ФГОС: ключевые изменения в воспитательной работе
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся. Ст. 9, п. 6 Закон «Об образовании» - «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся ".
1. Как разработать Программу воспитания и социализации ? 2. Какие требования к Программе выдвигает Стандарт? 3. Какие проблемы и трудности могут возникнуть при разработке Программы?
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Примерная программа воспитания и социализации обучающихся Собственная программа воспитания и социализации обучающихся
Из Концепции Вы можете узнать: о целях и задачах воспитания и социализации обучающихся ( воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России ) о условиях и результатах воспитания обучающихся системе требований к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы ценностных установках обучения и воспитания ( патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд, творчество, природа, искусство, человечество ) взаимодействии школы и традиционных российских религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании школьников процессе управления воспитательным процессом и роли в нем классного руководителя. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Изучение документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России ; Фундаментальное ядро содержания общего образования; Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Изучение особенностей региона, социальной среды, в которой находится школа; Изучение возможностей школы, ее внутренних и внешних условий; Анализ ресурсного обеспечения и материально-технической базы; Изучение запросов обучающихся и их родителей; Анализ опыта работы прошлых лет. Системный анализ готовности школы к разработке и реализации Программы
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся Социализация и профессиональная ориентация обучающихся Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование экологической культуры Содержание Программы
ПАТРИОТИЗМ; СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ; ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ; СЕМЬЯ; ТРУД И ТВОРЧЕСТВО; ПРИРОДА И ИСКУССТВО; ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Национальные и общечеловеческие духовные ценности
Национальные и общечеловеческие духовные ценности Патрио-тизм Любовь к России Любовь к своему народу Любовь к малой Родине Служение Отечеству
Гражданст-венность Правовое государ-ство Граждан-ское общест-во Долг Закон Право-порядок Межэт-нический мир
Программа духовно-нравственного развития и воспитания Подпрограмма «Патриотизм» Подпрограмма «Гражданственность» Любовь к России Любовь к своему народу Любовь к малой Родине Правовое государ- ство Межэтни-ческий мир Закон и правопо-рядок Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей Служение Отечеству Программа воспитания и социализации обучающихся
Направления воспитательной программы Урочная деятельность Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики) Изучение культурологических основ религий Семейное воспитание Внеурочная деятельность (культурные практики) Воспитательная программа
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре. Внеурочная деятельность
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Внешкольная деятельность
Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся
формирование способности к духовному развитию— «становиться лучше»; укрепление нравственности; формирование основ нравственного самосознания личности (совести); формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности; формирование морали; усвоение обучающимся базовых национальных ценностей; укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию; развитие самостоятельности; развитие трудолюбия; осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; осознание подростком ценности человеческой жизни; формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В области формирования личностной культуры
• формирование российской гражданской идентичности; • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; • развитие патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими; • формирование первичных навыков успешной социализации,; • формирование у подростков социальных компетенций; • укрепление доверия к другим людям, у государству; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания; • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования социальной культуры
• укрепление отношения к семье как основе российского общества; • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • усвоение нравственных ценностей семейной жизни; • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи; • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России. В области формирования семейной культуры
Для решения воспитательных задач школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни должны обращаться к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино для детей и юношества; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; фольклора народов России; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю гражданское общество поликультурный мир свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества социальная солидарность мир во всём мире многообразие и уважение культур и народов Изучение Конституции Российской Федерации, символики государства. Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина ; Знакомство с историей и культурой родного края, фольклором - беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучение учебных дисциплин. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников- классные часы, беседы, фильмы, праздники. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений - экскурсии, встречи и беседы с представителями общественных организаций, участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями. Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, игры военно-патриотического содержания, конкурсы и спортивные соревнования, сюжетно-ролевых игры на местности, встречи с ветеранами и военнослужащими. Организация и проведение национально-культурных праздников. Встречи и беседы с выпускниками своей школы. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 2. воспитание социальной ответственности и компетентности Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство закон и правопорядок социальная компетентность социальная ответственность служение Отечеству ответственность за настоящее и будущее своей страны Участие в улучшении школьной среды Овладевание формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека - тренинги Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби). Приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями. Участие в школьном самоуправлении Разработка и участие в социальных проектах Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 3. воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Ценности: нравственный выбор жизнь и смысл жизни справедливость милосердие честь достоинство уважение родителей уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность забота о старших и младших свобода совести и вероисповедания толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека духовно-нравственное развитие личности Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, подготовка и проведение бесед Участие в общественно полезном труде Дела благотворительности, милосердия, оказании помощи нуждающимся, забота о животных, живых существах, природе Общение со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, подготовка и проведение бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье - беседы о семье, о родителях и прародителях, открытые семейные праздники, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 4. воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Ценности: жизнь во всех её проявлениях экологическая безопасность экологическая грамотность физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье экологическая культура экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни ресурсосбережение экологическая этика экологическая ответственность социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды устойчивое развитие общества в гармонии с природой Беседы, просмотры учебных фильмов, игровые и тренинговые программы, уроки и внеурочная деятельность о здоровье, здоровом образе жизни. Пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни —беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Организация экологически безопасного уклада школьной и домашней жизни, участие в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности. Школьные спартакиады, эстафеты, экологические и туристические слёты, экологические лагеря, походы по родному краю. Краеведческая, поисковая, экологическая работа в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях. Практическая природоохранительная деятельность, деятельность школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создание и реализация коллективных природоохранных проектов. Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха. Беседы с педагогами, психологами, мед.работниками, родителями о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Профилактика вредных привычек, зависимости от ПАВ - дискуссии, тренинги, ролевые игры, обсуждения видеосюжетов и др. Участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций. Проведение школьного экологического мониторинга. Учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 5. воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Ценности: научное знание стремление к познанию и истине научная картина мира нравственный смысл учения и самообразования интеллектуальное развитие личности уважение к труду и людям труда нравственный смысл труда, творчество и созидание целеустремлённость и настойчивость, бережливость выбор профессии Недели науки, техники и производства, конкурсы научно-фантастических проектов, вечера неразгаданных тайн. Дневники экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды. Олимпиады по учебным предметам, технические и предметные кружки, познавательные игры. Экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, знакомство с профессиями, презентации «Труд нашей семьи». Общественно полезная деятельность на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов. Сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий -праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д. Занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как в учебное, так и в каникулярное время. Встречи и беседы с выпускниками своей школы. Выполнение информационных проектов — дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 6. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание ценности: красота гармония духовный мир человека самовыражение личности в творчестве и искусстве эстетическое развитие личности Изучение учебных предметов, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам. Экскурсионно-краеведческая деятельность, внеклассные мероприятия, шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок. Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждение книг, художественных фильмов, телевизионных передач, компьютерных игр на предмет их этического и эстетического содержания. Различные виды творческой деятельности и художественное творчество на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования. Выставки семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, экскурсионно-краеведческая деятельность, реализация культурно-досуговых программ, посещение объектов художественной культуры с последующим представлением творческих работ. Оформление класса и школы, озеленении пришкольного участка. Основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Что же нового в Стандартах второго поколения?
«Новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы , какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов» (Д. Медведев). В чем особенность новых Стандартов?
Традиционный взгляд: Воспитание - передача старшими поколениями социального опыта и активное его усвоение и воспроизведение новыми поколениями. Какой требовался результат? «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот Как получить новый образовательный результат? Школа будущего: Воспитание - активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия).
Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции , соц. компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация ФГОС: новый образовательный результат Миссия школы – воспитание гражданина России РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательное событие – совместная (ребенка и взрослого) яркая, личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная деятельность, последствием которой должно стать повышение мотивации ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени самостоятельной (исследование, поиск, развитие…) Образовательное событие Образовательное событие
Работаем в рамках ФГОС
Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии Проективые и деятельностные технологии Креативные технологии Игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама Технологии личностно-ориентированного воспитания Этнопедагогические технологии Коллективные и групповые способы обучения Эвристическое обучение; Диалог культур Проблемное обучение; Деловая корзина; Форум; Обсуждение вполголоса; «Думай и слушай»; Панельная дискуссия; Программа саморазвития Тренинги Коучинг и другие. Новые педагогические технологии
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на формирование особого нравственного уклада школьной жизни , который основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, учитывает историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, реализуется в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов-участников воспитания. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации
«Воспитательный идеал» – качества личности ДОБРО Человек Семья КРАСОТА ТРУД Творчество Наука СТРАНА Патриотизм Солидарность Гражданственность Культура ЗДОРОВЬЕ ПРИРОДА Внешкольная Внеурочная Урочная Социальные практики (решение общественно значимой задачи) Опыт гражданского поведения Культурные практики (участие в культурном событии) Опыт творческого поведения Учеба -знания о ценностях -оценки поступков -выбор поступков Опыт учебного взаимодействия Деятельность Школа Ученики Общественная среда СМИ Произведе-ния культуры Общественные организации Круг общения Семья Базовые ценности Представители власти
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания : школы семьи общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации учреждений дополнительного образования, культуры и спорта СМИ традиционных российских религиозных объединений. Участники-субъекты духовно-нравственного воспитания
Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип диалогического общения со значимыми другими Принцип идентификации Принцип полисубъектности воспитания и социализации Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем Принцип системно-деятельностной организации воспитания Принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаем следующие критерии оценки уровней их сформированности. Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом: Уровни сформированности результатов воспитания и социализации
Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на изучение состояния воспитания; оценку состояния воспитания; прогноз развития воспитания; выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов. Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают: Что же должно стать предметом диагностики? Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации
Положительная динамика — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования . Устойчивость исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся . В педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся. Критерии эффективности реализации Программы
Если же наблюдается инертность положительной динамики и появляется тенденция отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся, то причиной этого могут быть: -несоответствие содержания методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности; - формальное отношение со стороны преподавателей; - неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении. Критерии эффективности реализации Программы
Одна из особенностей ФГОС заключается в том, что он расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность ОУ в реализации основной образовательной программы общего образования. Хочется надеяться, что творческая и самостоятельная работа педагогов по разработке и реализации Программы воспитания и социализации обучающихся поможет обрести нашей школе второе дыхание – интересную, насыщенную жизнь! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников
Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....
Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников
Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формиро...
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательном процессе.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения. Обусловлена она задачами, которые стоят перед учебным заведением – максимальное развитие кажд...
Формы и методы формирования ключевых компетенций в воспитательной деятельности.
Формы и методы формирования ключевых компетенций....
Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс
Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей, УУД, тематическое планирование....
Презентация "Обновленные ФГОС ООО: обзор ключевых изменений и новых возможностей"
Обновленные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ООО: обзор ключевых изменений и новых возможностей....
ОБНОВЛЁННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОО И ООО: ОБЗОР 18 КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в 1-8 классы в 2022 году, будут учиться уже по обновлённым ФГОС. Для несовершенно...