Классный час "Что такое толерантность?"
классный час (10 класс) на тему

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, поко­рять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_-_tolerantnost.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Глуховская СОШ
КЛАССНЫЙ ЧАС «Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»

Цель: Воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать; формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «толерантность», выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма.

Развивающие: учить учащихся анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения, развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, сплоченности, способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, воспитывать чувство неприятия насилия, терроризма и экстремизма.

                                                               

 Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

                                                                 плавать под водой, как рыбы,

                                                                 нам не хватает только одного:

                                                                 научиться жить на земле, как люди»    Б. Шоу

 «Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»

Я собака – всего лишь собака!        ( Борис Заходер)  

В голове у меня – пустота.  

Но другую собаку, однако,  

Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки.

Ни слова – потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают…

Мы вступаем и в драки, и в браки.

Неизменную веру храня:

Что бы ни было – все мы собаки.

Все мы – братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата

Распознать неспособны никак…

Сразу видно – чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш – не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части.

Словно он вам уже и не брат…          

16 ноября – Международный день ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Все вы слышали это слово, но всем ли понятно его значение?

Смысл, который несет это слово, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

 Что же такое Толерантность?

Термин ТОЛЕРАНТНОСТЬ объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Как слово толерантность определяется на разных языках земного шара:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-то, кого-то).

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в этом мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

ИГРА «Хрустальные люди»

Простое непонимание поведения другого может вызвать агрессию и другие неконструктивные формы поведения.

Игра: Группа разбивается на 3 команды:

- одна ставит стулья в круг и остается в классе

- другая выходит из класса

- третья занимает наблюдательную позицию (стулья поодаль, полукругом)

1) Сначала инструкция дается команде вне класса:

« Ваша задача, чтобы люди сидящие в кругу, встали и пошли. У вас будет 3 попытки по 2 минуты, между попытками время на обсуждение. Сейчас у вас есть 4-5 минут на то чтобы договориться, как это будете делать.»

2) Инструкция сидящим в кругу:

« Вы – хрустальные люди. Вы встанете и пойдете, если посчитаете  это достаточно легким и безопасным для себя. У вас есть 3-4 минуты на то, чтобы договориться, будете ли вы следовать каким-то общим правилам и каким. Когда время пройдет, в класс зайдет другая команда и, возможно, они попытаются что-то сделать. У них будет для этого 3 попытки по 2 минуты.»

3) Инструкция наблюдателям:

«Наблюдайте за тем, что здесь будет происходить и постарайтесь подыскать максимальное количество примеров из реальной жизни, на которые бы это было чем-то похоже».

Как правило, в процессе игры команда пришедших идет на всевозможные уловки и ухищрения, чтобы поднять сидящих в кругу, однако никогда не спрашивает их, почему же они не встают, и не сообщают своих намерений.

Сидящие в кругу часто самостоятельно принимают решение не вставать ни в коем случае и не говорить вошедшим, почему они не встают, хотя в инструкции нет этого и в помине.

Обычно группа сообща находит несколько примеров из жизни, для которых эта игра является моделью – случаи, когда стороны, требуя чего-то друг от друга, не желают друг друга понять.

Вопросы для рефлексии:

- Представители команд озвучьте , пожалуйста инструкции, выданные командам.

- Какие чувства испытывали команды по отношению друг к другу в процессе игры?

- Какие решения приняли команды самостоятельно, помимо инструкции?

- Что команда сидящих думала о намерениях пришедших в процессе игры?

- Если команды действовали агрессивно, в чем причина агрессивных действий?

- Какой образ действия мог бы быть более конструктивным? (у той и у другой команды)

- Вопрос к наблюдателям: На что было похоже происходящее здесь?

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и приятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие

Гуманизм

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Немотивированная агрессивность

Тест «Насколько вы толерантны?»

Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению?

Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы?

Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости.

Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) да;   б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли вы воспримете неприятную для вас новость?

а) да;  б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?

а) да;   б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;

б) вступите в спор.

Подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

Анализ результатов:

От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите или делаете.

От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо.  Способны  иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать за горло», когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.

 В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимой для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

 ИГРА «Иностранцы»

Цель: Осознать культуру как совокупность норм и запретов; осознать относительность этих норм и их разнообразие в разных культурах;

дать участникам возможность испытать ощущения чужака в незнакомой культуре.

Игра:

Выбираются несколько человек, которые выходят из класса. Они будут  «иностранцами». ( Желательно, чтобы ими были активные участники группы или лидеры). Группы знакомятся с правилами:

- Перед тем, как задать вопрос, нужно три раза кивнуть головой  ( если участник нарушает это правило – его надо игнорировать).

- Закончив разговор, нужно высунуть язык (если участник нарушает это правило – ему говорят «ты – самый скучный зануда»).

- Никто не имеет права садиться на стулья, которые стоят посреди комнаты ( если участник нарушает правило – его исключают из игры).

 Участников просят расставить стулья парами, лицом к лицу. Одна пара стоит посреди комнаты. Назначается дежурный, который следит, чтобы никто не садился на центральные стулья и исключает нарушителей. Группа не говорит «иностранцам» о правилах, пока те их не нарушат.

 Впускаются «иностранцы», всей группе дается задание: каждый участник должен узнать о пяти других участниках три вещи, которые он до этого не знал. На вопросы можно ответить «да» или «нет». Все беседы должны происходить на стульях. Закончив разговор, оба участника должны встать и перейти на другие стулья с другими участниками.

