Воспитательная программа
рабочая программа (11 класс) на тему

Воспитательная программа классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  лицей  имени генерал-майора В.И. Хисматулина

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВВВР

                                            М.В. Кочетовский

Директор лицея

                                                       С.В. Фисун

Приказ №

«_____»________________ 2013

«____»___________________ 2013г.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                     

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

11  КЛАССА 2 ВЗВОДА

Классный руководитель

Семенова Наталия Владиславовна

г. Сургут, 2013 год

Пояснительная записка

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. В «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября. 2012 г.)  обозначены целевые приоритеты, направленные на «формирование позитивной модели поведения обучающихся», способной «обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, государстве, мире».

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Цель программы – «личностное развитие кадет, формирование опыта самопознания, самоопределения и самореализации, ответственности за последствия своих действий и поведения, ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность, вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях, направление на воспитание гражданина России»

Задачи программы:

  • формировать гражданско-патриотические качества личности
  • воспитывать желание и стремление  учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
  • формировать культуру здоровья
  • воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности
  • воспитывать чувство уважения к родителям, семье
  • воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
  • воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
  • формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами

Программа рассчитана на 1 года, и представляет  такие аспекты развития личности, умение учиться по осознанному выбору и  выбор профессионального  самоопределения,   что определяет название блоков программы «Я - выпускник» и «Профессия: век живи – век учись» Эти этапы связаны с основными видами деятельности, выделенными  А.А.Поповым,   начальником  Отдела стандартизации и оценки качества образования Федерального института развития образования МОН РФ, доцентом Академии повышения квалификации и  профессиональной переподготовки работников образования.

Основные направления организации воспитания и социализации кадет лицея:

  1. Гражданско-патриотическое
  2. Нравственное и духовное воспитание
  3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
  4. Интеллектуальное воспитание
  5. Здоровьесберегающее воспитание
  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание
  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание
  8. Правовое воспитание и культура безопасности
  9. Воспитание семейных ценностей
  10. Формирование коммуникативной культуры
  11. Экологическое воспитание

В качестве образовательной технологии деятельностного типа  была выбрана технология проектного обучения, предполагающая использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный  практический  результат, значимый для ученика[1].        Под образовательным проектом нами понимается «форма организации занятий,  предусматривающая    комплексный   характер  деятельности     всех   его    участников    по   получению  образовательной продукции  за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев»[2]  Нами были взяты за основу следующие требования, предъявляемые к организации проекта, разработанные А.В.Хуторским:  

 

  • Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе -  разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
  • Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
  • Работа по проекту является исследовательской.
  • Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
  • Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем  допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
  • Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
  • Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Результаты и эффекты программы. Уровни освоения программы

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.[3]

Воспитательные результаты распределены на три уровня[4]:

«Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм)».

Первый уровень результатов - познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), развлекательные игры, спортивные мероприятия, экскурсии, беседы, организуемые педагогом для детей.

Второй уровень результатов -  познавательные акции, развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД, детские исследовательские проекты социальной направленности, проблемно-ценностные дискуссии.

Третий уровень результатов – познавательные,  развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.

1 блок «Я - выпускник» (1 полугодие)

Цель – приобретение  лицеистом качеств личности, направленных на самостоятельную организацию учебной деятельности, умение рационально организовать свой день для успешного усвоения знаний и организацию подготовки к ГИА в форме ЕГЭ.

Задачи[5] 

   

  • Создать единую воспитательную среду, включающую весь учебно-воспитательный процесс, направленную на  воспитание высоких духовно-нравственных качеств личности каждого кадета.
  • Развивать познавательную активность кадет 11-2 взвода на основе внедрения современных образовательных технологий обучения и воспитания в системе урочной и внеурочной деятельности, способствующую формированию ясной гражданско-патриотической позиции.
  • Формировать у кадет 11-2 взвода представления о здоровом образе жизни, обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся, прививать основы экологической культуры
  • Содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в классном коллективе, воспитывая коммуникативную, эстетическую и правовую культуру кадет.
  • Развивать систему работы с родителями, прививать положительное отношение к семейным ценностям.
  • Формировать внутреннюю потребность кадет 11-2 взвода  к самосовершенствованию через  интеллектуальное и  социокультурное развитие, уважительное отношение к творческой и трудовой деятельности.
  • Укрепление общелицейских традиций.

