтер – составление речей, докладов государственным деятелям.
Коллектор – специалист по возврату долгов.
Логистик – менеджер по таможне и транспорту.
Рейдер – специалист по захвату чужой собственности (недвижимости).
Коучер – консультант руководителя по созданию структуры персонала, проводит психологические тренинги.
Блогер – размещение скрытой рекламы в собственном блоге.
Шопер – консультант по стилю одежды.
Дополнительный материал.
Согласен ли ты со следующими утверждениями?
- профессия выбирается раз и навсегда.
- выбор профессии зависит от толщины кошелька.
- нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
- профессия предназначена человеку от рождения.
- по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
- профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
- профессию следует выбирать, уже став взрослым.
- чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
- если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
- психолог – не помощник в выборе профессии.
Анкета.
1). Назовите 5 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости.
2). Какую профессию хотите выбрать вы?
3). Какую профессию вам советуют выбрать родители?
4). В чем преимущества вашей будущей профессии?
5). Назовите "минусы" вашей будущей профессии.
6). Какие качества характера необходимы в данной профессии?
7). Назовите причины, которые могут помешать вам выбрать эту профессию.
8). Какую профессию вы точно не выберете?
В заключение нашего разговора мы хотим вам дать следующий СОВЕТ:
Окончательный выбор только за тобой, выбирая профессию, ты выбираешь судьбу.
Главное – интерес;
Запомни: способности формируются в деятельности.
Привыкай работать, трудиться.
Чтоб воздухом мирным дышала земля,
Чтоб щедрыми были родные поля,
Чтоб счастье, как солнце сияло всегда,-
Да здравствует радость и доблесть труда!
Чтоб вольно паслись и плодились стада, -
ДА ЗДРАВСТВУЕТ РАДОСТЬ И ДОБЛЕСТЬ ТРУДА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»
Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию выбора учебной практики, повыси...
Классный час в 11 классе Выбор профессии – это серьёзно!!!
Цели классного часа1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.3. Учить соотносить наличие способностей, ск...
классный час "Выбор профессии дело серьёзное"
Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии дело серьёзное" + презентация....
Классный час: Выбор профессии - дело серьёзное
Расширить знания обучающихся о мире профессионального труда...
Классный час с презентацией по профориентации на тему: "Выбор профессии - дело серьёзное".
Материал для классных руководителей старших классов специальных (коррекционных ) школ 8 вида....
КЛАССНЫЙ ЧАС на тему: «ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ»
Цель: расширение знаний о профессиях и подготовка учащихся к осознанному выбору будущей профессииЗадачи:дать представление о разных профессиях;развивать самостоятельность и коммуникативные способности...