Методический семинар. Воспитательная программа. Статья к презентации.
статья (10 класс) на тему

Одним из важнейших документов, регламентирующих работу классного руководителя, является программа воспитательной работы. Моя воспитательная программа называется «Я в мире, мир во мне».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma._metod._seminar.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме

«Представление воспитательной программы

«Я в мире, мир во мне»

Одним из важнейших документов, регламентирующих работу классного руководителя, является программа воспитательной работы. Моя воспитательная программа называется «Я в мире, мир во мне».

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Современное воспитание должно быть направлено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

Я – классный руководитель 10 «Б» класса. Вместе мы уже 6 лет. Все прошедшие годы – это годы нашей совместной работы, своеобразная школа совместного роста, опыт совместного анализа результатов нашей деятельности. За это время сложилась определенная система работы с классом.

 Достижение цели воспитательной системы класса возможно за длительный промежуток времени – не менее 5-7 лет.   Поэтому она реализуется в несколько этапов. На данный момент мною пройдено 3 этапа программы с 5-го по 9-ый класс.

  • 1 этап (5 – 6 классы) – формирование у детей представлений о жизненных ценностях, умения принимать людей такими, какие они есть; развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • 2 этап (7 – 8 классы) – формирование у школьников основ самопознания и само строительства, совершенствование межличностных отношений в классном коллективе;
  • 3 этап (9 класс) – развитие способности управлять собою и отдавать отчет в собственном поведении.

На первом этапе было проведено психологическое исследование учащихся на основе различных методик:

•        Самооценка учащихся (Дембо-Рубинштейн);

•        Уровень личной тревожности (методика Спилберга);

•        Социометрия.

•        Мотивация учебной деятельности (по Лускановой Л.Г.) и выявлены проблемы данного коллектива.

Результаты социометрии показали низкий коэффициент сплоченности коллектива. У ребят, не принятых в коллективе, выявилась высокая степень тревожности, низкая самооценка, ощущение  дискомфорта в школе, отсутствие стремления к знаниям, интереса к учебе. Особую настороженность по тесту вызвала шкала «Дружеские отношения в классе». Двенадцать человек из класса считали, что класс недружный, несплоченный; отношениями с одноклассниками не очень довольны. В такой атмосфере невозможно саморазвитие личности, развитие его творческого потенциала. Поэтому была намечена работа, направленная на сплочение детского коллектива.

Особое место в своей воспитательной работе отвела методике коллективных творческих дел (технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова). Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

        Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше, чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Ведь только тогда, когда вместе думаешь, вместе изобретаешь и вместе работаешь, только тогда возникает чувство единения, уважения друг к другу. Только тогда устанавливаются доверительные отношения. Только тогда возникает то духовное напряжение, в котором развиваются способности, Только тогда все чувствуют себя нужными и необходимыми в коллективе, Общее творчество сплачивает коллектив, делает его одним целым. Но при этом не теряется и личность: все важнейшие человеческие качества развиваются и формируются в условиях коллективного творчества.

Критериями оценки результатов воспитательной программы являются:

1.Уровень форсированности классного коллектива.

2.Уровень вовлеченности обучающихся в коллективно-творческую деятельность, работа актива класса.

3.Уровень состояний психического и физического здоровья учащихся, уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

4.Уровень воспитанности учащихся.

К 9-му классу коллектив стал более сплоченным, дружным. Весь коллектив активно участвовал в классных и общешкольных мероприятиях. Мы не пропустили ни одного школьного мероприятия. Неоднократно занимали 1-е места. Заняли и первое место на районном конкурсе «Ученик года». Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью средний и высокий. Уровень нравственной воспитанности  высокий (2 человека), средний (14 человек) и только 2 человека показали низкий уровень воспитанности.

В этом учебном году мы реализуем заключительный этап воспитательной работы, который является особенно важным. Ведь речь идет о подготовке учащихся к самостоятельной жизни.

  • 4 этап (10 – 11 классы) - содействие становлению активной гражданской позиции личности, способной к самореализации.

На данном этапе работы можно выделить две особенности:

  • Во-первых, это создание нового коллектива, класс собран из ребят не только разных классов, но и из разных школ.
  • Во-вторых, мой класс – это профильный, социально-гуманитарный. Перед вами итоги анкеты «Уровня сформированности мотивации учебной деятельности». В данном классе уровень сформированности мотивации учебной деятельности по профильным предметам выше, чем по блоку физико-математических и естественно-научных предметов. График наглядно показывает разницу в отношении обучающихся к профильным и непрофильным предметам. Однако радует, что требования к изучению непрофильных предметов у учащихся выше среднего значения (2), что сказывается на качестве обучения, на разностороннем развитии детей.

Целью моей  программы является

    создание в классе единого воспитательного пространства, условия которого будут способствовать формированию  современной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации и профессиональному самоопределению.

Задачи программы: Создание благоприятного нравственно - психологического климата в классном коллективе; формирование гражданского самосознания, гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Характер и результативность цели воспитательной работы определяются принципами, важными для учителя, приоритетными являются такие принципы, как: гуманизм, духовность, уважение. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, системный подход.