(Основные направления реализации  1 блока программы «Я - выпускник»

БЛОК

Я - выпускник

ПРОЕКТ

Моя учеба – мой труд

Звонок

Название проекта

Идея проекта. Краткое описание проекта

Сроки реализации проекта

«Моя учеба – мой труд»

Повысить познавательную мотивацию обучающихся.

В проекте участвуют ученики 11-2 класса, ведется подсчет отметок «отлично», полученных в течение каждого месяца. Результаты фиксируются  специально выбранными лицеистами в листах наблюдений. По результатам проекта выбираются победители и призеры

Сентябрь  2013 – май 2014

«Звонок»

Формировать положительное отношение к урокам, к самодисциплине

Лицеисты разрабатывают стратегию борьбы с опозданиями на урок и придерживаются ее.

сентябрь 2013-декабрь2014

Примечание: каждый проект имеет три этапа - подготовительный, этап реализации, заключительный. На заключительном этапе представляются продукты проекта, проводится рефлексия полученного опыта деятельности.

Первый проект «Звонок» был проведен учителями – классными руководителями (результат 1 уровня). Предполагается, что другие проекты будут соответствовать результатам 2 уровня, так как классный руководитель выполняет лишь роль тьютора, реализуют проект сами лицеисты.

Основные направления  реализации 2 блока программы «Профессия: век живи – век учись»

БЛОК

Профессия: век живи – век учись

ПРОЕКТ

«Родители - наставники»

Название проекта

Идея проекта. Краткое описание проекта

Сроки реализации проекта

«Родители - наставники»

Повысить уровень профессионального самоопределения кадетов на основе передачи родителями мнений и впечатлений, сведений и отношения к профессии.

В проекте участвуют ученики и родители 11-2 взвода, проводится работа кадетами – изучение информации  о выбранных профессиях, ведется работа родителями – информирование о своей профессии, ведется работа классным руководителем – координация действий родителей и учеников.

Сентябрь  2012 – май 2014

11 класс

Уровни

воспитательных

результатов

Направления деятельности

Приобретение школьником  новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

1. Гражданско-патриотическое:

  • воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
  • усвоение ценности и содержания таких понятий, как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие» и др.;

  • развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
  • развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

2. Нравственное и духовное воспитание:

  • формирование у кадет ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
  • формирование у кадет представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  • формирование кадет я набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
  • формирование у кадет комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
  • формирование у кадет уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

- деловые игры, организуемые педагогом;  

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

  • формирование у кадет представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
  • формирование условий для развития возможностей кадет с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
  • формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
  • формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
  • формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности кадет к труду и осознанному выбору профессии, профессионального образования, адекватного потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

4. Интеллектуальное воспитание:

  • формирование у кадет представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности научного лицейского общества «Открытие», в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, и т.д.);
  • формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности кадет, по развитию навыков работы с научной информацией и т.д.);
  • формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе кадет к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

- экскурсии,

 -досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом.

5. Здоровьесберегающее воспитание:

  • формирование у кадет культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
  • формирование у кадет навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
  • формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.

- беседы о ЗОЖ;

- - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.). организуемые педагогом.

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

  • формирование у кадет представлений о таких понятиях, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям, как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
  • формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

  • формирование у кадет навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
  • формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
  • формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
  • формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
  • формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

- социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми).

8. Правовое воспитание и культура безопасности:

  • формирование у кадет правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; формирование электоральной культуры;
  • развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в лицее, в быту, на отдыхе.

- индивидуальные и групповые беседы об обществе, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.;

9. Воспитание семейных ценностей:

  • формирование у кадет ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
  • формирование у кадет знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Классные часы

10. Формирование коммуникативной культуры:

  • формирование у кадет дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;
  • формирование у кадет ответственного отношения к слову как к поступку;
  • формирование у кадет знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
  • формирование у кадет ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Участие в мероприятиях общелицейского масштаба

11. Экологическое воспитание:

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  • формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
  • формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Участие в акциях, посвещенных экологии и бережного отношения к природе

План работы  в 11-2

Направления и виды деятельности

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Кл/ч 1 «Конституция Российской Федерации»

2.Профилактика

ДТП. Инструктаж по ПДД и пожарной безопасности

Выборы актива класса

Ценностно- ориентированное

Кл/ч   «20-летие лицея»

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Беседа о дежурстве по школу

Профилактика

ДТП

3 Правила пожарной безопасности

Художественно-эстетическое

Участие в «Минуте славы»

Спортивно-оздоровительное

1. День здоровья Кросс «Золотая осень»

2. Беседа о необходимости горячего питания в течение учебных занятий

-Беседа о безопасности обучающихся в стенах школы и деятельности службы охраны.

