Перспективный индивидуальный план самообразования классного руководителя
материал по теме
Перспективный индивидуальный план самообразования классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobraz._klass.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Давликеевская ООШ» Апастовского муниципального района РТ
Перспективный индивидуальный план самообразования
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Хайбуллина Фания Фаридовна.
2013-2018
Совершенствование качества обучения и воспитания
напрямую зависит от уровня подготовки педагогов и воспитателей.
Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и
в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации,
семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.
Самообразование – есть потребность творческого и
ответственного человека любой профессии, тем более для профессий
с повышенной моральной и социальной ответственностью,
каковой является профессия педагога. Самообразование – процесс
сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Программа «Воспитание у учащихся чувства ответственности на основе личностно – ориентированного подхода к воспитанию личности».
«… Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.»
Антуан де Сент – Экзюпери.
Пояснительная записка
Вопросы развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас проблема воспитания у учащихся ответственности становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Задача воспитания ответственности состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Основой воспитания ответственности, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе воспитания у учащихся ответственности важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся беседы, лекции, диспуты по различным проблемам. Особенность проведения бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.
Знание моральных норм есть предпосылка ответственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием воспитания ответственности могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательной ответственности могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер. Очень важно при воспитании у учащихся этих понятий опираться на духовную базу, накопленную предыдущими поколениями, то есть делать упор на применение в воспитании народных традиций.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Педагоги должны призывать своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам, учить быть ответственным за каждый свой поступок.
Законодательная база воспитания у учащихся ответственности.
Программа «Воспитание у учащихся ответственности» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией РТ, Законами « Об образовании РФ» и « Об образовании РТ», Международной конвенцией «О правах ребёнка» 1989 г. и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и воспитания. Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребёнка получать образование и воспитание в соответствии с теми традициями, которые являются для него родными. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребёнка любить другие страны и народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, только тогда можно сформировать ответственного гражданина, нравственно развитую личность.
Этапы реализации программы:
I этап – подготовительный (2013/2014 гг.)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Начало работы направления воспитательной системы «Радуга»
II этап – практический (2014/2016 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия индивидуальных особенностей его личности. Завершение работы направления воспитательной системы «Радуга». Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы «Вступая в жизнь».
III этап – обобщающий (2016/2018 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего совершенствования и использования воспитательной системы.
Цели и задачи программы:
Целью Программы является гармоничное развитие личности школьника, умеющего нести ответственность за себя и окружающих его людей, и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе народных традиций.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
- Раскрытие роли народных традиций в формировании личности учащихся.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании учащихся.
- Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы программы:
1.Принцип природосообразности.
2.Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
3.Принцип сотрудничества.
4.Деятельностный подход.
5.Личностно-ориентированный подход.
6.Возрастной подход.
Ожидаемые результаты:
1.Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание основ народных традиций, способность к творчеству, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. Ответственность за себя, свои поступки по отношению к окружающим людям.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5.Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания.
6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
7. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на земле. Воспитание экологической культуры.
Основные направления работы.
Блоки | Воспитательные задачи |
Я отвечаю за себя | 1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. |
Я отвечаю за Отечество | 1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. 5) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. |
Я отвечаю за своё здоровье | 1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. |
Я отвечаю за культуру | 1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. |
Я отвечаю за семью | 1) Формирование представлений о семейных ценностях. |
Я отвечаю за школу | 1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. |
Я отвечаю за планету | 1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. |
Диагностика.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
3. Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
Работа с родителями.
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
1) анкетирование
2) беседа
3) консультации
4) родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...