 На жалобы «иностранцев» отвечают: «Таковы правила». После того, как будут выполнены все задания, переходят к обсуждению.

Обсуждение:

- Учитель объясняет, что «задание», которое выполняли участники, не важно, гораздо важнее «правила», с которыми столкнулись «иностранцы».

- Каждый из «иностранцев» рассказывает, что с ним происходило после входа в комнату:

        / Быстро ли он понял, что есть какие-то правила?

        / Попытался ли он выяснить их или стал интервьюировать  других «иностранцев?

        / Что он чувствовал и делал, когда его игнорировали?

        / Было ли ему обидно, когда его обзывали?

        / Удалили ли кого-нибудь из игры, и как поступил этот человек?

        / Понравилось ли группе соблюдать «правила» и скрывать их от «иностранцев?

        / Есть ли правила в реальной жизни?

        / Были ли чем то полезны правила в классе?

        / Всегда ли полезны правила, которые существуют в жизни?

        / Кто придумал настоящие правила? Или их никто не придумывал?

        / Почему в разных культурах эти правила отличаются?

        / Как мы относимся к тем, кто нарушает правила?

        / Всегда ли это заслужено?

        / Кто не знает правил реальной жизни?

        / Что мы можем для них сделать?

Что такое культура? – Совокупность норм и запретов.

И мы имели возможность испытать ощущения чужака в незнакомой культуре.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого человека таких человеческих качеств, как

взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Например, школа тоже не исключение.

Но зачастую это вызвано предрассудками.

Предрассудок – негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которой вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.

Наличие предрассудков в нашем мире неизбежно. Важно правильно оценить ситуацию и научиться правильно  жить с ними.

Ситуация  «Российский экспресс».

ЗАДАНИЕ: Каждому учащемуся дается список. Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?» Учащиеся должны определить 3 самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных.   Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа – купе.

Ц е л ь  - проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика. После этого группа собирается вместе. Обсуждаются различные выборы.

Заготовка для упражнения

 «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?»

Цыганка

Явный гомосексуалист

Скинхед

Молодой человек, больной СПИДОМ

Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком

Кавказец-мусульманин

Человек из деревни с большим мешком

Африканский студент

Подросток, похожий на наркомана

Бывший заключенный

Таджик в национальной одежде

Милиционер

Инвалид со складной коляской

Китаец, который ест  странно пахнущую еду

Человек, который говорит на непонятном языке

 

   Обсуждение:

1) / Трудно ли прийти к единому мнению?

/ Почему у разных групп ответы оказались

разными

/ Почему иногда ответы всех групп совпадали?

2) /Каковы причины нежелания  ехать с человеком в одном купе? ( Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько  они  в каждом случае обоснованы?)

/ Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?

3) / Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

4) / Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели   себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?

  / Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

  / Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

  / Как лучше всего поступать в таких случаях?                                          

5) /Что будет более оправданным, если вас попросят объяснить свой выбор: страх, неприязнь или брезгливость?

Как нетерпимость проявляется в повседневной жизни и каковы возможные способы реакции в таких случаях? 

- Рассмотрите данные ситуации и выберите самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.

(Каждая пара делает презентацию своей ситуации.  Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует презентацию. После этого вся группа должна ответить на вопросы:

 - Что выиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?

 - Что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?

 - Могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

 - Кто может помочь разрешить ситуацию?)

 

Карточка 1. Бойкот.

Марина – очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Марина пришла к вам и попросила принять ее в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы – руководитель группы. Ваши действия:

 - Несмотря на протесты друзей разрешите Марине стать вашим художником.

 - Разрешите Марине участвовать, но дадите ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.

 - Найдете предлог, чтобы не разрешить Марине участвовать.

Карточка 2. Свастика.

На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:

 - Пройдете мимо и не заметите.

 - Напишите рядом: «Смерть всем черным».

 - Незаметно сотрете ее.

 - Вместе с друзьями начнете в школе кампанию против нацистских символов.

Карточка 3. Скинхеды.

В вашей школе стало модно быть скинхедом и нацистом. Ваши Действия:

 - Тоже побреете голову и  станете носить свастику. Это красиво и все так делают.

 - Не будете обращать внимание на происходящее.

 - Объясните друзьям и всем остальным, что значит это движение.

Карточка 4. Клички.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками.  Кому-то достаются приятные клички, кому-то – не очень. Одного из ребят все называют «Толстый», хотя он несколько раз просил так его не звать.  На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Саша, он – Толстый!». Ваши действия:

 - Станете тоже называть его «Толстый», иначе все могут начать смеяться над вами.

 - Будете называть его по имени – вам наплевать на мнение окружающих.

 - Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками – глупо.

На рубеже XVIII-XIX вв. во Франции жил некто Талейран Перигор,

Князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) он оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более того – в умении учитывать настроение окружающих, уважительно относиться к ним, искать решения проблем способом наименее ущемляющим интересы других людей; и  при этом сохранить свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это

-Терпимость к чужим мнениям,

верованиям, поведению

-Прощение

-Уважение прав других

-Сотрудничество, дух партнерства

-Уважение человеческого достоинства

-Милосердие

-Принятие другого таким, какой он есть

-Сострадание

ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту  другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Такие разные профессии"

Цель и задачи данного мероприятия:дать  учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить   интерес   учащихся  к профессиям и расширить их кругозо...

Классный час "Такая удивительная жидкость"

Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....

классный час такие разные профессии

Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...