-Беседа о правилах получения медицинской помощи учащимися.

-Туристический слет

Направления и виды деятельности

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Кл/ч1. «Кто я? Самопознание личности»

2.Профилактика

ДТП

3 Правила пожарной безопасности

Ценностно- ориентированное

Анализ дежурства по школе и по классу за сентябрь

(совместно с учащимися)

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Художественно-эстетическое

 

Посещение театра

Спортивно-оздоровительное

Кл/ч 1«Учеба-мой труд»

2 Инструктаж ПДД

Направления и виды деятельности

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Ценностно- ориентированное

Кл/ч 1.«День примирения и согласия»

2.Профилактика

ДТП

3 Инструктаж по ПДД

Кл/ч  «Толерантность-основа современного общества»

2. Инструктаж по ПДД

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Художественно-эстетическое

Посещение кинотеатра

Спортивно-оздоровительное

Кл/ч «Я умею говорить «нет»

2 Беседа по пожарной безопасности

Направления и виды деятельности

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Кл/ч 1.«Моя будущая профессия»

2.Профилактика

ДТП

Ценностно- ориентированное

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Оценка предварительных итогов второй учебной четверти.

Контроль предварительных итогов второй четверти

Художественно-эстетическое

Спортивно-оздоровительное

Кл/ч 1«Курение и здоровье»

2 Инструктаж ПДД

Направления и виды деятельности

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Участие в предметных

неделях

Участие в предметных

неделях

Ценностно- ориентированное

Кл/ч 1 «Новый год, не только праздник, но повод подвести итоги…»

 2 Беседа по пожарной безопасности

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Участие в предметных

неделях

Участие в предметных

неделях

Художественно-эстетическое

 

Участие в подготовке школьного новогоднего праздника

Спортивно-оздоровительное

Кл/ч 1«Причины курения» 2.Профилактика

ДТП

3 Инструктаж ПДД

Направления и виды деятельности

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Ценностно- ориентированное

Кл/ч 1 «Встреча с родителями с точки зрения выбора профессии»

2.Профилактика

ДТП

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Участие в предметных

неделях

Мероприятия

ко Дню защитнитка Отечества

Художественно-эстетическое

Выпуск классной стенгазеты ко Дню защитнитка Отечества

Спортивно-оздоровительное

Кл час «Культура питания – культура успеха в жизни»

Направления и виды деятельности

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Кл/ч 1 «Оптимальный режим рабочего дня выпускника»

2.Профилактика

ДТП

Ценностно- ориентированное

Выпуск классной

стенгазеты, посвященной 8 Марта

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Подготовка ко Дню Матери

Художественно-эстетическое

Школьный вечер, посвященный 8 Марта

Спортивно-оздоровительное

Кл/ч1 «Спорт или физкультура?»

2 Инструктаж

ПДД

Направления и виды деятельности

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Беседа по культуре общения

Беседа по пожарной безопасности

Ценностно- ориентированное

Кл/ч 1 Кл/ч «Посещение галереи «Стерх»

2.Профилактика

ДТП

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Выпуск классной стенгазеты, посвященной Дню космонавтики

Художественно-эстетическое

Выпуск классной стенгазеты, посвященной Дню юмора

Спортивно-оздоровительное

Кл/ч «Культура праздников и веселья»

Направления и виды деятельности

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Кл/ч «О себе с любовью»

Ценностно- ориентированное

Кл/ч «День победы»

Кл/ч 1  «Спасибо нам за школьные годы»

2.Профилактика

ДТП

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Выпуск классной стенгазеты ко Дню Победы

Художественно-эстетическое

Участие в школьных мероприятиях, посвященных Дню Победы

Спортивно-оздоровительное

Беседа о необходимости соблюдать режим дня и режим питания

Классный час «Лето беззаботное?»

Инструктаж по ПДД, ППБ, о нормах культурного и безопасного поведения в дни летнего отдыха

Ожидаемые результаты и эффекты программы

  1. Количественные показатели
  • Вовлеченность обучающихся  в  мероприятия составляет  не менее 80%
  • Рост количества мероприятий 2 уровня  ( контрольные точки – декабрь, май)
  1. Качественные показатели
  • Положительная динамика  по учебным итогам полугодий и 1 и 3четвертей предварительно
  • Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе – средний уровень.
  • Уровень сформированности классного коллектива -   «мерцающий маяк» (по методике  А.Н. Лутошкина).
  1. Эффекты
  • Появление в классе лидерской группы – примера в учебе, общественной жизни.