 

Итогом деятельности и реализации программы воспитательной работы является сформированная личность, которая уважает других, стремится к постоянному совершенствованию, имеет потребность вести здоровый образ жизни и имеет четкие жизненные планы.

Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим основным направлениям:

  1.  «Мой  мир»

Это   Формирование духовно-нравственных ценностей как  процесс гармонизации внутреннего  и внешнего мира старшеклассника.

Сюда я включаю  нравственное воспитание, целью которого является  формирование правильной нравственной позиции у учащихся. Приоритетные формы работы – диалоговые классные часы, где ребята учатся выражать и отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника.

Также в направление «Мой мир» относится художественно-эстетическое воспитание, которое реализуется через подготовку и участие ребят  в творческих классных,  школьных и районных  мероприятиях. Например, в этом году наш класс стал победителем в школьном конкурсе «Битва классных хоров».

 

2. Важным направлением считаю направление, формирующего ценности здорового образа жизни -   «Мое здоровье – мое будущее». Результат работы по данному направлению – класс ежегодно к празднику «За честь школы» награждается номинацией «Лучший спортивный класс». В этом году мы приняли участие в российской акции «Лыжня России». Учащиеся класса (12 человек из 16) посещают различные спортивные клубы, занимаются в кружках, секциях.

3. Направление «Я гражданин России» способствует формированию правовой культуры и патриотического воспитания. Учащиеся моего класса занимают активную жизненную позицию. Мы учимся быть патриотами своей Родины. Изучаем не только родной край, но и ездим с экскурсиями по стране. Участвуем в районных, республиканских и всероссийских акциях.

4. Для старшеклассников необходимо и профессиональное самоопределение. Направление  «Формула успеха» способствует развитию способностей к адаптации в реальных социально-экономических условиях. Главным в работе этого направления является тесное сотрудничество с психологом, с представителем центра занятости, знакомство с миром профессий  и диагностическая работа.

5. Большое значение имеет взаимодействие  семьи и школы. Использую в своей работе совместные вечера, праздники, собрания: родители – дети. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. В направлении «Семья – моя главная опора» немаловажную роль играет и трудовое воспитание.

6. Работу классного руководителя существенно облегчает деятельность органов самоуправления. Если правильно вести работу в данном направлении, начиная с 5-го класса, то в старшем звене мы получаем как результат этой работы инициативную, творческую личность с активной гражданской позицией.

ВЫВОД.

Прошло всего полгода работы с данным классом. 3 четверти еще не тот период, когда можно говорить об эффективности реализации программы, которая рассчитана на 2 года. Но я с уверенностью могу сказать, что коллектив состоялся. Уровень благополучия взаимоотношений хороший (высокий): нет ребят, не принятых в коллективе. Взаимоотношения с классным руководителем доверительные и уважительные. В целом все ребята имеют высокий нравственный потенциал, для них важны такие ценности, как родина, коллектив, семья, уважение к старшим. Они бережно относятся к своему здоровью.  Учащиеся умеют правильно оценивать свои действия и действия других (сверстников, взрослых людей), соблюдать порядок вокруг себя, в общественных местах.

А работу классного руководителя можно представить наглядно.

Давайте представим, что этот сосуд  - воспитательное пространство. Каждый классный руководитель прежде всего определяет приоритеты своей воспитательной работы, это основа нашей работы, ее цель. (теннисные шарики)        

Для достижения целей мы ставим конкретные задачи и постепенно их решаем. (камушки)

Для решения задач у классного руководителя есть огромный арсенал форм и методов работы, различные технологии, которые делают воспитательную работу насыщенной, интересной. (Крупа)

Кл. руководитель прежде всего личность. В ходе своей работы мы ежедневно общаемся с учащимися, которые тоже являются личностями. Поэтому огромную роль в работе классного руководителя играют межличностные отношения. Это теплые человеческие отношения, которые выражаются во взгляде, улыбке, прикосновении. Когда начинаешь понимать друг друга с полувзгляда. И тогда можно сказать, что воспитательная работа состоялась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....

Методический семинар. Воспитательная программа. Презентация.

Одним из важнейших документов, регламентирующих работу классного руководителя, является программа воспитательной работы. Моя воспитательная программа называется «Я в мире, мир во мне»....

Статья и презентация к докладу на семинаре на тему "Ситуационное обучение на уроках ОБЖ"

Безопасность является одной из базовых потребностей каждого человека, как в повседневной жизни, так и в экстремальных условиях. Поэтому одним из существенных условий становления и развития и развития ...

Методический семинар, статья

Статья раскрывает проблему подготовки к ЕГЭ , использование различных технологий для успешной сдачи экзамена по обществознанию....

Выступления на семинаре учителей -предметников, статьи, доклады, презентация МО

В приложении портфолио представлены  материалы, статьи, выступления  и доклады на семинарах учителей физической культуры, презентация методического объединения, отражающие результаты професс...

Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте" для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, 2020 г.

Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, асп...

Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Секреты общения в афоризмах".

Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Афоризмы для 5-8 классов. Можно использовать для практических занятий по развитию навыков общения. Через обсуждение...