проектная деятельность как форма краеведения
материал (6 класс) на тему

Даньшина Наталья Петровна

Как подготовить проект. Как его оформить и как его защитить на конференции научно- практической

Скачать:


Предварительный просмотр:

Форма представления исследовательских работ учащихся на научно-практическую конференцию 

Подготовила Даньшина Наталья Петровна

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, научный статья, научный отчёт, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением

Доклад

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.

 Рецензия

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или журнале

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить:

•        описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;

•        краткие данные о методике исследования;

•        анализ собственных научных результатов и их обобщение;

•        выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

•        ссылки на цитируемую литературу.

 Научный отчет

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета:

•        Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

•        Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность, практическая значимость.

•        Характеристика применявшихся методов исследования.

•        Описание результатов исследования.

•        Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

•        Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

 Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) представляет собой:

•        краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п;

•        доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Ключевые моменты при руководстве работой учеников над рефератами

Презентация, слайд 3.

1. Готовность учащегося к работе над рефератом.

Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знание. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника над рефератом будет обеспечена только в этом случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося.

Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма в неурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер – не каждый ученик даже при поддержки педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации. Несомненно учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.

3. Сроки выполнения рефератов.

Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что после того, как учитель ознакомиться с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю- предметники, руководившему работой.

4. Структура реферата.

Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

•        введение;

•        основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

•        заключение;

•        список источников ;

•        приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

Список источников может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радио передач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

5. Процедура защиты реферата.

На процедуре защиты работы сама работа находится у членов жюри. Слово для доклада предоставляется ученику. Он заранее готовит речь по определённому шаблону, где указывается цель, задачи, проблема и т.д.. После само выступление может проводиться по слайдам презентации.( мой опыт)

Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

6. Оценка реферата.

 Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:

•        содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

•        оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);

•        представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

Оформление работы

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводится все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. В основном тексте рисунки, иллюстрации, диаграммы не ставятся. Там только текст. Иллюстративный материал: рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы выносятся в приложения В тексте даны ссылки.

После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5)..

Общие правила оформления текста исследовательской работы

Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада – от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

•        размер шрифта 12 – 14, Times New Roman, обычный;

•        интервал между строк – 1,5;

•        размер полей: левого – 3 см, правого – 1,5 см, верхнего, нижнего – 2 см.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят внизу по центру; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности дает новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся,развития их творческих способностей....

Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей

При изучении проблемы индивидуализации познавательной деятельности школьников были разработаны рекомендации обоснованного выбора форм работы с учащимися для создания учебного баланса на уроке.Использо...

Проектная деятельность как форма развития творческих способностей учащихся.

Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их...

Организация проектной деятельности в области краеведенья во внеурочное время и на уроках русского языка и литературы.

Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогиче...

Проектная деятельность по географии, краеведению

В статье описаны методы проектной деятельности на этапе проблематизации....

Публикация в журнале "Сибирский учитель" Внеклассная проектная деятельность по литературному краеведению"

Опыт проведения внеклассной работы посредством проектной деятельности по литературному краеведению....

"Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности"

Статья «Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности» Класс: 10 БУчитель: Мараник Любовь Викторовна Проектная деятельность также активно применяется мною   ...