Мониторинг эффективности программы[6].

Показатели

Методики изучения[7]

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1. освоение учащимися образовательной программы

2. развитость мышления

3. познавательная активность учащихся

4.сформированность учебной деятельности.

  1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  2. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

 1. нравственная направленность личности

2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

  1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1. коммуникабельность

2. сформированность коммуникативной культуры учащихся

3. знание этикета поведения

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
  2. Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала ученика

1. развитость чувства прекрасного

2. сформированность других эстетических чувств

 Методика Торренса

Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала ученика

1. состояние здоровья

2. развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе

1. комфортность ребенка в школе

2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"          

2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"                    

Сформированность классного коллектива

1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. развитость самоуправления

3. сформированность совместной деятельности

  1. Методика "Наши отношения"
  2. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)
  3. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,  утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября  2012 г. № 2148-р
  3. Конвенция о правах ребенка
  4. Конституция Российской Федерации
  5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию  Российской Федерации от 12 декабря 2012 года
  6. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября. 2012 г.)
  7. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации  на период до 2015 г.
  8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации  государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года  № 599
  9. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии  действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761
  10. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»

  1. Воронцов А.Б., Эльконин Б.Д, Цукерман Г.А.   и др. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. М., 2008
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. Самара, 2006
  3. Григорьев Д.В., Степанов  П.В.  Методический конструктор внеурочной деятельности школьников М., Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения М., 2011
  4. Задонская О.В. Программа воспитательной работы «Мы - будущее» (на 2013-2018 г.г.) [Электронный ресурс] /  О.В.Задонская// Сайт МБОУ СОШ №144 г. Красноярска - Режим доступа: http://school144.my1.ru/index/zadonskaja_o_v/0-41.  htm, свободный
  5. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. М., 2004

Приложение 1

Наши поручения

Комвзвода – Себельдин Александр

Командир I отделения – Придаткин Игорь

Командир II отделения – Бескиер Сергей

Командир III  отделения – Андреев Игорь

Ответственный за посещаемость – Никитин Илья, помощник - Андреев Игорь.

Ответственный за посещение и порядок в столовой – Григорьев Никита, помощники - Магомедов Кабил, Шаяхметова Лилия.

Ответственный за трудовые дела и поручения – Корякин Антон, помощники – Васюк Дмитрий.

Ответственный за спортивно-массовые мероприятия – Двоскин Илья, помощники – Никитин Илья и Юсупов Руслан, Журба Александр.

Ответственный за культурно-массовые мероприятия – Волокитин Михаил, помощники – Коротенко Оксана, Данькин Богдан, Авдюгин Александр, Янчак Никита.

Ответственный за учебную успеваемость – Безуглый Дмитрий, помощники – Шаяхметова Лилия, Журба Александр, Клочкова Мария.

Белый Станислав, Максименко Николай – командиры взводов седьмых классов.

Андреев Игорь, Придаткин Игорь - командиры взводов пятых классов.

Характеристика классного коллектива.

  • Общие сведения о классе

В 11-2 взводе 23 обучающихся. В классе 3 девушки и 20 юношей. Пятеро кадет из Сургутского района, четверо кадет проживают в общежитии лицея: Безуглый Д., Себельдин А., Педич С., Юсупов Р.

Возрастной состав класса: 23 обучающихся 1996 г. р., 1 – 1997г. р. 

Шаяхметова Лилия из многодетной семьи.

В классном коллективе есть актив Никитин Илья, Белый Станислав, Придаткин Игорь, Бескиер Сергей, Григорьев Никита, Андреев Игорь, Волокитин Михаил, Безуглый Дмитрий, Себельдин Александр.

Ребята в классе общительные, межличностные отношения строятся на товарищеской основе. В классе идет не очень ярко выраженное соперничество за лидерство между двумя микрогруппами: Никитин И., Максимено Н. и Бескиер С., Белый С., остальные ученики занимают нейтральную позицию, имеют свое мнение, слабо поддаются влияню со стороны других учеников. Тесное общение между учениками в основном идет в микрогруппах по 2-3 человека, между микрогруппами идет общение на уровне класса. В целом ребята могут взвешенно оценивать ситуации, события в классе. К поручениям относятся в меру ответственно, отзываются на просьбы и поручения педагогов, проявляют взаимовыручку и поддержку товарищей.

