Классный час "Что такое толерантность?"
классный час (10 класс) на тему
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_-_tolerantnost.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Глуховская СОШ
КЛАССНЫЙ ЧАС «Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»
Цель: Воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать; формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «толерантность», выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма.
Развивающие: учить учащихся анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения, развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, сплоченности, способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, воспитывать чувство неприятия насилия, терроризма и экстремизма.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди» Б. Шоу
«Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»
Я собака – всего лишь собака! ( Борис Заходер)
В голове у меня – пустота.
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки.
Ни слова – потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем!
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают…
Мы вступаем и в драки, и в браки.
Неизменную веру храня:
Что бы ни было – все мы собаки.
Все мы – братья, все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата
Распознать неспособны никак…
Сразу видно – чутье слабовато.
В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш – не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части.
Словно он вам уже и не брат…
16 ноября – Международный день ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Все вы слышали это слово, но всем ли понятно его значение?
Смысл, который несет это слово, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Что же такое Толерантность?
Термин ТОЛЕРАНТНОСТЬ объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Как слово толерантность определяется на разных языках земного шара:
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-то, кого-то).
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в этом мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
ИГРА «Хрустальные люди»
Простое непонимание поведения другого может вызвать агрессию и другие неконструктивные формы поведения.
Игра: Группа разбивается на 3 команды:
- одна ставит стулья в круг и остается в классе
- другая выходит из класса
- третья занимает наблюдательную позицию (стулья поодаль, полукругом)
1) Сначала инструкция дается команде вне класса:
« Ваша задача, чтобы люди сидящие в кругу, встали и пошли. У вас будет 3 попытки по 2 минуты, между попытками время на обсуждение. Сейчас у вас есть 4-5 минут на то чтобы договориться, как это будете делать.»
2) Инструкция сидящим в кругу:
« Вы – хрустальные люди. Вы встанете и пойдете, если посчитаете это достаточно легким и безопасным для себя. У вас есть 3-4 минуты на то, чтобы договориться, будете ли вы следовать каким-то общим правилам и каким. Когда время пройдет, в класс зайдет другая команда и, возможно, они попытаются что-то сделать. У них будет для этого 3 попытки по 2 минуты.»
3) Инструкция наблюдателям:
«Наблюдайте за тем, что здесь будет происходить и постарайтесь подыскать максимальное количество примеров из реальной жизни, на которые бы это было чем-то похоже».
Как правило, в процессе игры команда пришедших идет на всевозможные уловки и ухищрения, чтобы поднять сидящих в кругу, однако никогда не спрашивает их, почему же они не встают, и не сообщают своих намерений.
Сидящие в кругу часто самостоятельно принимают решение не вставать ни в коем случае и не говорить вошедшим, почему они не встают, хотя в инструкции нет этого и в помине.
Обычно группа сообща находит несколько примеров из жизни, для которых эта игра является моделью – случаи, когда стороны, требуя чего-то друг от друга, не желают друг друга понять.
Вопросы для рефлексии:
- Представители команд озвучьте , пожалуйста инструкции, выданные командам.
- Какие чувства испытывали команды по отношению друг к другу в процессе игры?
- Какие решения приняли команды самостоятельно, помимо инструкции?
- Что команда сидящих думала о намерениях пришедших в процессе игры?
- Если команды действовали агрессивно, в чем причина агрессивных действий?
- Какой образ действия мог бы быть более конструктивным? (у той и у другой команды)
- Вопрос к наблюдателям: На что было похоже происходящее здесь?
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других Доброжелательность Желание что-либо делать вместе Понимание и приятие Чуткость, любознательность Снисходительность Доверие Гуманизм | Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Выражение пренебрежения Раздражительность Равнодушие Цинизм Немотивированная агрессивность |
Тест «Насколько вы толерантны?»
Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению?
Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы?
Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости.
Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли вы воспримете неприятную для вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:
а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
Подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Анализ результатов:
От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите или делаете.
От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать за горло», когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимой для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
ИГРА «Иностранцы»
Цель: Осознать культуру как совокупность норм и запретов; осознать относительность этих норм и их разнообразие в разных культурах;
дать участникам возможность испытать ощущения чужака в незнакомой культуре.
Игра:
Выбираются несколько человек, которые выходят из класса. Они будут «иностранцами». ( Желательно, чтобы ими были активные участники группы или лидеры). Группы знакомятся с правилами:
- Перед тем, как задать вопрос, нужно три раза кивнуть головой ( если участник нарушает это правило – его надо игнорировать).
- Закончив разговор, нужно высунуть язык (если участник нарушает это правило – ему говорят «ты – самый скучный зануда»).
- Никто не имеет права садиться на стулья, которые стоят посреди комнаты ( если участник нарушает правило – его исключают из игры).
Участников просят расставить стулья парами, лицом к лицу. Одна пара стоит посреди комнаты. Назначается дежурный, который следит, чтобы никто не садился на центральные стулья и исключает нарушителей. Группа не говорит «иностранцам» о правилах, пока те их не нарушат.
Впускаются «иностранцы», всей группе дается задание: каждый участник должен узнать о пяти других участниках три вещи, которые он до этого не знал. На вопросы можно ответить «да» или «нет». Все беседы должны происходить на стульях. Закончив разговор, оба участника должны встать и перейти на другие стулья с другими участниками.