В классе учатся дети разных национальностей, и с уважением и тактом  относятся друг к другу как представителю иной культурно-религиозной принадлежности.

   .Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся.

На «4» и «5» обучаются: Бескиер Сергей, Белый Станислав, Шаяхметова Л., Никитин Илья, Григорьев Никита. Интеллектуальный уровень обучающихся 10-2 взвода высокий, при должном контроле со стороны родителей и педагогов, ребята могут показывать хорошие учебные результаты.

Структура классного коллектива

Командир взвода

Себельдин Александр

Командир I отделения

Придаткин Игорь

Григорьев Н

Коротенко О.

Магомедов К.

Максименко Н.

Себельдин А.

Никитин И.

Осаула В.

Авдюгин А.

Командир II отделения        

Бескиер Сергей

Безуглый Д.

Волокитин М.

Данькин Б.

Клочкова М.

Юсупов Р.

Белый С.

Григорьев Н

Коротенко О.

Командир III отделения

Андреев Игорь

Белый С.

Журба И.

Корякин А.

Педич С.

Шаяхметова Л.

Белый С.

4. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.

Во внеурочное время ребята посещают бассейн, спортивные секции, занимаются творчеством. Многие ребята увлекаются игрой на гитаре, прекрасно исполняют песни под свой аккомпанимент –Юсупов Р., Педич С., Шаяхметова Л. Бескиер С.не только хорошо играет на гитаре, но и сам пишет замечательные песни. Волокитин М., Безуглый Д. являются хорошими чтецами стихов. Себельдин А. показывает очень хорошие результаты в спортивных мероприятиях. Занимается стрельбой, имеет много дипломов и грамот с призовыми результатамиРебята активно участвуют в лицейских мероприятиях, стараются победить. Бескиер С является активистом лицейского совета самоуправления и ШАГ. Андреев И., Белый С.,  Максименко Н., Придаткин И. являются кураторами взводов кадет младших классов. Янчак Н. принимает активное участие в творческих мероприятиях в лицее, совместно с Авдюгиным А является участником редколлегии взвода. Волокитин М.. Журба И., Григорьев Н., Корякин А активно принимают участие в интеллектуальных мероприятиях и творческих событиях лицейского и городского уровня. Андреев И, Данькин Б., Максименко Н., Придаткин И., Никитин И. являются неоднократными участниками и победителями всероссийских конкурсов и соревнований, таких как «Равнение на Победу» в Ханты-Мансийске, Круглый Стол «400-летие династии Романовых».

5. Уровень воспитанности членов коллектива.

Дисциплина в классе удовлетворительная, хотя при отсутствии должного контроля со стороны классного руководителя, офицера-куратора  и педагогов, ученики 11-2 взвода могут и пренебрегать обязанностями, учиться не в полной мере своих возможностей, недисциплинированно вести себя, пренебрегать выполнением  поручений по классу. Внешний вид курсантов соответствует требованиям, изложенным в Положении о кадетских классах.

В целом все курсанты 11-2 подчиняются требованиям лицея, понимают смысл этих требований, соблюдают субординацию.

Число учеников, активно участвующих в жизни класса и лицея, увеличивается, но есть и те, кто не желает проявлять творческие способности, учатся не в меру своих интеллектуальных способностей, относятся к просьбам, поручениям и заданиям классного руководителя поверхностно, исполняют их не вовремя, с запозданием.

Важной проблемой 11-2 взвода является отсутствие самоорганизации, нежелание повышать уровень знаний и ученической самодисциплины.          

Воспитательная проблема класса:  Формирование активной гражданско-патриотической   позиции кадет, совершенствование  навыков самодисциплины и самоорганизации учебной деятельности, развитие способности к социокультурной адаптации, эстетическому и этическому совершенствованию.

Цель: Воспитание целеустремленной, ответственной личности,  обладающей высоким духовно-нравственным потенциалом.

Задачи: 1) изучение индивидуальных особенностей учащихся, их окружения, их интересов;

               2) формирование гражданской позиции,  совершенствование  классного самоуправления,  сплочение классного коллектива;

               3) формирование экологического мировоззрения и  культуры здорового образа жизни;

               4) развитие потребности в творческом, интеллектуальном и эстетическом  саморазвитии;

               5) обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности и изучения истории края, страны;

               6) взаимодействие с социальной, психологической службой школы для реализации социальной защищенности учащихся.        

Планируемые результаты: повышение самодисциплины,  рост нравственного уровня, ответственного отношения к учебной деятельности, достижение значимых личностных результатов в учебе,  творчестве, спорте для каждого ученика.