На жалобы «иностранцев» отвечают: «Таковы правила». После того, как будут выполнены все задания, переходят к обсуждению.
Обсуждение:
- Учитель объясняет, что «задание», которое выполняли участники, не важно, гораздо важнее «правила», с которыми столкнулись «иностранцы».
- Каждый из «иностранцев» рассказывает, что с ним происходило после входа в комнату:
/ Быстро ли он понял, что есть какие-то правила?
/ Попытался ли он выяснить их или стал интервьюировать других «иностранцев?
/ Что он чувствовал и делал, когда его игнорировали?
/ Было ли ему обидно, когда его обзывали?
/ Удалили ли кого-нибудь из игры, и как поступил этот человек?
/ Понравилось ли группе соблюдать «правила» и скрывать их от «иностранцев?
/ Есть ли правила в реальной жизни?
/ Были ли чем то полезны правила в классе?
/ Всегда ли полезны правила, которые существуют в жизни?
/ Кто придумал настоящие правила? Или их никто не придумывал?
/ Почему в разных культурах эти правила отличаются?
/ Как мы относимся к тем, кто нарушает правила?
/ Всегда ли это заслужено?
/ Кто не знает правил реальной жизни?
/ Что мы можем для них сделать?
Что такое культура? – Совокупность норм и запретов.
И мы имели возможность испытать ощущения чужака в незнакомой культуре.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого человека таких человеческих качеств, как
взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Например, школа тоже не исключение.
Но зачастую это вызвано предрассудками.
Предрассудок – негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которой вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.
Наличие предрассудков в нашем мире неизбежно. Важно правильно оценить ситуацию и научиться правильно жить с ними.
Ситуация «Российский экспресс».
ЗАДАНИЕ: Каждому учащемуся дается список. Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?» Учащиеся должны определить 3 самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных. Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа – купе.
Ц е л ь - проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика. После этого группа собирается вместе. Обсуждаются различные выборы.
Заготовка для упражнения
«С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?»
Цыганка Явный гомосексуалист Скинхед Молодой человек, больной СПИДОМ Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком Кавказец-мусульманин Человек из деревни с большим мешком Африканский студент Подросток, похожий на наркомана Бывший заключенный Таджик в национальной одежде Милиционер Инвалид со складной коляской Китаец, который ест странно пахнущую еду Человек, который говорит на непонятном языке |
Обсуждение:
1) / Трудно ли прийти к единому мнению?
/ Почему у разных групп ответы оказались
разными
/ Почему иногда ответы всех групп совпадали?
2) /Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? ( Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?)
/ Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?
3) / Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
4) / Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?
/ Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
/ Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
/ Как лучше всего поступать в таких случаях?
5) /Что будет более оправданным, если вас попросят объяснить свой выбор: страх, неприязнь или брезгливость?
Как нетерпимость проявляется в повседневной жизни и каковы возможные способы реакции в таких случаях?
- Рассмотрите данные ситуации и выберите самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.
(Каждая пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует презентацию. После этого вся группа должна ответить на вопросы:
- Что выиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?
- Что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?
- Могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?
- Кто может помочь разрешить ситуацию?)
Карточка 1. Бойкот.
Марина – очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Марина пришла к вам и попросила принять ее в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы – руководитель группы. Ваши действия:
- Несмотря на протесты друзей разрешите Марине стать вашим художником.
- Разрешите Марине участвовать, но дадите ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
- Найдете предлог, чтобы не разрешить Марине участвовать.
Карточка 2. Свастика.
На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:
- Пройдете мимо и не заметите.
- Напишите рядом: «Смерть всем черным».
- Незаметно сотрете ее.
- Вместе с друзьями начнете в школе кампанию против нацистских символов.
Карточка 3. Скинхеды.
В вашей школе стало модно быть скинхедом и нацистом. Ваши Действия:
- Тоже побреете голову и станете носить свастику. Это красиво и все так делают.
- Не будете обращать внимание на происходящее.
- Объясните друзьям и всем остальным, что значит это движение.
Карточка 4. Клички.
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то – не очень. Одного из ребят все называют «Толстый», хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Саша, он – Толстый!». Ваши действия:
- Станете тоже называть его «Толстый», иначе все могут начать смеяться над вами.
- Будете называть его по имени – вам наплевать на мнение окружающих.
- Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками – глупо.
На рубеже XVIII-XIX вв. во Франции жил некто Талейран Перигор,
Князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) он оставался неизменно министром иностранных дел.
Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более того – в умении учитывать настроение окружающих, уважительно относиться к ним, искать решения проблем способом наименее ущемляющим интересы других людей; и при этом сохранить свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это
-Терпимость к чужим мнениям,
верованиям, поведению
-Прощение
-Уважение прав других
-Сотрудничество, дух партнерства
-Уважение человеческого достоинства
-Милосердие
-Принятие другого таким, какой он есть
-Сострадание
ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
Молитва о встрече
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Такие разные профессии"
Цель и задачи данного мероприятия:дать учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить интерес учащихся к профессиям и расширить их кругозо...
Классный час "Такая удивительная жидкость"
Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...
Классный час: "Кто такой "патриот"? Что такое "патриотизм"?
Классный час с викториной...
Познавательный классный час "Такие разные словари"
Познвательный классный час...
Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...
Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".
Разработка классного часа предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....
классный час такие разные профессии
Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...