Основные направления деятельности:

             1) ценностно-ориентированное,

             2) художественно-эстетическое,

             3) спортивно-оздоровительное,

             4) работа с родителями,

             5) работа с детьми, склонными к нарушению требований, предъявляемых к курсантам лицея;

             6) мониторинг классного коллектива.

Классный руководитель                       _____________ Семенова Н. В.


Состав родительского комитета

Фамилия, имя, отчество

Место работы

Телефон

Поручение

1

Новикова Лариса Александровна

ОАО «СНГ» СУТТ№6, ведущий юрист-консульт

89222484732

Председатель

2

Андреева Надежда Ивановна

МБДОУ № 24 «Космос»

Учитель-логопед

648104

Хоз.деятельность Секретарь, счетная ком.

3

Белобородова

Юлия Владимировна

КУХМАО «Югры» СКПТД

Врач-фтизиатр

79128145752

Организатор досуга

4

Авдюгина Наталья Владимировна

ОАО «СНГ» ведущий бухгалтер

89634934134

900625

Попечительский совет

                             План заседаний родительского комитета

                 

Тема

Сроки

Примечание

1

Организационное

1 четверть

12.10.13

2

2 четверть

16.11.13

3

3 четверть

15.02.14

4

Итоговое

4 четверть

15.04.14

                                             План родительских собраний

Тема

Сроки

Примечание

1

Организационное

1 четверть

12.10.13

2

Учеба и дисциплина

2 четверть

16.11.13

3

Организация режима дня и занятий при подготовке к сдаче ЕГЭ

3 четверть

4

Итог учебной деятельности учеников 11-2 взвода

4 четверть

                                         

Работа с учащимися группы риска.

Работа с учащимися группы риска.

1 четверть

Ф.И. ученика

проблема

Пути решения проблемы

результат

Данькин Богдан

Низкая учебная мотивация

Двоскин Илья

Плохая дисциплина

2 четверть

Ф.И. ученика

проблема

Пути решения проблемы

результат

Янчак Никита

Опоздания на уроки, невыполнение домашних заданий

Коротенко Оксана

Низкая успеваемость и учебная мотивация

3 четверть

Ф.И. ученика

проблема

Пути решения проблемы

результат

Магомедов Кабил

Одна-две тройки за полугодие

Корякин Антон

Одна-две тройки за полугодие

Григорьев Никита

Может учиться на «4-5», но много «3»

4 четверть

Ф.И. ученика

проблема

Пути решения проблемы

результат

Безуглый Дмитрий

Низкая успеваемость, шумное поведение,

низкий уровень самодисциплины и самоконтроля

Максименко Николай

Шумное поведение, низкий уровень самодисциплины и самоконтроля

Работа с учителями

Предмет, учитель

Проблема

Пути решения проблемы

Результат

Русский язык, литература

Чупина Л. Ю.

Не готовят домашнее задание

Выявление причин и условий для домашней работы

Долги сданы, все аттестованы

Математика,

Овсянкина З. Н

Низкий уровень усвоения знаний

Выявление причин и условий для домашней работы

Долги сданы, все аттестованы

Химия,

Кузнецова С. А.

Низкий уровень усвоения знаний.

Не готовят домашнее задание.

Безобразное поведение на уроках

Выявление причин и условий для домашней работы.

Выявление причин безобразного поведения

Долги сданы, все аттестованы.

Дисциплина на уроках – удовлетворительно.

Замечания и предложения по итогам года

Приложение 2

МЕТОДИКА  «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ»

(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. С. 208).

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требование старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.


[1] Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. Самара, 2006

[2] Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. М., 2004, С. 286

[3] Григорьев Д.В., Степанов  П.В.  Методический конструктор внеурочной деятельности школьников М., Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения М., 2011

[4] См там же

[5] Воронцов А.Б.,. Эльконин Б.Д, Цукерман Г.А.   и др. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. М., 2008

[6] Задонская О.В. Программа воспитательной работы «Мы -будущее» (на 2013-2018 г.г.) [Электронный ресурс] /  О.В.Задонская// Сайт МБОУ СОШ №144 г. Красноярска - Режим доступа: http://school144.my1.ru/index/zadonskaja_o_v/0-41.  htm, свободный.

[7] Методики представлены в Приложении 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа в 6-м классе

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....

Воспитательная программа для 5-6 кл

Программа расчитана на два года для учащихся 5-6 классов...

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса

 В основе  модуля «Уроки семьи» лежит  системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...